Прокуроры способны представлять сторону обвинения в суде и следить за исполнением закона почти во всех сферах жизни человека. Прокурор военной прокуратуры обладает похожими полномочиями, но действует исключительно в войсках РФ и иных силовых подразделениях.
Обязанности
Прокуратора, будь она военной или гражданской, выполняет две важные функции — это представление в суде стороны обвинения и надзор за выполняемостью всех законов.
Если какого-либо человека обвиняют в уголовном преступлении, то военный прокурор отвечает за предоставление на суде всех доказательств того, что он виновен. После завершения следствия, по делу составляется заключение, в котором сторона обвинения описывает всю структуру преступления, перечисляет задействованных в нем лиц и доказательства вины преступника. Далее все материалы дела передаются заместителю военного прокурора либо самому прокурору, и он их внимательно изучает.
Если же по каким-либо причинам материалы по обвинению были признаны прокуратурой неубедительными, то уголовное дело возвращается обратно на повторное расследование. В том случае, когда прокурор принял дело и отправил его в суд для дальнейшего рассмотрения, он должен будет представлять сторону обвинения.
Другой главной задачей названного специалиста является надзор за исполнением всех законов в войсках Российской Федерации и иных силовых структурах. Так, военный прокурор гарнизона должен принимать и рассматривать жалобы солдат, которые относятся к его юрисдикции, а более высокопоставленные прокуроры могут назначать проверки и ревизии в войсках, давать прямые письменные или устные указания следствию при рассмотрении какого-либо правонарушения с целью устранения правонарушений в ходе расследования.
Также у них существует обязанность привлекать правонарушителей к административной, дисциплинарной, материальной или уголовной ответственности.
Кроме того, военный прокурор обязан проводить работу, направленную на предупреждение и снижение уровня преступности во всех силовых структурах РФ.
Как стать прокурором?
Стоит знать, что обучение основам юриспруденции должно проводиться в военном вузе, так как дипломы гражданских могут не подойти для дальнейшего трудоустройства в прокуратуру.
В наше время все тяжкие преступления расследуются только следственным комитетом. И если вы в прошлом работали следователем и решили трудоустроиться в военную прокуратуру, то прошлый опыт может быть полезным на новой должности.
Вы должны знать о некоторых ограничениях, которые ждут будущего прокурора. Особенно это касается работников прокуратуры в военной сфере, так как для военных требования к правилам всегда были более высокими. К примеру, работник военной прокуратуры не имеет прав на вступление в политическую партию, заниматься бизнесом и быть избранным в какую-либо государственную или муниципальную структуру. Свою работу на должности прокурора он может совмещать только с образовательной, научной либо творческой деятельностью.
Все вышеперечисленные ограничения могут быть вполне объяснимы, так как вступление в политическую партию или приобретение бизнеса могут воспрепятствовать беспристрастной работе прокурора.
Денежное довольствие
Должность прокурора является довольно высокооплачиваемой в сравнении с иными специальностями. Особенно это касается военной прокуратуры, так как зарплата сотрудников в ней на несколько десятков процентов выше, чем у гражданских прокуроров.
Денежное довольствие у них колеблется от 60 до 80 тысяч рублей, в зависимости от региона и силовых структур, которые находятся под контролем. В то время как максимальная зарплата гражданского прокурора составляет 50 тысяч рублей.
Какими навыками должен обладать военный прокурор?
Опасность работы
У работников МВД и любых силовых структур всегда присутствует прямая угроза жизни. Особенно это актуально тогда, когда прокурор представляет обвинение против влиятельных преступников.
Кроме того, подвергаются испытанию и моральные критерии людей этой сферы деятельности — их часто пытаются подкупить, и если это все-таки происходит, то они и сам превращаются в преступников.
Среди специализированных прокуратур основное внимание в Законе уделяется военной прокуратуре.
Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (п.1 ст.46).
Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.
