Психолог в рамках следственных действий может проводить

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Усачев Александр Александрович

В статье рассматривается вопрос об участии психолога в производстве следственных действий с участием несовершеннолетних. Проанализировав действующее уголовно-процессуальное законодательство, автор делает вывод о необходимости внесения в него изменений с целью большей правовой защиты несовершеннолетних.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Усачев Александр Александрович,

Participation of the psychologist in production of investigative actions

In article the author considers a question of participation of the psychologist in production of investigative actions with participation of minors. Having analysed the criminal procedure legislation, the author draws a conclusion about need of introduction of changes in it for the purpose of bigger legal protection of minors.

УДК 343.132 ББК 67.410.212.2

УЧАСТИЕ ПСИХОЛОГА В ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье рассматривается вопрос об участии психолога в производстве следственных действий с участием несовершеннолетних. Проанализировав действующее уголовно-процессуальное законодательство, автор делает вывод о необходимости внесения в него изменений с целью большей правовой защиты несовершеннолетних.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство; предварительное следствие; судебное разбирательство; следственные действия; защита прав несовершеннолетних.

PARTICIPATION OF THE PSYCHOLOGIST IN PRODUCTION OF INVESTIGATIVE ACTIONS

In article the author considers a question of participation of the psychologist in production of investigative actions with participation of minors. Having analysed the criminal procedure legislation, the author draws a conclusion about need of introduction of changes in it for the purpose of bigger legal protection of minors.

Key words: Criminal procedure; preliminary investigation; the trial; investigative actions; protection of rights of the minors.

Произошедшие в нашей стране в конце 80-х гг. прошлого века события обусловили переоценку социальных ценностей, повлекли изменение приоритетов в пользу конкретного человека, а не государства. Такое изменение приоритетов достаточно глубоко укоренилось в общественном сознании, однако не нашло пока еще полного отражения в законодательстве, в том числе уголовно-процессуальном.

чаях, когда речь идет о несовершеннолетних участниках уголовного судопроизводства — лицах, нуждающихся в усиленной правовой защите.

В этой связи актуальным становится вопрос обеспечения права несовершеннолетних лиц, попавших в орбиту уголовного судопроизводства, на помощь психолога при производстве следственных действий.

Статья 164 УПК РФ устанавливает общие правила производства следственных действий. Специальными статьями УПК РФ регламентируется порядок производства конкретных следственных действий. И ни в одной из этих статей не предусмотрено участие в производстве следственных действий психолога. Лишь ч. 3 ст. 425 УПК РФ, закрепляющая порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, устанавливает, что в допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

В ст. 425 УПК РФ предусмотрено: следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе (ч. 4); педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей; эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе (ч. 5); порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой данной статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого (ч. 6). Таким образом, в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого может принимать участие педагог или психолог.

Несколько иной подход вытекает из анализа положений УПК РФ, регламентирующих допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 191 УПК РФ допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего, свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога.

Статья 280 УПК РФ, закрепляющая особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля в ходе судебного разбирательства, устанавливает: при участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет участвует педагог, при этом допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога (ч. 1); до начала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу его права, о чем в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись (ч. 2); педагог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю (ч. 3); по окончании допроса потерпевший или свидетель, не достигший возраста восемнадцати лет, педагог, присутствовавший при его допросе, а также законные представители потерпевшего или свидетеля могут покинуть зал судебного заседания с разрешения председательствующего (ч. 7).

Анализируя данные положения уголовно-процессуального закона, необходимо отметить следующее. Во-первых, не совсем ясна позиция законодателя, устанавливающего разный подход к участию психолога и педагога в производстве допроса в зависимости от того, относятся допрашиваемые несовершеннолетние к стороне защиты или к стороне обвинения.

Во-вторых, участие в допросе несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства, не достигших возраста 16 лет, психолога (лица, занимающегося изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности) имело бы большее значение с точки зрения решения задач уголовного судопроизводства, нежели участие педагога (специалиста, занимающегося воспитанием и обучением человека).

В-третьих, учитывая сущность ряда следственных действий и их родство с допросом, большое значение имело бы присутствие психолога при производстве очной ставки (ст. 192 УПК РФ), при предъявлении для опознания (ст. 193 УПК РФ), проверке показаний на месте (ст. 194 УПК РФ).

