Осуществляет ли прокурор уголовное преследование

В Законе о прокуратуре уголовное преследование рассматривается как одно из направлений деятельности (функция) прокуратуры (п. 2 ст. 1). Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя (п. 1 с. 35). Содержание этой деятельности, полномочия прокурора в данной сфере определены уголовно-процессуальным законодательством.

Действующий УПК в п. 55 ст. 5 содержит определение данного понятия, где указано, что уголовное преследование — это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Сторону обвинения согласно п. 47 ст. 5 УПК представляют «прокурор, а также следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель».

Таким образом, в осуществлении уголовного преследования действует довольно широкий круг должностных лиц и даже отдельных граждан — участников уголовного судопроизводства. Безусловно, указанные лица свою деятельность в уголовном преследовании реализуют по-разному и исключительно в пределах своей компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом.

Для одной группы лиц — прокурора, следователя, руководителя следственного органа, дознавателя — осуществление уголовного преследования является обязанностью. Причем уголовное преследование они осуществляют от имени государства (ст. 21 УПК). Другой группой субъектов функции уголовного преследования являются потерпевший, его законный представитель и (или) представитель, частный обвинитель, гражданский истец и его представитель. Их участие в уголовном преследовании, по общему правилу, является правом, но не обязанностью (ст. 22, 44 УПК).

Уголовное преследование ведется в отношении определенного лица, которое подозревается или обвиняется в совершении преступления. Его начало связано с возникновением оснований для вовлечения в уголовный процесс указанных субъектов, а именно: либо с возбуждением уголовного дела в отношении конкретного лица, либо с задержанием в качестве подозреваемого, либо с применением к лицу меры пресечения до предъявления обвинения, либо с уведомлением конкретного лица о подозрении его в совершении преступления. Если указанные процессуальные решения не принимались, то уголовное преследование начинается с вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого или вынесения обвинительного акта.

Для следователя и дознавателя, как уже отмечалось, осуществление уголовного преследования является обязанностью, которую они реализуют в досудебном производстве. В содержание уголовного преследования, осуществляемого указанными лицами, входит: возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица, выдвижение подозрения или обвинения на основе собранных доказательств; предъявление обвинения, а при необходимости его изменение; применение мер процессуального принуждения в отношении подозреваемого или обвиняемого в целях обеспечения их надлежащего поведения в ходе досудебного производства; окончание предварительного расследования составлением обвинительного заключения или обвинительного акта; направление уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного заключения (обвинительного акта) и последующей передачи дела в суд. На этом для следователя и дознавателя процессуальная деятельность, связанная с уголовным преследованием, заканчивается.

Роль прокурора в уголовном преследовании существенно отличается от деятельности следователя и дознавателя в этой сфере. Для него, как и для следователя и дознавателя, осуществление уголовного преследования является обязанностью. Однако уголовное преследование он осуществляет на протяжении всего уголовного процесса как в досудебном, так и в ходе судебного производства. При этом содержание уголовного преследования, осуществляемого прокурором, меняется в зависимости от этапов уголовного судопроизводства.

В досудебном производстве прокурор является не только одним из участников уголовного преследования со стороны обвинения, но и организатором и руководителем этой деятельности, наделенным властно-распорядительными полномочиями но отношению к органам предварительного следствия и дознания, осуществляющим расследование но уголовным делам.

В настоящее время прокурор не наделен правом возбуждать уголовные дела. Он не вправе проводить по ним расследование. Эти обязанности лежат на органах предварительного следствия и дознания.

Но он уполномочен в случае выявления в ходе надзорной деятельности фактов, связанных с нарушением уголовного законодательства, выносить мотивированные постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по этим фактам. Он проверяет законность принимаемых органами предварительного расследования решений о возбуждении уголовных дел или об отказе в возбуждении таковых.

Прокурор вправе требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений закона, допущенных в ходе расследования. Он может изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его для дальнейшего расследования следователю, передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому.

Прокурор утверждает постановления дознавателя о прекращении производства по уголовным делам, в том числе и в связи с прекращением уголовного преследования.

Прокурор полномочен рассматривать и утверждать итоговые процессуальные документы, составленные следователем и дознавателем по расследованным ими уголовным делам. Речь идет об обвинительном заключении и обвинительном акте, которые после их утверждения прокурором вместе с уголовным делом направляются в суд.