Военные прокуратуры, независимо от принадлежности к органам прокуратуры различных звеньев, осуществляют свои полномочия независимо от командования органов военного управления. В дополнение к общим полномочиям военные прокуроры обладают и специальными полномочиями, исчерпывающий перечень которых установлен в п.2 ст.47:
1)участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;
2)назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;
3)по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;
4)проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;
5)требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, органами и учреждениями внутренних дел РФ.
Военными прокурорами, а также руководителями и следователями военных следственных органов назначаются граждане РФ, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание.
По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица.
Военные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.
52.Надзор прокурора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Закон о прокуратуре (ст. 10) обязывает прокуроров рассматривать и
разрешать заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о
нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные,
так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.
Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы
органов прокуратуры. Число жалоб и заявлений, поступающих в органы прокуратуры
в последние годы неизменно возрастает. Так, за период 1999—2001 гг. в органы
прокуратуры поступило почти 4 млн обращений (в 1999 г. — 1 251 509, в 2000 г. —
1 281 074, в 2001 г. — 1418 344).[17]
Это говорит о том, что граждане России широко используют предоставленное им
ст. 33 Конституции РФ право личного обращения в государственные органы, в
том числе и в органы прокуратуры, призванные охранять права и свободы граждан.
Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав
и свобод, торжества добра над злом.
Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших
социально-правовых институтов, активно используется прокурорами в качестве
одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод
граждан, в определенной мере и охраны государственных интересов.
Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и
заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:
ü о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе;
ü о преступлениях и других общественно опасных правонарушениях,
совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;
ü об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и
совершивших иные правонарушения;
ü об органах и должностных лицах, не выполняющих требования
законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих
меры к удовлетворению жалоб и заявлений.
Не менее важным является и то, что в органы прокуратуры поступает информация
от граждан о недостатках и нарушениях в работе самой прокуратуры, в
ü о процессуальных нарушениях, допускаемых следователями в ходе ведения
предварительного следствия по уголовным делам;
ü о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к
устранению нарушений законов;
ü о несогласии с ранее принятыми органами прокуратуры решениями по
жалобам и обращениям;
ü о недостойном, по мнению граждан, поведении работников прокуратуры как
в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в
быту) и иная информация.
Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных
обращениях граждан, существенным образом пополняет информационную базу
органов прокуратуры, что в свою очередь способствует, во-первых, организации
их работы на научной основе с учетом состояния законности, в том числе и
состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан, и, во-вторых, помогает
улучшению всей деятельности прокуратуры путем устранения недостатков и
упущений в работе.
Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жалобы и заявления граждан,
прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение,
складывающееся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в
отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане
совершенствования деятельности прокуратуры.
Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 15 января 2003 г. № 3 «О введении в
действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах
звеньев работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан подчинять
решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и
правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение
получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той
прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса. Генеральный
прокурор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпывающих мер к
удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя
в полном объеме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.
Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и
приему посетителей организует и контролирует прокурор —
руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники
структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руководитель обязан так
организовать работу, чтобы обеспечивалось правильное и своевременное
рассмотрение и разрешение обращений граждан, проводилась тщательная проверка
содержащейся в них информации о нарушении законов, полностью восстанавливались
нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица,
допустившие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались
меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу
прокуроров и следователей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных
обращений, принимают меры к оперативному устранению имеющихся недостатков,
регулярно обсуждают на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях состояние
этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления оперативными работниками
недобросовестного отношения к этому участку работы.
В составе Генеральной прокуратуры РФ имеется Управление по рассмотрению
писем и приему граждан, а в прокуратурах субъектов РФ — отделы, группы или
старшие помощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан. На них
возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению
обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных
подразделений прокуратуры, прокурорам районов и городов, оперативным
работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов
Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы. Следует иметь в
виду, что рассмотрением и разрешением обращений в органах прокуратуры
занимаются в той или иной мере все прокурорские работники и следователи.