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ ч. 1 ст. 191 УПК РФ изложена в следующей редакции:

«Статья 191. Особенности производства допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего

Данное положение начнет действовать с 1 января 2015 г. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога будет обязательным.

В УПК РФ не урегулирован процессуальный статус участвующего в производстве допроса психолога. Исходя из законодательной дефиниции, закрепленной в ч. 1 ст. 58 УПК РФ (специалист — это лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном УПК РФ, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию), представляется, что психолог (равно как и педагог) участвует в производстве следственного действия в качестве специалиста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белых-Силаев, Д.В. Психологическая составляющая профессиональной деятельности следователя в ситуации работы с потерпевшими при возникновении острой реакции на стресс / Д.В. Белых-Силаев // Юридическая психология. — 2012. — № 3. — С. 38-40.

2. Смолькова, И.В. Проблемы охраняемой законом тайны в уголовном процессе / И.В. Смолькова. — М. : Луч, 1999. — 335 с.

В деятельности Следственного комитета Российской Федерации особое внимание уделяется качеству расследования уголовных дел о преступлениях, совершаемых в отношении несовершеннолетних. Одним из важнейших условий защиты прав несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства является развитие психологического сопровождения следственных действий с несовершеннолетними. С 1 января 2015 года вступили в силу изменения уголовно-процессуального законодательства, закрепляющие участие психолога наравне с педагогом в производстве следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, не достигших 16 лет, а также обязательное участие психолога по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности.

В данной статье будут рассмотрены цели, задачи и формы участия специалиста-психолога в следственных действиях, базовые техники допроса несовершеннолетних жертв сексуального насилия, а также другие возможности психологического сопровождения расследования преступлений с участием несовершеннолетних.

Психологическое сопровождение следственных действий с несовершеннолетними имеет две равнозначные цели: защиту прав, интересов и психического здоровья ребенка и получение от него как можно более полной и точной информации, имеющей значение для уголовного дела. Эти цели не противоречат друг другу, а, напротив, во многом совпадают. Чем меньший стресс и внутреннее напряжение будет испытывать ребенок во время следственного действия, тем выше вероятность того, что он даст содержательные, подробные и достоверные показания. Получение максимально полной и точной информации от несовершеннолетнего о преступлении может быть достигнуто за счет правильного построения процедуры и содержательной стороны допроса. Хороший психологический контакт, адекватно поставленные вопросы, не содержащие элемента давления или внушения, использование специальных техник допроса позволяют в большинстве случаев выяснить необходимую для расследования дела информацию.

Читайте также:  Как узнать у следователя как идет следствие

Психологическое сопровождение расследования преступлений с участием несовершеннолетних может реализовываться в следующих видах деятельности специалиста-психолога:

1. Участие в следственных действиях в соответствии со ст. 191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Принимая участие в следственном действии, с разрешения следователя психолог может задавать несовершеннолетнему вопросы, модифицировать формулировку вопроса следователя с учетом возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетнего. При необходимости в наиболее сложных случаях по предварительной договоренности со следователем специалист-психолог берет на себя ведущую роль в ведении допроса. В ходе следственного действия психолог отслеживает эмоциональное состояние несовершеннолетнего, вносит предложения о перерывах или прекращении следственного действия.

2. Консультирование следователя. Психолог может оказать следователю консультативную помощь в вопросах детской психологии, при анализе индивидуальных и возрастных особенностей несовершеннолетнего, а также при определении тактики и стратегии следственных действий.

3. Предварительная беседа с целью подготовки несовершеннолетнего к следственным действиям. Подготовительная стадия следственного действия не предполагает обращения к обстоятельствам преступления. Если несовершеннолетний сам начинает говорить об этом, рекомендуется его выслушать, не задавая вопросов и сказать, что эта тема будет обсуждаться позже. В рамках предварительной беседы с несовершеннолетним психолог решает следующие задачи:

4. Психологическое обследование несовершеннолетнего. При необходимости психолог может провести психологическое обследование с применением различных психодиагностических методик с целью получения более точной оценки уровня развития несовершеннолетнего, выраженности тех или иных нарушений и отдельных психологических характеристик (например, склонность к фантазированию или манипуляции, внушаемость, уровень психосексуального развития и т.д.). Это может быть необходимо как для построения эффективной тактики дальнейшего взаимодействия с несовершеннолетним, так и для оценки его показаний.

