Оперативно следственные мероприятия что это такое

Оперативно-розыскные мероприятия – это проводимые при осуществлении оперативно-розыскной деятельности конкретные действия, исчерпывающий перечень которых определен Законом об оперативно-розыскной деятельности; представляют собой структурные элементы оперативно-розыскной деятельности, которые в своей совокупности и образуют собственно оперативно-розыскную деятельность.

В зависимости от своего содержания и порядка их проведения оперативно-розыскные мероприятия можно классифицировать по следующим основаниям:

    в зависимости от отношения к конституционным правамграждан:

а) ограничивающие конституционные права (на тайну переписки, телеграфных сообщений, телефонных переговоров и неприкосновенность жилища) (например, обследование помещений, зданий, сооружений; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений);
б) не ограничивающие конституционные права (иные оперативно-розыскные мероприятия);
в зависимости от скрытности:

а) оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся как гласно, так и негласно (например, опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования);
б) оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся негласно (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи);
в зависимости от использования технических средств (специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности):

а) оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых могут использоваться указанные технические средства (напр., исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности);
б) оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых указанные технические средства не используются (иные оперативно-розыскные мероприятия);
в зависимости от принадлежности используемых оперативно-технических сил и средств:

а) оперативно-розыскные мероприятия, проводимые органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с использованием сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотиков (напр., контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи);
б) оперативно-розыскные мероприятия, проводимые органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с использованием собственных сил и средств (иные оперативно-розыскные мероприятия).

Своевременность и целеустремленность действий на первоначальном этапе расследования и хорошо организованное взаимодействие между следователем и оперативными работниками милиции, а также между соответствующими подразделениями органов милиции важнейшие условия успеха расследования по горячим следам. Под раскрытием по горячим следам понимается система следственных действий, оперативно-розыскных и организационных мероприятий, осуществляемых в кратчайшие сроки после обнаружения преступления с целью установить ориентирующую и доказательственную информацию о событии преступления, лице, его совершившем, и других обстоятельствах, имеющих значение по делу.

Для расследования краж, грабежей, разбойных нападений по горячим следам характерны две типичные следственные ситуации:

1) сообщение о факте кражи, ограбления или разбойного нападения при отсутствии данных о личности преступников;

2) задержание подозреваемых, указанных потерпевшим или установленных в результате оперативно принятых розыскных мер.

Раскрытие и расследование преступлений по первой ситуации обычно начинается после обращения в милицию потерпевших граждан или представителей коммерческих и некоммерческих организаций. На основе оценки первичных данных при наличии признаков, характерных для первой ситуации, на начальном этапе расследования параллельно решаются самостоятельные, но тесно связанные две задачи: немедленная организация розыска преступников с учетом имеющейся информации о них; процессуальное закрепление следов преступления и максимально возможное расширение объема информации о преступлении и преступниках.

Получив сообщение о преступлении, один из руководителей органа внутренних дел принимает решения:

1) направить на место происшествия ближайший патрульный наряд или участкового инспектора милиции для обеспечения охраны места происшествия; оказать помощь потерпевшим; организовать преследование по горячим следам; информировать руководителей органа внутренних дел об обстановке на месте происшествия;

2) направить на место происшествия следственно-оперативную группу в составе следователя, оперативных работников, специалиста-криминалиста и инспектора-кинолога со служебно-розыскной собакой.

Задача следователя осмотр места происшествия, допрос потерпевшего и свидетелей-очевидцев. Главная задача этих неотложных следственных действий собрать криминалистически значимую информацию, необходимую для построения версий о лицах, совершивших кражу, и для розыска похищенного имущества.

