Какие акты выносит прокуратура

Акты прокурорского реагирования

§ 1. Протест прокурора

§ 2. Представление об устранении нарушений закона

§ 3. Постановление прокурора

§ 4. Предостережение о недопустимости нарушения закона

Список использованной литературы

Государственный контроль и надзор осуществляется также целым рядом других государственных органов – налоговыми органами, органами экологического и санитарного контроля, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, органами противопожарной службы и т.д. Но все эти органы осуществляют свои полномочия в определенных специфических областях, имеют четко очерченные нормативно-правовыми актами поднадзорные и подконтрольные им сферы деятельности. Прокурорский же надзор имеет наиболее широкое предназначение — соблюдение Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются практически на все урегулированные законом сферы общественных отношений.

Средства прокурорского реагирования – т.е. определенные акты – постановления, протесты, представления и предостережения о недопустимости нарушений закона, направленные на устранение нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина, которые выносит прокурор при реализации надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах.

§ 1. Протест прокурора

Протест – это подготавливаемый прокурором или его заместителем документ, который приносится на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации в суд.

В протесте заключается требование об устранении имеющихся в правовом акте противоречий закону (в целом или в определенной части), о приведении акта в соответствие с федеральным законом или его отмене. В основе этимологии термина «протест» лежит латинское слово «protestor», обозначающее публичное требование, заявление, доказывание.

Правом принесения протеста в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращения в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, на незаконные правовые акты обладают прокурор и заместитель прокурора. Правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть опротестованы только Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями. Прокуроры субъектов Российской Федерации обладают правом опротестования правовых актов представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов контроля соответствующего звена их системы. Вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенции нижестоящих прокуроров и приносить протесты на правовые акты органов не только своего уровня, но и стоящих уровнем ниже. В тех случаях, когда прокурор выявляет незаконные акты органов, должностных лиц, надзор за законностью деятельности которых осуществляет вышестоящий прокурор, он должен подготовить проект протеста и представить его в вышестоящее звено прокурорской системы.[1]

Прокуроры районов, городов вправе приносить протесты на правовые акты органов местного самоуправления, органов контроля районного звена, их должностных лиц. Данный вопрос детально регламентируется в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 9 сентября 2002 г. № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур», указании Генеральной прокуратуры РФ от 28 апреля 2000 г. № 91/7 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 № 6-П», письме Генеральной прокуратуры РФ от 21 марта 2000 г. № I-ГП-26-2000 «О состоянии законности при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов», Методических рекомендациях «Прокурорский надзор за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации», направленных 22 июля 1997 года на места, и ряде других документов.

Обязательными реквизитами протеста прокурора (он подается в основном в письменной форме, хотя может выноситься и в устной) являются: точное название органа, в который приносится протест; акта, являющегося, по мнению прокурора, противоречащим закону; конкретное название закона и его положений, в противоречие с которыми вступил опротестованный акт; обстоятельства, дающие основания для вывода о его незаконности; четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста; подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного чина.

Протест должен соответствовать определенным требованиям не только по форме, но и по содержанию. В содержательной части протеста прокурор отражает следующие позиции: в чем выражается несоответствие либо противоречие акта (его части), на который направлено прокурорское воздействие; точное наименование закона, с которым вступил в противоречие (несоответствие) акт; предложение устранить допущенное нарушение (необходимо изложить свое видение: в каких конкретных юридических действиях оно должно выражаться и какие правовые последствия нести); требование рассмотреть протест в оговоренные законом сроки со ссылкой на правовые нормы и указание на то, что ответ о результатах рассмотрения протеста должен быть незамедлительно отправлен прокурору в письменной форме.

В ряде случаев возникает необходимость обращения прокурора в суд с заявлением об издании противоречащего закону правового акта и о признании его недействительным.

Заявление в суд направляется в соответствии с действующими положениями процессуального законодательства о подведомственности и подсудности дел. При этом необходимо иметь в виду, что в арбитражные суды прокуроры обращаются с заявлениями о признании недействительными актов, в которых представлены вопросы, касающиеся сферы предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок рассмотрения протеста десять дней с момента его поступления. В исключительных случаях, когда требуется немедленно устранить нарушения закона, прокурор вправе сам установить срок рассмотрения протеста, который может быть меньше, чем установленный законом. Если протест был принесен на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, он должен рассматриваться на ближайшем заседании данного органа.