5. Получение информации от несовершеннолетних с использованием методов прикладной психологии. С использованием специальных методик, техник и приемов (методов активизации памяти, когнитивного интервью, использования кукол, рисования и т.д.) в рамках дополнительного непроцессуального опроса психолог может получить дополнительную криминалистически значимую информацию об обстоятельствах преступления, которая впоследствии должна быть процессуально закреплена. С несовершеннолетними не используются гипнотические и трансовые техники активизации памяти, но существует целый ряд техник, применимых для работы с несовершеннолетними, способствующих активизации зрительных образов памяти. Одним из таких методов является метод когнитивного интервью, разработанный в США в середине 80-х годов прошлого века Р. Фишером и Э. Гейзельманом и широко используемый во многих зарубежных странах.

Также познания в области аномального развития позволяют психологу подобрать адекватные приемы получения информации от несовершеннолетних с нарушениями психического развития, а также правильно ее интерпретировать.

6. Составление субъективного портрета предполагаемого преступника со слов несовершеннолетних. Работая в паре со специалистом-художником, психолог может оказать существенную помощь в составлении субъективного портрета, разъясняя задачу, организуя и направляя процесс описания внешности с учетом возрастных особенностей несовершеннолетнего.

7. Консультирование законных представителей несовершеннолетнего. Проводимая психологом работа с эмоциональными реакциями и установками законных представителей несовершеннолетнего позволяет снизить риск дополнительного психотравматического воздействия на несовершеннолетнего потерпевшего, избежать препятствования расследованию и других негативных реакций с их стороны, а также получить ценную информацию о личности и поведении несовершеннолетнего. Систематическая работа психолога с семьей потерпевшего совершенно необходима в случаях выявления сексуального насилия в семье. Грамотная организация такой работы может снизить риск оказания давления на несовершеннолетнего, изменения показаний и других нежелательных для следствия реакций семьи.

8. Психологический анализ показаний несовершеннолетних. На основании изучения материалов уголовного дела, дополнительно полученной информации, анализа целостной картины поведения несовершеннолетнего в ходе следственных действий психолог может осуществить предварительную оценку достоверности показаний несовершеннолетнего, оценить вероятность искажения информации и привнесения отдельных элементов, выявить признаки установочного поведения. Такая оценка совершенно необходима в тех случаях, когда показания несовершеннолетнего потерпевшего являются основным или единственным доказательством по уголовному делу, если есть основания подозревать оговор со стороны потерпевшего, в случаях изменения или запутанности показаний, а также при наличии противоречащих друг другу показаний нескольких несовершеннолетних. Также правильная интерпретация и оценка надежности показаний очень важна в случае, если у несовершеннолетнего имеются те или иные нарушения психического развития.

9. Составление психологического портрета несовершеннолетнего, пропавшего без вести. На основании материалов уголовного дела и дополнительно собранной информации (от родственников, друзей и других свидетелей) психолог может представить следствию описание личности и типичного реагирования пропавшего несовершеннолетнего. Данные сведения будут полезны для реконструкции событий, предшествовавших безвестному исчезновению.

10. Психологический анализ материалов уголовного дела по факту суицида несовершеннолетних. В случае суицида несовершеннолетних психолог может дать предварительную оценку случившегося, оказать консультативную и практическую помощь следствию при сборе необходимых материалов для посмертной судебно-психологической экспертизы, а также провести профилактическую работу с родителями суицидента, направленную на предотвращение неадекватных реакций и обвинений с их стороны.

11. Оценка особенностей криминального поведения лица, совершившего преступление сексуального характера в отношении несовершеннолетнего. На основании материалов уголовного дела и при необходимости дополнительного опроса потерпевших психолог может провести анализ особенностей криминального поведения неизвестного преступника, сделать предположения об особенностях его личности, социального статуса, пред- и посткриминального поведения.

