Оперативно следственные мероприятия что это

В теории оперативно-розыскной деятельности существует общепризнанная точка зрения о том, что современная преступная среда, выступая в качестве противоборствующей стороны по отношению к действиям оперативных работников, является неотъемлемой частью оперативно-розыскной тактики. Современную оперативно – розыскную тактику невозможно изучать вне ее взаимосвязи с преступной деятельностью, и в первую очередь — с ее организованными формами, поскольку последние напрямую влияют на появление новых или возрождение забытых оперативно-розыскных мероприятий.

1. Оперативно-розыскные мероприятия это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.

Согласно ст. 6 Федерального Закона об ОРД, к оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

  • опрос граждан;
  • наведение справок;
  • изъятие образцов для сравнительного исследования;
  • проверочная закупка;
  • исследование предметов и документов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • съем информации с технических каналов связи;
  • оперативное внедрение;
  • контролируемая поставка;
  • оперативный эксперимент.

Этот перечень — исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка — совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п.

Эти мероприятия носят, как правило, разведывательно-поисковый характер и направлены на получение следующей информации:

1) о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих, а также о лицах, способствующих этой деятельности;
2) о наличии материальных следов противоправной деятельности, в том числе орудий преступлений, предметов, добытых преступным путем, и о возможности их использования в качестве источников доказательств при раскрытии преступления;
3) о существовании и местонахождении лиц, обладающих информацией об интересующем оперативного сотрудника событии (например, очевидцев);
4) о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда;
5) о без вести пропавших гражданах.

К этим мероприятиям привлекаются как оперативные сотрудники, так и агентура, а также граждане. Конечные цели произвольных мероприятий перед гражданином, как правило, не расшифровываются.

Оперативно-розыскные мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. В ряде статей Федерального Закона об ОРД первоначальный срок отдельных мероприятий ограничен сроком в 6 месяцев (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров). Рассматриваемые мероприятия включают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьма разнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которых необходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задач оперативно-розыскной деятельности.

Одна из тактических особенностей оперативно-розыскных мероприятий — это использование приемов маскировки (например, самого факта присутствия оперативного работника на месте его проведения) или легендирования личности оперативного сотрудника, а также целей, которые он преследует. Естественно, легендирование должно осуществляться на основе реальной оценки оперативно-розыскной ситуации, с учетом всех бытующих в социальном слое, группе обычаев, правил, привычек, норм поведения. При этом следует отметить, что легендирование в той или иной степени пронизывает все оперативно-розыскные мероприятия.

ОРМ- это установленные ФЗ действия проводимые субъектом ОРД в соответствии с требованиями НПА путем сочетания гласных и негласных средств и методов с целью получения фактических сведений и их фиксации, необходимых для решения задач ОРД.

2. Признаки ОРМ:

1. Закрытый перечень ОРМ;

2. Проводятся только управомоченным субъектом ОРД;

3. Осуществляется в соответствии с законом;

4. Осуществляется путем использования приемущественно негласных средств и методов в сочетании с гласными;

5. Цель проведения ОРМ – выявление и получение фактических сведений;

6. Обязательная фиксация в делах оперативного учета.

1. В зависимости от ограничения прав и свобод граждан:

– ОРМ не ограничивающие конституционные права граждан (опрос, наблюдение, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отождествление личности, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент).

— ограничивающие конституционные права граждан (негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи).

2. В зависимости от продолжительности проведения:

— Разовые ОРМ (опрос, наведение справок, отождествление личности, оперативный эксперимент, закупка и т.д.)

— Длящиеся ОРМ (контроль почтовых отправлений, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, наблюдение и т.д.).

3. В зависимости от видов санкционирования:

а) не требующие какого-либо санкционирования:

— Сбор образцов для сравнительного исследования

— Исследование предметов и документов

— Проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.

б) требующие ведомственного санкционирования руководителем органа осуществляющего ОРД:

— Проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.

в) требующие судебного санкционирования(решения):

— контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

— прослушивание телефонных переговоров,

— снятие информации с технических каналов связи

— негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Опрос как ОРМ. Виды опроса.

