Что проверяет прокуратура в учебных заведениях

Название документа: Особенности прокурорских проверок образовательных учреждений

Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья

Опубликован: «Новая бухгалтерия», N 12, 2009 год Дата принятия: 07 декабря 2009

Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

Права на использование данного авторского материала принадлежат ЗАО «Информационная компания «Кодекс». Без согласия автора или ЗАО «Информационно-правовая компания «Кодекс» допускаются установленные частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации правомерные способы использования данного материала.

Опубликование данного материала, а также изменение и (или) иная переработка его с целью опубликования осуществляется только с разрешения автора или обладателя права на использование данного материала — ЗАО «Информационная компания «Кодекс».

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Прокуратура столицы проверила школы

Прокуратурой Москвы проведена проверка исполнения законодательства, направленного на борьбу с детской беспризорностью, и соблюдения конституционных прав несовершеннолетних на общедоступность и бесплатность основного общего образования.

Проверено 48 образовательных учреждений: средние общеобразовательные школы, школы-интернаты, центр образования № 1865, детско-юношеский центр, медицинское училище № 18.

Целями настоящей проверки являлось выявление фактов ущемления прав детей при приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения всех видов, необоснованного отчисления учащихся, вымогательства денежных средств с родителей и обучающихся.

В ходе проверки выявлены факты осуществления образовательного процесса в отсутствии основного правоустанавливающего документа (лицензии). На момент проверки отсутствовала лицензия у общеобразовательных школ № 2020 и 2015.

Установлены факты несоблюдения образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий, а также требований действующего законодательства в части наполняемости классов. Переполнены классы в школах 171, 771, 238, 610, 1652.

Имеют место факты нарушения администрацией образовательных учреждений требований законодательства, регламентирующего порядок приема детей.

Так, изучение 62 личных дел учащихся 1-х классов общеобразовательных школ № 1130, 1132 показало, что администрация школ при приеме в общеобразовательное учреждение не знакомит родителей с уставом школы, лицензией и другими правоустанавливающими документами.

Положения уставов учебных заведений в части определения порядка приема в учреждение детей в первый класс не соответствуют требованиям действующего законодательства. В данных учреждениях при зачислении детей в первый класс законные представители, кроме заявлений и медицинской карты на ребенка, представляют также страховой полис, справку из ДЭЗа о регистрации по месту жительства, ксерокопии паспортных данных родителей, справки с работы родителей, вкладыш о том, что ребенок является гражданином Российской Федерации.

В п.3.13 устава школы № 1077 содержатся положения, ограничивающие прием в данное учреждение, заключающиеся в том, что в первый класс принимаются дети 6-7 лет, достигшие готовности к обучению в школе, на основании заключения психолого-педагогической комиссии, а зачисление в школу во вторые и последующие классы при наличии свободных мест, в случае если они проявят при собеседовании знания в объеме программы соответствующего класса общеобразовательного учреждения данного вида.

Аналогичные требования закреплены в пункте 3.11 устава школы № 1328, предусматривающим зачисление детей в школу.

В уставах образовательных учреждений № 501 и 508 включены положения о приеме в образовательное учреждение на основании заключения психолого-педагогической комиссии, что существенно нарушает права учащихся при поступлении в образовательные учреждения.

Подобные нарушения выявлены при проверке законности уставов средних общеобразовательных школ № 171, 35, 899, 730, 1054. 496, 1245, 1171.

Средняя общеобразовательная школа № 775, гарантируя всеобщность основного общего образования, предусматривая доступность, равные возможности и условия для каждого учащегося (п.4.7. Устава), определяет прием на первую и третью ступень образования только после прохождения собеседования. Кроме того, зачисление в школу производится только после заполнения родителями (законными представителями) заявления, которое предусматривает в обязательном порядке уплату денежных средств на охрану.

В пункте 3.15 устава школы-интерната среднего (полного) общего образования с углубленным изучением физической культуры (гольфа) № 33 в противоречие с типовым положением предусмотрено, что зачисление детей производится при их добровольном согласии.

При приеме в средние школы № 1259 и 1258 допускается тестирование.

Так, при изучении состояния законности выбытия несовершеннолетних из школы № 788 в 2003/2004 учебном году и летнем периоде 2004 года установлены факты завуалированного способа незаконного отчисления учащихся посредством перевода именно учеников, испытывающих трудности в обучении и общении с педагогическим коллективом и сверстниками, в вечерние школы и профессиональные училища.

Опрошенная по данному факту мать несовершеннолетней Галины, 1990 г.р., пояснила, что в 2004 г. ее дочь обучалась в 8 классе школы № 788, по окончанию учебного года переведена в 9 класс. Перед началом учебного года директор школы Гаджиева Т.В. пригласила ее к себе и потребовала забрать документы ребенка, иначе девочка будет исключена из школы. В результате несовершеннолетняя не получила обязательного (основного) образования и в настоящее время нигде не обучается.

Вопреки требованиям вышеназванного закона администрацией медицинского училища № 18 не получено согласие органов опеки и попечительства на отчисление оставшейся без попечения родителей Марины С., 1988 г.р.

Платные образовательные услуги должны оказываться за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов. В ходе прокурорской проверки выявлены многочисленные нарушения этих норм.

Так, Чертановской межрайонной прокуратурой совместно с ОБЭП УВД ЮАО г. Москвы проведена проверка в образовательном учреждении дополнительного образования детско-юношеского центра. Согласно лицензии, центр имеет право на ведение дополнительной образовательной деятельности по следующим программам: художественно-эстетической, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, социально-педагогической направленности. В соответствии с Уставом и лицензией предоставляемые дополнительные образовательные услуги являются бесплатными. В ходе проверки установлено, что с октября 2001 г. по январь 2005 г. с родителей учащихся за предоставление дополнительных образовательных услуг, являющихся бесплатными, ежемесячно незаконно взималась плата в сумме 450 рублей.

По данному факту межрайонной прокуратурой возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ.

В ходе проверки установлено, что массовое распространение получают факты взимания денежных средств с родителей учащихся на охранные услуги. Денежные поборы дискредитируют систему образования, нарушают права и интересы несовершеннолетних детей и их родителей.

Аналогичные нарушения выявлены и в ГОУ СОШ № 1171, где решения об оказании благотворительной помощи родителями образовательному учреждению принимаются попечительским советом, являющимся органом самоуправления школы.

Все уголовные дела возбуждались по материалам проверок, произведенных подразделениями УБЭП г. Москвы. Ход расследования уголовных дел и их судебное рассмотрение контролируется.

Проверена также работа Департамента образования города Москвы. Установлено, что данным ведомством к виновным должностным лицам постоянно принимаются меры дисциплинарного воздействия, а также некоторые директора школ освобождаются от занимаемых должностей.

По результатам проверки органами прокуратуры по выявленным фактам нарушений принято 50 актов прокурорского реагирования: внесено 25 представлений об устранении нарушений законодательства, подготовлено 17 протестов, объявлено 6 предостережений, возбуждено уголовное дело. Кроме того, прокуратурой города подготовлено представление в Департамент образования столицы.

Пресс-служба прокуратуры города Москвы

Источники:
http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-68235/

Читайте также:
Читайте также:  Может ли тсж проверить прокуратура
Adblock
detector