Чем отличается требование от представления прокурора

Вопрос 4. Постановление.

Постановление о возбуждении:

  • уголовного дела;
  • дисциплинарного производства;
  • административного производства.

Требования к постановлению о возбуждении уголовного дела:

  • время и место вынесения постановления;
  • кем оно составлено;
  • повод и основание к возбуждению дела, краткая фабула произошедшего;
  • статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждено; а также кому оно направлено для дальнейшего расследования.

Элементы постановления:

  • наименование постановления с указанием вида ответственности;
  • время, место и кем оно составлено;
  • содержание правонарушения;
  • фабула произошедшего;
  • правовые основания ответственности (должностные лица);
  • указание на нарушенный закон;
  • требование прокурора о наложении взыскания;
  • предложение прокурора о рассмотрении постановления в срок, указанный в законе и сообщение прокурора о результатах рассмотрения;
  • должностное положение и классный чин прокурора, его подпись.

Вопрос 5. Предписание.

Реквизиты предписания, как акта прокурорского реагирования:

ПЛАН УРОКА № 16.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Работа прокурора представляет собой один из видов государственной деятельности, направленный на охрану правопорядка. Задачей каждого профессионала в этой сфере является обеспечение законности и соблюдение прав, свобод и интересов человека по всей территории Российского государства. Прокурорский надзор полностью регламентируется федеральным законодательством, поэтому осуществляется только в пределах правовой сферы.

Что такое прокурорский контроль и какова роль актов реагирования?

Стоит отметить, что контроль со стороны государства осуществляется многими другими органами. Каждый из них имеет свою компетенцию, объем полномочий, четко определенный нормативно-правовыми документами. У данных органов имеются также свои очерченные области надзора и контроля, т. е. сферы деятельности. В отличие от этих государственных структур, надзор имеет практически безграничные сферы влияния во всех спектрах общественных отношений, если говорить о пределах единой территориально целостной страны.

Актами прокурорского реагирования являются несколько видов документов:

  • протест;
  • представление;
  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • предостережение о недопустимости нарушения закона.

Детальное рассмотрение прокурорского протеста: цель документа

К первому виду документов относится протест. Это один из актов, который подготавливается самим государственным обвинителем или его прямым заместителем, ни в коем случае не противоречит действующей Конституции РФ, другим законам и не нарушает права человека. Протест прокурора является ответным актом на противоправный документ, изданный должностным лицом или органом. Подан он может быть нарушителю, в вышестоящие инстанции либо в судебном процессуальном порядке, предусмотренном законодательной базой.

Все виды прокурорского реагирования, применяемые в деятельности органов, являются публичными требованиями, заявлениями, доказыванием. Поэтому задача принести протест к органу-нарушителю или должностному лицу, издавшему акт, согласно законам РФ, стоит непосредственно перед обвинителем и его прямым заместителем. В случае необходимости подачи документа в суд или вышестоящему должностному лицу в соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами сделать это могут только вышеуказанные лица.

Кратко о структуре прокурорской иерархии при вынесении протестов

Решение государственного обвинителя федерально-окружного звена о вынесении протеста на правовые акты центральных ведомств и министерств невозможно. Только Генеральный прокурор РФ, а также лица, замещающие его, вправе опротестовать такие акты, не соответствующие законам государства. Соответственно, обвинители наделены полномочиями опротестования правовых документов исполнительных органов соответствующего субъекта, контролирующих структур соответствующего звена.

Причем акты реагирования прокурорского надзора свыше являются обязательными для выполнения всеми нижестоящими прокурорами. В этом случае государственный прокурор имеет право в пределах своей компетенции приносить протесты как к органам своего уровня, так и к нижестоящим. Наоборот быть не может. Между тем допускается возможность подготовки проекта нижестоящим прокурором в случае обнаружения им незаконного акта должностных лиц или органа, находящихся в компетенции прокурора вышестоящего уровня.

Читайте также:  Что может проверить прокуратура в продуктовом магазине

Что представляет собой представление прокурора?

Все образцы актов прокурорского реагирования на нарушения госорганов имеют утвержденную форму. Они вносятся так же, как и протест, прокурором или лицом, замещающим его. Приносят представление в госорган или человеку, занимающему соответствующую должность или наделенному полномочиями в рассмотрении и устранении допущенных нарушений. Представление прокурора в любом случае рассматривается без отлагательств, в ближайшие 3 дня. Чтобы вынести представление, государственный обвинитель должен быть готов к изучению материалов предшествующей проверки. Единственным основанием для предъявления прокурорского представления можно считать установленные факты нарушений.

Что включает в себя представление прокурора?

