Какие решения выносит прокуратура

Согласно Закону о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре).

Закон о прокуратуре предусматривает следующие формы обращений прокурора (его заместителя):

— протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 23, 28 Закона о прокуратуре);

— представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина (п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 Закона о прокуратуре);

— постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении (ст. 25 Закона о прокуратуре).

— предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

Протест прокурора на противоречащий закону либо нарушающий права человека и гражданина правовой акт:

— передается в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ;

— подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок с момента его поступления;

— в случае подачи протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления протест подлежит рассмотрению на ближайшем заседании;

— в случаях, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста;

— о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме;

— если протест рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается о дне заседания;

— протест до его рассмотрения может быть отозван подавшим его лицом.

Представление прокурора об устранении нарушений закона либо нарушений прав и свобод человека и гражданина:

— вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения;

— подлежит безотлагательному рассмотрению;

— конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, должны быть приняты в течение месяца со дня внесения представления;

— о результатах принятых мер прокурор должен быть уведомлен в письменной форме;

— если протест рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается о дне заседания.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении:

— может быть вынесено при наличии признаков административного правонарушения;

— должно быть мотивировано;

— подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. ст. 23.2 — 23.76, 29.6 КоАП РФ);

— результаты рассмотрения подлежат доведению до прокурора в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор или его заместитель направляют в письменной форме должностным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

ПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИЙ. ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ

1. Организация проведения плановой проверки

Как уже было отмечено, органы прокуратуры не подменяют контролирующие органы и не проводят самостоятельно плановые проверки юридических лиц, за исключением случаев осуществления прямого прокурорского надзора.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 N 195 систематически (независимо от поступления информации о состоянии законности) осуществляются лишь проверки законности правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и их должностными лицами.

Вместе с тем надзорная функция прокуратуры распространяется также на участие в процессе планирования, проведения и обработки результатов целевых проверок организаций, проводимых уполномоченными на то контролирующими органами.

Ежегодные планы проверок разрабатывают органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля (п. 2 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 (далее — Правила)):

а) федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

б) органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление переданных субъектам РФ полномочий РФ по федеральному государственному контролю (надзору) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов РФ, а также на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов РФ (п. 2 Правил);

в) органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ; далее — Закон N 294-ФЗ).

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного и муниципального контроля (надзора).

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной, жилищной сферах плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года (ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Перечень соответствующих видов деятельности и периодичность плановых проверок установлены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944.

Срок проведения проверки организации не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. Данное исключение действует только при проведении плановой проверки.

Приостановление либо прерывание плановой проверки не допускается.

Часть 4 ст. 13 Закона N 294-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.08.2011, позволяла устанавливать срок проведения проверок в отношении юридического лица, осуществляющего деятельность на территории нескольких субъектов РФ, отдельно по каждому филиалу, представительству без каких-либо ограничений. На этом основании контролирующие органы, в частности Роспотребнадзор, практиковали назначение плановых проверок в отношении различных филиалов (представительств) организации без учета того, что она в лице других своих филиалов (представительств) уже была проверена в течение трех последних лет либо должна быть проверена в текущем году.

Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ в ч. 4 ст. 13 Закона N 294-ФЗ внесены изменения, согласно которым с 01.08.2011 срок проведения проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, при этом общий срок проверки не может превышать шестидесяти рабочих дней.

Для соблюдения ограничений, установленных п. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, при расчете времени (в часах) проведения выездных плановых проверок малых предприятий и микропредприятий в расчетный срок следует засчитывать только время непосредственного нахождения проверяющих в месте осуществления деятельности проверяемого лица.

Соответственно, в данный срок не включается, например, время подготовки к выездной проверке, проведения после посещения проверяемого объекта экспертиз, исследований, испытаний, измерений и иных мероприятий, при осуществлении которых проверяющие не находятся на месте осуществления деятельности проверяемого лица (письмо Роспотребнадзора от 21.01.2010 N 01/549-10-32).

