Спасибо что живой следователь

Замысел

Работа над идеей и сценарием фильма шла около пяти лет. Картина рассказывает об одном из самых драматичных периодов жизни артиста: конец 1970-х, на который пришелся пик славы Высоцкого, был одновременно и временем физического и морального истощения музыканта. Сценарий написал сын Владимира Высоцкого Никита. В основу легли реальные события — гастроли в Узбекистане в июле 1979 года, когда у Владимира Высоцкого остановилось сердце.

Эту историю мне рассказал Сева Абдулов сразу после того, как отец умер. И я с ней жил 25 лет. Я не знал, что это будет — киносценарий, художественная книга об отце или спектакль, но она меня очень зацепила. И вот Константин Эрнст предложил мне писать сценарий игрового фильма об отце. К тому времени было снято сотни три документальных фильмов о Высоцком, каких-то передач, телевизионных проектов, выпущены десятки, если не сотни книжек мемуарного характера, тысячи интервью. Это делали примерно одни и те же люди. Они просто ходили по кругу, и к тому времени эта документально-мемуарная шахта была уже полностью выработана, искать там было уже нечего. Очевидно, пришло время сделать первый художественный фильм о Высоцком.

Я считаю, фильм правдивый. Это не правда документа, но художественная правда, которая, на мой взгляд, иногда нужнее и выше, чем правда факта. Основное, чем я руководствовался, — своими разговорами с близкими отцу людьми сразу после того, как все произошло в 1980 году. Сейчас, когда люди пишут мемуары, они фильтруют то, что рассказывают. Они многого не помнят, многое допридумывают. Они думают, как будут выглядеть в этих мемуарах.

Персонажи

На момент выхода фильма в прокат (2011 год) личность актера, исполнившего главную роль, была главной интригой. Сергей Безруков, сыгравший Высоцкого, не появлялся на мероприятиях для прессы, его имя не упоминалось в информации о фильме, создатели картины намеренно делали из этого секрет. Удалось это благодаря сложному пластическому гриму, визуальным эффектам и искаженному при помощи технических средств голосу актера. Официально Сергей Безруков признался, что именно он сыграл в фильме, лишь год спустя.

Я испытываю огромное уважение к Сергею Безрукову, который все это время оставался безымянным исполнителем. Я считаю, что Сергей Безруков — один из лучших наших актеров, он сверхпрофессиональный человек. Те уникальные задачи, которые были перед ним поставлены, ни один актер из ныне живущих не смог бы выполнить. Это огромный труд и большая актерская работа! Я считаю, что на сегодняшний день, это его главная работа в кино.

Другие персонажи, появившиеся в фильме, скорее собирательные образы, чем конкретные люди. Сева Кулагин, которого сыграл Иван Ургант, это и Всеволод Абдулов, и Иван Дыховчиный, и Борис Хмельницкий. Образ Татьяны Ивлевой, последней возлюбленной Высоцкого, которую сыграла Оксана Акиньшина, тоже далек от конкретного человека.

Наша Татьяна — это образ очень молодой девушки, которая его любит, которую он любит. Мы постарались уйти и от внешнего сходства и от других реальных вещей. Когда я начинал писать сценарий, меня сносило к конкретным людям, которым я поначалу даже старался делать их собственные речевые характеристики. Потом мы решили, что этого делать не надо. Иногда излишняя конкретика, бытовые подробности, привязка к образу конкретного человека тяжелят и даже мешают.

Локации

Картину снимали в рекордные сроки, а вот подготовительный период занял три года. В поисках подходящей натуры и объектов группа объездила практически весь бывший СССР. Съемки проходили в России, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане.

Там сейчас садится два самолета в неделю. И выглядит аэропорт точно как в конце 1970-х — начале 80-х. Его так и не переделали, потому что проект получил одну из последних государственных премий СССР и стал памятником архитектуры. Там нельзя даже лампочку поменять без согласования со специальной комиссией. И вот в этом аэропорту, нетронутом фрагменте той эпохи, мы и снимали.

В самом Узбекистане съемки проходили в Бухаре и Самарканде. В бухарском Доме культуры снимали концерт, который должен был состояться в июле 1979 года и стал одним из ключевых эпизодов фильма. В массовку подобрали людей, который купили билеты на тот злополучный концерт, но так и не увидели выступление Высоцкого.

У нас там были смены по 16 часов, и никто из массовки не жаловался, не спрашивал, когда закончим. Для них участие в этой картине было событием. Они видели Высоцкого, который выходил на сцену, искренне ему хлопали по семь, по десять дублей. И каждый раз аплодировали воодушевленно, а на финал песни даже стоя. Приходилось даже просить: спокойнее, тише.

