Как прокуратура проверяет приставов

Осуществление прокуратурой деятельности по проведению проверок исполнения законов службой судебных приставов относится к правовым средствам прокурора по выявлению правонарушений в их действиях (бездействии), а также законности правовых актов, выносимых судебными приставами.

Перед началом проведения проверки прокурору необходимо изучить законодательство, регламентирующее деятельность судебных приставов- исполнителей по осуществлению исполнительного производства, судебных приставов, осуществляющих порядок в зале судебных заседаний.

В начале проверки прокурор должен проверить наличие оснований для ее проведения (поступившей в органы прокуратуры информации), а также достоверность указанных сведений.

При осуществлении проверки деятельности судебных приставов-исполнителей в поле зрения прокурора попадает их деятельность на всех стадиях исполнительного производства: возбуждение исполнительного производства и подготовка к непосредственному исполнению; осуществление принудительного исполнения; окончание исполнительного производства.

Порядок возбуждения исполнительного производства регламентирован ст. 30 Закона об исполнительном производстве. Прокурору необходимо проверить соблюдение судебными приставами-исполнителями установленного данной нормой трехдневного срока возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом. Помимо этого следует проверить, установлен ли в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, направлены ли копии данного постановления должнику-налогоплательщику, в налоговый орган или суд в срок, установленный законом. В данном случае должно учитываться, что срок для добровольного исполнения требований, за исключением случаев, предусмотренных п. 14 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Прокурору также необходимо проверить, не подлежит ли исполнительный документ немедленному исполнению. В этой ситуации исполнительный документ немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, на которой должно быть произведено исполнение, и он в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа должен вынести постановление о возбуждении исполнительного документа.

Прокуроры в ходе проверки должны выяснять соблюдение требований, предъявляемых к исполнительным документам. Учитывая, что на стадии возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, прокурору следует обязательно проверять соблюдение судебными приставами-исполнителями оснований для отказа, предусмотренных п. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, а также направление в течение одних суток копии постановления требования взыскателю, суду или органу, выдавшему исполнительный документ.

При осуществлении проверки исполнения законов судебными приставами-исполнителями на стадии принудительного исполнения решений прокурору следует учитывать предусмотренный Законом об исполнительном производстве срок для исполнения требований исполнительных документов, а также обязательный судебный порядок приостановления исполнительного производства, предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов. Так, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

После истечения срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав вправе принимать следующие меры принудительного исполнения:

  • 1) обращать взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
  • 2) обращать взыскание на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
  • 3) обращать взыскание на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и др.;
  • 4) изымать у должника имущество, присужденное взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса – в предусмотренных федеральным законом случаях;
  • 5) накладывать арест на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
  • 6) обращаться в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, установленных Законом об исполнительном производстве;
  • 7) совершать от имени и за счет должника действия, указанные в исполнительном документе, в случае если эти действия могут быть совершены без личного участия должника;
  • 8) принудительно вселять взыскателя в жилое помещение;
  • 9) принудительно выселять должника из жилого помещения;
  • 10) освобождать нежилое помещение, хранилище от пребывания в них должника и его имущества;
  • 11) совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Несмотря на широкий перечень мер принудительного исполнения требований, наибольшее количество нарушений, допущенных судебными приставами-исполнителями, приходится на наложение ареста на имущество должника, а также изъятие у него имущества. В связи с этим при осуществлении прокурорского надзора прокурору необходимо уделять пристальное внимание осуществлению надзора за исполнением судебными приставами-исполнителями требований закона о наложении ареста на имущество. Проверке подлежит соблюдение ими требований ст. 80 Закона об исполнительном производстве о наличии оснований для наложения ареста на имущество должника. Данная норма устанавливает их исчерпывающий перечень. Вместе с тем необходимо проверять выполнение требований о соблюдении судебными приставами-исполнителями срока наложения ареста на имущество. При осуществлении проверки прокуроры проверяют наличие заявления взыскателя о наложении ареста, вынесение судебным приставом постановления о наложении ареста на имущество, а также составления акта арестованного имущества.

