Что входит в полномочия прокурора

При осуществлении прокурорской проверки прокурор вправе:

  • 1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорного объекта, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • 2) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
  • 3) требовать от руководителей и иных должностных лиц поднадзорного объекта выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • 4) требовать от руководителей поднадзорных объектов проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • 5) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Особенностью полномочий прокурора в рассматриваемой отрасли надзора является то, что он не вправе отменять или изменять решения, которые он признает незаконными или необоснованными. Прокурор опротестовывает эти решения, а в случае несогласия поднадзорного объекта с доводами протеста, обращается в суд с целью признания решений не соответствующими закону и подлежащими отмене.

Рассмотрим каждое из указанных полномочий.

Для допуска прокурора на поднадзорный объект прокурору достаточно иметь служебное удостоверение. Дополнительный пропуск не требуется. Этот порядок действует и на тех поднадзорных объектах, где охрана осуществляется частными охранными структурами. Право беспрепятственного входа заключается в возможности фактического попадания прокурора в нужное подразделение, к необходимому ему должностному лицу.

Прокурор вправе знакомиться со всеми документами, относящимися к предмету проверки, а должностные лица обязаны такие документы предоставлять. В тех случаях, когда документы содержат коммерческую тайну, прокурор вправе истребовать их, но одновременно обязан обеспечить сохранение полученной информации в тайне. В том случае, когда необходимые документы содержат в себе сведения, составляющие государственную тайну, осуществляющий проверку прокурор должен иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре РФ документы, материалы, справки, их копии, статистические и иные необходимые сведения предоставляются прокурору безвозмездно. С ним согласовываются сроки предоставления информации.

Важное значение для результативности прокурорского надзора имеет предоставленное прокурору право требовать от руководителей и других должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникших вопросов и соответствующая обязанность этих лиц выделять специалистов. Специалист необходим для решения вопросов, имеющих узкопрофессиональный, а не правовой характер, касающихся производственной и внутрихозяйственной деятельности. Привлечение специалиста расширяет возможности глубокого проникновения в сущность правонарушения, противодействует дилетантскому подходу к выявлению правонарушения. Особую актуальность привлечение специалистов имеет для выявления правонарушений в сфере экономики, социальной сфере и некоторых других.

Читайте также:  Какие виды прокуратуры бывают

Помощь специалистов может выражаться в различных формах: консультации, проведение обследований, дача заключений по вопросам из области науки, техники, искусства и пр.

Для решения задач по выявлению правонарушений иногда требуется проведение ревизий и проверок. Прокурор вправе требовать их проведения от должностных лиц поднадзорного объекта. Проведение ревизий и проверок также является способом использования в ходе прокурорских проверок специальных знаний.

Ревизии проводятся главным образом в кредитно-финансовой сфере, в области товарно-денежных операций и т.д. В рамках ревизии может быть проведена инвентаризация. Проверки, в том числе и документальные, могут проводиться в самых различных сферах. Они могут касаться производственных аварий, несчастных случаев, иных событий. Должностные лица поднадзорного объекта обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Прокурор вправе вызвать должностное лицо в прокуратуру для получения объяснений по поводу предмета проверки. Должностное лицо, соответственно, обязано явиться по вызову и дать необходимые объяснения. Без объяснений, полученных от должностных лиц, зачастую невозможно получить достоверные сведения о правонарушении.

Статья 47 Закона о прокуратуре РФ выделяет полномочия при проведении проверок военными прокурорами. Такого выделения требует специфика взаимодействия органов прокуратуры и органов военного управления и контроля.

Военные прокуроры вправе:

  • • участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;
  • • назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;
  • • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;
  • • проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц.
Читайте также:  В качестве органов дознания могут выступать

Для проведения прокурорской проверки необходимы поводы и основания.

Основанием проведения проверки является наличие у прокурора данных о признаках состава правонарушения в поступившей информации. Повод – любые поступившие в прокуратуру сведения о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования.