Павильонные съемки совпали со смогом от лесных пожаров, который накрыл в Москву летом 2010 года. Работа продолжалась, несмотря на то, что в помещениях перегорали кондиционеры.

Всех объединил какой-то удивительный творческий запал. Все знали, что мы делаем фильм про Владимира Семеновича, отношение к нему невероятное, и эта мысль, если обычно говорят, что она грела, то в данном случае она нас охлаждала. Не давала перегореть проводам.

В павильоне были сняты сцены в квартире музыканта, обставленной предметами, которые предоставил музей Высоцкого на Таганке.

Грим и костюмы

Грим Сергея Безрукова ежедневно занимал четыре часа, около полутора часов уходило на то, чтобы его снять. Решение образа Высоцкого — совершенно революционное: на создание уникальной технологии грима ушло шесть месяцев. CGI-графика и уникальный силиконово-пластиковый грим помогли приблизить актера к полному физическому сходству с поэтом. А с помощью последних цифровых технологий, искали идентичность с голосом Владимира Высоцкого.

Читайте также:  Что делает стажер следователь

художник по гриму

Грим состоял из нескольких частей. Это была не единая маска. Я лепил скульптурный образ Высоцкого по фотографиям, которые предоставил нам Никита Высоцкий. Их было более пятисот. По ним мы изучили черты Владимира Семеновича и характерные мимические выражения. В ряде мест скульптура была не толще одного миллиметра. Позднее по скульптуре изготавливалась мастер-форма, в которой отливался грим образа Владимира Высоцкого. Он состоял из лобной, носовой, подбородочной и щечных деталей.

В работе над костюмами была выбрана золотая середина: часть предметов одежды была сшита специально для проекта, часть художники искали на блошиных рынках и у коллекционеров. Настоящим раем для костюмеров оказался Узбекистан, потому что местные жители с удовольствием приходили на съемки в выходных костюмах и платьях из 1970-х, которые они бережно хранили все это время.

художник по костюмам

Многие вещи, которые вы увидите на экране, близки современному зрителю: те же джинсы, рубашки-марлевки. Главная героиня у нас одета вообще очень актуально. Мы не хотели делать из нее цитату из той эпохи, чтобы она была немножко вне времени. Нитку между современным зрителем и тем, что происходит на экране, непременно надо протянуть, что бы ни снимали — Средневековье, войну, чуму. Чаще всего стараешься сделать это через женские образы, через лирических героинь. В данном случае очень удачно, что виток моды пошел на сближение с 1970-ми годами. Хотя, сегодняшние вещи все-таки отличаются от аутентичных.

Техника и реквизит

Советский Союз, каким нам удалось его воссоздать в фильме, — я говорю про способ съемки, костюмы, лица, которые мы подбирали, потому что люди выглядели по-другому, говорили по-другому, — будет интересно увидеть людям старшего поколения, чтобы вернуться в то время, когда они были счастливы.

Андрей Смоляков и Владимир Ильин (справа)

Владимир Высоцкий, Сергей Безруков, Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Дмитрий Астрахан, Иван Ургант, Максим Леонидов, Андрей Панин, Владимир Ильин, Сергей Шакуров, Алла Покровская, Шухрат Иргашев

Monumental Pictures, ДИРЕКЦИЯ КИНО, Россия, 2011

1 декабря в прокат выходит фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», который режиссер Петр Буслов снял по сценарию Никиты Высоцкого, сына Владимира Семеновича. Обсуждать картину и спорить по её поводу начали задолго до премьеры.

Тот-Кого-Нельзя-Называть

Главная интрига проекта, которую старательно подогревают создатели, — имя исполнителя главной роли. Его нет даже в титрах, на кадрах из фильма, которые прокатчики предоставляют прессе, рассмотреть главного героя нельзя, и даже в трейлере Высоцкий появляется лишь мельком – так, что виден только общий силуэт. Никита Высоцкий объясняет: «Мы не называем фамилию актера и не пишем ее в титрах именно для того, чтобы это был образ Высоцкого. Повторяю: образ. Максимально похожий на него. Это не клон, не двойник, это художественный образ, созданный с помощью современных технологий».

Говорят, что «Тот-Кого-Нельзя-Называть» сохранял инкогнито даже для партнеров: на площадку актер выходил уже в гриме. Но даже несмотря на это, все участники съемочной группы подписали документ о неразглашении тайны. Об этом в своем блоге написал Станислав Садальский.

