Дознание может производиться только

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности.

Задачами органов дознания являются:

– быстрое и полное раскрытие преступлений;

– обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

– дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

– производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

отличия:1. Предварительное следствие проводится следователями, т.е. специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью. Дознание производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания — только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни.

2. При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с ОРМ, которые проводятся с помощью специального подсобного аппарата, оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска. Эти действия дополняют друг друга и обеспечивают своевременное раскрытие преступления, установление лиц, их совершивших, и лиц, уклоняющихся от дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания.

3. Дознание и предварительное следствие различаются по органам, входящим в разные ведомственные системы. Органов дознания по количеству намного больше органов предварительного следствия и они отражают разнообразие социальных сфер, требующих правового вмешательства силовых структур государства.

4. Дознание и предварительное следствие различаются по подследственности уголовных дел. К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. Эти преступления являются менее опасными и сложными для расследования, вскрываются при осуществлении административных функций и обеспечении общественного порядка и безопасности. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.

5. Дознание отличается от предварительного следствия по процессуальному режиму. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК). По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела.

6. Следователь вправе, в случае необходимости, поручить органу дознания производство следственных, розыскных или оперативно-розыскных действий в другом районе или по месту предварительного следствия. При этом следователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им письменные, обязательные для исполнения поручения и указания и требовать их содействия в производстве следственных действий. Прокурор, осуществляя надзор за процессуальной деятельностью, имеет право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, изымать любое уголовное дело у органа дознания, давать указания о проведении розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, утверждать решения дознавателя о прекращении производства по делу и т.д. Это свидетельствует о тройном подчинении дознавателя: начальнику органа дознания, от которого он получает полномочия органа дознания и с чьим утверждением он принимает важнейшие решения по делу, следователю и прокурору, а также о его меньшей процессуальной самостоятельности по сравнению с процессуальной самостоятельностью следователя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

СТ 223 УПК РФ

1. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24 — 29 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

2. Дознание производится по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса.

3. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

3.1. Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных статьей 211 настоящего Кодекса.

3.2. Признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет начальнику органа дознания. При этом в случае истечения срока дознания прокурор устанавливает срок дополнительного дознания не более 10 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном частями третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

Читайте также:  Как подготовиться к проверке прокуратуры

3.3. Признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу необоснованным, начальник подразделения дознания выносит мотивированное постановление о его отмене и возобновлении производства дознания, а в случае возникновения оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 211 настоящего Кодекса, — о его возобновлении. При необходимости срок дополнительного дознания устанавливается прокурором до 10 суток на основании ходатайства начальника подразделения дознания. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном частями третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

4. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

5. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 настоящего Кодекса, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

6. Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации в порядке, установленном частями третьей-пятой настоящей статьи.

Комментарий к Статье 223 Уголовно-процессуального кодекса

1. Дознание — это упрощенная и ускоренная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по менее опасным преступлениям подготовка дела к судебному производству была более оперативной.

2. Дознание производится только по тем преступлениям, которые указаны в ч. 3 ст. 150 УПК. Основанием для производства дознания в соответствии с ч. 2 ст. 223 является небольшая общественная опасность преступлений, определяемая с помощью подследственности. Исключение из подследственности дознания предусмотрено ч. 1 ст. 434, подп. «б», «в» и «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК.

3. При производстве дознания, как правило: а) отсутствует процедура привлечения в качестве обвиняемого; б) обвиняемый обычно появляется после вынесения обвинительного акта в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 47, ст. 225 УПК; в) не осуществляются наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (ст. 185), контроль и запись переговоров (ст. 186), получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1); г) не заключается досудебное соглашение о сотрудничестве (ст. 317.1).

4. По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ч. 2 ст. 150 УПК), орган дознания или дознаватель в ходе производства неотложных следственных действий вправе произвести задержание подозреваемого в совершении преступления.

5. Производство дознания осуществляют дознаватели органов дознания, которые указаны в ч. 3 ст. 151 УПК, а также следователи Следственного комитета РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

6. В связи с принятием Федерального закона от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации» были внесены изменения и в уголовно-процессуальное законодательство.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК к органам дознания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, относятся начальники органов военной полиции Вооруженных Сил, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов. В связи с этим Приказом заместителя Генерального прокурора РФ — Главного военного прокурора от 23 октября 2014 г. N 150 утверждена Инструкция «О процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».