Поводами проведения проверки могут быть заявления, сообщения, жалобы на нарушение закона, материалы, полученные из средств массовой информации, материалы контролирующих органов, материалы уголовных, гражданских дел, результаты анализа статистики, прокурорской и иной правоприменительной практики.

В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» основными направлениями надзорной деятельности следует считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Надзор за законностью правовых актов Генеральная прокуратура РФ предлагает осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности, используя для этого право участия в заседаниях законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. В целях предотвращения принятия представительными (законодательными) органами субъектов РФ законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству прокуратура осуществляет взаимодействие с представительными органами путем ее непосредственного участия в правотворческом процессе (разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, в составе рабочих групп, подготовка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях и др.).

Плановые прокурорские проверки могут касаться различных сфер деятельности. Например, соблюдение законодательства о собственности, земельного, банковского, таможенного законодательства, законодательства о приватизации, законодательства об охране окружающей среды, законодательства о предпринимательской деятельности и прочее.

Основной объем надзорной деятельности приходится на текущие проверки информации о конкретных фактах нарушения закона.

В зависимости от поставленных задач проверки можно подразделить на следующие виды: комплексные, целевые, сквозные и контрольные.

Комплексная проверка ставит своей целью контроль за исполнением широкого круга норм действующего законодательства.

Целевая проверка направлена на проверку исполнения какой-либо одной отрасли законодательства – налогового, банковского, регламентирующего определенный вид экономической деятельности и т.д.

Если необходимо проверить исполнение законодательства всеми подразделениями или звеньями районного (городского) органа, то проводится так называемая сквозная проверка. По своему характеру она может быть как целевой, так и комплексной.

Читайте также:  Как правильно составить ответ на запрос прокуратуры

Фактическое устранение ранее выявленных нарушений устанавливается в ходе контрольной проверки.

В любом случае, независимо от формы и цели проверки, в ее процессе необходимо выяснить следующие обстоятельства:

  • – характер допущенных нарушений;
  • – какой правовой акт, и какие именно содержащиеся в нем нормы нарушены;
  • – какие обстоятельства способствовали нарушению закона;
  • – почему выявленное прокурором нарушение не было выявлено контролирующими органами, ранее проводившими проверки.

Это необходимо для того, чтобы впоследствии, при анализе материалов проверки, прокурор мог принять взвешенное и обоснованное решение о применении меры прокурорского реагирования [1] .

До начала проверки прокурор обязан спланировать свою деятельность, определить ее задачи, содержание и источники конкретной информации, а также способы получения информации и ее оценки. В план проверки могут быть включены формы использования помощи специалистов, содержание заданий, адресованных специалистам, порядок взаимодействия с контролирующими органами.

По результатам проверки составляется справка, в которой отражаются поводы и основания ее проведения, исследованные в процессе проверки материалы, выводы и предложения о формах реализации результатов проверки.

Прокурорский надзор в рассматриваемой отрасли осуществляется на всех уровнях прокурорской системы. В Генеральной прокуратуре РФ образовано Управление по надзору за исполнением федерального законодательства. В состав управления входят отделы, занимающиеся конкретным видом этой прокурорской деятельности. Именно данное управление осуществляет проверку исполнения законов министерствами и ведомствами, готовит проекты протестов Генерального прокурора на незаконный правовой акт, изданный министерством или ведомством и т.д.

В прокуратурах субъектов РФ образованы аналогичные управления. Эти управления осуществляют прокурорские проверки законности деятельности органов власти и управления в субъектах РФ, опротестовывают правовые акты, издаваемые законодательными и исполнительными органами власти субъекта РФ.

В районной прокуратуре за данный участок прокурорской деятельности отвечает должностное лицо, на которое прокурор района возложил обязанности своим распоряжением. Это может быть сам прокурор района, заместитель прокурора, старшие помощники (помощники) прокурора.

Источники:

Читайте также:
Adblock
detector