Создатели фильма в материалах для прессы цитируют Ивана Урганта, сыгравшего друга Высоцкого: «Человек, который играл Высоцкого — я до сих пор не знаю, кто это. Я так хотел узнать это, что однажды ворвался в гримерку без стука. Там какая-то женщина седая и без одежды стояла спиной, и я сразу выбежал».

Журналисты и блогеры составляют рейтинги, кто из актеров мог бы сыграть Высоцкого, кто больше других похож. Среди тех, в ком находят портретное сходство актеры Владимир Вдовиченков, Алексей Кравченко, Павел Деревянко и Андрей Соколов. Нередко называют Андрея Смолякова и Сергея Безрукова. Оба они даже фигурируют в титрах: первый — как исполнитель роли сотрудника КГБ, преследующего Высоцкого, у второго вообще эпизод — мелькает в роли некого Юры, коллеги Высоцкого по Театру на Таганке. Но зрителя не проведешь — особо въедливые якобы опознали Безрукова по ушам: в Интернете можно найти сравнительный анализ ушей актера и персонажа, сделанный по единственному доступному кадру с крупным планом. Но есть и совсем уж оригинальная версия, что Высоцкого сыграли сразу двое: Вдовиченков и Безруков.

По словам гендиректора Первого канала Константина Эрнста, после безуспешных поисков «идеального» исполнителя, создатели решили подкрепить актерскую игру сложным гримом и компьютерной графикой, чтобы добиться полного сходства.

Шесть месяцев художник Петр Горшенин создавал уникальный грим. Изучив около 500 фотографий из архива Высоцкого, мастер изготовил точную копию его лица, а затем на этой модели — тончайшую скульптуру из воска и пластилина, с учетом всех нюансов мимики. С готовой скульптуры Горшенин снял форму, в которую затем залил многокомпонентный силиконовый состав. В результате получился комплект пластических деталей — нос, лоб — все отдельно, — на него из бюджета картины потратили около $30000. Ежедневно на грим исполнителя главной роли уходило около четырех часов.

На сегодняшний день, кроме некоторых участников съемочной группы, тайным знанием обладает только Владимир Путин, которому устроили индивидуальный показ на киностудии «Мосфильм».

Однако после просмотра премьер заверил, что никому не скажет, а значит, секрет останется нераскрытым как минимум до премьеры, которая состоится 1 декабря.

Читайте также:  Кто такой зональный следователь

Герои и прототипы

Родителей Высоцкого играют Сергей Шакуров и Алла Покровская. Ещё один реальный человек — личный врач артиста, Анатолий Федотов, его роль исполнил Андрей Панин. Большинство же персонажей фильма — выдуманные собирательные образы. Никита Высоцкий говорил, что сюжет фильма стал своеобразной историей создания стихотворения «Мой черный человек».

Вокруг меня кликуши голосили:

«В Париж мотает, словно мы в Тюмень»…

Оксана Акиньшина играет возлюбленную Высоцкого Татьяну Ивлеву. Девушки с таким именем в жизни Владимира Семеновича не было, хотя в некоторых публикациях уверено сообщают о том, что прототипом героини стала подруга актера Оксана Афанасьева. По словам Никиты Высоцкого, авторы фильма «постарались уйти и от внешнего сходства, и от других реальных вещей».

О женщинах Высоцкого судачили и при его жизни, и после смерти актера. С первой женой, Изольдой, Высоцкий познакомился в Школе-студии МХАТ. Ради Высоцкого она ушла от мужа. Но брак их довольно быстро распался, сейчас Изольда Высоцкая живет в Нижнем Тагиле и играет в местном театре. Вторая жена Высоцкого, Людмила Абрамова, — мать его двоих сыновей Аркадия и Никиты. Они поженились в 1965 году и развелись в 1970-м. В том же году Высоцкий женился в последний раз — на дочери русских эмигрантов, французской актрисе Марине Влади. И хотя «вышестоящие инстанции» позволили актерам пожениться, но спокойно жить не дали: Высоцкого долго не выпускали за границу, Влади приходилось выискивать возможности приехать в СССР к мужу.

И мне давали добрые советы,

Чуть свысока похлопав по плечу,

Мои друзья — известные поэты:

Не стоит рифмовать «кричу — торчу».

В посвящении к своей книге «Владимир, или прерванный полёт» Марина Влади пишет: «У Володи было много друзей. Одни встречались с ним каждый день, другим лишь удавалось иногда попасть на его концерты, третьи только слушали магнитофонные записи. Но все они были друзьями».