Особое внимание следует обращать прокурору на выполнение требований гл. 10 Закона об исполнительном производстве о соблюдении судебными приставами-исполнителями особенностей наложения ареста на имущество должника – организации. Так, прокурор должен проверить, соблюдена ли в ходе ареста имущества организации очередность обращения взыскания на имущество в случае отсутствия у нее денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительных документах. Кроме того, при осуществлении проверки прокурору следует требовать от судебных приставов исполнения положения ст. 95 Закона об исполнительном производстве в части направления в ФНС России, а в случаях, когда должником является кредитная организация, – в Центральный Банк России постановления о наложении ареста на имущество в целях выяснения факта процедуры банкротства предприятия (организации) или отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций.

Не менее важным направлением в деятельности прокуратуры в сфере исполнительного производства является проверка исполнения судебными приставами-исполнителями требований Закона об исполнительном производстве о принудительной реализации имущества, в ходе которой выясняется соблюдение судебными приставами-исполнителями:

  • – сроков реализации арестованного имущества (п. 10, 11 ст. 87);
  • – требований закона о запрете реализации имущества, изъятого из оборота;
  • – правил реализации арестованной дебиторской задолженности;
  • – перечня имущества, реализация которого осуществляется только путем проведения открытых торгов в форме аукциона (п. 3 ст. 87);
  • – правил оценки имущества должника по рыночным ценам (ст. 85).
Читайте также:  Какой прокурор не относится к числу территориальных

Таким образом, в ходе проведения проверки исполнения законов службой судебных приставов-исполнителей прокурору надлежит выяснить:

  • – соблюдается ли трехдневный срок со дня поступления к судебного приставу исполнительного документа для вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, направлена ли копия указанного постановления взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;
  • – ведутся ли следующие журналы учета: исполнительных производств, а также собственно исполнительные производства; взысканий сумм временных пособий на несовершеннолетних детей; штрафов, налагаемых судебным приставом-исполнителем; журнал регистрации жалоб и заявлений;
  • – обоснованно ли взыскателю отказано в возбуждении исполнительного производства;
  • – произведены ли судебным приставом действия по приостановлению, прекращению исполнительного производства, предоставлению рассрочки взыскания в случаях, предусмотренных законом, на основании заявлений взыскателя;
  • – соблюден ли судебным приставом в случаях, предусмотренных законом, срок для добровольного исполнения требований, указанный в исполнительном документе;
  • – соблюдены ли требования закона по принудительному исполнению решения, в том числе наложения ареста на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах в банках, использования нежилых помещений при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества; соблюдены ли требования налогового законодательства о получении санкции прокурора на наложение ареста на имущество должника. В соответствии с Законом об исполнительном производстве реализация имущества должника осуществляется специализированным организациями, привлекаемыми на конкурсной основе в порядке, установленном законом. В связи с этим предметом прокурорской проверки является также соблюдение закона при проведении конкурсного отбора организаций, осуществляющих реализацию арестованного имущества;
  • – соответствуют ли закону решения, принимаемые судебными приставами-исполнителями;
  • – своевременно ли рассматриваются жалобы на судебных приставов.

Наиболее типичными нарушениями закона в деятельности судебных приставов-исполнителей являются:

  • – превышение сроков возбуждения исполнительного производства;
  • – незаконное взыскание исполнительского сбора и штрафов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве при добровольном исполнении исполнительного документа;
  • – незаконное прекращение производства по исполнению решений суда или других органов и должностных лиц;
  • – незаконный арест имущества должника и реализация арестованного имущества.

В то же время имеют место ситуации обращения взыскания и реализация имущества организаций, подпадающих под признаки Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Иногда выявляются случаи, когда сумма реализованного с торгов имущества значительно превышает сумму задолженности. Нередки случаи осуществления оценки имущества специализированными организациями, не имеющими лицензии на осуществление данного вида деятельности, занижения стоимости реализуемого имущества, нарушения требований закона о реализации имущества путем проведения торгов.