По прибытии следственно-оперативной группы (СОГ) на место происшествия и при наличии потерпевших, нуждающихся в помощи, оказывают ее (в простейших случаях) и вызывают скорую медицинскую помощь. После ознакомления с обстановкой на месте происшествия определяется начальный план действий оперативного состава и следователя. Следователь с участием понятых, специалистов и эксперта-криминалиста приступает к осмотру места происшествия, чтобы установить комплекс обстоятельств, имеющих значение при расследовании, а именно: характер обстановки места происшествия; пути подхода и ухода преступников с места противоправного деяния; возможность подхода к месту преступления незамеченным; места возможного наблюдения свидетелями действий преступников; наличие следов пребывания лиц на месте происшествия. Кроме того, он производит допросы (опросы) потерпевших, очевидцев и других свидетелей. Одновременно с осмотром проводятся следующие оперативные мероприятия: прорабатываются меры преследования преступников подвижной группой с помощью собаки (по ходу преследования обращается внимание на предметы и вещи, которые могли быть спрятаны, оставлены или утеряны преступниками. С обнаруженных следов и предметов обязательно отбираются следы запаха и следы рук для последующего их использования в оперативных мероприятиях и следственных действиях); блокируются места возможного появления разыскиваемых (квартиры, притоны, железнодорожные и речные вокзалы, аэропорты, рестораны и т.п.); патрулируются дороги по маршрутам возможного движения преступников; о розыске преступников информируются органы транспортной и территориальной милиции соседних регионов; проверяются лица по оперативным учетам органов внутренних дел; наблюдаются места возможной реализации похищенного (на вещевых рынках, в коммерческих магазинах, около скупочных и комиссионных магазинов); проверяются ломбарды, комиссионные, скупочные и коммерческие магазины; ставятся на учет похищенные вещи и проверяются по антикварным, художественным учетам ценных номерных вещей; ставятся на учет и проверяются по учетам пули и гильзы (если они обнаружены на месте происшествия); выявляются подозреваемые из числа лиц: находящихся в розыске, совершавших преступления аналогичным способом ранее; ведущих паразитический образ жизни и находящихся под административным надзором.

Квалифицированно, оперативно и целеустремленно проведенные первоначальные розыскные мероприятия и неотложные следственные действия во многих случаях позволяют по «горячим следам» раскрыть преступление или создать благоприятные предпосылки для его раскрытия. Если же сразу не удалось выйти на преступника, то, как показывает практика, весьма эффективным оказывается тактический прием, основанный на использовании криминалистически значимых данных из архивных уголовных дел, приостановленных или находящихся в производстве нераскрытых уголовных дел по аналогичным преступлениям. Если грабежи и разбойные нападения совершаются, как правило, неизвестными лицами, то квартирные кражи довольно часто совершаются лицами, в определенной степени связанными с потерпевшим или его родственниками, приятелями, соседями, сослуживцами, работниками коммунально-бытовых служб. Эти лица в той или иной степени знакомы с образом жизни потерпевшего и домашней обстановкой, что неизбежно сказывается на: способе проникновения в жилое помещение; времени совершения кражи; ориентированности преступников на месте кражи; выборе ценностей; продолжительности пребывания на месте преступления.

Читайте также:  Какая разница между следственным комитетом и прокуратурой

При осмотре места происшествия необходимо обращать внимание и на негативные обстоятельства, которые могут свидетельствовать об инсценировке кражи, например отсутствие следов взлома, которые неизбежно должны остаться при данном способе проникновения в помещение. По поводу взлома преграды решаются следующие вопросы: каков механизм взлома; каковы физические данные (рост, сила и ловкость); каким орудием произведен взлом; квалификация преступников по отпиранию запоров; сколько было соучастников; имеются ли посторонние следы и микрообъекты на взломанной преграде, если имеются, то их предварительная характеристика и т.п. При осмотре помещения устанавливается: что и откуда похищено; какие следы и посторонние предметы оставили преступники; знали ли преступники о местонахождении ценных вещей; какие следы (микрообъекты) могли остаться на одежде, обуви, теле преступников, транспортных средствах, а также на орудиях взлома. При осмотре мест ограблений или разбойных нападений следует искать следы борьбы потерпевшего с нападавшими. На грунте могут оказаться следы обуви как потерпевшего, так и преступников. О борьбе свидетельствуют и следы крови, утерянные потерпевшим и нападающими, различные карманные предметы, оборванные части одежды, а при использовании огнестрельного оружия пули и гильзы. Необходимо также обращать внимание на негативные обстоятельства, которые свидетельствуют об ошибках в объяснениях потерпевшего или умышленных искажениях фактов. В их числе могут быть: отсутствие следов борьбы или следов пребывания людей на месте проверяемого происшествия; несоответствие характера и месторасположения следов той ситуации, о которой сообщает заявитель; невозможность совершения действий, о которых говорит заявитель, в конкретных условиях или тем способом, о котором он сообщает; исчезновение именно тех предметов, о местонахождении которых мог знать лишь тот, в чьем ведении они находились, и др.

