Под взаимодействием следователя с органами дознания понимается совместная, согласованная по целям, месту и времени, основанная на законе и подзаконных актах деятельность следователя и органов дознания, направленная на выполнение задач предварительного расследования .
Взаимодействие следователя с органами дознания и общественностью в расследовании диктуется прежде всего потребностями практики. Многие, особенно тяжкие преступления, представляют известную сложность для раскрытия. Преодоление возникших трудностей требует применения специальных средств и методов, в том числе и тех, которыми располагают органы дознания. Поскольку органы предварительного следствия и органы дознания представляют собой самостоятельные системы, друг от друга независимые, постольку возникает необходимость в их взаимодействии друг с другом.
Взаимодействие следователя с органами дознания, а также с общественностью является общим условием предварительного следствия .
Правовой основой взаимодействия следователя с органами дознания являются:
-
- уголовно-процессуальный закон (УПК);
- Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”;
- изданные на их основе ведомственные нормативные акты.
Существуют различные формы взаимодействия следователя с органами дознания:
-
- организационные (например, создание следственно-оперативной группы — СОГ).
- процессуальные. Процессуальной основой взаимодействия можно считать правила ст. 38, 149 УПК РФ о действиях органа дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие после передачи этих дел следователю, а также предусмотренное п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ право следователя давать органам дознания поручения и указания.
Взаимодействие — это согласованная деятельность органов предварительного следствия и дознания, основанная на законе, ведомственных актах и общности назначения и задач в уголовном судопроизводстве, наиболее разумное сочетание и эффективное использование полномочий и методов работы, присущих каждому из указанных органов, обусловленное различием в их компетенции и формах деятельности, направленное на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений.
Из приведенного определения следует, что основным содержанием взаимодействия является правильное сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
В уголовно-процессуальном законе содержатся соответствующие положения, которые можно считать правовой основой такого сочетания. В ст. 21 УПК РФ указывается, что прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель должны принять все предусмотренные законом меры в каждом случае обнаружения признаков преступлений для установления события преступления, изобличения лица или лиц, виновных в его совершении.
Процессуальные формы взаимодействия — это такие формы, которые закреплены в законе. К их числу относят:
-
- Выполнение поручений (указаний) следователя (в частности: выполнение органом дознания следственных и розыскных действий по поручению следователя; привлечение следователем представителей органа дознания для оказания содействия (помощи) в производстве отдельных следственных действий; принятие мер, призванных создавать необходимые условия для успешного производства отдельных следственных и процессуальных действий, таких как охрана места происшествия, оцепление здания и т.д.; выполнение постановлений следователя о приводе, задержании и аресте).
- Содействие органа дознания следователю в стадии возбуждения уголовного дела.
- Возбуждение уголовных дел, по которым обязательно предварительное следствие, производство по ним неотложных следственных действий (ст. 157 УПК РФ) и передача дела следователю, который ведет дальнейшее расследование.
- Использование следователем данных, полученных органом дознания с помощью оперативно-розыскных мер.
- Совместная согласованная деятельность в период производства органами дознания неотложных следственных действий по делу, по которому производство предварительного следствия обязательно.
Организационными (или организационно-тактическими) формами взаимодействия следователя с органами дознания называют формы, не регламентированные законом. Среди них выделяют следующие:
-
- совместную согласованную деятельность в составе следственно-оперативных групп;
- немедленное уведомление следователя органом дознания об обнаружении преступлений, требующих производства предварительного следствия;
- организацию следственно-оперативных групп (бригад), в которые включаются следователи и работники дознания для расследования сложных и трудоемких дел об опасных преступлениях;
- согласованное планирование следственных, оперативно-розыскных и розыскных действий;
- межведомственные оперативные совещания работников прокуратуры, следствия, дознания;
- совместное проведение занятий в системе служебной подготовки.
Процессуальные формы взаимодействия находят достаточно широкое применение на практике. Особенно это касается дачи и исполнения отдельного поручения прокурором или следователем в порядке ст. 38, 56, 188, 210 УПК РФ.
Читайте также:
- I. Особенности фотографирования места происшествия.
- I. Цели расследования.
- II. Виды профилактики и их особенности.
- II. Особенности фотографирования трупа на месте его обнаружения.
- III. Криминалистические основы деятельности по расследованию преступлений
- III. Основные особенности проекта Конституции
- IV. Взаимодействия
- IV. Методика расследования отдельных видов преступлений
- IV. Организация раскрытия и расследования преступлений
- IV. Особенности фотографирования при проведении следственного эксперимента.
- IX. Организационно-управленческие начала расследования.
- IX. ОСОБЕННОСТИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными аппаратами может носить разовый (эпизодический) характер. Как правило, такое взаимодействие организуется и осуществляется в связи с исполнением поручений следователя по отдельным обстоятельствам (эпизодам) расследуемого преступления. Взаимодействие можем быть этапным, осуществляющимся на отдельных этапах расследования, а также постоянным, имеющим место на протяжении всего расследования (например, при расследовании преступления, осуществляемом следственно-оперативной группой).
Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными аппаратами осуществляется в следующих формах:
– совместная работа в составе следственно-оперативной группы;
– совместное планирование расследования и оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу;
– взаимный обмен информацией между следователем и сотрудниками оперативно-розыскных подразделений;
– обеспечение постоянного оперативного сопровождения хода расследования;
– использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании и процессе решения иных задач расследования;
– дача следователем поручений и их исполнение сотрудниками оперативных подразделений;
– привлечение сотрудников оперативно-розыскных подразделений к участию в отдельных следственных действиях.
Следственно-оперативная группа выступает одной из основных форм взаимодействия следователя с оперативно-розыскными аппаратами в ходе раскрытия и расследования преступлений.
Следственно-оперативная группа формируется и работает под руководством наиболее грамотного и квалифицированного следователя. В ее состав могут быть включены иные следователи, сотрудники различных оперативных подразделений правоохранительных органов, а также различные специалисты.
На практике существуют различные виды следственно-оперативных групп: дежурные, сформированные на постоянной основе в целях раскрытия и расследования особо опасных преступлений определенного вида (убийств, краж, грабежей, разбойных нападений, половых, таможенных преступлений, преступлений, совершенных организованными преступными формированиями и др.), занимающиеся расследованием нераскрытых преступлений прошлых лет и т.д.
Следственно-оперативную группу как непроцессуальную, организационную форму взаимодействия следует отличать от следственной группы, выступающей в качестве процессуальной форма взаимодействия. Действующее уголовно-процессуальное законодательство разрешает проводить расследование некоторых категорий преступлений, которые из-за своей сложности и большого объема работы не могут своевременно, качественно и эффективно расследоваться одним следователем. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает прокурор по ходатайству начальника следственного отдела, а по уголовным делам, расследуемым следователями прокуратуры, – по собственной инициативе.
Следственная и экспертная практика, основываясь на положениях действующего уголовно-процессуального законодательства, выработала процессуальные и непроцессуальные формы взаимодействия следователя со специалистом и экспертом.
Из положений уголовно-процессуального законодательства вытекают следующие процессуальные формы взаимодействия:
– участие специалистов при производстве следственных действий;
– проведение экспертиз в экспертных учреждениях правоохранительных органов и вне данных экспертных учреждениях;
– получение заключения специалиста;
В то же время практика выработала и другие формы взаимодействия, которые не предусмотрены уголовно-процессуальным законом, но не противоречат ему:
– научные консультации по конкретным уголовным делам;
– научно-методическая работа со следователями;
– предварительное исследование следов и вещественных доказательств;
– участие в работе следственно-оперативных групп;
– участие в согласованном планировании в ходе раскрытия и расследования преступлений; совместное обсуждение данных и взаимное информирование; оказание содействия в использовании средств криминалистической регистрации;
– участие специалистов в производстве оперативно-розыскных мероприятий, ревизий, документальных проверок.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
§ 1. Понятие, правовые основы и принципы взаимодействия следователя с органами дознания
Действующее уголовно-процессуальное законодательство, устанавливая полномочия следователя и подчеркивая его самостоятельность в вопросах, определяющих ход расследования преступлений, предоставляет следователю полномочия по использованию правовых и организационных возможностей органов дознания. Расследование преступлений и изобличение виновных является задачей не только органов предварительного следствия, но и других правоохранительных органов. В ходе расследования преступлений у следователя нередко возникает необходимость обратиться за содействием к органам дознания.
В большинстве случаев это содействие оказывается эффективным и результативным, а совместная деятельность следователя и органа дознания по расследованию преступлений – плодотворной и действенной.
В этой связи, важное теоретическое и практическое значение приобретают вопросы правильного определения форм и принципов взаимодействия.
В п. 24 ст. 5 УПК РФ содержание данного понятия определяется следующим образом: органы дознания – государственные и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
В ст. 40 УПК РФ содержится перечень государственных органов и должностных лиц, обладающих статусом органа дознания.
Согласно п. 1 ч. 1. ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
Кроме перечисленных государственных ведомств, к органам дознания также относятся:
на основании п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ – органы Федеральной службы судебных приставов;
на основании п. 3 ч. 1. ст. 40 УПК РФ – командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
на основании п. 4 ч. 1. ст. 40 УПК РФ – органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы.