По словам Ивана Урганта, его герой – Сева Кулагин – тоже похож сразу на нескольких близких Высоцкому людей. «Персонаж моего героя собирательный, — уверен он. — Это скорее артист Всеволод Абдулов, но внешне никаких пересечений с артистом Абдуловым у меня нет. На Ивана Дыховичного я тоже на самом деле похож разве что прической. Но Дыховичный на тот момент уже и не был очень близок с Высоцким, насколько я знаю. А ростом я вообще больше похож на Хмельницкого».

Актер Всеволод Абдулов был одним из ближайших друзей Владимира Семеновича. С ним Высоцкий вместе работал в театре на Таганке и играл в фильме «Место встречи изменить нельзя». Именно он, по воспоминаниям Никиты Высоцкого, рассказал ему о том, что случилось с отцом на гастролях в Узбекистане.

Максим Леонидов играет в фильме своего однофамильца Павла Леонидова — импресарио Высоцкого. В реальной жизни гастролями Высоцкого чаще всего занимались два администратора – Валерий Янклович и Владимир Гольдман, который организовывал и последние гастроли Высоцкого в Калининграде в июне 1980 года.

Мой черный человек в костюме сером.

Он был министром, домуправом, офицером…

Ретро без ретро

«Ретро без ретро» — так создатели фильма характеризуют стиль фильма, адресованного, по их словам, прежде всего молодому поколению, тем, кто не застал Высоцкого живым. Аромат советской эпохи старались передать без примеси нафталина, так чтобы герои и события были созвучны современным зрителям, но при этом передавали настроение и дух 70-х.

Для того, чтобы передать колорит прошлого, обратились не только к костюмам и внешнему антуражу, но и к съемочной технике, к раритетным советским объективам, которые реставрировали специально для съемок. Снимали картину на анаморфоте – это специальная система линз и построения изображения, которая позволяет получать широкий экран без компьютерной графики. Благодаря съемке на анаморфот, по мнению съемочной группы, картинке удалось придать нужный ретро-эффект.

Были проблемы с выбором натуры — нужны были места, лишенные примет нынешнего времени – снимали в итоге не только в России, но в бывших союзных республиках: Казахстане, Белоруссии и Узбекистане.

В Бресте, например, обнаружили аэропорт, полностью сохранивший советский вид, а в Бухаре, где и происходят самые главные события фильма, — подходящий Дом культуры. Там же, у местных, нашлась и часть нужного реквизита: выходные костюмы, вечерние платья и даже автомобили, сохранившиеся в отличном состоянии благодаря бережливости горожан.

«Многие вещи, которые вы увидите на экране, близки современному зрителю: те же джинсы, марлевки», — говорит художник по костюмам Екатерина Шапкайц. Вещи искали по секонд-хэндам, покупали на барахолках, а стильные кожаные куртки конца 70-х копировали с вещей тех лет, рубашки Высоцкого воссоздавали по его фотографиям.

«Мерседес-Бенц» Высоцкого — автомобиль 1974-го года выпуска, на котором герой передвигается в фильме – точная копия «Мерседеса» артиста. Первоначальной задумкой режиссера было найти настоящую машину Высоцкого, но она канула в Лету, зато по архивным документам музея, свидетельствам друзей и найденному ПТС был восстановлен облик той самой машины, а затем почти такую же нашли в Германии.

Помимо фотографий 70-80-х, по которым воссоздавали внешний вид тех улиц и кафе, обстановки домов, одежды, важную роль в реконструкции эпохи сыграли реальные вещи барда из музея на Таганке, ими был обставлен «кабинет» в павильоне. В одном из кадров «на удачу» появлялась и настоящая гитара музыканта, в других же задействована ее копия, созданная реквизитором.

Читайте также:  Может ли следователь давать поручения участковому

Гастроли по Средней Азии

Сюжет фильма основан на реальных событиях из жизни Владимира Высоцкого, произошедших за год до его смерти, во время последних гастролей актера – по Средней Азии. В июле 1979 года Высоцкий выступал с концертами в Ташкенте, Навои, Зарафшане, Учкудуке. По воспоминаниям администратора актера Владимира Гольдмана, условия, в которых приходилось работать, были очень тяжелыми: каждый день Высоцкий должен был давать по пять концертов, переезжать из города в город, работать на открытых площадках под палящим солнцем.

«Отработали Учкудук. Отработали Зарафшан. В Зарафшане Володе стало плохо. Кое-как отрабатываем Навои. Ночью – а передвигались мы только ночами – приезжаем в Бухару. Ранним утром Володя, которому вроде бы полегчало, ушёл на базар, вернулся довольный, весёлый. Помню, рассказывал, каким пловом угощали его на бухарском базаре. Потом зашёл в номер. И почти тут же я услышал жуткий крик. Мы вбежали в номер. Высоцкий умер».