Необходимо также обратить внимание на то, что за нарушения, связанные с воспрепятствованием деятельности должностных лиц при проведении проверок, ст. 19.4.1 КоАП РФ установлена следующая ответственность:

1) за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок: административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. для граждан, от 2000 до 4000 руб. — для должностных лиц, от 5000 до 10 000 руб. — для юридических лиц;

Читайте также:  Прокуратура рф кем назначается

2) за действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки: административный штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. для должностных лиц, от 20 000 до 50 000 руб. — для юридических лиц;

3) за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ: административный штраф в размере от 10 000 до 25 000 руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до года для должностных лиц, штраф от 50 000 до 100 000 руб. — для юридических лиц.

Плановая проверка может быть проведена контролирующими органами в форме документарной и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ (ч. 11 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

1. Организация проведения плановой проверки

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля составляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок и до 1 сентября года, предшествующего году проведения таких проверок, направляют проекты в органы прокуратуры (ч. 6 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Органы прокуратуры рассматривают такие проекты на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля и до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения о проведении совместных плановых проверок (ч. 6.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают эти предложения, утверждают планы проверок и направляют их в органы прокуратуры до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок (ч. 6.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

До 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы прокуратуры обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования сводного плана.

Утвержденный и размещенный в Интернете ежегодный план проверок может быть изменен только в том случае, если плановую проверку провести невозможно, например в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке, а также наступлением обстоятельств непреодолимой силы (п. 7 Правил). Порядок изменения плана проверок аналогичен порядку его разработки (пп. «а» — «г» п. 3 Правил). Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях также размещаются в сети Интернет в порядке, предусмотренном п. 6 Правил.

Ежегодные планы проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей должны полностью соответствовать «Типовой форме ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248 с 17.01.2012 в указанную форму внесены изменения.

Ежегодный план должен содержать следующие сведения:

1) наименование органа, который проводит проверку;

2) наименования юридических лиц (их обособленных структурных подразделений), Ф.И.О. индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит проверкам;

3) адреса, необходимые для проведения проверки (например, адрес, по которому юридическое лицо фактически осуществляет свою деятельность);

4) основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

5) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

6) цель проведения проверки;

7) основания для проведения проверки (в частности, дата государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, дата окончания последней проверки);

8) дата начала проведения проверки (указывается календарный месяц начала проведения проверки);

9) срок проведения плановой проверки. Он отражается в рабочих днях, за исключением проверок малых и микропредприятий. Для них срок указывается в рабочих часах;

10) форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная);

11) наименование органа, совместно с которым проводится проверка.

С 1 января 2011 г. проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план, относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица (ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИЙ. ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ

1. В каких случаях внеплановую проверку требуется согласовывать с прокуратурой?

Внеплановая проверка подлежит согласованию с прокуратурой, если основанием для ее проведения послужила информация об угрозе либо причинении вреда (пп. «а» и «б» п. 2 ч. 2, ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ):

— жизни и здоровью граждан;

— животным, растениям, окружающей среде;

— объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России;

а также об угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указанная информация может поступить (абз. 1 п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ):

— от граждан (в том числе от индивидуальных предпринимателей);

— от органов государственной власти, местного самоуправления;

— из средств массовой информации.

Проверка не проводится, если невозможно установить заявителя или отсутствуют конкретные сведения о фактах, изложенных в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (ч. 3 ст. 10 данного Закона).

2. Порядок согласования внеплановой проверки с прокуратурой

Согласование проведения проверки осуществляется в соответствии с Порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 (далее — Порядок).

Поступившее в орган прокуратуры заявление о согласовании проведения внеплановой проверки (с подтверждающими документами) должно быть рассмотрено в тот же день (п. 6 Порядка).

Решение о согласовании проведения проверки или об отказе в согласовании принимается прокурором (заместителем прокурора):

— по общему правилу — в течение рабочего дня, следующего за днем поступления заявления (п. 7 Порядка);

— в случаях, требующих незамедлительного проведения проверки (по основаниям, указанным в пп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ), — в день поступления заявления (п. 9 Порядка).

Перечень оснований для отказа в согласовании проведения выездной внеплановой проверки установлен п. 8 Порядка.

Принятое решение о согласовании или об отказе в нем может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд (абз. 1 п. 11 Порядка). Рассмотрение таких обращений в органах прокуратуры не приостанавливает действие обжалуемого решения (абз. 2 п. 11 Порядка).