В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей)
в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам
было известно, когда, где и кто из прокурорских работников принимает. В этих
целях в офисах прокуратур на видном месте вывешивается график приема
посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием
посетителей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях. В
соответствии с требованиями Генерального прокурора РФ руководители прокуратур
обязаны принимать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах,
принятых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема
посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о
гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое
Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих
в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и
приказами Генерального прокурора РФ. В соответствии с действующей инструкцией в
каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для
разрешение подлежат обязательной регистрации.
После регистрации все поступившие в орган прокуратуры обращения
докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу
заявления или жалобы. Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно
из следующих решений: принять заявление или жалобу к своему производству;
поручить ее рассмотрение конкретному оперативному работнику; передать на
разрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ранее
поступившей жалобы или заявления; направить в суд для приобщения к материалам
судебного дела; направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.
Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в органы и
должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются. О направлении
заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В
необходимых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на
рассмотрение, предлагается сообщить в прокуратуру о результатах разрешения.
Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан
рассматриваются и разрешаются в порядке и в сроки, установленные федеральным
законодательством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в
прокуратуру, рассматриваются и разрешатся прокурором в срок не позднее
месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней, если иной
срок не предусмотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих членов их
семей, поступающие в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ и
приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в
срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры — не позднее 7 дней со
дня их поступления.
Как правило, безотлагательно разрешаются обращения, поступившие от Президента
РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей,
руководителя Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ,
председателей палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, членов
Государственного совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего
Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ,
Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, руководителей
федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а
также обращения, взятые на особый контроль.
Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором
или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины
продления срока разрешения обращения.
Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки
изложенных в них обстоятельств и доводов. При необходимости к проверкам,
проводимым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соответствующие
специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или
жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе
письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению
нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении — о мотивах отклонения
со ссылкой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или
жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения
в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое
предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются
разрешенными. Например, в 2000 г. органами прокуратуры разрешено 344 774
обращений, из которых признано обоснованными 80 682 (23,4%), в 2001 г. —
соответственно 371 642 и 84 855 (22,8%).[19]
По требованию заявителя ему предоставляются для ознакомления материалы
проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это
не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям
законодательства об охране государственной (военной) и иной охраняемой
законом тайны (коммерческой, врачебной).
В отдельных случаях после проверки по жалобе исполнитель по указанию
прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов
По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может
принять решение о принесении протеста на незаконный акт либо об обращении в
суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об
устранении нарушений закона, о возбуждении производства по делу об
административном правонарушении или уголовного дела.
В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению
в органах прокуратуры обращения, не связанные с вопросами исполнения или
нарушения законов. Что касается обращений по вопросам, подведомственным
судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты
общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных
В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется
комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и
иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При
этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных жалоб,
обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей, нарушения
устанавливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа
принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе,
совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Основными обязанностями и правами военной прокуратуры является представление стороны обвинения в суде, а также следить за соблюдением закона во всех сферах жизни человека. Что касается военного прокурора, то он обязан заниматься представлением вопросов, имеющих отношение к вооруженным силам Российской Федерации. Помимо этого, они должны осуществлять проверки призывников и производить военные сборы запасников в России.
Основные обязанности и полномочия
Поскольку должность имеет название “Военный прокурор”, тогда соответственно соблюдение прав и выполнение обязанностей осуществляется в области вооруженных и силовых структурах российского государства. Среди главных полномочий военных прокуроров выделяют:
- надзор за соблюдением утвержденных законов;
- представление стороны обвинения в судебном органе от имени государства.