Однако прокурор, если признает, что дело расследовано некачественно, может его вернуть следователю или дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения или квалификации действий обвиняемого либо для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

Таким образом, прокурор наделен широкими полномочиями в досудебном производстве, которые направлены на то, чтобы максимально обеспечить конечную цель уголовного преследования — изобличение лиц, виновных в совершении преступлений, и привлечение их к уголовной ответственности.

Качественно и объективно проведенное предварительное расследование создает необходимые предпосылки для рассмотрения и разрешения судом уголовного дела по существу. В ходе судебного разбирательства прокурор продолжает осуществление функции уголовного преследования, выступая в качестве государственного обвинителя.

В суде прокурор излагает предъявленное подсудимому обвинение. В обоснование обвинения представляет доказательства и участвует в их исследовании. Он излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения, излагая суду мотивы отказа. Отказ от обвинения может быть полным или частичным. До удаления суда в совещательную комнату государственный обвинитель может также изменить обвинение в сторону смягчения (ст. 246 У11 К).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, под уголовным преследованием прокуратуры следует понимать самостоятельную функцию (направление деятельности) прокуратуры, осуществляемую в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в целях изобличения подозреваемого или обвиняемого (подсудимого) в совершении преступления.

Вадим Стрельников, кандидат юридических наук, г. Саратов.

Российская прокуратура, по мнению широкой общественности, — надзорное ведомство, которое следит за исполнением законности во всех сферах. Однако это не так. В результате непрекращающейся нормотворческой работы в круг прокурорских полномочий внесены существенные коррективы. Это хорошо видно на примере исполнения органами прокуратуры такой функции, как уголовное преследование.

Надзор или преследование?

В пункте 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Отметим, что уголовное преследование как неотъемлемая функция органов прокуратуры было приоритетным в период советской государственности. УПК РСФСР устанавливал ведущую роль прокуратуры в инициировании преследования лиц, виновных в совершении уголовно наказуемых деяний. Федеральный закон от 17.11.1995 N 168-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О прокуратуре РФ» изложил анализируемый нами правовой акт в том виде, в котором он существует сейчас.

Читайте также:  Чем занимаются следователи криминалисты

Ю.П. Крапивин высказывается о том, что уголовное преследование является всегда инициативной деятельностью, направленной на установление личности лица, его розыск, принятие мер к сбору доказательств, свидетельствующих о его противоправных деяниях с целью обязательного наказания . По мнению П.И. Иванова, уголовное преследование предполагает личное участие компетентного субъекта в судьбе преследуемого по закону, подразумевает целенаправленность действий, результатом которых является формирование обвинения, облечение его в процессуальные формы для последующего предоставления суду .

Крапивин Ю.П. Проблемы реализации функций российской прокуратуры // Власть — общество — государство. М., 2004. С. 265 — 266.
Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П.А. Лупинская. М.: Юристъ, 2003.

Формулировка ч. 1 ст. 37 УПК РФ содержит достаточно спорное положение. Суть его в том, что, помимо осуществления от имени государства уголовного преследования, на прокурора возложен надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Заметим, что надзор за указанными органами как неотъемлемая часть надзорной деятельности органов прокуратуры закреплен и в ст. 1 Закона N 2202-1.

Вопрос, что же на самом деле осуществляет прокурор — уголовное преследование как таковое или же надзор за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих привлечение к уголовной ответственности виновных лиц, в юридической науке и практике до конца не исследован.

Закон N 2202-1 не раскрывает значение термина «уголовное преследование». В пункте 55 ст. 5 УПК РФ под уголовным преследованием понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Из анализа Закона N 2202-1 можно сделать вывод, что уголовное преследование — понятие более широкое, включающее в себя аспекты, связанные не только с нормами УПК РФ. Об этом свидетельствует правовая природа надзорной деятельности. Ее механизм заключается в проведении проверок, выявлении нарушений законности и принятии мер к привлечению к ответственности виновных лиц. Конечная стадия (связанная с принятием актов прокурорского реагирования) является ключевой. По результатам проверок прокурор выносит протест, представление, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. ст. 23 — 25 Закона N 2202-1).

Согласно ч. 2 ст. 27 Закона N 2202-1 при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Из данной нормы следует, что инициирование прокуратурой процедуры уголовного преследования есть не что иное, как результат реализации надзорных полномочий.

Что значит принять меры?

