Причинно следственные игры что это

Калиновская Юлия
Игры для установления причинно-следственных связей

Все мы знакомы с понятием причинно-следственных связей: опустил руку в горячее – обжегся, наступил на грабли – они ударили вас по лбу. С причинно-следственными связями мы сталкиваемся на каждом шагу. Предлагаем вам игры, направленные на развитие причинно-следственных связей у ребенка.

Рекомендуемый возраст – от 3 лет.

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:

• На улице стояло много людей.

• Дети стояли, открыв рот от изумления.

• Вода в чашке стала мутной.

• Внезапно в комнате погас свет.

• Пение птиц внезапно прекратилось.

• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.

Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.

• Если положить лед на ладонь, то ….

• Если у медведя вырастут крылья, то ….

• Если полететь высоко-высоко, то ….

• Если съесть много мороженого, то ….

• Если летом пойдет снег, то ….

Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.

• Девочка весело смеялась, потому что ….

• Если наступит праздник, то ….

• Собака печально бродила по улице, хотя ….

• На горячую сковороду капнула вода ….

• Мы уехали и забыли полить цветы ….

• Голодный волк увидел пирожок ….

• Папа открыл кран ….

• Коля упал в яму, потому что ….

• Птицы начали собираться в теплые края, потому что ….

Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило. Например:

Шишка упала с елки.

Автобус не пришел вовремя.

Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.

• Что произойдет, если зима будет круглый год?

• Что произойдет, если рыбы станут летать?

• Что произойдет, если человек будет ростом с дом?

• Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона?

• Зачем каждому человеку имя?

• Для чего нужны светофоры на улицах?

• Зачем нужна печка?

• Почему у ежа иголки?

• Что можно сделать, если ты заблудился?

• Из чего птички строят свои гнезда?

• Что нужно взять с собой на рыбалку?

• Как получается дождь?

• Что можно подарить собаке на день рождения?

• Как отличить живой предмет от неживого?Игры для установления причинно-следственных связей.

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:

• На улице стояло много людей.

• Дети стояли, открыв рот от изумления.

• Вода в чашке стала мутной.

• Внезапно в комнате погас свет.

• Пение птиц внезапно прекратилось.

• Мама открыла дверь в комнату и ахнула

Современные технологии досуговых форм общения для установления партнерских отношений ДОУ, семьи и социума Современный детский сад — это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей младшего дошкольного возраста Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч.

Примерные игры в адаптационный период для детей 2–3 лет. Игры для налаживания контакта с ребенком Примерные игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет Игры для налаживания контакта с ребенком Дай ручку! Цель: развитие эмоционального.

Игры на установление причинно-следственных связей для дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
igry_na_ustanovlenie_prichinno.docx 19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на установление причинно-следственных связей для дошкольников

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей.
• Дети стояли, открыв рот от изумления.
• Вода в чашке стала мутной.
• Внезапно в комнате погас свет.
• Пение птиц внезапно прекратилось.
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.

Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.

• Если положить лед на ладонь, то … .
• Если у медведя вырастут крылья, то … .
• Если полететь высоко-высоко, то … .
• Если съесть много мороженого, то … .
• Если летом пойдет снег, то … .

Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.

• Девочка весело смеялась, потому что … .
• Если наступит праздник, то … .
• Собака печально бродила по улице, хотя … .
• На горячую сковороду капнула вода … .
• Мы уехали и забыли полить цветы … .
• Голодный волк увидел пирожок … .
• Папа открыл кран … .
• Коля упал в яму, потому что … .
• Птицы начали собираться в теплые края, потому что … .

Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило. Например:
Шишка упала с елки.
Автобус не пришел вовремя.
Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.

• Что произойдет, если зима будет круглый год?
• Что произойдет, если рыбы станут летать?
• Что произойдет, если человек будет ростом с дом?
• Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона?

• Зачем каждому человеку имя?
• Для чего нужны светофоры на улицах?
• Зачем нужна печка?
• Почему у ежа иголки?
• Что можно сделать, если ты заблудился?

• Из чего птички строят свои гнезда?
• Что нужно взять с собой на рыбалку?
• Как получается дождь?
• Что можно подарить собаке на день рождения?
• Как отличить живой предмет от неживого?

Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений

1. На небе сгустились тучи. Сверкнула молния. Начался дождь. Прохожие открыли зонты.