3. Проведение внеплановой проверки

Внеплановые проверки организаций могут проводиться как в документарной форме, так и в выездной (ч. 4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Проверка, проводимая по основаниям, указанным в пп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, как правило, осуществляется по месту деятельности организации (ч. 5 ст. 10 данного Закона).

По общему правилу о проведении внеплановой выездной проверки организация должна быть уведомлена не менее чем за 24 часа до ее начала (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Предварительно уведомлять о начале проверки не требуется, если она проводится по основаниям, указанным в абз. 4, 5 ч. 7 ст. 360 ТК РФ (нарушение работодателем трудовых прав работника и т.д.), п. 2 ч. 2, ч. 17 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан и т.д.).

Продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней (ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

По итогам внеплановой выездной проверки составляется акт, который должен быть направлен в орган прокуратуры в течение пяти рабочих дней со дня составления (абз. 1 п. 12 Порядка). Если в ходе проверки выявлены нарушения, в орган прокураты дополнительно направляется информация о принятых мерах по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц (абз. 2 п. 12 Порядка).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:  Кто такой прокурор в арбитражном процессе

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Меры прокурорского реагирования и обжалование результатов прокурорской проверки.

В данной статье мы расскажем, каких санкций ожидать, если по результатам прокурорской проверки выявлены нарушения, а так же каким образом обжаловать результаты прокурорской проверки.

1. МЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Обращение прокурора в суд с иском (заявлением).

Постановление о направлении материалов прокурорской проверки в органы предварительного расследования.

Теперь рассмотрим меры прокурорского реагирования подробно.

1) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – мера прокурорского реагирования направленная на устранение выявленных нарушений, вносится в адрес юридического лица на имя его руководителя (к индивидуальным предпринимателям не применяется). Текст представления содержит сведения о выявленных по результатам прокурорской проверки нарушениях и требование о принятии юридическим лицом мер направленных на устранение допущенных нарушений и мер препятствующих повторному возникновению подобных нарушений, а так же требование о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц виновных в нарушении законодательства.

В случае, если нарушения будут устранены и в течение 30-дней юридическое лицо сообщит в письменном виде в орган прокуратуры о результатах рассмотрения представления юридическим лицом, представление считается удовлетворенным.

Обращаем ваше внимание, что сообщать о результатах рассмотрения представления в орган прокуратуры в письменном виде необходимо даже в тех случаях, когда вы не согласны с требованиями прокуратуры, поскольку представление такой информации является вашей обязанностью. Не представление вами информации в 30-дневный срок будет расценено в соответствии со ст.17.7 КоАП РФ, как невыполнение законных требований прокурора и повлечет наложение штрафа, либо административное приостановление деятельности.

Представление является одной из наиболее часто применяемых мер прокурорского реагирования. Нередко представление применяется наряду с возбуждением дела об административном правонарушении. В случаях когда юридическое лицо не исполняет в добровольном порядке требования, содержащиеся в представлении, орган прокуратуры обращается с соответствующим иском в суд.

2) ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ выносится в случаях выявления в действиях предпринимателя или юридического лица признаков состава административного правонарушения. Порядок ведения административного производства в отношении предпринимателей и юридических лиц мы уже подробно рассматривали в других статья, поэтому не будем на нем подробно останавливаться, отметим лишь только несколько ключевых моментов являющихся особенностями ведения производства по делам об административных правонарушениях органами прокуратуры.

В компетенцию органов прокуратуры не входит непосредственно привлечение к административной ответственности виновных должностных лиц, органы прокуратуры уполномочены выявлять в рамках осуществляемого надзора нарушения законодательства имеющие признаки состава преступления, собирать доказательственную базу и по результатам административного производства направлять материалы в уполномоченный на их рассмотрение орган. К таким органам относятся: суды общей юрисдикции, арбитражные суды, а так же различные органы государственного контроля, такие как Роспотребнадзор, Федеральная антимонопольная служба, Государственная инспекция труда, Госпожарнадзор, Росстат, ФМС, Росстандарт и др.