Кроме того, при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов службой судебных приставов нередко выявляются нарушения порядка применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, отсутствие регистрации жалоб на судебных приставов, нарушения сроков их рассмотрения, сокрытие фактов поступления жалоб.

3. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами

прокурорский надзор судебный пристав

Прокурор прежде всего должен: изучить законодательство, регулирующее деятельность службы судебных приставов; проанализировать соответствующие статистические данные; обратить внимание на устранение ранее выявленных недостатков в деятельности службы судебных приставов.

  • а) Управлением по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов и соответствующими структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации (надзор за соблюдением законов при возбуждении исполнительного производства и исполнении судебных решений службой судебных приставов);
  • б) Управлением по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам и соответствующими структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации (законность постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства);
  • в) Управлением по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе и соответствующими структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации (законность судебных актов арбитражных судов, вынесенных по вопросам исполнительного производства);
  • г) Главным следственным управлением и соответствующими структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации (рассмотрение заявлений и сообщений о совершенных или подготавливаемых судебными приставами преступлениях при осуществлении своих полномочий, а также расследование таких преступлений).

Исходя из указанного распределения обязанностей, проверку следует проводить комплексно.

В процессе надзора за исполнением законов судебными приставами при осуществлении своих функций прокурор особое внимание уделяет охране прав лиц, участвующих в исполнительном производстве.

В процессе проверки прокурор выясняет:

  • — было ли сделано должнику предложение о добровольном исполнении решения; соблюдается ли срок, предоставленный законом для добровольного исполнения (не более пяти дней);
  • — правомерно ли наложены на должника взыскания за неисполнение решений суда;
  • — выполняются ли судебными приставами-исполнителями требования по розыску должника, его имущества;
  • — соблюден ли порядок обращения взыскания на имущество должника;
  • — имеют ли место нарушения в части наложения ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства;
  • — соблюдаются ли требования о наложении ареста на имущество должника и о его реализации;
  • — соблюдаются ли требования об исполнении исполнительных документов по спорам неимущественного характера;
  • — допускаются ли нарушения в части привлечения виновных граждан и должностных лиц к ответственности за невыполнение их законных требований;
  • — каковы результаты рассмотрения заявлений и жалоб граждан, должностных лиц, организаций на действия судебных приставов, обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

При этом необходимо учитывать, что в случае неисполнения должником исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника судебный пристав, помимо принятых мер, предусмотренных ст. 85 Закона, обращается в суд с заявлением, утвержденным старшим судебным приставом, о вынесении в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством РФ, определения о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа.

Проверка исполнения требований законов о возбуждении исполнительного производства проводится прокурором по специальному плану.

На данной стадии работники прокуратуры не только проверяют соблюдение трехдневного срока с момента предъявления исполнительных документов в службу судебных приставов, но и могут воздействовать на взыскателя для принуждения его к предъявлению исполнительного документа к исполнению.

При отказе взыскания или не предъявлении исполнительного документа к исполнению прокурор должен оценить необходимость воздействия на взыскателя для принуждения его к предъявлению судебного решения к исполнению и проверить правомерность утверждения судом отказа взыскателя от взыскания, если таковое имело место.

Выявление подобных нарушений представляет особую сложность, поэтому необходим тщательный анализ сведений, публикуемых в СМИ, жалоб граждан и организаций, отчетности судебных органов и службы судебных приставов и иной информации, в которой могут содержаться нужные сведения.

Читайте также:  Когда посадят насильников дознавателя из уфы

Прокурор должен уделять особое внимание тем случаям, когда вынесенное решение не было исполнено добровольно и не было передано для принудительного исполнения. Однако проверку следует проводить и тогда, когда отказ от взыскания был утвержден судом, как и в целом было утверждено решение суда по вопросам исполнительного производства.

Выяснение вышеуказанных обстоятельств затрудняется тем, что отсутствует такой орган, в котором были бы сосредоточены данные об исполнении каждого вынесенного решения. Сведения о вынесенных решениях находятся в суде, а данные о предъявлении решений к принудительному исполнению — у службы судебных приставов. Поэтому задачей органов прокуратуры становится обобщение указанных сведений с целью выявления нарушений.