Процесс осуществления прокуратурой уголовного преследования предполагает ее активное участие на всех стадиях, начиная с выявления противоправного деяния, установления личности виновного лица, сбора доказательственной базы, возбуждения уголовного дела, поддержания государственного обвинения и заканчивая постановлением обвинительного приговора. Устранение прокурора от непосредственного участия хотя бы в одной из стадий ставит под сомнение результативность осуществления им уголовного преследования.

Возбуждение уголовного дела прокурором как составная часть уголовного преследования прокуратуры до вступления в силу Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ «О внесении изменений. » являлось действенной мерой, способной оказать влияние на снижение количества правонарушений в России.

Механизм реализации уголовного преследования функционировал достаточно слаженно. Прокурор имел возможность лично инициировать уголовное преследование по любому факту при наличии соответствующих доказательств совершения преступления. В результате активизации надзорной деятельности в период 2004 — 2006 гг. прокуратура возбуждала уголовные дела, потерпевшими по которым были социально незащищенные категории населения (несовершеннолетние, лица преклонного возраста, а также граждане, которые в силу болезни, иных обстоятельств не могли самостоятельно реализовать свое право на возбуждение уголовного преследования по делам частного обвинения).

Важным шагом к укреплению законности, усилению надзорного воздействия на общественные отношения явилось расследование следователями прокуратуры уголовных дел, возбужденных по результатам прокурорских общенадзорных проверок по признакам преступлений, предусмотренных ст. ст. 115, 116, 119, 156, 157 УК РФ. Это способствовало становлению общественного мнения о том, что уголовное преследование и прокурорский надзор едины в достижении общей цели — укрепление законности в стране. Прокурор, руководя надзорными проверками, а в отдельных случаях лично их осуществляя, возбуждал уголовное дело, поручал расследование по нему следователю прокуратуры, утверждал обвинительное заключение, направлял дело в суд и поддерживал государственное обвинение. Таким образом, при реализации указанных полномочий прокурор имел право на осуществление уголовного преследования в полном объеме и в полном смысле этого выражения.

Закон N 87-ФЗ лишил прокуроров возможности лично возбуждать уголовное дело, осуществлять уголовное преследование и результативно влиять на восстановление прав граждан.

Как уже отмечалось, в настоящее время в соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона N 2202-1 при выявлении признаков преступления прокурор лишь принимает меры к уголовному преследованию виновного лица. Однако данный законодательный акт не раскрывает, в чем же заключаются указанные меры. На практике они выражаются в следующем: в случае выявления по результатам проведения надзорной проверки состава уголовно наказуемого деяния прокурор выносит решение о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.

Согласно ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение. Таким образом, проводится повторная проверка доводов, представленных прокуратурой, но уже лицами, полномочными возбудить уголовное дело. Исходя из этого результаты надзорной проверки, весь комплекс осуществленных в связи с ней прокурорских мероприятий приобретают статус сообщения о преступлении. А, как известно, сообщить в правоохранительные органы о совершенном или готовящемся преступлении может любое лицо, от которого требуется лишь соответствующее заявление.

На наш взгляд, законодатель необоснованно приравнивает право обращения в правоохранительные органы прокуратуры как органа, осуществляющего всеобщий надзор, к правам других органов государственной власти, местного самоуправления, а также коммерческих и некоммерческих организаций и физических лиц.

Функция утратила значение

В настоящее время при выявлении признаков преступления прокурор лишь выносит решение о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием призван обеспечить законность на всех стадиях расследования, соблюдение прав и законных интересов обвиняемых, потерпевших, иных лиц, устранить нарушения уголовно-процессуального законодательства при производстве процессуальных действий, сборе и оценке доказательственной базы и т.д.

На наш взгляд, рассматривать данный вид надзора в качестве составляющей уголовного преследования нецелесообразно, поскольку у прокурора отсутствуют прямые властные полномочия по отношению к вышеназванным органам, — они неподконтрольны и неподотчетны прокуратуре. УПК РФ лишь устанавливает границы процессуального надзора за законностью процесса привлечения к уголовной ответственности.

Утверждение прокурором обвинительного заключения или обвинительного акта также нельзя считать итогом уголовного преследования на стадии предварительного расследования. Прокурор, визируя этот процессуальный документ, исходит из позиций законности и обоснованности действий следователя или дознавателя по уголовному делу.