Допрос свидетелей. К числу свидетелей, допрос которых может дать криминалистически значимую информацию о краже, относятся очевидцы: лица, непосредственно наблюдавшие за преступным событием, видевшие преступников, но не связанных с преступным событием или принимавших участие в задержании преступников. В процессе допроса этих лиц выясняется: что привлекло внимание свидетеля; каков был характер действий подозреваемого; кто еще мог видеть происходящее; в какое время происходило исследуемое событие; как выглядели преступники (особенности функциональных и анатомических признаков), наличие броских примет, особенности одежды и т.п.

По делам о грабеже и разбое дополнительно выясняется, где, когда, при каких обстоятельствах и с кем потерпевший оказался на месте нападения; каковы были действия нападавших и потерпевшего; сколько человек участвовало в нападении, их приметы и как они называли друг друга; было ли вооружение, если было, то какое; кто мог быть свидетелем нападения; каковы последствия нападения (что забрали, состояние здоровья потерпевшего); куда и на чем скрылись нападавшие.

По справочно-информационным учетам экспертно-криминалистических подразделений МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ) можно получить сведения, необходимые для формирования версий о тайном хищении чужого имущества, о грабеже и разбойном нападении, а именно: о свойствах, размерах, формах и иных характеристиках объектов, инструментов и других распространенных предметов, используемых в качестве орудий взлома; изображений подошв и верха обуви; отпечатков протекторов шин автотранспорта; огнестрельного оружия и боеприпасов; наркотических и наиболее распространенных сильнодействующих лекарственных средств; лакокрасочных покрытий; горюче-смазочных материалов; волокнистых материалов, волос человека; холодного оружия и т.п.

Как показывает практика, дополнительные возможности следователю в решении задач розыскной деятельности дает привлечение общественности. Определенную помощь могут оказать граждане, которые: по поручению следователя опрашивают население; недалеко живут от места происшествия или находились там в это время.

Информация, собранная на первоначальном этапе расследования, по ситуации, когда преступник не задержан, систематизируется применительно к общим и частным версиям, анализируется с тем, чтобы на последующем этапе ее можно было конкретизировать в целях выявления всех эпизодов преступной деятельности, установления соучастников, похищенного имущества, каналов его реализации, причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Основные направления деятельности следователя при второй ситуации задержание подозреваемого в результате успешно проведенных оперативных мероприятий и первоначальных следственных действий. Главные задачи, решаемые при этой ситуации: проверка обоснованности задержания; изобличение подозреваемого в совершенном преступлении.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Оперативно-розыскные мероприятия: понятие и виды

Может так случиться, что каждый из нас станет субъектом или объектом оперативно-розыскной деятельности. Поэтому вопрос о понятии и основании проведения оперативно-розыскных мероприятий далеко не праздный, т.к. он напрямую касается гарантий прав и свобод граждан в указанной сфере общественных отношений.