Читайте также:  Как направить запрос в прокуратуру

По действующему законодательству принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта. Тем не менее имеются реальные возможности снижения либо полной нейтрализации отрицательного эффекта противоречащего закону акта. Именно исходя из этих соображений прокурору предоставлено право устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста, когда этого требуют исключительные обстоятельства. Данное правило применяется в тех случаях, когда исполнение опротестованного акта сопряжено с наступлением или угрозой наступления опасных последствий: причинения материального ущерба в значительных размерах, нанесения вреда здоровью населения, дезорганизации производства и др. Срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте.

О результатах рассмотрения протеста прокурору в тот же день должно быть направлено письменное сообщение. Если невозможно техническое исполнение данного требования в тот же день, тогда оно исполняется на следующий день. Более позднее направление сообщения, равно как несоблюдение сроков рассмотрения протеста, является нарушением закона и может служить основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Прокурор, принесший протест, может участвовать в работе заседания коллегиального органа как представитель органа, осуществляющего надзор за исполнением действующих на территории РФ законов, в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

Режим работы коллегиального органа определяется его регламентом, поэтому прокурор, чтобы знать дату заседания, должен получить от него соответствующую информацию. О необходимости извещения прокурора о дне заседания указывается в резолютивной части текста протеста.

Обязательность извещения прокурора о дне заседания коллегиального органа обусловлена интересами обеспечения возможности личного участия прокурора в рассмотрении принесенного им протеста. Присутствие прокурора на заседании позволяет ему, во-первых, в случае необходимости дать разъяснения по существу возникших при рассмотрении протеста вопросов и, во-вторых, иметь возможность более подробно аргументировать свою позицию по отношению к опротестованному им акту.

По поручению прокурора в рассмотрении протеста может принять участие его помощник. Поручение должно быть надлежащим образом оформлено.

В определенных случаях возможен отзыв протеста. Право отзыва протеста принадлежит лицу, которым он был принесен, — прокурору или его заместителю. Возможность отзыва протеста допускается только до его рассмотрения.[2]

В процессе реализации полномочий органами прокуратуры создаются различные виды документов.

Акты прокурорского реагирования.На противоречащий или не соответствующий закону правовой акт, изданный органом государственной власти, местного самоуправления, общественной организацией или объединением, органами государственного или хозяйственного управления, а также должностными лицами приносится протест прокурора. Условия и порядок принесения прокурором протеста определяются законом о прокуратуре.

Протест приносится, как правило, прокурором в соответствии с его территориальной юрисдикцией, хотя эту функцию может взять на себя и вышестоящий прокурор. Право опротестовывать правовые акты федеральных министерств и ведомств, всероссийских общественных объединений и должностных лиц имеют лишь генеральный прокурор и его заместители. Протест приостанавливает действие правового акта. Речь идет главным образом о таких нарушениях закона, как лишение или ограничение права граждан на труд, социальное обеспечение, образование и т. д.

Форма протеста законодательством не установлена, но она выработана многолетней практикой. Помимо адресата, подписи, сроков рассмотрения он должен включать следующие элементы:
-содержание опротестованного правового акта, кем и когда правовой акт издан или совершено действие;

-правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта с указанием нормы нарушенного закона или иного нормативного акта, когда, кем издан, что в нем сказано, место публикации;

-предложение по поводу устранения допущенного нарушения, а в необходимых случаях предложение о привлечении виновного к ответственности.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а о его результатах незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Если адресат, кому был направлен протест прокурора, оставил его без ответа или отклонил, то прокурор вправе направить свой протест (который трансформируется в заявление прокурора) в суд.

Акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона или их причин — представление прокурора.Оно вносится в государственный орган, общественную, политическую организацию или должностному лицу, полномочному решить этот вопрос. В представлении могут содержаться требования прокурора о привлечении виновных в нарушении закона к дисциплинарной, административной или материальной ответственности.

Представление состоит из трех частей: вводной, обобщающей аналитической и заключительной. В них последовательно излагаются:

-материалы, послужившие основанием для внесения представления (результаты проведенной проверки, обобщение и анализ материалов о соблюдении законности, итоги расследования
преступления и т. д.);

-наименование нарушенного закона и последствия допущенного нарушения;

-изложение причин и условий, способствовавших допущенному нарушению;

-предлагаемые меры по предупреждению нарушений, устранению причин и условий, способствовавших им;

-указание на конкретных должностных лиц, виновных в этих нарушениях, и предложение прокурора о привлечении их к ответственности.