В соответствии с ней командир воинской части (начальник органа военной полиции) уполномочен давать поручения о приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях и принятии по ним процессуальных решений, выполнении неотложных следственных действий. В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ и указанной Инструкцией дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК РФ, но совершенных лицами, указанными в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, производится следователями военных следственных органов. В отношении остальных лиц предварительное расследование проводится в форме дознания.

7. Производство по делу в форме дознания осуществляется в более короткие сроки, чем те, которые предусмотрены для предварительного следствия. Установленный срок дознания в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела может быть продлен прокурором еще на 30 суток, т.е. до 60 суток. Ходатайства о продлении срока дознания до 60 суток представляются прокурору за 5 дней до истечения срока. Ходатайства о продлении срока дознания свыше 60 суток представляются прокурору за 10 дней до истечения срока. Ходатайства о продлении срока свыше 6 месяцев — за 15 дней до истечения срока (см. п. 19 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»).

Читайте также:  Обладает ли генеральный прокурор правом законодательной инициативы

8. Продление срока до 12 месяцев возможно только в одном исключительном случае — при исполнении запроса о правовой помощи. Обращает на себя внимание тот факт, что вместо продления сроков дознания до 12 месяцев прокурор даже районного уровня вправе передать данное уголовное дело для производства предварительного следствия (п. 11 ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 150, п. 19 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 137).

9. Часть 6 комментируемой статьи имеет в виду уголовные дела, дознание по которым на основании п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК производится следователями Следственного комитета РФ.

Предварительное следствие не обязательно, а значит, расследование может производиться в форме дознания при наличии одновременно двух условий:

1) дело возбуждено в отношении конкретного лица;

2) дело относится к числу тех, которые указаны в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Часть 3 ст. 150 УПК РФ содержит исчерпывающий перечень преступлений, по которым орган дознания вправе самостоятельно производить расследование в форме дознания (при условии их очевидности). Все эти преступления относятся к категории небольшой и средней тяжести. По всем без исключения тяжким и особо тяжким преступлениям расследование может производиться только в форме предварительного следствия.

Как и ранее УПК РСФСР, УПК РФ предоставляет прокурору право заменить дознание по любому из указанных выше дел на предварительное следствие.

Вместе с тем, в отличие от УПК РСФСР, УПК РФ устанавливает возможность замены предварительного следствия на дознание. В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ расследование в форме дознания возможно по любому преступлению небольшой и средней тяжести (но также только в том случае. если оно возбуждено в отношении конкретного лица).

Замена дознания на предварительное следствие, равно как и предварительного следствия на дознание, возможна лишь по письменному указанию прокурора.

В соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ, дознание по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, производится в порядке, установленном главами 22 и 24-29 УПК РФ с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ. Из этой нормы следует, что на дознание, как и на предварительное следствие, распространяются общие условия предварительного расследования: правила о территориальной подследственности, отводах, соединения и выделения уголовного дела или материалов уголовного дела, участия специалистов, переводчика, понятых, общие условия производства следственных действий и порядок производства каждого из них и т.д.

Следует также отметить, что, хотя об этом в ч. 1 ст. 223 УПК РФ прямо не сказано, при производстве дознания следует руководствоваться и нормами общей части уголовно-процессуального кодекса (главы 1-18 УПК РФ), а также нормами, устанавливающими порядок возбуждения уголовных дел (глава 19 УПК РФ).

Особенностями дознания как одной из форм предварительного расследования, отличающего эту форму от предварительного следствия, являются:

1. Сроки. В соответствии с ч. 2 ст. 223 УПК РФ дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.

Таким образом, максимальный срок дознания – 30 дней, и никто этот срок продлить не вправе. Это означает, что если в указанный срок расследование в форме дознания не завершено, прокурор должен письменным указанием передать дело для дальнейшего расследования следователю, и расследование будет завершено уже в форме предварительного следствия.

2. Статья 224 УПК РФ устанавливает следующее правило. В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ. В этом случае обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу.

При невозможности составить обвинительный акт в этот срок, подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, установленном главой 23 УПК (т.е. дело передается для производства предварительного следствия), либо данная мера пресечения отменяется.