2. Из-за холодов птицам стало труднее добывать пищу. Птицы собрались в стаю. Они отправились в дальний перелет. Весной птицы прилетят вновь.

3. Прозвенел звонок. Школьники вошли в класс. Они сели на свои места. Учитель начал урок.

4. Набежали тучи. Пошел дождь. Выглянуло солнце. Появилась радуга.

5. Расцвели цветы. Прилетели пчелы. Пчелы собрали нектар, отнесли его в улья. Получился вкусный мед.

6. Темная туча закрыла солнце. Сверкнула молния. Грянул гром. Пошел дождь.

7. Сверкнула яркая молния. Прогремел гром. Полил сильный дождь. Началась гроза.

8. Взошло солнце. Природа пробудилась от ночного сна. Запели птицы.

9. Зимой у зайцев мало еды. Беляк обгладывает в садах кору молодых яблонь. Стволы яблонь оголяются. Они болеют и погибают.

10. Началась гроза. Молния ударила в дом. Дом загорелся. Семья лишилась крова.

11. Солнце клонится к закату. Становится темно. Появляются луна и звезды. На город опускается ночь.

12. Прошло жаркое лето. Наступила осень. Птицы улетают на юг. В лесу стало тихо.

13. Судно перевозило нефть. Произошла авария. Нефть растеклась по поверхности моря. Погибло много рыбы.

14. Жабы откладывают в воду икру. Появляются головастики. Головастики становятся жабами. Жабы выходят из воды и живут на суше.

Упражнения на установление причинно-следственных связей в предложениях

1. Большинство птиц строят себе гнезда.

Гнезда защищают и яйца, и птенцов.

2. В пасти больших акул зубы в шесть рядов и острые, как пила.

Большие акулы очень опасны.

3. Арбузы растут в жарких странах.

Арбузам нужно тепло и долгое время для созревания.

4. Нельзя губить жилища муравьев и раскапывать муравьиные кучи.

Муравьи помогают сохранять леса.

5. Крот не любит ясного солнца и свежего ветра.

Крот живет под землей.

6. Сорока черная, а по бокам у нее крылышки белые.

Сороку называют белобокой.

7. У дятла липкий язык большой длины.

Муравьи часто прилипают к нему.

8. Летучие мыши зимуют в пещерах, тесно прижавшись друг к другу.

В тесноте летучим мышам теплее.

9. Перед едой енот моет добычу.

Енота прозвали полоскуном.

10. Медвежата рождаются зимой и до весны сидят в берлоге. Только что родившихся медвежат редко кто может увидеть.

11. В глубине моря царит темнота.

В глубине моря плавают светящиеся рыбы.

12. Многие люди выращивают в квартире герань.

Герань оздоравливает воздух и улучшает сон.

13. Стрижи ловят насекомых на лету.

У стрижей большой рот.

14. Древесина лиственницы очень долговечна.

Древесина лиственницы не гниет.

15. С помощью носа животные чувствуют запахи еды и своих врагов.

Носы помогают животным жить.

16. Кокосовая пальма хорошо растет на песке морского побережья.

Кокосовая пальма любит свет, тепло и влагу.

17. Лотос произрастает в мутной воде и иле, но не загрязняется ими.

С лотосом сравнивают людей, ничем себя не запятнавших, не покорившихся злу и судьбе.

18. Из крапивы получают краску, производят ткани, тесьму, веревки, нитки.

Крапива – полезное для человека растение.

19. Комары погубили многих путешественников.

Комар – распространитель малярии и желтой лихорадки.

20. У попугаев большой кривой клюв – кусачки.

Попугаи могут разгрызать крепкие орехи и плоды.

21. Грибы полезны лесу.

Грибы ускоряют разрушение уже отмирающих деревьев.

22. Еноты моют свою пищу.

Енотам нравится намоченная еда.

23. Рис – очень важный продукт.

Рис используется не только в пищу, но и для приготовления крахмала, клея, пудры.

24. Птицам не надо много учиться.

Многие повадки птиц являются врожденными.

25. Многие доктора рекомендуют пациентам играть в шашки.

Шашки – это игра, которая может сказывать лечебное воздействие.

26. Дятел – лесной доктор.

С помощью длинного носа дятел достает из-под коры вредных насекомых.

27. У жирафа огромный рост.

Жираф легко достает листья с больших деревьев.