- Принимают участие в заседаниях коллегий, служебных совещаниях, а также в военных советах, что имеют отношение к военному управлению;
- Исполнять вневедомственные ревизии и требуемые проверки воинских частей и учреждений, которые находятся в их юрисдикции;
- Осуществлять надзор по обеспечению государственной безопасности на основании обозначенного закона и по представлению Генерального прокурора или его заместителя;
- Имея соответствующее удостоверение проходить на территорию и проверять документацию во всех учреждениях, организациях и штабах военных структур;
- Производить проверку законности содержания осужденных или арестованных военнослужащих, что находятся на гауптвахтах или в дисциплинарных частях. Если будут выявлены нарушения, тогда задержанные немедленно освобождаются;
- Также в обязанности входит рассмотрение жалоб и предложений от военнослужащих;
- Кроме этого, дает либо письменные, либо устные указания органам дознания для предварительного следствия;
- Если имеет факт нарушения, тогда обязуется его устранить;
- Требовать от руководителей, что осуществляют оперативно-розыскную деятельность, отстранить оперативного сотрудника, находящегося в подчинении, если им было совершено правонарушение;
- Вправе подвергнуть наказанию, когда будет выявлено нарушение (уголовному, административному, дисциплинарному, а также материальной ответственности);
- Осуществляют координацию работы правоохранительных органов, деятельность которых связана с борьбой с преступностью;
- Могут опротестовывать вынесенные приговоры, постановления и определения суда. Также способны подать исковое заявление о возбуждении уголовного дела или же касательно производства об административного правонарушения;
- Военные следователи рассматривают уголовные дела касательно преступлений, что были совершены военнослужащими независимо от их должности и гражданами, что только проходят военные сборы;
- Назначать ответственных лиц для проведения действий относительно выяснения данных по возникшим вопросам;
- Вправе затребовать документацию и соответствующие материалы от воинского учреждения или организации.
Помимо отмеченного, в обязанности и права военного прокурора входит также принятие профилактических мер относительно снижения преступности в вооруженных силах страны и силовых структурах. Кроме этого, на военную прокуратуру возлагаются обязанности по проведению предварительного следствия относительно уголовных дел, которые находятся в их юрисдикции.
Основания для назначения
В статье 48 настоящего закона о прокуратуре обозначено, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы он был назначен военным прокурором, а также, как осуществляется назначение на отмеченную должность.
Относительно назначения, то по решению Генерального прокурора РФ на должность военного прокурора могут назначаться гражданские лица.
Заместитель Генерального прокурора, а также главный военный прокурор может быть назначен и освобожден с должности на основании утвержденного пункта 2 ст. 14 представленного закона.
Кто может стать военным прокурором
Изначально нужно отметить, что стать военным прокурором и выполнять правозащитную функцию могут граждане как мужского, так и женского пола, однако женщины на этом посту редки. Это обусловлено тем, что по специфике работы требуются постоянные и частые переезды, которые для них не всегда возможны. Если принимать во внимание характеристики, то выполнять полномочия военного прокурора могут те граждане, что соответствуют следующим требованиям:
Помимо этого, человек, претендующий на должность военного прокурора, должен быть готов к частым поездкам, так как его обязанности выполняются в соответствии условий, которые действуют в Вооруженных силах страны.
Кроме этого, нужно учитывать такой факт, что потребуется выполнение своих непосредственных обязанностей в экстремальных условиях. К примеру, в регионах с тяжелыми климатическими условиями или в “горячих точках”.
Но также имеется и ряд ограничений, которые относятся к работникам военной прокуратуры, а именно:
- нельзя вступать в любые политические партии;
- заниматься предпринимательской деятельностью;
- избираться в государственные или муниципальные структуры.
При этом они обладают правом совмещения своей должности, то есть могут параллельно заниматься творчеством, образовательной или научной деятельностью.
В завершении стоит отметить, что предопределяет собой обозначенная должность прокурорский надзор за соблюдением утвержденных законов по военному управлению воинскими частями, учреждениями и организациями. Также в обязанности и права военной прокуратуры входит проверка учебных заведений, имеющих воинское направление. Что касается судебного представления, то такое право основывается на соблюдении подведомственности.
Источники:
http://studopedia.ru/5_40079_voennaya-prokuratura.html
http://sprosi-urista.ru/kakimi-obyazannostyami-i-pravami-voennyj-prokuror-nadelen-po-zakonu.html