Представление прокурора в основном рассматривается в течение месяца. Причем если оно будет рассматриваться коллегиальным органом, например коллегией министерства, то прокурору сообщается о дне заседания, чтобы он мог принять в нем участие.

Акт прокурорского реагирования, содержащий требование о привлечении к ответственности правонарушителя (либо уголовной, либо административной), называется постановлением.
Видам ответственности соответствуют и виды постановлений прокурора:

-о возбуждении уголовного дела;

-о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Существуют определенные требования к форме постановления. При возбуждении уголовного дела прокурор руководствуется Уголовно-процессуальным кодексом, а административного производства — Кодексом об административных правонарушениях.

Постановление чаще всего состоит из трех частей. Вступительная -содержит общие сведения, которые приводятся и в других актах прокурора, указываются обстоятельства, послужившие поводом для внесения постановления. В описательной части излагаются фактические обстоятельства содеянного и наименование законодательных актов, предусматривающих ответственность за содеянное.

Читайте также:  Помогло ли вам обращение в прокуратуру

В заключительно-постановляющей части выносится вердикт о возбуждении уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении. Здесь же фиксируются данные о направлении постановления компетентному органу или должностному лицу.

Предостережение принимается прокурором или его заместителемв целях предупреждения правонарушений. Оно возможно только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами используются другие средства прокурорского реагирования.

Вынесению предостережения в обязательном порядке предшествует проверка сведений о готовящихся правонарушениях. Чаще всего она проводится на основании заявлений и обращений граждан, информации контролирующих органов и иных конкретных сигналов.

Предостережение оформляется в письменной форме и объявляется должностному лицу под расписку либо непосредственно в прокуратуре, либо по месту работы.

Акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации.Генеральный прокурор руководит системой органов прокуратуры и издает обязательные для исполнения всеми работниками органов
и учреждений прокуратуры акты в виде приказов, распоряжений, инструкций, положений, указаний.

Приказы также конкретизируют и детализируют законы либо разъясняют порядок их применения. Есть у приказов генерального прокурора и еще одна функция — ими вводятся в действие положения и инструкции, регулирующие отдельные аспекты деятельности органов прокуратуры. Таким образом, приказы Генерального прокурора Российской Федерации — один из основных элементов нормативно-правовой базы организации и деятельности всей системы органов прокуратуры.

Среди всего многообразия видов актов Генеральной прокуратуры, встречающихся и в других органах государственной власти (распоряжения, положения, инструкции), есть особенные, характерные только для нее — указания.

Указание — это правовой акт, издаваемый по вопросам организации исполнения приказов, инструкций и других актов, а также по вопросам информационно-методического характера.
Как правило, указания регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры. В частности, они касаются вопросов организации надзора за исполнением законов внешнеэкономической деятельности и т. д. Они могут издаваться на основе обобщения материалов прокурорской и следственной практики, результатов конкретных проверок. Некоторые из них выходят за рамки ведомственной принадлежности. Такие указания — результат обобщения практической деятельности правоохранительных органов по применению законов в процессе расследования преступлений.

Процедура подготовки, согласования, регистрации и учета актов органов прокуратуры, контроля за их исполнением определяется Регламентом Генеральной прокуратуры, утвержденным приказом от 15 января 2003 г.

Проекты документов готовятся в управлениях и отделах Генеральной прокуратуры. Основанием их разработки могут быть поручение руководства, решение коллегии и координационного совещания, а также инициатива со стороны управлений и отделов. В последнем случае к проекту документа прилагается рапорт на имя генерального прокурора с соответствующим обоснованием. При необходимости проводят согласование проекта суправлениями и отделами, НИИпроблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре и его правовой анализ. Порядок официального опубликования организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации устанавливается приказом генерального прокурора.

Контрольные вопросы

1. Функции и компетенции органов прокуратуры.

2. Виды надзора Прокуратуры Российской Федерации.

3. Система органов прокуратуры.

4. Порядок образования территориальных прокуратур Российской Федерации.

Нарушения законов

Акт прокурорского реагирования – это решение прокурора, закрепленное в специальном документе, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения.

Правовые средства реагирования прокурора — это действия по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, которые им способствовали, а также привлечение к ответственности виновных лиц в предусмотренном законе порядке.