Решение задач оперативно-розыскной деятельности ее субъектами осуществляется путем проведения следующих оперативно-розыскных мероприятий:

  • опрос граждан;
  • наведение справок;
  • сбор образцов для сравнительного исследования;
  • проверочная закупка;
  • исследование предметов и документов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи;
  • оперативное внедрение;
  • контролируемая поставка;
  • оперативный эксперимент;
  • получение компьютерной информации.

Оперативно-розыскные мероприятия имеют следующие признаки:

  1. оперативно-розыскные мероприятия проводятся только государственными органами и их должностными лицами, причем прямо указанными в Законе об ОРД (например, наведение прокурором или судом справок о чем-либо не является оперативно-розыскным мероприятием, хотя по содержанию их действия могут быть похожи на аналогичное оперативно-розыскное мероприятие);
  2. оперативно-розыскные мероприятия непосредственно направлены на решение задач ОРД, предусмотренных статьей 2 оперативно-розыскного закона, что отличает их от иной деятельности органов, осуществляющих ОРД (например, связанной с обеспечением оперативных подразделений материальными ресурсами). При этом оперативно-розыскные мероприятия проводятся только тогда, когда иными средствами невозможно обеспечить решение таких задач;
  3. оперативно-розыскное мероприятие проводится только при наличии специальных оснований и условий проведения, прямо указанных в Законе об ОРД (статьи 7 и 8 Закона об ОРД);
  4. оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 могут проводиться как гласно, так и негласно. Их организация и тактика составляет государственную тайну; приемы, методы, способы их проведения, составляющие тактику, а также порядок и организация такого мероприятия не подлежат оглашению;
  5. цели оперативно-розыскных мероприятий должны отвечать требованиям морали и нравственности, должны быть нацелены на обеспечение безопасности общества и государства, защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека, собственности от преступных посягательств.
Читайте также:  Кто может быть назначен на должность следователя

Необходимо отметить, что ни Закон об ОРД, ни иные открытые нормативно-правовые акты не дают определения видов оперативно-розыскных мероприятий; не регулируют обязательный порядок их проведения; не указывают полный состав участников, способы закрепления результатов, наименование и форму составляемых документов и т. п.

Отдельные требования к проведению и документированию оперативно-розыскных мероприятий имеются в секретных ведомственных нормативных документах МВД, ФСБ, ФСКН и других правоохранительных органов. Однако эти требования сформулированы излишне кратко и обобщенно, носят рекомендательный характер. Этим объясняется противоречивость практики, как проведения, так и фиксации результатов оперативно-розыскных мероприятий, неоднозначность их оценки следователем и другими уполномоченными субъектами, использующими результаты оперативно-розыскной деятельности, вплоть до признания их не соответствующими закону

Кроме того, по своему содержанию некоторые оперативно-розыскные мероприятия (оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент) не являются непосредственными способами получения оперативно-розыскной информации, а представляют собой систему различного рода оперативно-тактических операций, позволяющих создать условия для получения такой информации.

Как отмечалось выше, сведения об организации и о тактике оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с часть 1 статьи 12 Закона об ОРД составляют государственную тайну. Между тем, как представляется, это законоположение касается лишь организации и тактики конкретных оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в рамках конкретных дел оперативного учета, при осуществлении проверочных действий, необходимых для принятия решений, указанных в пунктах 1- 6 части 2 статьи 7 Закона об ОРД, а также в ходе оперативно-розыскного сопровождения расследования уголовных дел в связи с исполнением поручений следователя или суда.

Общие же положения оперативно-розыскных мероприятий, касающиеся их сущности, порядка проведения, применения при этом тактических приемов и использования тактических рекомендаций, документальной фиксации их хода и результатов открыты и доступны для их изучения любым заинтересованным лицам.