Рядом с Высоцким постоянно дежурил личный врач Анатолий Федотов, которому удалось вернуть артиста к жизни. По словам второго администратора Валерия Янкловича, после случившегося в Бухаре гастроли пришлось прервать. Высоцкий, однако, быстро пришел в себя и в этот же день вернулся в Москву.

В фильме, как и во многих источниках, в том числе в книге Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет», дата рокового события – 25 июля. Но и она является предметом споров. Один из исследователей творчества Высоцкого Юрий Тырин был на концерте Высоцкого в Учкудуке 21 и 22 июля, артист оставил автограф Тырину с датой. По свидетельствам других очевидцев 23 и 24 июля Высоцкий был в Зарафшане, затем в Навои 25 и 26 июля – известно, что Высоцкий и сопровождающая его команда задерживались в одном городе на один, максимум два дня. Исходя из этого, 27 июля Высоцкий прибыл в Бухару, где у него и произошла клиническая смерть.

Однако, сторонников «версии 25 июля» значительно больше, среди них в том числе и люди, непосредственно находившиеся с Высоцким на его последних гастролях: врач Федотов, утверждавший, что концерт в Бухаре был назначен на 25 июля, и подруга Оксана Афанасьева. Публицист Валерий Перевозчиков в своей книге «Правда смертного часа», в которой он воссоздает по дням и даже по часам последние полгода жизни Высоцкого, приводит слова Афанасьевой: «Потом была Бухара. Там была самая настоящая клиническая смерть. Я ему дышала, а Толя Федотов делал массаж сердца. Володя когда очнулся, сказал: «Я Вас видел и чувствовал… Но как в кино. Ты дышишь, а Толя массирует…». А через полчаса Володя, как ни в чём не бывало. Уже подошли Гольдман, Валера, Сева и говорят: «Да. Наверное, все три концерта ты, Володя, не отработаешь… Один придётся отменить». Вот сволочи! Тут я устроила скандал: «Какие концерты! Вы что с ума сошли! Он же умирал… Никаких концертов!». А Володя, как-то так… «Да наверное, надо… Я чувствовала, он на моей стороне, но отказать им не мог».

Материал подготовлен интернет-редакцией РИА Новости на основе информации открытых источников

Создание фильма

Съемки продолжались более пяти лет. Работа над фильмом затянулась под влиянием экономической нестабильности и прочих факторов.

Действующие лица

Прежде чем перечислить остальных героев, а также актеров, которые сыграли их, стоит несколько слов сказать о сюжете.

Краткое содержание

Согласно мнению большинства кинодеятелей и людей, знакомых лично с Высоцким, этот фильм не о его жизни, а о советской коррупции и наркотиках. Главный герой приезжает в Бухару, где с ним происходит ломка. Импресарио не желает отменять концерты, а потому вызывает из Москвы Татьяну Ивлеву. Девушка должна привезти запрещенные препараты. Тем временем за Высоцким следят сотрудники КГБ.

Актеры

Кто играл знаменитого певца и поэта? Об этом не знали даже актеры, задействованные в съемках. Исполнитель роли Высоцкого появлялся на площадке уже в гриме. Образ главного героя создавался при помощи компьютерных технологий. Тем не менее имя актера, сыгравшего Высоцкого стало известно: Сергей Безруков. К слову сказать, по мнению многих кинодеятелей, исполнить главную роль в этой картине мог бы каждый.

Отзывы

О фильме зрители оставили множество отзывов. Среди них встречаются как положительные, так и отрицательные. Примечательно, что хвалебные оставляют представители молодого поколения, то есть те, кто не очень хорошо знаком с творчеством Высоцкого. Поклонники поэта не в восторге от картины.

Что же касается близких и друзей актера, то рецензии, как правило, гневные.

Марина Влади назвала кощунством использование в создании образа главного героя посмертной маски Высоцкого. Кинокритик Михаил Эйдис упрекнул создателей фильма в идеализировании сотрудника КГБ, роль которого исполнил Смоляков. Возмутила картина Буслова и режиссера Говорухина, который назвал ее безнравственной. Дмитрий Певцов, будучи поклонником творчества советского барда и актера, на просьбу журналистов высказать мнение об этой биографической киноленте, был чрезвычайно резок, заявив, что она не имеет никакого отношения ни к искусству, ни к Высоцкому.

Источники:
http://ria.ru/20111130/502334129.html
http://www.syl.ru/article/291445/film-vyisotskiy-spasibo-chto-jivoy-akteryi-i-roli

Читайте также:
Adblock
detector