12. Кризисная интервенция. Если несовершеннолетний потерпевший находится в остром кризисном состоянии, возникает необходимость краткосрочного психокоррекционного вмешательства (кризисная интервенция). В данном случае речь не идет о полноценной длительной психологической реабилитации, которую должны осуществлять учреждения соответствующего профиля. Кризисная интервенция – это первая помощь, основная цель которой – помочь ребенку и его близким осмыслить травматическое событие, справиться с первыми эмоциональными реакциями и сформировать поведенческие модели, позволяющие преодолеть кризис.

Для решения наиболее сложных задач психологического сопровождения требуется участие квалифицированного специалиста-психолога, желательно штатного сотрудника Следственного комитета Российской Федерации. В случае привлечения психологов из сторонних организаций должен быть заключен договор, подкрепленный межведомственными организационно-распорядительными документами, регламентирующими содержательные аспекты сотрудничества, необходимо проводить рабочие встречи и обучающие семинары для сотрудников психологических центров, в рамках которых специалистам-психологам будут разъясняться специфические цели, задачи и методы их участия в работе с детьми в рамках уголовного процесса. Нежелательно привлекать психолога из учебного учреждения, где обучается несовершеннолетний, поскольку школьные психологи в большинстве случаев не обладают необходимой квалификацией, а также в определенной мере являются заинтересованными лицами и могут нарушить конфиденциальность, что будет грубейшим нарушением прав ребенка. В целом, во всех случаях, когда несовершеннолетний потерпевший, свидетель, подозреваемый (обвиняемый) испытывает трудности при даче показаний, вынужден говорить о неприятных или вызывающих стыд событиях и своих действиях, целесообразно пригласить квалифицированного психолога, не связанного с несовершеннолетним какими-либо взаимоотношениями.

В законодательстве обязательное участие психолога закреплено только в отношении свидетелей и потерпевших по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в остальных случаях право выбора специалиста (педагог или психолог) принадлежит следователю. Представляется целесообразным также приглашать психолога в следующих случаях, когда: несовершеннолетний имеет нарушения психического развития; несовершеннолетний стал свидетелем насильственного преступления против личности; несовершеннолетний совершил насильственное преступление против личности; показания несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего имеют ключевое значение для расследования, противоречивы, вызывают сомнения; в любом случае, когда возникли трудности с получением от несовершеннолетнего информации значимой для расследования.

Приглашая специалиста-психолога для сопровождения расследования преступления с участием несовершеннолетнего, следователь должен учитывать следующее: психолог должен быть мотивирован на работу и иметь опыт работы по сопровождению следствия; один психолог должен сопровождать расследование, начиная с доследственной проверки до судебного заседания; перед психологом должны быть поставлены четкие задачи, разъяснены цели расследования и конкретного следственного действия; психолог должен участвовать в планировании следственного действия, а также иметь возможность заранее ознакомиться с материалами уголовного дела и время для проведения подготовительной работы с несовершеннолетним и его законными представителями; при разъяснении психологу его задач особое внимание должно быть уделено вопросу конфиденциальности.

Огромное значение имеет видеофиксация следственных действий с несовершеннолетними. Применение видеозаписи позволяет сократить количество повторных допросов несовершеннолетнего, а также избавить его от участия в травматичном для детской психики судебном заседании. Кроме того, в тех случаях, когда законные представители отказываются от проведения повторных следственных действий с их ребенком, имеющаяся видеозапись становится важнейшим источником информации и доказательством по уголовному делу. Наличие видеозаписи позволяет ретроспективно оценить показания несовершеннолетнего, провести оценку их достоверности. Это особенно важно, если несовершеннолетний впоследствии по каким-либо причинам меняет свои показания, либо отказывается от них. Процедуру подготовки несовершеннолетнего к следственным действиям и другим не процессуальным действиям, проводимым специалистом-психологом, также желательно фиксировать в режиме видеозаписи. Это необходимо для последующего анализа эмоционального состояния несовершеннолетнего и его реакций, а также для подтверждения отсутствия суггестивного влияния со стороны психолога.