При этом проверке подлежат только процессуальные аспекты, соответствие УПК РФ всех документов и материалов, собранных в результате следствия или дознания, правильность проведения допросов, законность и допустимость собранных доказательств. Обвинительное заключение или обвинительный акт являются своего рода итогом работы следователя (дознавателя) по уголовному делу и составляются им при условии соблюдения всех требований, необходимых для привлечения к уголовной ответственности (установление события преступления, лица, причастного к его совершению, форм вины, характер и размер вреда, причиненного преступлением и т.д.).

Таким образом, функция уголовного преследования прокурора, подразумевающая активные и инициативные действия, направленные на изобличение конкретного виновного лица, утрачивает свое первостепенное значение и становится частью реализации формализованных прав и обязанностей прокурора как процессуальной фигуры.

Читайте также:  Правомерны ли действия следователя

Совпадающие понятия

Проанализируем роль прокурора в рассмотрении уголовных дел судами и осуществление прокуратурой уголовного преследования непосредственно в суде.

Как справедливо отмечает В.Ф. Крюков, правильное определение содержания понятий «обвинение как утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом», «обвинение как уголовно-процессуальная функция», «государственное обвинение», «уголовное преследование» и их соотношения друг с другом, с иными основополагающими понятиями и институтами уголовного судопроизводства имеет важное значение как для науки, так и для правоприменительной практики .

Крюков В.Ф. Уголовное преследование как одно из проявлений уголовно-процессуальной функции обвинения // Российская юстиция. 2007. N 4.

Стремление внести ясность в данный вопрос обнаружилось давно, касалось оно главным образом понятий «обвинение как уголовно-процессуальная функция» и «уголовное преследование». Довольно широкое распространение получила точка зрения, согласно которой уголовное преследование рассматривается как реализация функций участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, в то время как функция обвинения по своему содержанию — это основное направление уголовно-процессуальной деятельности, вытекающее из правового статуса таких участников процесса . Другими словами, содержание уголовного преследования ставилось в прямую зависимость от процессуального положения конкретных участников уголовного процесса.

Мотовиловкер О.Я. Основные уголовно-процессуальные функции. Ярославль, 1976. С. 5.

Такой подход во многом был предопределен позицией М.С. Строговича, возродившего учение об уголовно-процессуальных функциях и писавшего еще в 50-х годах XX столетия, что уголовное преследование и обвинение — понятия по своей сути совпадающие . Но уже в 60-е годы была выдвинута противоположная идея .

Строгович М.С. Уголовное преследование в советском уголовном процессе. М., 1951. С. 56.
Крюков В.Ф. Уголовное преследование как одно из проявлений уголовно-процессуальной функции обвинения // Российская юстиция. 2007. N 4.

УПК РФ вводит в оборот понятие «поддержание государственного обвинения» — согласно п. 3 ст. 37 в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

А.П. Рыжаков справедливо высказывается о том, что поддержание государственного обвинения представляет собой особую уголовно-процессуальную функцию российской прокуратуры . На этой стадии прокурор приобретает статус государственного обвинителя — он отстаивает обвинение путем приведения обвинительных доказательств, их исследования, произнесения обвинительной речи и т.д.

Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (6-е изд., перераб.).

Поддержать обвинение и только

Поддержание гособвинения начинается только на этапе судебного следствия, поскольку в стадии назначения судебного заседания и в подготовительной части судебного разбирательства еще нет никакого «поддержания». Начиная с судебного следствия прокурор поддерживает выдвинутое органами расследования обвинение, с которым он согласился, утверждая обвинительное заключение или обвинительный акт. В части 1 ст. 246 УПК РФ зафиксирована обязательность участия государственного обвинителя в судебном разбирательстве.

Прокурор в суде разрабатывает и реализует обвинительную тактику, исходя из своего собственного видения перспектив уголовного дела, предлагает свой порядок исследования доказательств, проводит допрос свидетелей, потерпевших, обвиняемых, исследует вещественные доказательства и т.д.

Особо отметим, что в соответствии с п. 4 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения. Вместе с этим в ст. 246 УПК РФ говорится, что полный или частичный отказ гособвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части.

Получается, прокурор, поддерживая государственное обвинение по уголовному делу, в результате самостоятельной оценки доказательств, анализа обстоятельств дела может прийти к выводу о невиновности лица в совершении инкриминируемого ему преступления и просить суд признать его невиновным. В данном случае названные нормы УПК РФ предоставляют ему право выбора: поддерживать государственное обвинение до конца или отказаться от него.