Кроме того, прокурор проверяет соблюдение сроков возбуждения исполнительных производств и совершения исполнительных действий со дня поступления исполнительного документа. При этом надлежит выяснить, устанавливается ли срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, направляются ли копии соответствующих постановлений заинтересованным сторонам. Необходимо проверить: обоснованно ли возвращены исполнительные документы (часто возвращают по надуманным основаниям); своевременно ли направляются исполнительные документы в связи с изменением места жительства, работы должника; каким образом выполняются требования по розыску должника, его имущества; соблюдается ли порядок совершения исполнительных производств.

Заслуживает внимания оценка законности действия судебного пристава-исполнителя по отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов (налоговых) по изменению способа и порядка их исполнения, порядка приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства.

Прокурор устанавливает: соблюдается ли порядок и срок обращения взыскания на имущество должника (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество); каковы способы его оценки (привлекаются к этому специалисты или нет), а также реализации; как распределяются взысканные денежные суммы (30% от исполнительных сборов должны отчисляться в федеральный бюджет).

Важно проверить: формирование внебюджетного фонда развития исполнительного производства; его целевое использование (Инструкция о порядке формирования, расходования, ведения учета и составления отчетности об использовании средств внебюджетного фонда развития исполнительного производства от 30 мая 2000 г. № 166); соблюдение принципа пропорциональности исполнительских сборов реально взысканной с должника сумме; каким образом решается вопрос по спорам неимущественного характера (восстановление на работе, вселение взыскателя, выселение должника); привлекаются ли в связи с этим виновные лица, должностные лица к административной, уголовной ответственности, в том числе судебные приставы-исполнители.

Прокурором в службах судебных приставов изучается работа по рассмотрению жалоб граждан на нарушение их прав в ходе совершения исполнительных действий и анализируется адекватность правовых мер, принятых территориальными органами юстиции по фактам допущенных нарушений прав граждан.

Надзор за рассмотрением и разрешением судами вопросов, связанных с исполнительным производством, обладает определенной спецификой.

В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 1/7 обязательное участие прокурора при рассмотрении дел данной категории не предусмотрено. Однако, если прокурор сочтет необходимым принять участие в судебном заседании при рассмотрении вопросов исполнительного производства (при обжаловании действий судебных приставов; решений вопроса об освобождении имущества от ареста, о повороте исполнения решения, о кассационном, надзорном обжаловании судебных актов по вопросам исполнительного производства), ему необходимо знать следующие правовые установки.

1. В связи с принятием новых законодательных актов и передачей ряда вопросов в ведение арбитражного суда нужно четко дифференцировать возможные способы обжалования судебных актов в сфере исполнительного производства.

Так, в арбитражном суде право апелляционного и кассационного обжалования имеют только лица, участвующие в деле. Поскольку участие прокурора в арбитражном процессе ограничено случаями самостоятельной подачи искового заявления, то обжаловать в кассационном и апелляционном порядке судебные решения арбитражного суда прокурор имеет право только в ситуациях, когда данные решения вынесены по его искам.

При поступлении в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя прокурор вправе вызвать должностное лицо для дачи объяснений, затребовать для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого высказаны заявителем, и другие материалы.

Сведения о противоправных действиях судебных приставов или об их бездействии могут быть получены от граждан, права и интересы которых были ущемлены, от руководителей предприятий, учреждений, организаций, судебных, налоговых и финансовых органов, территориальных органов юстиции, банковских учреждений, из средств массовой информации.

В начале проверки тщательно исследуется достоверность поступивших сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами.

Для установления каких-либо данных об исполнительном производстве или получения сведений о его ходе прокурор имеет право вызвать судебного пристава-исполнителя для дачи необходимых объяснений.