Закон о прокуратуре предусматривает следующие формы обращений прокурора (его заместителя):

— протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина (ст.ст.23, 28 Закона о прокуратуре);

— представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина (п.3 ст.22, ст.ст.24, 28 Закона о прокуратуре);

— постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении (ст. 25 Закона о прокуратуре).

— предостережение о недопустимости нарушения закона (ст.25.1 Закона о прокуратуре).

1.Протест прокурора это акт (документ) прокурорского реагирования на нормативно-правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, выполненный в письменной форме и содержащий подкрепленное фактическими данными требование об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом, принесенный на противоречащий закону правовой акт исключительно прокурором или его заместителем, что является не только правом, но и обязанностью прокурора реализовать свое полномочие по принесению протеста в каждом случае обнаружения нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и федеральным законам.

Протест может быть принесен:

1) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;

2) в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;

3) в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Куда конкретно должен быть направлен протест, непосредственно решает прокурор. Однако в любом случае его выбор должен основываться на принципах эффективности и целесообразности.

По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:

– названия органа, в который этот протест приносится, с указанием его юридического адреса, а при необходимости фамилии, имени, отчества должностного лица и даты принесения протеста;

– наименования средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности – протест прокурора – с указанием конкретного нормативного правового акта, на который он принесен, его номера и даты принятия;

– общей характеристики опротестуемого нормативного правового акта;

Читайте также:  Где сейчас генпрокурор чайка

– указания статьи, части, пункта нормативного правового акта, противоречащих Конституции и федеральному законодательству;

– приведения конкретных норм Конституции и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт;

– предложения (в заключение протеста) соответствующему должностному лицу или органу о приведении нормативного правового акта в соответствие с Конституцией и федеральным законодательством с указанием сроков исполнения этого протеста и разъяснением обязанности об уведомлении о результатах рассмотрения данного протеста;

Сроки рассмотрения протестов прокурора:

— внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем через 10 дней с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу;

— в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем его заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

2.Представление прокурора это акт (документ) прокурорского реагирования, подлежащий безотлагательному рассмотрению, внесенный прокурором или его заместителем в вышестоящий государственный орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, в связи с выявленные нарушения закона, наступившие в результате действий (бездействий) или принятия незаконных решений нижестоящими государственными органами и их должностными лицами.

Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:

– фамилию, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона, юридический адрес организации, дату вынесения представления;

– наименование документа, указание сферы общественных отношений, где были выявлены нарушения (например, Представление об устранении нарушений законодательства об охране здоровья детей);

– полное название организации, где была проведена прокурорская проверка; описание выявленных нарушений закона, их негативные последствия, отражение причин и условий, способствовавших наступлению этих последствий; указание ответственных лиц, разъяснения нарушенных законов, предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;

– требования прокурора принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией и федеральными законами общественные отношения и доложить о результатах рассмотрения представления ему в течение месяца.

В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, то он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;

– подпись прокурора или его заместителя с указанием фамилии, должности и специального звания.

Сроки рассмотрения представления прокурора.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

3. Постановление–это письменный акт (документ) прокурорского реагирования о возбуждении производства об административном правонарушении, если возникают обстоятельства, на основании которых необходимо привлечение виновных лиц, а в случае если имеются достаточные основания о квалификации преступления, — о возбуждении уголовного дела.

Прокурор также выносит мотивированное постановление об освобождении из под стражи лица, арестованного в административном порядке незамедлительно, если данное лицо было арестовано без достаточных на то оснований.

4. Предостережение о недопустимости нарушения закона – это акт (документ) прокурорского реагирования, выносимый прокурором или его заместителем в письменной форме должностным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведе­ний о готовящихся противоправных деяниях и влекущий привлечение к ответственности в установленном законом порядке должностного лица, в случае неисполнения требований, изложенных в предостережении.

Особенности объявления предостережения:

1) предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов;

2) предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

3) предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Его следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.

4) применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

5) в случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Применение предостережения отнесено Законом о прокуратуре к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

| следующая лекция ==>
Надзора за исполнением законов | Организация работы органов прокуратуры

Дата добавления: 2017-11-04 ; просмотров: 929 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники:
http://infopedia.su/8xf7fa.html
http://helpiks.org/9-36151.html

Читайте также:
Adblock
detector