Читайте также:  Сколько зарабатывает следователь в фсб

Во многих странах количество следственных действий с несовершеннолетними потерпевшими законодательно ограничено одной или двумя встречами, что связано с необходимостью защитить несовершеннолетнего от повторной травматизации, а также с тем, что при повторных опросах значительно снижается степень надежности получаемой информации (при повторном опросе ребенок рассказывает о том, что он говорил в первый раз). При этом к качеству опроса несовершеннолетнего предъявляются серьезные требования, направленные на исключение факторов, способствующих проявлению внушаемости и фантазирования свойственных несовершеннолетнему. В связи с этим за рубежом специалистами по детской и юридической психологии проведено большое количество исследований, посвященных проблематике опроса несовершеннолетних потерпевших. В результате этих исследований были сформулированы базовые принципы и разработаны стандартные процедуры и методы опроса несовершеннолетних потерпевших. Обзор и анализ зарубежных работ по данной тематике наиболее полно представлен в работе Дозорцевой Е.Г. [3].

Использование вспомогательных средств (куклы, рисование) должно быть сведено к минимуму. Не рекомендуется использовать анатомические куклы и рисунки с изображением половых органов. Обычные куклы можно использовать для прояснения отдельных неясных деталей в рассказе несовершеннолетнего. Для получения наиболее полной и точной информации от детей дошкольного возраста лучше использовать проверку показаний на месте и показ на собственном теле. Использование вспомогательных средств и проведение проверки показаний на месте может быть полезным, если есть сомнения в достоверности показаний несовершеннолетнего.

При работе с несовершеннолетними потерпевшими от преступлений сексуальной направленности следователю и психологу необходимо соблюдать базовые принципы работы с жертвами сексуального насилия: доступно разъяснить потерпевшему смысл и задачи следственного действия, обосновать его необходимость; предоставить потерпевшему возможность частично контролировать ситуацию допроса; проявлять уважительное отношение к чувствам потерпевшего, признавая серьезность происшедшего; сохранять спокойную безоценочную объективную позицию; избегать какого-либо давления; разъяснять, что многие жертвы насилия могут испытывать сходные чувства (стыд, вина, беспомощность и т.д.); не давать углубляться в переживания; демонстрировать убежденность, что переживший насилие не может быть виноват в том, что оказался жертвой; демонстрировать убежденность, что насилие не наносит непоправимого вреда; оказывать содействие в получении ребенком необходимой медицинской, психологической и социальной помощи.

Таким образом, качественное психологическое сопровождение расследования преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, осуществляемое квалифицированным специалистом-психологом, позволяет решить целый ряд проблем, традиционно возникающих при расследовании преступлений данной категории.

Сотрудничество и комфортная психологическая среда: практика эффективной работы школьной психологической службы

Детская практическая психология

Семья ребенка с особыми потребностями: практика оказания психологической помощи

Политическая психология в новой политической реальности — 30 лет спустя

XI Всероссийский съезд онкопсихологов

Работа психолога на следственных действиях с несовершеннолетними

Повышенная доверчивость несовершеннолетних, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста, нередко приводит к тому, что они часто становятся жертвами различных преступлений, а отсутствие жизненного опыта, в свою очередь, делает детей более уязвимыми перед рядом иных факторов внешней угрозы. При работе с детьми, ставшими невольными заложниками подобных стрессовых ситуаций, основополагающей является помощь педагога-психолога, который, находясь в тесном контакте с детьми, имеет возможность раньше остальных заметить неладное как в физическом, так и в психологическом самочувствии детей, и предпринять все необходимые меры для устранения проблемы. Поэтому очень важно специалисту в работе с детьми установить доверительные отношения, искренне сопереживать, но не жалеть, а также приложить немало сил и проявить терпение.

Ведь работа педагога-психолога заключается в том, чтобы слушать, слышать, понимать…

В этой статье мы расскажем о значимости, целях и смысле работы педагога-психолога на следственных действиях с несовершеннолетними потерпевшими и свидетелями, а также опишем в деталях процесс взаимодействия специалиста с ребенком, родителем и следователем.

На всех этапах следственных действий важно уделять внимание обеспечению интересов ребенка. Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.

Чтобы наилучшим образом обеспечить защиту прав несовершеннолетнего с 1 января 2015 года в статью 191 УПК РФ (Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля) были внесены изменения и дополнения в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 432-Ф3.

