Какие из органов входят в систему прокуратуры

Системупрокуратуры РФ составляют:

— система территориальных прокуратур;

— система военных прокуратур;

— система специализированных прокуратур;

— научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий.

Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Систему территориальных прокуратур составляют:

— Генеральная прокуратура Российской Федерации – высшее звено;

— прокуратуры республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов (прокуратуры субъектов Российской Федерации) – среднее звено;

— прокуратуры городов и районов – основное звено.

Генеральная прокуратура Российской Федерации возглавляется Генеральным прокурором РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ сроком на пять лет.

Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегияв составе Генерального прокурора (председатель), его заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Структура Генеральной прокуратуры РФ включает главные управления и управления по традиционно сложившимся отраслям и направлениям деятель­ности органов прокуратуры:

— Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства;

— Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере;

— Главное управление по надзору за следствием;

— Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельности;

— Управление по надзору за расследованием особо важных дел;

— Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму;

— Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

— Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами;

— Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;

— Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

— Главное управление международно-правового сотрудничества;

— Управление по рассмотрению обращений и приему граждан и др.

Регламент Генеральной прокуратуры РФ утвержден приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17 апреля 2008 г. № 67.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором.

При Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет, являющийся совещательным органом. Состав совета утверждается Генеральным прокурором из числа ученых-юристов и практических работников прокуратуры.

К полномочиям совета отнесено обсуждение основных проблемных вопросов прокурорского надзора, рассмотрение предложений по усилению борьбы с преступностью, разработка рекомендаций по актуальным проблемам мониторинга правоприменительной практики и подготовка консультативных заключений по вопросам правового характера. Кроме того, на совет в качестве одной из основных задач возложена выработка механизма взаимодействия с гражданским обществом в лице общественных объединений и организаций.

Прокуратуры субъектов Российской Федерациии приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей. Они назначаются на должность Генеральным прокурором РФ, причем прокуроры субъектов Российской Федерации – по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Читайте также:  Кто в прокуратуре занимается трудовыми спорами

В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего прокуратуру (председатель), его заместителей (по должности) и других работников органов прокуратуры. Персональный состав коллегии утверждается соответствующим прокурором.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах образуются управления и отделы, начальники и заместители начальников которых назначаются на должность и освобождаются от нее прокурорами, возглавляющими эти прокуратуры, и являются соответственно их старшими помощниками и помощниками. В названных прокуратурах имеются старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, которые назначаются на должность и освобождаются от нее соответствующими прокурорами. Прокуроры республик, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут иметь помощников по особым поручениям.

Коллегии в органах прокуратуры являются совещательными органами. На основании решений коллегий соответствующие прокуроры издают приказы.

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.

В некоторых городах (например, Москва, Краснодар, Курск, Липецк, Мурманск, Рязань, Сочи, Чита) отсутствует районное деление и образованы административные округа. Там в соответствии с приказами Генерального прокурора РФ образованы прокуратуры административных округов, которым придан статус прокуратур городов с районным делением.

В большинстве субъектов Российской Федерации имеются только прокуратуры городов и районов. Однако в ряде республик, краев, областей, автономных округов образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов (например, в Москве действуют 12 прокуратур административных округов и 32 межрайонные прокуратуры). Всего в настоящее время в России действуют около 3 тысяч районных (межрайонных) и городских прокуратур.

Административно-территориальный принцип построения прокуратуры не является универсальным, поскольку не охватывает надзорной деятельностью ряд специфических сфер деятельности государства. В силу этого созданы и функционируют специализированные прокуратуры [89] , которые в юридической литературе принято делить на два типа.

Прокуратуры первого типа – военные, транспортные и прокуратуры, действующие в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо режимных объектах, – осуществляют функции органов прокуратуры в полном объеме.

Специализированные прокуратуры второго типа – природоохранные и по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях – действуют и решают задачи и функции прокуратуры наряду с территориальными. При этом общие принципы организации и деятельности прокуратуры на них распространяются в полном объеме.

Транспортные прокуратуры.Транспортные прокуратуры являются одним из структурных звеньев прокуратуры РФ, включающих в себя транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, а также подчиненные им транспортные прокуратуры, имеющие статус районных прокуратур. Они созданы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (например, Московская межрегиональная транспортная прокуратура, прокуратуры Московского и Санкт-Петербургского метрополитена, Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте).