В настоящей статье не рассматриваются особенности оперативно-розыскных мероприятий применительно к решению конкретных задач ОРД и к конкретным условиям, в которых они проводятся. С позиций же обобщенности тактических приемов и рекомендаций, с учетом обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан, рассматривать тактико-организационные вопросы проведения оперативно-розыскных мероприятий при осуществлении ОРД представляется оправданным и целесообразным.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий: основания, предусмотренные законом

Статья 7 Закона об ОРД содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых допускается производство оперативно-розыскных мероприятий. К ним относятся:

1) Наличие возбужденного уголовного дела. Наличие возбужденного уголовного дела — наиболее общее основание для проведения ОРМ. При этом не имеет значения, кем (органом дознания или следователем) возбуждено дело и в чьем производстве оно находится.

Для возбуждения уголовного дела необходима совокупность повода и основания для его возбуждения. Поводами являются заявление о преступлении, явка с повинной, либо сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки состава преступления (статья 140 УПК РФ).

Порядок приема, регистрации и разрешения заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях регламентирован ведомственными и межведомственными инструкциями правоохранительных органов.

3) Поручения лица, осуществляющего предварительное следствие или дознание, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Все вышеперечисленные поручения подлежат выполнению, если они сделаны при обязательном соблюдении письменной формы.

Кроме того, к основаниям для проведения ОРМ статья 7 Закона об ОРД относит ставшие известным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:

4) о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

5) о лицах, скрывшихся от следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания. Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях решения задачи розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания, следует рассматривать, в первую очередь, постановление органа дознания, судьи или следователя о розыске подозреваемого, обвиняемого, которое выносится в соответствии со статьей 210 УПК РФ. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Сведения о разыскиваемых лицах могут быть также получены из оперативно-справочных учетов, на которые они ставятся с момента заведения розыскного дела, или от лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД на конфиденциальной основе. Однако сведения о разыскиваемых лицах, полученные из конфиденциальных источников, требуют обязательной проверки;

6) о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными. Сведения о безвестном исчезновении поступают, как правило, от родственников, близких лиц пропавшего либо должностных лиц предприятий, учреждений и организаций. Заявления и сообщения о безвестном исчезновении регистрируются в книге учета заявлений дежурной части органа внутренних дел, а их проверка поручается сотрудникам оперативных аппаратов, которые могут осуществлять необходимые оперативно-розыскные меры.

При обнаружении неопознанного трупа, необходимость проведения ОРМ возникает, как правило, в случаях обнаружения на нем признаков насильственной смерти.

7) Пункт 4 части 1 статьи 7 Закона об ОРД в качестве основания для проведения ОРМ предусмотрел запросы других органов, осуществляющих ОРД, поступившие при наличии оснований, указанных в данной статье. Запрос по существу представляет собой разновидность такого ОРМ, как наведение справок, и заключается в направлении официального документа одного оперативно-розыскного органа другому.

Взаимные обязанности по выполнению запросов органов, осуществляющих ОРД, определяются в межведомственных соглашениях и нормативных актах, утверждаемых руководителями этих органов.

Читайте также:  Следственный комитет к какой ветви власти относится

Запросы других оперативных аппаратов о проведении оперативно-розыскных мероприятий должны быть оформлены в письменном виде и подписаны руководителем органа соответствующего уровня. В них следует указывать конкретные основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий и перечислять, какие именно мероприятия необходимо провести. Если проведение оперативно-розысных мероприятий требует вынесения постановления соответствующего должностного лица или судебного решения, то все необходимые документы должны направляться вместе с запросом.

8) Пункт 5 части 1 статьи 7 определяет такое основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий, как постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц. Согласно Закона о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов к числу лиц, подлежащих государственной защите, отнесены, в том числе и сотрудники, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. На органы внутренних дел возлагается осуществление мер безопасности судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, должностных лиц контролирующих органов и органов внутренних дел, а также близких родственников вышеперечисленных лиц.

В отношении защищаемых лиц может применяться целый комплекс мер безопасности, включающий в себя личную охрану, охрану жилища, выдачу специальных средств и оружия, помещение в безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом, перевод на другую работу, смену места жительства, замену документов. Для реализации этих мер безопасности разрешается проводить любые оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Законом об ОРД.

