Как прокуратура проверяет росреестр

Массовые нарушения законодательства о госрегистрации прав на недвижимость выявлены Генеральной прокуратурой РФ в органах Росреестра, сообщила сегодня пресс-служба Генпрокуратуры.

В частности, установлены многочисленные случаи нарушения сроков проведения регистрационных процедур, истребования не предусмотренных законом документов и незаконного взимания с граждан денежных средств.

Так, в Краснодарском крае, Омской, Ульяновской, Курганской, Ивановской, Тульской, Владимирской областях, Республике Бурятия и других субъектах от граждан требовали уплаты государственной пошлины в завышенном размере (в отдельных случаях — превышающем установленный в 5-10 раз) либо в случаях, не предусмотренных законом.

Также выявлялись факты завышения установленных предельных максимальных цен кадастровых работ. За подобные нарушения по постановлениям органов прокуратуры Астраханской области в 2009-2010 гг. 26 лиц привлечено к административной ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования). Аналогичные нарушения выявлялись также на территории Краснодарского, Красноярского Алтайского краев, Иркутской, Ульяновской, Рязанской, Московской, Костромской, Орловской области и других регионов.

Всего в период с 1 января 2010 г. по 1 марта 2011 г. органы прокуратуры выявили более 20 тыс. нарушений в сфере госрегистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета.

По итогам проверок возбуждено 52 уголовных дела. 796 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

II. Обоснование проведения внеплановых проверок,

согласование проведения внеплановых проверок с органами

прокуратуры в установленных федеральными законами случаях

6. Пунктом 4 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях:

предусмотренных частью 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ;

выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;

поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан;

предусмотренных частью 23 статьи 8 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

предусмотренных пунктом 16 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте).

При этом пунктом 7 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, а также поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки.

Следует отметить, что пункт 7 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих исключение согласования проведения внеплановых документарных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 3 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Читайте также:  На какой срок назначаются прокуроры субъектов

Норма о согласовании проведения внеплановых документарных и выездных проверок по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 3 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, содержится в пункте 65 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486 (далее — Административный регламент).

Вместе с тем территориальными органами Росреестра сообщается об отказах органов прокуратуры в согласовании проведения внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 3 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для проведения внеплановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также в связи с отсутствием нормы о согласовании проведения внеплановой документарной проверки. Данная позиция органов прокуратуры противоречит положениям законодательства Российской Федерации, и в случае получения территориальными органами Росреестра отказов согласования проведения внеплановой проверки такие отказы должны обжаловаться вышестоящему прокурору или в суд.

7. Положениями статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» определены особенности осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем статьей 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности осуществления государственного земельного надзора, в том числе в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Основаниями для проведения внеплановых проверок органов государственной власти и органов местного самоуправления являются основания, предусмотренные пунктом 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом пунктом 8 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено исключение необходимости согласования проведения внеплановой проверки органов государственной власти и органов местного самоуправления в случае проведения проверки по основанию, предусмотренному пунктом 16 статьи 6 Закона об обороте.

Таким образом, внеплановые проверки органов государственной власти и органов местного самоуправления Росреестром и его территориальными органами могут проводиться только по основаниям, предусмотренным пунктом 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, после согласования проведения такой проверки с прокуратурой субъекта Российской Федерации.

8. В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок при осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами. Федеральными законами, регулирующими деятельность саморегулируемых организаций, государственный контроль (надзор) за деятельностью которых возложен на Росреестр, не установлены особенности согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

Вместе с тем федеральными законами, регулирующими деятельность саморегулируемых организаций и особенности осуществления в отношении таких организаций государственного контроля (надзора) (Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон о банкротстве), Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об оценочной деятельности), Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»), установлен закрытый перечень оснований для проведения внеплановых проверок. При этом указанными нормативными правовыми актами истечение срока исполнения предписания саморегулируемыми организациями ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований не отнесено к основаниям для проведения внеплановой проверки.