В основном эта система создавалась применительно к сети железных дорог и других транспортных магистралей. В настоящее время соответственно на отделении железной дороги действуют транспортные прокуратуры на правах районных, в управлении железных дорог – транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов Российской Федерации (например, Московско-Курская, Московско-Рязанская, Московско-Смоленская, Московско-Ярославская транспортные прокуратуры). В подчинении последних находятся и другие транспортные прокуратуры.

Транспортные прокуроры осуществляют:

— надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе органами таможни и внутренних дел на транспорте, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

Читайте также:  Какие документы составляет прокурор

— надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в органах и учреждениях, действующих на транспорте и в таможенной сфере;

— надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, железнодорожных станциях, вокзалах, платформах, аэродромах, пристанях, причалах, в речных, морских портах и аэропортах, подвижном составе железнодорожного транспорта, на воздушных судах и судах водного транспорта, иных объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключением объектов Министерства обороны и оборонно-промышленного комплекса), о преступлениях, совершенных по службе работниками территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов, а также за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия по преступлениям указанной категории органами внутренних дел на транспорте, таможенными органами, подразделениями Следственного комитета РФ на транспорте;

— рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере, а также жалоб на решения и действия подчиненных прокуроров; участие в пределах компетенции в судебном рассмотрении жалоб в порядке уголовного судопроизводства;

— обеспечение участия в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены транспортными прокурорами или их заместителями;

— участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ;

— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на транспорте и в таможенной сфере;

— анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на транспорте и в таможенной сфере, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры.

Природоохранные прокуратуры. В связи с ухудшением в стране экологической обстановки и необходимостью усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды в системе органов прокуратуры учреждены природоохранные прокуратуры. Они созданы по принципу межрайонных прокуратур с подчинением прокурорам субъектов Российской Федерации. В настоящее время действуют Волжская межрегиональная прокуратура (на правах прокуратуры субъекта Российской Федерации) в составе 15 межрайонных, осуществляющих свою деятельность в бассейне реки Волги, и около 50 территориальных природоохранных прокуратур (например, межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы).

Природоохранные прокуроры осуществляют:

— надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам;

— надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Министерства обороны РФ и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета РФ по преступлениям указанной категории.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. В целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, созданы на правах межрайонных прокуратур с подчинением прокурорам субъектов Российской Федерации прокуратуры по надзору за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы.

Читайте также:  Может ли дознание быть приостановлено

Прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществляют:

— надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера;

— надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, осуществлении оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний;

— надзор за процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами;

— участие в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

К специализированным относятся также прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО).

В г. Москве также действует Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, в Московской области действуют четыре таких прокуратуры.

Прокуроры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах осуществляют:

— надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами в хозяйствующих субъектах оборонно-промышленного комплекса, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1997 г. № 1655-75 (за исключением объектов Федеральной службы по техническому и экспортному контролю), в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях и обособленных военных городках Министерства обороны РФ, Федеральной службы охраны РФ и Главного управления специальных программ Президента РФ, где проживает или работает гражданское население;

— надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных органах и учреждениях;

— надзор за исполнением законов подразделениями органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие на объектах оборонно-промышленного комплекса и в закрытых административно-территориальных образованиях;

— надзор за соблюдением законов подразделениями Следственного комитета РФ при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных в хозяйствующих субъектах оборонно-промышленного комплекса, в пределах закрытых административно-территориальных образований проживающими либо работающими в них гражданскими лицами.

Таким образом, территориальные и обозначенные выше специализированные прокуратуры составляют единую систему органов прокуратуры Российской Федерации.

В систему прокуратуры входят также научные и образовательные учреждения – Академия Генеральной прокуратуры РФ, в составе которой действует Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка (г. Москва). В целях совершенствования профессиональной подготовки кадров органов прокуратуры в г. Москве действует Институт повышения квалификации руководящих кадров Академии Генеральной прокуратуры РФ. Кадры прокурорских работников готовят в Институтах прокуратуры Московского государственного юридического университета (МГЮА) имени О.Е. Кутафина, Саратовской государственной академии права, Уральской государственной юридической академии, Санкт-Петербургском и Иркутском юридических институтах (филиалах) Академии Генеральной прокуратуры РФ.

Прокуратура РФ имеет свои официальные символы – эмблему и флаг.

Дата добавления: 2015-09-11 ; просмотров: 597 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники:

Читайте также:
Adblock
detector