Опрос- получение необходимых сведений путем специальной беседы должностного лица оперативно-розыскного органа или по его поручению другого человека с опрашиваемым лицом с целью установления обстоятельств, получения информации необходимых для выполнения задач ОРД.

Ограничения проведения опроса:

1) опрос судей, прокуроров, адвокатов возможен только с их согласия или специального разрешения.

2) Опрос участников уголовного судопроизводства возможен только с разрешения (поручения) следователя или дознавателя в производстве, котором находится данное уголовное дело.

Гласный опрос без условия конфиденциальности оформляется объяснением опрашиваемого лица либо рапортом и справкой.

Негласный опрос – составляется рапорт или справка оперативного работника.

Данные опроса не могут быть использованы в качестве доказательств, а имеют только ориентирующее значение при расследовании уголовного дела.

Разновидности гласного опроса:

1. Опрос с использованием полиграфа,

2. Гипнорепродуктивный опрос.

Наведение справок как ОРМ.

Наведение справок – это собирание информации непосредственного изучения документов, а также направления запросов в любые органы предприятия, учреждения и организации которые располагают или могут располагать такой информацией.

Информация в большинстве случаев в дальнейшем может использоваться в процессе доказывания по уголовному делу. Наведение справок может осуществляться лично оперативным работником, либо по его поручению иными лицами имеющими допуск к интерпретации информации. Данное ОРМ может проводиться гласно и негласно. Если проводиться негласно информация оформляется рапортом или справкой опер.работника.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

2.1.Понятие и система оперативно-розыскных мероприятий

Оперативно-розыскное мероприятие – это оперативно-розыскное действие сотрудников оперативно-розыскных органов, осуществляемое в гласной или негласной форме для достижения результатов оперативно-розыскной деятельности, Перечень оперативно-розыскных мероприятий указан в ст.6 закона об оперативно-розыскной деятельности и включает в себя: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Читайте также:  Как выглядит повестка на допрос к следователю

Опрос – это беседа, проводимая оперативным сотрудником с гражданином. Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу и может проводиться в любом месте. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу. Оперативный сотрудник, проводящий опрос, вправе скрывать истинные цели опроса и свою профессиональную принадлежность. Опрос может носить конфиденциальный характер, в том числе, если такая просьба поступила от опрашиваемого. В последнем случае такие лица не могут привлекаться в качестве свидетелей по уголовному делу. Результаты опроса, при согласии лица, могут быть оформлены объяснением (заявлением, явкой с повинной), в противном случае — рапортом лица, проводившего опрос.

Наведение справок – это сбор сведений о лице, причастном к преступной деятельности. Наведение справок предполагает получение информации обо всех сторонах жизни лица. Полученные результаты (документы) оформляются рапортом и передаются по назначению – органам предварительного расследования или в суд.

2.3.Сбор образцов для сравнительного исследования

Сбор образцов для сравнительного исследования это получение объектов-носителей информации, необходимых для последующего сравнения с имеющимися аналогами путем изъятия указанных объектов. Изъятие объектов может осуществляться гласно или негласно различными способами, в том числе фотографированием, звуко- или видеозаписью, дактилоскопированием, проверочной закупкой и т.д. Полученные образцы оформляются рапортом или справкой и передаются для исследования.

2.4.Исследование предметов и документов

Это криминалистическое не процессуальное исследование объектов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий. Результаты исследования оформляются справкой и могут быть основанием для проведения судебной экспертизы.

Проверочная закупка используется как один из способов сбора образцов для сравнительного исследования, и как самостоятельное мероприятие, подтверждающее приобретение у лица предметов или веществ, образующее факт конкретного правонарушения. Предметом проверочной закупки могут быть вещи, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него. Проверочная закупка проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в негласной или зашифрованной форме. Зашифрованная форма предполагает мнимую сделку купли-продажи под видом обычного покупателя, с последующим объяснением продавцу о фактической цели покупки, контрольным взвешиванием товара и составлением в его присутствии акта о состоявшемся мероприятии. Негласная форма предусматривает сохранение в тайне от продавца факта проведенного мероприятия, а по результатам закупки составляется справка.