Читайте также:  Что известно о дознавателе

С целью устранения данного пробела в нормативном регулировании проектом федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» предусмотрено осуществление федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций на общих основаниях.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление Пленума) содержатся разъяснения применения статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктами 63, 65 — 67 Постановления Пленума указано, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в Едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, указанным выше, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Если лицу, направляющему сообщение, известен адрес фактического места жительства гражданина, сообщение может быть направлено по такому адресу.

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Из приведенных положений закона и разъяснений, указанных в Постановлении Пленума, следует, что сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, из-за чего она была возвращена по истечении срока хранения, и обязанность доказать факт доставления сообщения в отделение связи по месту жительства адресата лежит на отправителе.

Также возможно применить аналогию с порядком надлежащего уведомления лиц, участвующих в производстве по делу об административных правонарушениях, установленным статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) и положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5.

10. Имеется практика проведения внеплановых выездных проверок по фактам уничтожения пунктов государственной геодезической сети на основании подпункта «а» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, связанного с возникновением угрозы безопасности государства. В обосновании для согласования с органом прокуратуры было указано, что пункты государственной геодезической сети, построенные за счет средств федерального бюджета, носят общегосударственное и стратегическое значение, а также являются основой государственного кадастра недвижимости, их уничтожение и повреждение может привести к возникновению угрозы безопасности Российской Федерации.

Читайте также:  Как выглядит ксива прокуратуры

По результатам проведения указанных проверок виновные лица привлекались к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 7.2 КоАП. При этом судебными органами при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком административном правонарушении принято решение об отказе в ее удовлетворении.

11. В территориальные органы Росреестра поступают многочисленные жалобы от граждан и организаций о нарушениях в проведении геодезических измерений и их результатах, которые приводят к неправильному определению границ объектов недвижимости, пересечению границ смежных объектов недвижимости, нарушениям прав третьих лиц, отказам в постановке на государственный кадастровый учет, ошибкам в координатном описании объектов недвижимости в ЕГРН.

В действующем законодательстве отсутствуют положения о возможности принятия необходимых мер органами государственного геодезического надзора по пресечению и устранению указанных нарушений, так как они не являются основанием для проведения внеплановых проверок и административная ответственность за их совершение не установлена.

Для исправления сложившейся ситуации предлагается акцентировать внимание должностных лиц органов государственного геодезического надзора на реализацию программ профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении геодезической деятельности, особенно в рамках выполнения кадастровых работ.

Принятие предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, изложенных в X разделе настоящего обзора, также позволит повлиять на сложившуюся ситуацию.

В целях единообразного применения положений Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановых проверок Росреестр отмечает, что проведение внеплановых выездных или документарных проверок по основаниям, связанным с нарушением прав потребителей, относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены.

Информационно-аналитическое сетевое издание «Про-Отрадное». Новости Кировского района Ленинградской области

В Управление Росреестра по Ленинградской области нагрянула прокурорская проверка. Нарушений обнаружилось много.

Прокуратура Ленобласти нашла в областном Управлении Росреестра нарушения требований ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Там неправильно оформляли документы и несвоевременно их вручали, проверки проводились с нарушением срока, а иногда — без предварительного уведомления. Также прокуроры выявили нарушения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, рассмотрении обращений граждан и юридических лиц.

Кроме этого Управлением Росреестра допущены нарушения срока направления уведомлений в комитет госстройнадзора и госэкспертизы Ленобласти об осуществлении государственной регистрации договора участия в долевом строительстве.

По результатам проверки в адрес руководителя Управления Росреестра по Ленинградской области внесено представление, которое находится на рассмотрении.

По информации 47news

В ногу со временем

Правила поведения при угрозе нападения агрессивных собак

В МЧС рассказали, как вести себя при нападении агрессивной собаки.

В Ленобласти ожидаются дожди

15 октября в Ленобласти ожидается облачная с прояснениями погода.

Водитель сбил насмерть женщину и скрылся

В Кировске убит диджей

Отмечается, что убивший диджея мужчина скрылся с места преступления, и сейчас его разыскивают правоохранительные органы.

Источники:
http://sudact.ru/law/prikaz-rosreestra-ot-03052017-n-p0206-ob/prilozhenie/obshchaia-chast/glava-1/ii/
http://protradnoe.ru/news/newsarch?id=3070

Читайте также:
Adblock
detector