Следует иметь в виду, что государственные учреждения и должностные лица, перечисленные в ст. 40 УПК РФ, созданы государством для решения непосредственных для них задач в самых разнообразных сферах государственной жизни: административной, хозяйственной, оборонной, фискальной и иных. Так, например, для органов внутренних дел основная задача – это охрана общественного порядка, для органов Государственного пожарного надзора – профилактика и тушение пожаров. Решая свои непосредственные задачи, указанные ведомства и должностные лица действуют за пределами уголовного судопроизводства, то есть не в качестве органов дознания. Вместе с тем, при наличии оснований, предусмотренных законом, эти государственные органы и должностные лица вправе осуществлять уголовно-процессуальную деятельность. В этом случае они действуют как субъекты уголовно-процессуальной деятельности, а именно в качестве органов дознания.
Для обладания статусом органа дознания необходима совокупность определенных юридических предпосылок:
создание государственного органа исполнительной власти в установленном законом порядке;
назначение лица на должность руководителя того государственного органа, который упомянут в ст. 40 УПК РФ;
наделение органа или должностного лица уголовно-процессуальными полномочиями путем включения их в перечень органов дознания (в ст. 40 УПК);
наличие юридического факта, влекущего необходимость осуществления уголовно-процессуальной деятельности.
Только при совокупности этих предпосылок государственные органы и должностные лица, указанные в ст. 40 УПК РФ, приобретают статус органа дознания.
Вместе с тем, следует отметить, что когда к органам дознания законодатель относит соответствующие ведомства, то эти учреждения не могут осуществлять какие-либо процессуальные действия, принимать процессуальные решения, оказывать содействие органам предварительного следствия. Фактически это может сделать только конкретное физическое лицо, осуществляющее функции соответствующего органа дознания. Закономерно возникает вопрос: с кем конкретно должен взаимодействовать следователь, когда в законе в качестве органа дознания указано государственное учреждение, государственный орган.
В этой связи представляет интерес мнение профессора А.А. Чувилева, который полагал, что Уголовно-процессуальный закон, при определении круга органов дознания, в одних случаях относит к ним руководителей определенных учреждений, в других – государственные органы без указания на то, какие должностные лица указанных учреждений правомочны осуществлять уголовно-процессуальную деятельность. На практике орган дознания, как орган расследования конкретного преступления, представляет собой формирование, систему. В этой системе начальник учреждения выступает в качестве начальника органа дознания. Следовательно, начальник, руководитель, директор государственного ведомства, государственного органа указанного в ст. 40 УПК РФ, выполняет функции органа дознания. Таким образом, при взаимодействии с органом дознания – учреждением, следователь обращается к руководителю этого ведомства, то есть к начальнику органа дознания. Тот в свою очередь определяет из числа подчиненных ему сотрудников конкретное лицо, которое и будет взаимодействовать со следователем.
Законодатель не определяет рассматриваемое понятие нормами права. Вместе с тем, в юридической литературе уже устоявшимся считается суждение о том, что взаимодействие – это основанная на законе, согласованная по цели, месту и времени деятельность независимых друг от друга в административном отношении органов, которая выражается в наиболее целесообразном сочетании присущих этим органам средств и методов, используемых ими при расследовании преступлений. Данная деятельность выражается в наиболее целесообразном сочетании оперативно-розыскных, процессуальных и административных функций органа дознания с процессуальными и розыскными действиями следователя, направленными на предупреждение, пресечение, быстрое и полное расследование преступлений, розыск подозреваемого и обвиняемого, возмещение вреда, причиненного преступлением.
Следует отметить, что некоторые авторы возражают против того, чтобы именовать совместную деятельность органов следствия и органов дознания как взаимодействие, полагая, что имеет место простое соподчинение указанных органов. Свою позицию они аргументируют тем, что руководящее положение остается за следователем, а положение органа дознания остается подчиненным.
Следует признать, что отчасти эти суждения верны. Именно следователь осуществляет расследование преступления и именно он определяет те конкретные цели, характер и сущность содействия, которые ему необходимы.
Вместе с тем, нельзя отрицать и того факта, что органы дознания, оказывая содействие следователю, самостоятельно, по своему усмотрению используют предоставленные им и имеющиеся у них в распоряжении силы и методы борьбы с преступностью, пользуются специфическими приемами и средствами, определенными законом. С этой точки зрения, сущность взаимодействия следователя с органом дознания характеризуется именно совместной, согласованностью действий, направленных на достижение общей цели.
Таким образом, применительно к рассматриваемой проблеме, взаимодействие – это регулируемая законами и иными нормативными актами совместная деятельность следователя и органа дознания при расследовании преступлений, с использованием присущих им специальных методов, сил и средств борьбы с преступностью при решении задач уголовного судопроизводства.
ГЛАВА 6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ
§ 1. Понятие, правовые основы и принципы взаимодействия следователя с органами дознания
Источники:
http://studopedia.su/18_41552_osobennosti-vzaimodeystviya-sledovatelya-s-inimi-uchastnikami-raskritiya-i-rassledovaniya-prestupleniy.html