Наблюдение это негласное слежение за лицом, подозреваемым в преступной деятельности. Наблюдение может быть физическим, электронным либо комплексным, т.е. сочетающим в себе элементы того и другого. Электронное наблюдение может включать в себя фиксацию перемещений и разговоров подозреваемого. При наблюдении в хронологическом порядке фиксируются все передвижения, действия и контакты лица. Организация наблюдения связана с дополнительными обременениями. Оно может осуществляться только по решению руководителя оперативного органа субъекта РФ, как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких преступлений. Электронное наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, может проводиться только на основании судебного решения. Результаты наблюдения оформляются справкой с приложением полученных фото, кинопленок или видеокассет.

Это не процессуальный способ установления лиц, причастных к преступной деятельности. Отождествление личности может осуществляться различными способами: 1) с использованием служебно-розыскной собаки, опознающей по запаху; 2) с участием очевидцев, в процессе поиска лица в местах его вероятного появления; 3) с применением информационного поиска в оперативно-справочных, розыскных и криминалистических базах учета; 4) визуальное отождествление лица пострадавшим или очевидцем и др. Результаты отождествления оформляются рапортом сотрудника, проводившего это действие. При проведение отождествления подозреваемого пострадавшим или очевидцем, участие последних в опознании этого же подозреваемого при производстве по делу, не возможно.

2.8.Обследование помещений и местности

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств это оперативный осмотр этих объектов в целях поиска следов преступлений. Обследование может носить гласный, негласный и зашифрованный характер. Гласное обследование осуществляется с согласия владельцев осматриваемых объектов. При зашифрованном обследовании оперативный работник имеет право скрывать истинную цель проводимого мероприятия, а также использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие свою личность. При таком обследовании обязательно участие представителя организации, от имени которой оно проводится. Негласное обследование скрывается от владельцев осматриваемых объектов и заинтересованных лиц, и допускается только на основании судебного решения. Во время обследования допускается перемещение, фотографирование, копирование, пометка обнаруженных объектов, установление химических ловушек, создание иных условий для следообразования.

2.9.Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

Это получение информации о деятельности подозреваемых лиц, путем негласного (для адресата) обнаружения и изучения содержания корреспонденции и почтовых отправлений (перлюстрация – это вскрытие и просмотр корреспонденции без ведома адресата). Контролю подвергается корреспонденция, поступающая на конкретный адрес, или исходящая от определенного адресата. Почтовые отправления могут быть задержаны, а обнаруженные при просмотре предметы, материалы, сообщения могут изыматься. Проведение этого мероприятия допускается только на основании судебного решения. Цензура корреспонденции осужденных – это разновидность контроля почтовых отправлений. Она представляет собой организуемый согласно уголовно-исполнительному законодательству контроль за корреспонденцией осужденных.

2.10. Прослушивание телефонных переговоров

Это негласное получение информации, передаваемой лицами по линиям телефонной связи. Прослушивание осуществляется с помощью специальной аппаратуры оперативно-техническими подразделениями ОВД и ФСБ. Прослушивание может осуществляться только на основании судебного решения, в течение 6 месяцев со дня принятия судебного решения. При наличии заявления или письменного согласия лица допускается прослушивание и без судебного решения. В этом случае прослушивание проводится на основании постановления руководителя ОВД с обязательным уведомлением судьи в течение 48 часов. Прослушивание сопровождается фиксацией получаемой информации на магнитные носители. Результаты оформляются справкой оперативно-технического подразделения с приложением к ней материалов аудиозаписи.

2.11. Съем информации с технических каналов связи

Это негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступления, по техническим каналам связи (телефакс, телетайп, компьютерные сети и т.д.). Проводится на основании судебного решения.