Еще одной особенностью является то, что должностные лица органов прокуратуры при выявлении административного правонарушения не составляют административный протокол, вместо него используется акт проверки.

3) ОБРАЩЕНИЕ ПРОКУРОРА В СУД С ИСКОМ.

Как было указано выше, прокурор в случае отказа предпринимателя или юридического лица в устранении нарушений закона вправе обратиться с соответствующим иском в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. Исчерпывающий перечень лиц, в чьих интересах прокурор вправе обратиться в суд, закреплен в ГПК РФ и АПК РФ. По результатам рассмотрения дела суд принимает решение удовлетворить требования прокурора и обязать предпринимателя или юридическое лицо устранить выявленные нарушения закона или отказывает в удовлетворении требований прокурора, в случае их необоснованности.

4) ПРОТЕСТ, как мера прокурорского реагирования в отношении предпринимателей не применяется, поэтому подробно рассматривать данную меру прокурорского реагирования в данной статье мы не будем.

5) ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ является одной из наиболее редко применяемых органами прокуратуры мер реагирования, в том числе и в отношении предпринимателей. В случае поступления в органы прокуратуры сведений о готовящихся противоправных действиях, органы прокуратуры направляют в адрес должностного лица предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения юридическим лицом предостережения, органы прокуратуры принимают в отношении виновных лиц меры прокурорского реагирования в зависимости от сущности нарушения.

6) ПОСТАНОВЛЕНИЕ О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ В ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ выносится должностным лицом в соответствии с требованиями УПК РФ в случаях, когда нарушения закона, выявленные по результатам проверки, имеют признаки состава уголовного преступления. Постановление вместе с материалами проверки направляется в уполномоченный орган предварительного расследования, который в порядке предусмотренном УПК РФ проводит проверку. По результатам проверки, должностное лицо органа предварительного расследования выносит постановление о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

Так же следует отметить, что вопреки расхожему заблуждению, органы прокуратуры не наделены действующим законодательством полномочиями по осуществлению предварительного расследования.

2.ОБЖАЛОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ.

Выявленные должностными лицами органов прокуратуры нарушения законодательства, допущенные предпринимателем или юридическим лицом при осуществлении коммерческой деятельности, как мы уже рассказывали выше, закрепляются в акте проверки. Сразу же возникает вопрос: можно ли обжаловать акт проверки? Из сложившейся судебной практики следует, что нельзя. Основным мотивом, которым руководствуются суды, является то, что сам по себе акт проверки не накладывает на лицо в отношении которого он был составлен никаких обязанностей, а следовательно не нарушает и его прав. В то же время процессуальным законодательством предусмотрено, что право на обжалование ненормативных-правовых актов, каковым является акт проверки, возникает у лица только в том случае, если данный акт незаконно возложил на него обязанности, либо нарушил его права, либо препятствует осуществлению его прав. Таким образом лицо обращающееся в суд с иском об оспаривании акта проверки сталкивается с тем, что право на обращение в суд с данным заявлением у него отсутствует.

Вместе с тем, такая мера прокурорского реагирования, как представление, является ненормативным-правовым актом налагающим на предпринимателя или юридическое лицо определенные обязанности, а следовательно подлежат обжалованию.

В случае вынесения должностным лицом органа прокуратуры постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, защита осуществляется в соответствии с нормами КоАП РФ. Подробно мы рассматривали этот в других статьях, отметим лишь кратко, что предпринимателю в таком случае необходимо собрать со своей стороны доказательственную базу указывающую на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения и в установленном законом порядке требовать прекращения производства по делу.

В случае обращения прокурора в суд с иском предприниматель участвует в деле в качестве ответчика и пользуется для своей защиты всеми предусмотренными законом для ответчика процессуальными правами.

Предостережение, как мера прокурорского реагирования, не накладывает на лицо в отношении которого она применена никаких обязанностей, поэтому ее обжалование не представляется возможным и целесообразным.

В случае направления органом прокуратуры материалов прокурорской проверки в органы предварительного расследования для проведения проверки, права и обязанности лиц в отношении которых проводится проверка регламентируются уголовно-процессуальным законодательством.

Если после прочтения настоящей статьи у вас остались вопросы наши специалисты готовы вас проконсультировать.