Однако следует заметить, что:

1) в ст.ст. 97, 100-108 УПК РФ, наряду с другими лицами, которые вправе избрать в отношении подозреваемого меру пресечения, указан и дознаватель. Значит, в качестве меры пресечения дознаватель может избрать не только заключение под стражу, но и любую иную из числа мер пресечения, указанных в ст. 98 УПК РФ;

2) ст. 100 УПК РФ устанавливает общие правила избрания любой меры пресечения (а не только заключения под стражу). При избрании любой меры пресечения в отношении подозреваемого обвинение должно быть ему предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения. Если в этот срок обвинение не предъявляется, то мера пресечения немедленно отменяется;

Читайте также:  Где хоронят судей и прокуроров

3) ч.2 ст. 224 УПК РФ (в этой норме 10-суточный срок предлагается исчислять с момента заключения под стражу) противоречит ст. 100 УПК РФ, в соответствии с которой, если обвиняемый был задержан, а затем заключен под стражу, 10-суточный срок исчисляется с момента задержания. Поскольку ст. 100 УПК РФ расположена в Общей части УПК, следует руководствоваться именно этой статьей.

Таким образом, если дознаватель решил избрать в отношении подозреваемого любуюмеру пресечения (а не только заключение под стражу), срок дознания фактически сокращается до 10 суток, исчисляемых с момента задержания или избрания меры пресечения. И этот срок не может быть продлен прокурором в порядке ч. 2 ст. 223 УПК РФ еще на 10 суток. Поскольку же на дознание не распространяются правила главы 23 УПК РФ и дознаватель не вправе предъявлять обвинение, то в ситуациях, когда дознаватель меру пресечения избрал, но дознание в 10-суточный срок завершить не смог и меру пресечения отменять нельзя, по письменному указанию прокурора дознание должно быть заменено предварительным следствием.

3. При производстве дознания подозреваемому обвинение не предъявляется, постановление о привлечении в качестве обвиняемого не выносится. Обвиняемый появляется после окончания дознания и составления обвинительного акта.

4. В отличие от предварительного следствия дознание завершается вынесением не обвинительного заключения, а обвинительного акта.

В обвинительном акте должны быть указаны:

1) дата и место его составления;

2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;

5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации;

6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;

7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

9) список лиц, подлежащих вызову в суд (ч. 1 ст. 225 УПК РФ).

Главное отличие обвинительного акта от обвинительного заключения состоит в том, что он содержит не только решение о достаточности доказательств для направления дела в суд, но и о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого.

5. Обвиняемый, его защитник, потерпевший или его представитель (по их ходатайству) знакомятся с материалами дела не до, а после составления обвинительного акта.

6. Гражданский ответчик, гражданский истец, их представители с материалами оконченного дознания не знакомятся.

7. Обвинительный акт должен быть утвержден начальником органа дознания.

8. При производстве дознания на дознавателя не распространяются правила, установленные ч. 4 ст.41 УПК РФ: обжалование любого письменного указания прокурора или начальника органа дознания соответственно вышестоящему или надзирающему прокурору не приостанавливает их исполнения.

После утверждения обвинительного акта начальником органа дознания уголовное дело с обвинительным актом направляется прокурору.

По поступившему от органа дознания уголовному делу прокурор в течение двух суток обязан принять одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта, в случае его несоответствия требованиям ст. 225 УПК РФ, со своими письменными указаниями. При этом прокурор может продлить срок дознания для пересоставления обвинительного акта, но не более чем на 3 суток;

3) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст.ст. 24-28 УПК РФ;

4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия;

5) о направлении уголовного дела для производства дополнительного дознания. При этом прокурор вправе продлить срок дознания, но не более чем на 10 суток.

При утверждении обвинительного заключения прокурор не обязан выносить отдельное постановление, достаточно резолюции на самом обвинительном акте.

При принятии любого другого решения прокурор обязан вынести отдельное постановление.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

В ст. 226 УПК РФ не предусмотрено права прокурора отменять, изменять избранную в ходе дознания меру пресечения, но, представляется, что прокурор вправе это сделать на основании общих правил. предусмотренных ст. 110 УПК РФ.

Копия обвинительного акта вручается обвиняемому и его защитнику. В УПК РФ не определено, кто именно должен вручать копию обвинительного акта. Представляется, что может это сделать как сам прокурор, так и, по поручению прокурора, дознаватель.

При изменении прокурором обвинения обвиняемому и его защитнику вместе с копией обвинительного заключения должна быть вручена также и копия постановления прокурора об изменении обвинения.

Источники:
http://upkod.ru/chast-2/razdel-8/glava-32/st-223-upk-rf
http://megalektsii.ru/s35245t4.html

Читайте также:
Adblock
detector