Поводом для применения мер безопасности могут быть: заявление должностного лица; обращение председателя суда либо руководителя правоохранительного органа; получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности того или иного лица, которое подлежит защите. Основанием является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица.

Данная норма может также рассматриваться в качестве основания для проведения ОРМ, осуществляемых в соответствии с Законом о государственной охране.

Принятие решения о применении мер безопасности оформляется мотивированным постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, с указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления, о чем сообщается защищаемому лицу. Виды ОРМ, необходимые для обеспечения безопасности, определяются должностным лицом, вынесшим постановление.

Порядок проведения мер защиты, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями, устанавливается ведомственными нормативно-правовыми актами.

9) Самостоятельным основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 7 Закона об ОРД являются запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Выполнение таких запросов закреплено в пункте 3 статьи 14 Закона об ОРД в качестве обязанности органов, осуществляющих ОРД.

Головным исполнителем таких запросов выступает Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ Интерпола).

Кроме вышеперечисленных, к перечню оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий часть 2 статьи 7 Закона об ОРД относит необходимость сбора данных для принятия решения:

10) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

В соответствии со статьей 21 Закона о государственной тайне от лиц, на которых оформляется допуск к государственной тайне, необходимо получить письменное согласие на проведение в отношении их проверочных мероприятий. В период оформления такого допуска на основании статьи 24 указанного Закона допускается временное ограничение права на неприкосновенность частной жизни проверяемого лица. При оформлении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, могут собираться фактические данные о наличии медицинских противопоказаний, психических заболеваний, прошлых судимостях, проживании за границей близких родственников, правильности представленных анкетных данных, о совершении оформляемым лицом действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации, которые в соответствии со статьей 22 названного Закона являются основаниями для отказа в выдаче допуска.

11) о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды. Вышеперечисленными объектами могут выступать предприятия, организации (независимо от форм собственности), связанные с обращением с ядерными материалами или ядерными установками. Сведения, необходимые для решения данного вопроса собираются подразделениями ФСБ РФ.

12) о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления, а также об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Сведении я, необходимые для принятия таких решений собираются оперативными подразделениями органов, осуществляющих ОРД. Сбор данных, достаточных для принятия таких решений, организуется независимо от того, в какой форме это сотрудничество предполагается — гласной или негласной. Объем и виды собираемой информации определяются ведомственными нормативными актами.

13) по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД. Эта специфическая функция правоохранительных органов чаще называется обеспечением собственной безопасности и закреплена в законодательных актах, регламентирующих их деятельность. Под обеспечением собственной безопасности следует понимать целенаправленный комплекс мер по пресечению проникновения в оперативные аппараты представителей криминальной среды, предотвращению утечки служебной информации и сведений, составляющих государственную тайну, выявлению фактов совершения должностных преступлений, коррупции и предательства интересов службы сотрудниками правоохранительных органов, а также осуществление защиты сотрудников оперативных аппаратов, членов их семей и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, в случае реальной угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество.

14) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность. Выдача разрешений на указанные виды деятельности осуществляется подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, которые проводят сбор необходимых сведений.

В соответствии со статьей 6 Закона о частной детективной и охранной деятельности органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность изложенных в представленных документах сведений, чтобы принять решение о выдаче лицензий, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение. Кроме того, они обязаны проверить его по учетам психиатрических и наркологических лечебных учреждений, оперативно-справочным учетам органов внутренних дел, установить причины увольнения с прежнего места работы, а также выявить наличие иных возможных компрометирующих обстоятельств биографии претендента.

Источники:
http://studopedia.ru/17_133465_pervonachalnie-sledstvennie-deystviya-i-operativno-rozisknie-meropriyatiya-po-poluchenii-soobshcheniya-o-prestuplenii.html
http://advokatsidorov.ru/operativno-rozysknye-meropriyatiya.html

Читайте также:
Adblock
detector