В любом из представлений, внесенных прокурором, независимо от федерального уровня, содержится следующая информация:

  1. Указывается должностное лицо или орган, которому направляется акт прокурорского реагирования.
  2. Информационные источники, в которых присутствуют данные о конкретных нарушениях закона.
  3. Непосредственная характеристика нарушений, включающая рассмотрение и анализ причин, условий и обстоятельств, способствовавших допущению ошибок в нормативно-правовых актах.
  4. Прокурорские требования об устранении нарушений и основополагающих обстоятельств, факторов.
  5. Указания прокурора касаемо процедуры и контрольных сроков рассмотрения органом или лицом-нарушителем представления.

Дополнительное содержание представлений прокурора

В тексте представления могут иметь место и рекомендации прокурора по поводу ликвидации нарушения. В любом случае они должны обладать правовой направленностью, не нести характер действия, посягающего на процесс управления в той или иной сфере деятельности, обозначенной зачастую как оперативно-хозяйственная.

Особенности включения прокурором контрольных сроков

Что касается требований прокурора, направленных на скорейшее устранение причин правонарушений, то нередко в них содержится постановка вопроса о привлечении к материальной или дисциплинарной ответственности виновных в произошедшем лиц. Естественно, что в действиях нарушителей признаки административного проступка или уголовного преступления отсутствуют.

Если изучить некоторые образцы актов прокурорского реагирования, особенно представление, то в большинстве из них нельзя найти подробного описания и механизма правового регулирования процедуры рассмотрения внесенного документа. Однако о том, что документ рассматривается без отлагательств, говорить, пожалуй, не стоит. Срок, предоставляемый для рассмотрения, также точно не установлен. Между тем четко обозначено, что конкретные меры по устранению состоявшихся правонарушений, а также сопряженных с ними факторов, должны быть приняты в течение ближайших 30 дней.

Месяц, отведенный на принятие каких-либо решений и действий для органа или лица-нарушителя, как правило, воспринимается отвечающей стороной как срок для рассмотрения. Избежать длительной бумажной волокиты можно только в случае включения в представление четкого разъяснения о сроках и датах. Только при умышленном игнорировании требований прокурор может иметь достаточно веские основания для возбуждения производства об административном правонарушении.

Характерные черты и сфера применения постановления прокурора

Акты прокурорского реагирования, виды которых заслуживают подробного рассмотрения, многообразны. Список можно продолжить следующим необходимым документом, являющимся результатом деятельности органов прокуратуры. В данном случае речь идет о постановлении. Нормативно-правовой акт этого типа прокурор вправе выносить в ходе реализации надзора в различных сферах хозяйственной, здравоохранительной, социально-культурной, транспортной и других сферах общественных отношений. Постановление прокурора – немаловажный акт, незаменимый в случае участия в процессуальной деятельности по производствам уголовных дел.

Читайте также:  Какое определение органа дознания соответствует упк рф

Ведь прокурор, осуществляя свои функции надзора над соблюдением законодательной базы РФ государственными органами высшего звена, комитетами, службами, органами исполнительной власти, местного самоуправления, военного управления, органами контроля, имеет все полномочия для того, чтобы вынести постановление о возбуждении уголовного дела или начале производственного процесса об административном правонарушении.

Решение прокурора по уголовному делу, а также первые результаты рассмотрения принимаются правоохранительными органами, о чем должно быть изложено в письменной форме.

Прокуроры или должностные лица, их замещающие, обязаны вынести образец постановления в случае необходимости освобождения незаконно содержащегося под стражей лица в местах лишения свободы принудительного характера, а также в судебно-психиатрическом учреждении при незаконном необоснованном помещении.

Прокурорское постановление обязательно для выполнения администрацией учреждения, исполнительными судебными органами, работающими с лицами, приговор которых не связан с лишением или ограничением свободы. Стоит также отметить, что прокурор имеет достаточно полномочий для самостоятельного принятия любого процессуального решения в ходе уголовного производства на любой из досудебных стадий.

  • признать гражданским ответчиком гражданского истца;
  • приобщить к уголовному делу важные вещественные доказательства;
  • применить объективную, по мнению обвинителя, меру пресечения.

Что такое предостережение прокурора

Еще одним средством прокурорского надзора следует назвать предостережение, направленное на недопущение нарушений законов. При наличии данных о запланированных противоправных действиях лицам, занимающим ответственные посты, объявляется предписание. Образец документа имеет конкретную утвержденную законодательством форму. В письменном виде от прокурора или его заместителя предостережение чаще всего направляют с целью предупреждения актов экстремистской деятельности.

Только при наличии объективных, достоверных и подтвержденных информационных данных о предстоящих противоправных действиях прокурор или его заместители, а также прокуроры нижестоящего звена направляют лицам предостережение. Документ в себя включает:

  • подтвержденные сведения о планируемом преступном деянии;
  • конкретные основания для объявления данного акта прокурорского реагирования;
  • перечень допущенных нарушений, а также срок для их устранения (не менее 2 месяцев).