28. Керамика – одно из самых древних искусств на земле.

Археологи во время раскопок находят глиняные черепки, сделанные еще в доисторические времена.

29. Чай не трава.

Чай делают из листьев чайного дерева.

30. Задолго до землетрясения змеи и ящерицы спешат выползти из нор.

Все змеи и ящерицы очень чувствительны к сотрясению земли.

31. Бананы срезают зелеными.

Созревшие бананы быстро портятся.

32. Кабан клыками подсекает дерево, как топором.

Кабана зовут секачом.

33. Павлин распускает перья и расхаживает с гордым видом.

34. Звери рождают детенышей и выкармливают их молоком.

Этих зверей называют млекопитающими.

35. Вороны наносят огромный урон урожаю.

Фермеры выставляют пугала, удерживающие ворон на расстоянии.

Упражнения на установление закономерности подбора слов

1. Клапан – флейта

Упражнения на замену словосочетаний одним, близким по смыслу

1. Остаться без еды – голодать

остаться без денег – обнищать

остаться с носом – проиграть

2. Смести пыль – вытереть

смести все со стола – съесть

смести все на своем пути – разгромить

3. Попасть в дом – зайти

попасть по руке – ударить

попасть в яблочко – угадать

4. Держать курс – направляться

держать спину прямо – не сутулиться

держать пари – спорить

5. Водить машину – управлять

водить в школу – провожать

водить за нос – обманывать

6. Вешать картину – прикреплять

вешать игрушки на елку – украшать

вешать лапшу на уши – обманывать

7. Подставить стул – придвинуть

подставить число в выражение – заменить

подставить друга – предать

8. Заливает луга – затопляет

Заливает бак – наполняет

Крепко заливает – врет

9. Идти вперед – продвигаться

идти назад – возвращаться

идти на дно – погибать

10. Болтать яйца – смешивать

болтать ногами – шевелить

болтать языком – разговаривать

11. Засыпать банку – наполнять

засыпать в яму – заваливать

засыпать вопросами – спрашивать

12. Заглянуть в окно – посмотреть

заглянуть в гости – зайти

заглянуть в душу – узнать

13. Защитить ребенка – оградить, обезопасить

защитить от холода – утеплить

защитить мнение – отстоять

14. Бросить мяч – кинуть

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия с использованием информационно — коммуникативных технологий (ИКТ), по позновательному развитию с элементами экспериментирования и причино — следственных связейТема: «Вода и её свойства»П.

Консультация для воспитателей.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рас.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста на занятиях по окружающему миру (экологическое воспитание) и в повседневной жизни.

Перечень некоторых игр для дошкольников на установление логических связей.

Педагог читает детям зарифмованные тексты и задает вопросы по содержанию.

Семинар по ознакомлению педагогов с методическими рекомендациями по развитию умственных действий у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры на формирование причинно-следственных взаимосвязей между объектами и явлениями у детей 3-4-х лет/

1. Формирование умения объяснить прямые внешние связи действий человека или явлений природы.

2. Составление определённой последовательности явлений и алгоритма действий человека.

3. Умение объяснить своё решение.

Внимательно посмотреть на карточки и разложить их по порядку развёртывания событий.

Взрослый просит детей выложить на модели алгоритм мытья рук перед едой. Ребёнок находит соответствующую картинку, называет, что надо сделать сначала, а что потом

Закатать рукава – открыть кран – взять мыло – намылить руки – хорошо промыть руки под водой – закрыть кран – стряхнуть воду с рук – вытереть руки полотенцем – опустить рукава.

1. Установление прямых причинно-следственных зависимостей на основе явных признаков.

2. Образование уменьшительно-ласкательных названий детёнышей домашних животных.

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.

Малыш котёнок – мама кошка

Малыш щенок – мама собака

Малыш цыплёнок – мама курица.

Малыш козлёнок – мама коза

1. Построение логической цепочки.

2. Развитие умения элементарно рассуждать.

Цель: практическое применение умения выделять прямые причинно-следственные связи у объектов (с учётом признаков: цвет, размер, форма).

Дидактические игры на формирование причинно-следственных взаимосвязей между объектами и явлениями у детей 4-5 лет

1. Формирование умений выстраивать цепочки взаимосвязей между объектами и явлениями.

2. Умение объяснить своё решение.