Данный материал подготовлен юристами проекта «ПРОВЕРКИ. НЕТ»

В России прокурору в рамках осуществления надзора законодательно предоставлен широкий спектр полномочий, дающих право пресекать правонарушения.

Ведущим законом, регулирующим правоприменительную функцию прокуратуры российского государства, регламентированы следующие формы прокурорского реагирования: постановление, предостережение, протест, представление, требование.

При обнаружении правового акта, противоречащего основным законам РФ, прокурор приносит протест в уполномоченный его рассмотреть орган.

Читайте также:  Чем регулируются плановые проверки прокурора рф

Также прокурор может опротестовывать незаконные локальные правовые акты.

Когда прокурор видит нарушения закона, не подпадающие под административную, уголовную или другую ответственность, он использует представление, как способ устранить эти нарушения. Оно направляется тому, кто допустил нарушения закона.

Если прокурор получил информацию о правонарушении, которое еще не допущено, но действия должностных лиц ведут к этому, он объявляет предостережение.

Постановлением прокурор может инициировать административное дело.

При обнаружениях признаков деяния, носящего уголовно-правовые черты, прокурор готовит постановление, которое вместе с материалами проверки направляет в органы расследования преступлений.

В рамках УПК РФ (в ходе следственной и оперативной работы), прокурор вносит требования правоохранительными органам.

Навигация по статье

Внесение представления как основной формы прокурорского реагирования

Представление – одна из самых распространенных мер реагирования, которые применяют в своей сфере работники надзорного ведомства. Стоит отметить, что законодательством не установлено точного понятия представления.

В общем понимании представление – это акт прокурорского воздействия, направленный на пресечение нарушений, установленных в результате надзорных проверок, а также обстоятельств, которые способствовали нарушениям.

Представление условно можно разделить на 3 части:

Одно из указаний прокурора, которые необходимо рассмотреть, это принятие решения о применении дисциплинарных мер к виновным. Этот вопрос не может быть проигнорирован, и в письме об итогах разбирательства по представлению необходимо отразить четкую позицию по данному вопросу, а особенно обосновать не привлечение к ответственности нарушителей.

Зачастую прокурор требует рассмотреть представление с его участием. Это требование обязательно для исполнения. Поэтому о дате рассмотрения меры реагирования необходимо уведомить прокурора заблаговременно.

Отвечать на представление необходимо письменно, не позднее 30 дней с момента его получения адресатом.

Так как требования прокурора исходят из позиции законности, то они подлежат исполнению. Если требования прокурора игнорируются, последний вправе инициировать вопрос административного воздействия по ст. 17.7 КоАП РФ.

При расхождении мнений относительности законности представления, субъект, которому оно направлено, вправе направить жалобу в прокуратуру или в суд.

Опротестование нормативных правовых (локальных) актов

Надзор за нормотворчеством – центральная веха деятельности прокурорского ведомства.

Прокурор вправе опротестовать по сути любой, несоответствующий законам России нормативно правовой документ.

Протест направляется в ведомство, принявшее противозаконный правовой акт либо его отдельные положения.

Опротестовать прокурор вправе и локальные акты (например, при проверке исполнения законов о труде на предприятии, прокурор может опротестовать незаконное решение об объявлении выговора работнику или на положение организации по оплате труда).

Структура протеста примерно следующая:

  • В начале документа указывается: кому приносится протест, и на какие положения оспариваемого нормативного правового акта (например: главе муниципального образования на пункты 2, 3 Положения об оплате труда работников бюджетной сферы).
  • Описательная часть: описываются все противоречия с указанием на закон РФ, с которым вступили в противоречие нормы оспариваемого документа.
  • Обязательство подвергнуть рассмотрению протест (в том числе известив заблаговременно надзорное ведомство о времени проведения совещания по рассмотрению указанной меры реагирования).

Законодательно регламентирован общий срок, в течение которого протест должен быть рассмотрен (10 дней со дня получения). Но есть исключения из данного правила. Так, например протест, направленный в городской совет, будет рассмотрен на следующем заседании совета.

В случае не терпящем отлагательств, прокурор может потребовать рассмотреть протест незамедлительно или в кратчайший срок (например, при возникновении угрозы населению).