Необходимо ознакомится с реестром дел, ведущимся в службе судебных приставов, истребовать и изучить следующие материалы:

  • — журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции;
  • — журнал учета исполнительных производств;
  • — собственно исполнительные производства;
  • — журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска их родителей;
  • — журнал учета штрафов, налагаемых приставом-исполнителем в стадии исполнения судебных решений;
  • — книгу учета депозитных сумм подразделения судебных приставов;
  • — книгу о выплате премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям;
  • — журнал регистрации жалоб и заявлений;
  • — собственно жалобы и заявления и переписку по ним;
  • — отчетно-статистические документы.

Таким образом, прокурор выясняет:

  • — налажен ли в службе учет исполнительных документов;
  • — соблюдается ли трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и нет ли фактов уклонения судебных приставов от возбуждения исполнительных производств;
  • — своевременно ли направляются копии постановлений о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ;
  • — все ли предусмотренные законом меры принимаются судебными приставами в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, включая опись имущества должника, наложение ареста на его имущество;
  • — принимаются ли меры к розыску скрывшихся должников и их имущества;
  • — соблюдается ли двухмесячный срок совершения исполнительных действий;
  • — соответствуют ли закону принимаемые судебными приставами решения, не ущемляют ли они права физических и юридических лиц, в частности, не превышены ли полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, применении штрафных санкций;
  • — на законном основании приостанавливаются исполнительные производства и откладываются исполнительные действия;
  • — регистрируются ли поступающие в службу жалобы и заявления, своевременно ли они рассматриваются и разрешаются, соответствуют ли закону принимаемые по ним решения.
Читайте также:  Нужно ли проходить ввк в прокуратуру

Проверки могут также проводиться в связи с поступлением сведений о превышении полномочий судебными приставами при обеспечении установленного порядка деятельности судов, в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Установив факты нарушения законов в деятельности судебных приставов, прокурор направляет им акт реагирования, содержащий требования устранить выявленные нарушения законодательства или изменить (отменить) противоречащие закону правовые акты.

Практикой выработана оптимальная форма прокурорского реагирования на нарушения законов.

Представления об устранении нарушений закона прокурорами вносятся в основном непосредственно в различные службы судебных приставов.

Так, если нарушения закона допущены судебным приставом районного звена, то представление об их устранении направляется на имя старшего судебного пристава, возглавляющего районное подразделение судебных приставов. А если нарушения закона допущены старшим судебным приставом, то представление прокурором вносится в основном главному судебному приставу субъекта Федерации с изложением требований об устранении выявленных правонарушений.

При выявлении в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.), прокурор возбуждает уголовное дело.

С целью установления каких-либо данных об исполнительном производстве или получения сведений о его ходе прокурор имеет право вызвать судебного пристава-исполнителя для дачи необходимых объяснений. Неявка по вызову может служить основанием для привлечения судебного пристава-исполнителя к ответственности.

Для того чтобы меры прокурорского реагирования были эффективными, при составлении протестов и представлений необходимо четко формулировать требования, исходя из положений законов, регулирующих исполнительное производство.

При этом следует обращать внимание не только на факт своевременного получения ответов, но и на их содержание, на мотивировку ответа и подтверждение исполнения требований прокурора.

Однако если прокурор, исходя из сложившейся ситуации, считает целесообразным принесение протеста до передачи дела на рассмотрение суда, он должен устанавливать сокращенный срок. В этом случае ответ, содержащий отказ в удовлетворении протеста, дает прокурору возможность обжаловать незаконное постановление в суд. В случае же, когда ответ на протест будет задержан судебным приставом-исполнителем, у прокурора есть право ходатайствовать перед судом о восстановлении пропущенного срока.

Список используемой литературы

Генеральная прокуратура РФ потребовала привлечь к ответственности руководство Федеральной службы судебных приставов. Ведомство провело проверку в ФССП, в ходе которой были выявлены многочисленные нарушения. Среди них – утраты исполнительных листов и массовые случаи фальсификации документов в целях прекращения исполнительных производств. В некоторых регионах приставы просто отказывали гражданам в возбуждении исполнительных производств.