Внимательно посмотреть на карточки и разложить их по порядку развёртывания событий. В конце составить небольшой рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку выложить на модели картинки с частями суток (утро-день-вечер-ночь), времен года (зима-весна-лето-осень);

Цель: ответить на вопрос, кто (что), кем (чем) будет.

Цель: ответить на вопрос, кем (чем) был раньше.

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыплёнок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, больной.

При обсуждении ответов ребёнка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6—7 картинок.

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Внимательно посмотри на рисунок, на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке.

Как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.

1. Выявление явных и скрытых причинно-следственных связей.

2. Развитие связной речи: умение рассуждать, делать выводы.

3 Закрепление правил общественного поведения.

Оборудование: цветные сюжетные картинки с явлениями социального характера.

В игре может участвовать от 2-х до 10 игроков.

Карточки поровну раздаются между игроками.

У кого нет нужной карточки – пропускает ход. Выигрывает тот, у кого закончатся все карточки.

1. Развитие мыслительных процессов обобщения, выделения основных, существенных признаков.

2. Активизация словаря обобщающими понятиями.

3.Построение сложносочинённых предложений с союзными словами потому что, так как.

Внимательно посмотреть на карточку и сказать, какой объект из четырёх лишний? Почему? Назвать, одним словом группу предметов.

1. Упражнять в составлении логической цепочки взаимосвязи между объектами.

1. Закрепление умения находить закономерности между объектами, их отличия, т.е. умение сравнивать объекты по различным признакам.

2. Обогащение словаря детей словами с противоположным значением (антонимами).

На следующем этапе, ребёнку можно предложить самостоятельно подбирать пары и называть противоположные признаки.

Цель: установление открытых причинно-следственных связей между объектами и явлениями.

Игры на формирование умений устанавливать причинно-следственные связи у детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование умения прогнозировать возможные последствия чего-либо: временных закономерностей (части суток, времена года), последовательности отдельных действий человека (алгоритм), природных явлений.

Данная игра рассчитана на подгруппу детей (4-6 человек).

Если пойдёт дождь, мы раскроем зонт, наденем плащ, на дорогах будут лужи, в лесу вырастут грибы и т.п.

Цель: Расставить картинки в определённой логической последовательности и обосновать своё решение.

Данная игра рассчитана на подгруппу детей (4-6 человек).

Взрослый произносит следующие слова в определённом порядке, дети внимательно слушают и подбирают соответствующие картинки. Таким образом, выстраивается логическая цепочка из явлений или действий.

— Младшая дочь-старшая дочь-мама-бабушка-пробабушка.

-Яйцо – цыплёнок – курица

Цель: Выявление многообразия причин и следствий у различных объектов.

Данная игра рассчитана на подгруппу детей (4-6 человек).

Взрослый: «Почему у девочки заболел зуб?

1. Развитие понимания простых причинно-следственных отношений.

Оборудование: игровое поле (квадрат), состоящее из 3-х клеточек, с разным количеством строк (по числу парных карточек); серия парных картинок с изображением простых бытовых сюжетов.

Данная игра рассчитана на пару игроков или подгруппу детей (4 чел.).

Ребёнку предлагается пара картинок, составляющих причинно-следственную последовательность.

Выигрывает тот, кто быстрей подберёт пары и закроет всё поле.

(Пары картинок предлагаются по усложнению: сначала очевидные следствия и причины, затем более сложные).

1. Умение подбирать по смыслу слова-ассоциации путём анализа, сравнения, сопоставления.

2. Закрепление умения самостоятельно рассуждать.

Данная игра проводится индивидуально.

Взрослый произносит пару слов, ребёнок по аналогии слово ко второй паре с опорой на картинки, разложенных на столе.

Дед Мороз – Новый год

Подарок – День Рождение

Цель: выявление причинно-следственных отношений противоположных по значению свойств и качеств одного объекта или явления.

Дети рассуждают на словесном уровне, что способствует более глубокому усвоению умственного действия.

Например, велосипед – это хорошо, потому что катаешься, быстро едешь, это весело; но плохо, так как можно упасть, пораниться, сломать руку.

Источники:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/09/04/igry-na-ustanovlenie-prichinno-sledstvennyh-svyazey-dlya-doshkolnikov
http://pandia.ru/text/83/144/33381.php

Читайте также:
Читайте также:  Что такое типичная следственная ситуация
Adblock
detector