Итоги рассмотрения протеста оформляются письменно. Вместе с письмом надзорный орган необходимо направить копию измененного нормативного документа.

Постановление как акт инициирования уголовной и административной ответственности

Постановление об инициировании административного воздействия на нарушителя готовится прокурором при обнаружении признаков нарушения административного законодательства. Фактически прокурор может инициировать любой административный процесс, но есть административные правонарушения, дела по которым вправе возбудить только прокурор (например: по жалобе предпринимателя о нарушении его прав контролирующим органом).

Тем не менее, прокурор не может выносить решения о наложении административных санкций, а собранный материал вместе с постановлением передает на рассмотрение уполномоченным на то органам.

Постановления, поступившие из прокуратуры рассматриваются органами административного воздействия не позднее двух месяцев с момента получения материалов, судом – трех месяцев.

В результате проверки по поступившему сигналу, прокурор может выявить признаки уголовно-наказуемого деяния. Например, в ходе проверки по жалобе гражданина К. по вопросу нарушений трудового законодательства, прокурором установлено, что заработная плата на предприятии, работником которого является К., имеется задолженность по заработной плате свыше двух месяцев. Материалы проверки направлены в следственный орган для принятия процессуального решения о наличии либо отсутствии состава преступления.

Формы прокурорского реагирования на досудебных стадиях, описанные выше — это реакция прокурора на уже свершившиеся нарушения.

Однако, представители надзорного ведомства могут действовать на опережение, так сказать пресекать нарушение до его совершения.

Предостережение — это превентивная мера воздействия прокурора, направленная не допустить готовящиеся правонарушения.

Предостеречь прокурорское ведомство может лишь должностное лиц, но никак не граждан и юридических лиц.

До того как прокурор решит вопрос об объявлении предостережения, он должен проверить информацию о готовящемся нарушении, а также отобрать объяснения лиц, действия (бездействие) которых может привести к противоправным последствиям.

Предостережение по структуре схоже с представлением: в самом начале указывается, кому оно объявляется, и какая норма закона может быть нарушена в случае непринятия во внимание предостережения и прекращения действий (бездействия), ведущих к нарушению права.

При объявлении предостережения лицо, которому оно адресовано, ставит подпись об ознакомлении и понимании последствий его неисполнения на дубликате документа, который остается у прокурора. Результаты неисполнения предостережения могут быть различны, вплоть до уголовных санкций в случае не предотвращения преступления.

Роль требований надзорного ведомства в ходе следствия

На досудебном этапе уголовного производства, прокурор наделен обширным спектром полномочий. В данной стадии используются различные формы прокурорского реагирования на нарушения законности, но основной является требование, смысл которого ликвидировать нарушения, допущенные в следственном процессе.

Основное назначение требования прокурора как акта воздействия надзорного органа – это пресечение бездействие либо действие вопреки закону со стороны сотрудников полиции и иных органов следствия на этапе расследования преступлений (например: нарушение сроков следствия, допущения волокиты, вынесения незаконных решений по результатам следствия).

Как известно следователь процессуально независимое лицо, поэтому требование может направляться прокурором как непосредственно указанному служебному лицу, так и руководителю, под началом которого работает следователь, например с целью дисциплинарного воздействия на следователя, который допустил волокиту при проведении проверок по делу о преступлении, находящемуся в его производстве.

Определенных требований к указанной форме прокурорского воздействия нет. В документе прокурор обозначает, кому направлено требование, нормы законодательства, регламентирующего расследование преступлений, которые нарушены и подлежат восстановлению, а также сроки рассмотрения требования.

В случае несогласия с требованием, следователь или руководитель следствия могут направить соответствующую жалобу вышестоящему прокурору либо оспорить требование в судебном порядке.

Таким образом, мерами прокурорского воздействия прокурор может добиться законности практически в любых сферах жизни человека, а это и есть основное предназначение органов прокуратуры РФ.

Каким образом происходит прокурорское реагирования представлено в реферате на видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источники:
http://www.9111.ru/questions/77777777711693/
http://vyborprava.com/administrative/formy-prokurorskogo-reagirovaniya.html

Читайте также:
Adblock
detector