Так же, как и протест, постановление и представление, предостережение осуществляется исключительно главными работниками прокуратуры. Стоит отметить, что предостережение как таковое прокуроры используют для того, чтобы осуществить надзор за полноценным воплощением законов и подзаконных правовых актов.

В чем заключается необходимость актов прокурорского реагирования?

Независимо от того, какой конкретный акт прокурорского реагирования и надзора направлен к тому или иному органу, организации и т. д., он должен быть выполнен в установленный срок, поскольку подлежит неукоснительному исполнению.

  • контроль над исполнением законов;
  • надзор с целью соблюдения прав и свобод человека;
  • контроль за деятельностью следственных органов, дознания, оперативно-розыскного сектора;
  • надзор над беспрекословным выполнением нормативно-правовых актов администрациями районов, городов;
  • контроль за исполнением законодательной базы администрациями мест лишения свободы и учреждений содержания принудительного характера.

В случае умышленного невыполнения прокурорских требований, обоснованных достаточными полномочиями, любой из проигнорированных актов реагирования – протест, постановление, предписание (образец каждого из них можно найти в качестве приложения к соответствующему законодательному акту) чреват для нарушителя наложением штрафа, средний размер которого составляет 1-3 тысячи рублей (согласно КоАП РФ).

Законодательство РФ определяет следующие акты прокурорского надзора: протест, представление, предписание, официальное предупреждение, постановление. Полномочия прокуроров реализуются на основе актов прокурорского надзора.

Читайте также:  Прокурором новгородской области может стать валерий войнов

Что представляет собой протест?

Протест приносится после незаконного правового акта в орган или должностному лицу, который издал соответствующий акт. Основной задачей становится устранение нарушения законодательства РФ.

Законодательство не определяет обязательной структуры и особенности содержания протеста. Данные вопросы решаются прокурором. Несмотря на это, прокурорская практика привела к появлению обязательных пунктов документа:

В обязательном порядке предполагается наличие содержательной части, так как она требуется для полного описания существующей проблемы. Содержательная часть включает в себя:

  • Цитирование правовых документов разного формата, которые подтверждают противоречие действующему законодательству РФ.
  • Обоснование протеста с юридической точки зрения для раскрытия сути нарушения.

При рассмотрении протеста прокурор получает предварительное оповещение, в котором содержится точная дата проведения запланированной процедуры.

Законодательство РФ позволяет прокурору обратиться в суд с официальным заявлением и решать существующий вопрос на другом уровне. Закон не включает описание случаев, когда нужно использовать протест, а когда – судебное заявление. В большинстве случаев решение принимается на основе особенностей отношений с органами представительной, а также исполнительной власти.

В суд лучше обращаться, если прежде прокурор сообщал о нарушении законодательства, но его обращения были полностью проигнорированы. Обращение в суд также целесообразно, если акт принял коллегиальный орган и отмена силы документа должна произойти в самое ближайшее время, сроки созыва представительного органа не соответствуют потребностям прокурора.

Что представляет собой представление прокурора?

Представление – акт прокурорского надзора. Предполагается использование документа для правомерного устранения нарушений на законодательном уровне. Особенности использования представления прокурора регулируются статьями 24, а также 28 Закона о прокуратуре.

Если незаконный правовой акт должен быть отменен, протест нельзя подменять представлением. Таким образом, представление используется для устранения других правонарушений с ориентацией на законодательства.

Представление может быть оформлено и внесено прокурором и его заместителем, после чего передано органу или должностному лицу, от которого зависит устранение правонарушения.

Законодательство РФ предполагает безотлагательное рассмотрение прокурорского представления. Для устранения нарушений, причин и условий неблагоприятных со стороны законодательства, отводится месяц.

Представление обладает особенной структурой, для выработки которой потребовалось много лет практики.

  1. Заголовок представляется в концентрированной форме. Предполагается отражение сути допущенных нарушений. Кроме того, можно оговорить, что представление внесено для устранения законодательных нарушений. Заголовок включает в себя наименование акта и суть корригирующего воздействия.
  2. Затем указывается адресат представления, орган или должностное лицо.
  3. Описательная часть раскрывает нарушения и особенности их обстоятельств. В обязательном порядке проводится юридический анализ нарушения. Рекомендуются ссылки на действующие законодательные акты.
  4. В документе излагается позиция прокурора относительно бездействия должностных лиц, которые проявляют терпимость к правонарушениям.
  5. Прокурор требует устранить правонарушения, причины и способствующие факторы.

Уведомление о рассмотрении выполняется в письменном виде.

Протест и представление: отличия

Протест действует только на действующий правовой акт, нарушающий законодательство РФ.

Представление – это письменная юридическая форма реагирования на нарушения законодательства. Предполагается наличие нарушений иного характера. Представление не используется для правовых актов.

Источники:
http://fb.ru/article/269121/akt-prokurorskogo-reagirovaniya-vidyi

Читайте также:
Adblock
detector