Таким образом, участие педагога-психолога в следственных действиях (на допросах, опросах, опознаниях, очных ставках, опросах на месте, в судах) обусловлено законом Российской Федерации.

«Педагог-психолог участвует в следственных действиях как Специалист.

Специалист — лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом (УПК РФ, ст.58), для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

Специалист осуществляет меры, облегчающие дачу детьми свидетельских показаний или представление иных доказательств, путем налаживания процесса общения и разъяснения ребенку процесса и процедур расследования.

Вызов специалиста и порядок его участия в уголовном судопроизводстве определяются статьями 168 и 270 настоящего УПК.

  1. отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями;
  2. задавать вопросы участникам следственного действия с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда;
  3. знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, и делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол;
  4. приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права.

Федеральным законом РФ от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ в часть четвертую внесены дополнения:

Педагог-психолог должен обратить внимание следователя на те психологические особенности допрашиваемого, которые могут обусловить трудности в получении показаний, а также предоставить следователю информацию о типичных особенностях восприятия, памяти, мышления несовершеннолетних потерпевших или свидетелей определенного возраста, которая будет способствовать дальнейшему правильному выбору следователем тактических приемов допроса.

Профессиональная деятельность специалиста-психолога на следственных действиях направлена, с одной стороны, на обеспечение психологической защищенности потерпевшего или свидетеля как лица, оказавшегося в чрезвычайно сложной жизненной ситуации, а с другой – на помощь следователю в устранении эмоциональных и когнитивных барьеров в ходе его взаимодействия с несовершеннолетним и законным представителем несовершеннолетнего.

Работая на следственных действиях с потерпевшими и свидетелями педагог-психолог, должен стараться выполнять следующие функции:
Организация времени и безопасного пространства.

В основном эта функция принадлежит следователю, так как обычно следователь предоставляет помещение. Педагогу-психологу в данном случае следует сообщить следователю, что желательно исключить присутствие посторонних лиц в помещении во время допроса, так как это будет усиливать эмоциональное напряжение несовершеннолетнего. Если допрос проходит в незнакомом несовершеннолетнему месте, то необходимо дать ребенку время освоиться в новом пространстве, осмотреться, выбрать удобное для себя место. Такая возможность позволит ребенку почувствовать себя комфортно и расслаблено. Вдобавок важно определиться со временем, когда будет проходить следственное действие. Допрос несовершеннолетнего должен быть произведен как можно раньше после восприятия обстоятельств, связанных с событием преступления. Также при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей и их распорядок дня, рекомендуется назначать следственные действия в такое время, которое бы соответствовало периоду активного бодрствования ребенка.

Если педагог-психолог присутствует на опознании, важно сообщить следователю о важности проведения данного следственного действия в помещении, где имеется зеркало А. Гезелла. Это позволит уменьшить травмирующее воздействие данного мероприятия на психологическое состояние несовершеннолетнего.

Обеспечение связи между участниками допроса.

Данная функция предполагает, переформулирование вопросов следователя в более понятную для несовершеннолетнего форму, в случае, если он не понял вопроса. При формулировании вопросов необходимо избегать сложных конструкций, специальных терминов и пр. Вместо местоимений (он, они, там и тут и пр.) рекомендуется использовать имена собственные и конкретные названия мест (в ванной, в парадной, на … этаже и пр.). Вопросы желательно задавать не более одного за раз, а также между вопросами делать паузы, чтобы несовершеннолетний мог подумать, сформулировать свою мысль и ответить. Если задавать по несколько вопросов сразу, то ребенок может запутаться, на какой вопрос отвечать. При допросе по поводу сексуального насилия нужно определить вместе с ребенком, как он называет различные части тела, включая половые органы, и в дальнейшем в вопросах надо использовать его обозначения.

Читайте также:  Что такое протоколы следственных действий

Эмоциональная поддержка несовершеннолетнего, его родителей и, в случае, если это необходимо, следователя в процессе следственных действий.

В процессе следственных действий важно поддерживать несовершеннолетнего и его родителей, проявлять терпение и понимание. Уважительно относиться к тому темпу, в котором ребенок рассказывает о случившемся с ним, не торопить его, быть эмоционально включенным, проявлять эмпатию. Важно оказывать помощь родителям в отреагировании чувств, которые они проявляют в процессе допроса их детей. А также в случае необходимости при взаимодействии со следователем оказывать ему поддержку в преодолении неуверенности и смущения, возникающих в процессе следственного действия с несовершеннолетним.