«Повсеместно судебные приставы не принимают должные меры к принудительному исполнению судебных актов, актов органов государственной власти и должностных лиц, допускают случаи утраты, нерегистрации, незаконного окончания и прекращения исполнительных производств, нарушения прав граждан. На крайне низком уровне находится организация розыска должников и их имущества», – констатировали в Генпрокуратуре.

Дисциплину в ФССП прокуроры считают довольно слабой. Кроме того, по их мнению, в службе судебных приставов отсутствует надлежащий учет. Сами приставы к служебным обязанностям относятся халатно и игнорируют права взыскателей, считают в ведомстве. А начальство территориальных органов ФССП не отличается высокой требовательностью по отношению к подчиненным. Из-за этого «допускаются многочисленные факты утраты исполнительных листов и производств».

По данным Генпрокуратуры, в 50 субъектах РФ судебные приставы утратили 53 тысячи исполнительных производств. Тем самым они грубо нарушили права взыскателей. В связи с этим прокуроры направили материалы проверки в следственные органы для возбуждения уголовных дел.

Проверка также обнаружила в ФССП и факты искусственного завышения показателей работы. Для этого приставы просто не регистрируют документы. Таких незарегистрированных документов было выявлено 400 тысяч. «Только прокуратурой Ямало-Ненецкого автономного округа установлена 1 тысяча таких документов, находившихся без движения более двух лет», – отметили в Генпрокуратуре.

В ведомстве констатируют: волокита стала нормой в территориальных органах ФССП и приобрела угрожающие масштабы. В Нижегородской области без принятия к производству и регистрации в подразделениях судебных приставов находились свыше 50 тысяч документов, в Ростовской области – 40 тысяч, в Удмуртской Республике – 23 тысячи, в Республике Коми – 12 тысяч, в Башкортостане – 8 тысяч, в Астраханской области – 6,52 тысяч, и это далеко не все.

«Из-за бездеятельности судебных приставов в государстве фактически подрываются основы правосудия. В 2012 году из 39 миллиардов рублей административных штрафов, назначенных судами, взыскано лишь 2,5 миллиарда. Приставы не привлекают всех должников к ответственности за их неуплату. К ответственности привлечен лишь каждый десятый правонарушитель», – говорится в заявлении Генпрокуратуры.

Зачастую подразделения ФССП освобождают от штрафов людей, которым такое наказание назначил суд. Такие нарушения приобрели массовый характер. Только за 2010–2013 годы были незаконно окончены 21 тысяча исполнительных производств о взыскании с осужденных штрафов на сумму 3 миллиарда рублей. Распространены и случаи окончания исполнительных производств на основании поддельных документов.

Уголовные дела возбудили в ряде регионов, где приставы присваивали взысканные средства. Зачастую приставы умышленно занижают стоимость арестованного имущества. В 2012 году всеми территориальными органами ФССП России на реализацию передана лишь четверть арестованного и прошедшего оценку имущества должников.

В 16 регионах прокуроры установили факты укрытия преступлений, совершенных злостными неплательщиками алиментов. По требованиям прокуроров только в Псковской области возбуждено 200 уголовных дел в отношении граждан, которые не платили алименты и ранее не были привлечены к ответственности.
Судебные приставы также зачастую не направляют в пограничные органы и ФМС России постановления на ограничение выезда должников за пределы.

«За последние три года в деятельности судебных приставов прокурорами выявлено более 200 тысяч нарушений, в связи с чем внесено 30 тысяч представлений, принесено 60 тысяч протестов, в суды направлено 20 тысяч заявлений. По требованию прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 10 тысяч лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено более 800 уголовных дел», – отчитались в Генпрокуратуре.

По итогам проверки Генеральная прокуратура РФ внесла в адрес директора ФССП России представление. В нем поставлен вопрос об ответственности должностных лиц, допустивших вышеуказанные нарушения. О результатах проверок проинформирован министр юстиции РФ.

Источники:
http://studwood.ru/1498160/pravo/prokurorskiy_nadzor_za_deyatelnostyu_sudebnyh_pristavov_i_ispolniteley
http://www.vesti.ru/doc.html?id=1130362

Читайте также:
Adblock
detector