Подобное не соответствует смыслу уголовного преследования, заложенному в Законе N 2202-1, согласно которому прокурор, придя к выводу о виновности лица на стадии, предшествующей возбуждению уголовного дела, активно способствует привлечению его к уголовной ответственности, направляет уголовное дело в суд и добивается вынесения обвинительного приговора.

Заметим, участие прокурора в суде по уголовному делу — последняя и решающая стадия, подводящая итог деятельности всех органов, принимающих участие в привлечении лица к уголовной ответственности. В судебном заседании дается юридическая оценка не только деяний подсудимого, но и рассматривается законность и обоснованность процессуальных действий лиц, осуществивших оперативно-розыскные мероприятия, следователя (дознавателя), экспертов, а также надзирающего прокурора. В случае вынесения оправдательного приговора и вступления его в силу автоматически встает вопрос о законности привлечения лица к уголовной ответственности вообще — досудебные мероприятия компетентных органов, связанные с уголовным преследованием, могут оказаться неправомерными.

Итак, проведенный анализ законодательства позволяет утверждать, что деятельность прокурора по привлечению виновных лиц к уголовной ответственности не может рассматриваться как процедура уголовного преследования и сводится к надзору за органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, а также к поддержанию гособвинения в суде. В связи с этим целесообразно в ст. 1 Закона N 2202-1 термин «уголовное преследование» заменить на «принятие необходимых мер по привлечению виновных лиц к уголовной ответственности».

Необходимо отметить, что уголовное преследование — это деятельность стороны обвинения на всех его стадиях, хотя происходит она в различных порядке и формах. В данном понятии отражается суть состязательного способа подготовки и поддержания обвинения посредством досудебной подготовки оснований уголовного иска, предъявления уголовного иска и поддержания его в суде. В суде уголовное преследование имеет форму поддержания обвинения обвинителем, т.е. представляет собой исковую деятельность. Исковая деятельность обвинителя — это главным образом судебная деятельность, однако совершенно очевидно, что обвинительная деятельность в широком смысле этим не исчерпывается: понятно, что предъявление и поддержание уголовного иска в суде является продолжением той обвинительной деятельности (уголовного преследования), что была начата в досудебный период. Досудебная подготовка уголовного иска — есть обвинительный розыск, деятельность по собиранию обвинительных доказательств, принятие мер процессуального принуждения и иных мер, реально ограничивающих права и свободы или ставящих их под угрозу ограничения, с целью установления лица, совершившего преступление, изобличения этого лица, пресечения его преступных действий, обеспечения возмещения вреда, причиненного его преступными действиями, обоснование обвинения. Поэтому, досудебное производство — это уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу. Значит, следует связывать уголовное преследование со всем досудебным судопроизводством, включая в него допроцессуальную проверку оснований для возбуждения уголовного дела.

Таким образом, публичное досудебное уголовное преследование — это досудебная деятельность прокурора и иных органов уголовного преследования по подготовке уголовного иска.

Но в судебном производстве уголовное преследование реализуется в новых формах. Обвинение в суде, поддержание обвинения — есть судебное уголовное преследование. В соответствие с законодательством, важнейшим направлением деятельности прокуратуры является участие прокурора в рассмотрении дел судами. Согласно разделу IV Закона о прокуратуре, посвященному этому вопросу, участие прокурора в рассмотрении дел судами осуществляется в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством . Так, в судебных стадиях прокурор осуществляет уголовное преследование посредством поддержания государственного обвинения в суде первой и апелляционной инстанции; обжалования в апелляционном и кассационном порядке судебные решения, не вступившие в законную силу, ходатайствования о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда.

Итак, как мы видим, в судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор (с одной стороны) участвует в качестве государственного обвинения, и в этих случаях он осуществляет функцию уголовного преследования. Государственный обвинитель принимает участие в судебном следствии (допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании документов, вещественных доказательств, заключений экспертов). В судебных прениях он выступает с обвинительной речью, в которой дает оценку собранным доказательствам, высказывает свое мнение о доказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, квалификации преступления, наказании и по другим вопросам, которые предстоит решить суду при постановлении приговора.

Читайте также:  Что нужно чтобы стать следователем следственного комитета

С другой стороны, после постановления приговора, вынесения иного решения судом по уголовному или гражданскому делу прокурор, если он приходит к выводу, что допущена судебная ошибка, обязан принять меры к ее устранению, и здесь он выполняет функцию надзора за соблюдением законности, возложенную на него Конституцией РК и Законом о прокуратуре. В этих целях прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору. Протест на решение, приговор, определение или постановление суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест.