Наблюдение за психоэмоциональным состоянием несовершеннолетнего в процессе допроса.

Наблюдая за психоэмоциональным состоянием ребенка, важно своевременно сообщать следователю о том, что состояние несовершеннолетнего ухудшилось. Поэтому желательно сделать перерыв или в ситуации, когда эмоциональное состояние ребенка не позволяет продолжать допрос, необходимо сообщить следователю о том, что желательно остановить и перенести следственное мероприятие на другой день.

Выполняя свои функции на следственных действиях, педагог-психолог работает по нескольким направлениям:

Психологическая работа со следователем.

Перед началом следственных действий педагогу-психологу необходимо установить контакт с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, участвующего в допросе. Следует рассказать родителям о том, как важно поддерживать своего ребенка, быть для него опорой во время следственных действий, в стрессовой для него ситуации. Нельзя допустить, чтобы родитель давил на своего ребенка, торопил его или отчитывал за произошедшее с ним, иначе, это только усилит эмоциональное напряжение несовершеннолетнего. Для того, чтобы родитель смог стать дополнительным ресурсом для своего ребенка и смог принять его сторону, ему самому необходимо быть собранным и эмоционально устойчивым. Поэтому важно отражать те чувства, которые испытывает родитель. Это могут быть такие чувства как, страх, гнев, тревога, сильное волнение.

Психологическая работа в процессе следственных действий с несовершеннолетними.

Самое важное в работе педагога-психолога на следственных действиях – поддержка и оказание психологической помощи несовершеннолетнему потерпевшему или свидетелю. Поэтому необходимо установить контакт с несовершеннолетним и подготовить ребенка к следственным действиям. Важно оказывать ему психологическую поддержку на протяжении всего времени, пока длится допрос, отслеживать его эмоциональное состояние и создать, насколько это будет возможным, наиболее комфортные условия. Например, ребенку дошкольного и младшего школьного возраста предложить лист бумаги, карандаши или игрушку, таким образом, несовершеннолетний сможет снять напряжение, возникшее с необходимостью погружаться в травмирующие для него воспоминания во время допроса. Для несовершеннолетнего более старшего возраста, предметом, помогающим снять эмоциональное напряжение, может стать мячик, который можно вертеть или сжимать в руках.

Рассмотрим работу педагога-психолога с несовершеннолетним потерпевшим и свидетелем поэтапно:

Установление контакта – это самая важная часть работы педагога-психолога, поскольку является основой для успешного взаимодействия и эффективной помощи несовершеннолетнему. Еще перед началом следственного действия важно сразу обратить на ребенка свое внимание, поздороваться, представиться самому и спросить имя ребёнка. Необходимо объяснить несовершеннолетнему, что психолог нужен для того, чтобы поддержать его в трудную минуту, помочь, если вдруг ему будет тяжело о чем-то говорить или если он почувствует себя плохо.

Заинтересованная беседа. После установления контакта, желательно продолжить беседу с ребёнком на отвлеченные темы. Например, можно спросить несовершеннолетнего о его друзьях, увлечениях, интересах, об успехах в школе. Но если известно, что ребенок плохо учиться или конфликтует с учителями, то тему школы лучше не затрагивать.

После доверительной беседы и подготовки несовершеннолетнего к следственным действиям можно спросить, готов ли он отвечать на вопросы и после этого приступать к самому допросу.

Пример мотивационной беседы, состоявшейся между психологом и потерпевшим.

Беседа проходила перед допросом несовершеннолетнего в кабинете следователя. Имена участников беседы изменены.

Сережа неоднократно подвергался развратным действием со стороны соседа по коммунальной квартире. Мама мальчика, застав их соседа в своей комнате, и выяснив у мальчика подробности произошедшего, обратилась в полицию.