Таким образом, законодатель различает досудебное уголовное преследование и поддержание государственного обвинения в суде. В досудебный период (на предварительном расследовании) обвинительная функция прокуратуры состоит в отыскании доказательств виновности, оценки их и привлечение к суду обвиняемого. Далее прокурорское уголовное преследование осуществляется в форме разрешаемого судом состязания прокурора с обвиняемым.

Имеются два вида обвинения:

  • — частное обвинение — когда уголовное преследование осуществляется частным лицом, пострадавшим от преступления;
  • — публичное обвинение — когда идеальным субъектом преследования выступает общество или государство во имя общественных интересов.

Из УПК вытекает, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания является одной из целей уголовного судопроизводства. Эта цель как мы выше выяснили, достигается при реализации стороной обвинения уголовного преследования в различных формах и различными способами. Прокуратура, как носитель обвинительной власти, осуществляет уголовное преследование как в досудебный период подготовки материалов уголовного дела, так и в суде. Досудебное уголовное преследование может осуществляться органами прокуратуры непосредственно и в опосредованной форме — как надзор за соблюдением законов органами предварительного следствия, дознания и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Прокурор возбуждает или дает согласие на возбуждение всех дел публичного и частно-публичного обвинении. Прокурору предоставлено право отказывать в возбуждении уголовного дела и приостанавливать по нему производство, если следователи или органы дознания, при наличии предусмотренных законом оснований, сами по каким-либо причинам этого не сделали. В целях устранения допущенных нарушений закона прокурор вправе давать письменные указания о расследовании преступлений (в случаях, когда следователь или лицо, производящее дознание, возбудив уголовное дело либо получив его в свое производство, не приступает по каким-либо причинам к расследованию); об избрании, изменении или отмене меры пресечения.

Осуществляя уголовное преследование, прокурор дает письменные указания о производстве отдельных следственных действий и о розыске лиц, совершивших преступления, эти указания направлены главным образом на обеспечение полноты, всесторонности, объективности и своевременности расследования. В этих целях прокурор обладает правом:

  • а) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу;
  • б) продлевать срок расследования и срок содержания под стражей, в случаях установленных законом;
  • в) возвращать уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
  • г) изымать от органов дознания и передавать следователю любое дело, передавать его от одного органа предварительного расследования другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;
  • д) отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела

Необходимо отметить, что прокурор также утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт по делам публичного и частно-публичного обвинения, и принимает решение о направлении их в суд. Он утверждает и решения органов предварительного расследования о прекращении публичного и частно-публичного обвинения. Прокурор реализует также и другие полномочия по уголовному преследованию, по надзору за исполнением законов и процессуальному руководству органами уголовного преследования.

Таким образом, уголовное преследование, как функция деятельности прокуратуры, по делам публичного и частно-публичного обвинения начинается с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица или с момента предъявления обвинения, или с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, или с момента осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступлений.

Публичное уголовное преследование прекращается в связи с прекращением уголовного дела, или в связи с прекращением уголовного преследования.

Уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по следующим основаниям:

  • 1) непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;
  • 2) прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 24 УПК а) отсутствие события преступления; б) отсутствие в деянии состава преступления; в) истечение сроков давности уголовного преследования; г) смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;
  • 3) вследствие акта об амнистии;
  • 4) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;
  • 5) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;

Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренныхУК РК (лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления.). До прекращения уголовного преследования лицу должны быть разъяснены основания его прекращения и право возражать против прекращения уголовного преследования.

Таким образом, можно сказать, что обвинительная деятельность (уголовное преследование) прокуратуры — это процессуальная и организованная деятельность обвинителя, направленная на привлечение к уголовной ответственности предполагаемого виновника преступления, собирание обвинительных доказательств на досудебной подготовке материалов уголовного дела, обеспечение интересов обвинения в ходе судебного контроля на стадии предварительного расследования, и доказывание вины подсудимого в суде, как первой инстанции, так и в вышестоящих инстанциях, а также, на реализацию наказания в отношении осужденного по приговору суда.

Источники:
http://wiselawyer.ru/poleznoe/63663-ugolovnoe-presledovanie-prokuraturoj
http://m.vuzlit.ru/1199243/osuschestvlenie_prokurorom_ugolovnogo_presledovaniya

Читайте также:
Adblock
detector