На момент вызова педагога-психолога в следственный отдел, Сережа и его папа уже давно ожидали начала следственного действия. Следователь ввел психолога в курс дела, пояснив, что мальчик готов дать показания, но очень переживает, что не может рассказать на камеру интимные подробности случившегося, т.к. ему очень стыдно и страшно. Папа мальчика сам предложил психологу поговорить с Сережей наедине, предположив, что тот стесняется отца. Допрос несовершеннолетнего под видео никак не начинался по техническим причинам. Поэтому у психолога было достаточно времени для общения с ребенком:

Психолог: Здравствуй. Меня зовут Светлана Павловна и я психолог. Я буду участвовать с тобой в допросе. И буду тебе помогать, и поддерживать тебя, если это тебе потребуется. А как тебя зовут?

Психолог: Ты давно уже здесь?

Сережа: С самого утра.

Психолог: Ты, наверное, устал?

Сережа: Очень устал.

Психолог: Как ты себя чувствуешь?

Психолог: Если ты захочешь порисовать, то здесь есть цветные карандаши и бумага.

Сережа: Угу. Я потом.

Психолог: Сережа, ты знаешь, зачем ты здесь?

Психолог: Хорошо. Сейчас следователь будет задавать тебе вопросы, возможно, что некоторые из них тебе будут неприятны, но нам очень важно, чтобы ты ответил на них очень подробно. Если ты не поймешь вопроса, то можешь сказать об этом нам, и мы сформулируем его по-другому. Если во время допроса ты почувствуешь себя плохо, то также скажи об этом, и мы сможем сделать перерыв.

Психолог: Сережа, я вижу, что ты играешь с бумагой, а что ты делаешь?

Сережа: Просто держу в руках.

Психолог: Тебе так спокойнее?

Психолог: А что тебя беспокоит прямо сейчас?

Психолог: Боишься? Чего ты боишься?

Сережа: Я боюсь говорить…на камеру боюсь говорить…

Психолог: Ты боишься все рассказать на камеру?

Сережа: Нет, рассказывать на камеру не боюсь. не могу… не знаю, как сказать… что делал дядя Коля…

Психолог: Ты боишься назвать действия, которые делал дядя Коля?

Сережа: Да (опустил голову).

Психолог: Тебе неприятно вспоминать об этом?

Психолог: Тебе сейчас стыдно?

Психолог: Сережа, я хочу, чтобы ты знал, что в том, что с тобой произошло, нет твоей вины, и мы, все кто сейчас находится рядом с тобой, полностью на твоей стороне. Я понимаю, что тебе сейчас стыдно и страшно, но я постараюсь помочь тебе. Давай вместе попробуем придумать способ, как можно рассказать следователю о случившемся с тобой?

Психолог: Смотри, у нас есть карандаши и бумага. Может, тебе было бы удобнее нарисовать то, что делал дядя Коля?

Сережа взял бумагу и карандаши, начал что-то рисовать.

Психолог: А еще ты можешь своими словами описывать то, что с тобой произошло. И называть все части тела так, как ты знаешь или как тебе удобно. Ты можешь даже использовать слова, которые тебе кажутся неприличными.

Сережа молча, что-то рисует.

Допрос все не начинается и психолог, сидя неподалеку от рисующего мальчика, не отвлекает его разговорами. Через какое-то время, мальчик поднимает голову и откладывает в сторону лист бумаги.

Сережа: Я знаю, как сказать мне трудные слова.

Психолог: И как же?

Сережа: Я закрою глаза и заткну уши. Вот так (затыкает уши указательными пальцами). И все скажу. Быстро.

Психолог: Сережа, какой ты молодец. Ты смог найти выход из трудной для тебя ситуации. Тебе было нелегко. Но ты справился. Преодолел страх и стыд и придумал такое хорошее решение.

Таким образом, затянувшееся ожидание перед допросом, дало психологу возможность для установления контакта и неторопливой беседы с ребенком, позволила мальчику и остальным участникам следственного действия успешно завершить допрос.

Таким образом, педагог-психолог на следственных действиях может являться опорой и поддержкой для несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, но главное для специалиста это предотвращение у несовершеннолетнего вторичной травматизации, которая может возникнуть в ходе следственных действий.

Источники:
http://psyjournals.ru/psyandlaw/2016/n4/84514_full.shtml
http://psy.su/feed/5518/

Читайте также:
Adblock
detector