2.12. Оперативное внедрение

Это внедрение штатного негласного оперативного сотрудника или лица, оказывающего содействие органам ОРД на конфиденциальной основе, в организованную преступную группу, с целью получения информации о деятельности группы и ее участников. Внедренный сотрудник для установления доверительных отношений с членами группы вправе имитировать преступную деятельность при правомерном осуществлении служебного долга. Внедрение осуществляется на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

2.13. Контролируемая поставка

Это осуществляемое перемещение товаров и предметов под контролем оперативно-розыскных органов, в целях выявления и пресечения преступлений и лиц, причастных к их совершению. Предметом поставки являются вещи, изъятые из оборота, или добытые преступным путем.

2.14. Оперативный эксперимент

  1. Гарантии прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий

5.1.Судебный контроль за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

· о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

· о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

· о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

5.2.Гарантия профессиональной тайны

Читайте также:  Можно ли работать следователем с дипломом бакалавра

Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

5.3.Гарантии лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства. Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

| следующая лекция ==>
Оперативно-розыскная деятельность: понятие, принципы, основания и органы | Органы предварительного следствия: понятие, виды и полномочия

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 10746 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Пресечение, раскрытие, выявление преступлений является важнейшей составляющей правоохранительных органов. Вообще одной из важных направлений деятельности является имена деятельность по пресечению данных преступлений, так как государство в этом случае является единственной правовой защитой против общественно опасных деяний. Оперативно-розыскные мероприятия являются одним из важнейших составляющих деятельности оперативников, которые совершает действия по установление источников фактов.

Что такое ОРМ

ОРМ – оперативное-розыскные мероприятия, которое подразумевают средства и методы (в том числе скрытые и открытые) по выявлению, раскрытию и пресечению преступлений, выполняемые уполномоченными на то государственными органами.

Данная деятельность очень важна в рамках уголовных процессов, так как при помощи именно данных мероприятий и составляется полная картина о совершенном преступлении. Стоит понимать, что эта деятельность отличается от следственных действий, о чём мы также поговорим ниже.

Кроме того, стоит уточнить, что ОРМ является частью большого блока, являющегося ОРД (оперативно-розыскная деятельность). В рамках оперативно-розыскной деятельности и проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

ОРМ не являются доказательствами по делу, но могут ими являться при помощи производства определенной процедуры. Поэтому результаты ОРД не всегда являются доказательством, тем не менее, они могут показать реальную картину дела. Некоторые ОРД и вовсе нельзя приобщить в качестве доказательства, так как они, например, не могут стать такими из-за самого их статуса и порядка проведения.

Зато в рамках проведения ОРМ, как мы уже сказали, можно больше узнать о деле. Например, дело еще не было возбуждено, а значит производить следственные действия нельзя. Таким образом, проводятся ОРМ. Например, поступили сообщение о том, что в определенном районе было совершено преступление. В рамках оперативно-розыскных мероприятий можно провести опрос местных жителей для того, чтобы подтвердить этот факт. Предположим, что большинство жителей подтвердили этот факт, но опрос не всегда является письменным, поэтому их показания после возбуждения дела будет невозможно применить в качестве доказательства. Для этого после возбуждения уголовного дела, они могут быт привлечены в качестве свидетеля, и будет производится их допрос (но это уже будет считаться следственным действием). Таким образом, уже здесь ОРМ помогли сформировать мнение по делу, но тем не менее никаких доказательств по нему нет.

Уточним, что результаты ОРД могут являться поводом и основаниям для возбуждения уголовного дела. То есть по этим результатам можно возбудить уголовное дело, но так как уголовное дело – это процесс по доказывание вины лица, то там уже придется пользоваться следственными действиями.

ОРМ в данном случае опять-таки могли сыграть вспомогающую роль, так как в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативники уже опрашивали лиц, то этих же лиц может привлечь в качестве свидетелей и можно ожидать официальный показаний, которые уже лягут в доказательство по уголовному делу.

В каких случаях проводятся оперативно розыскные мероприятия

Случаи проведения оперативно-розыскных мероприятий основываются на том, где вообще они могут быть применены и зачем.

  • 1) Они нужны для того, чтобы подготовить другие оперативно-розыскные мероприятия или следственные действия. Об этом мы уже говорили выше, но раскроем это поподробнее. Например, проводится наблюдение за объектом, который подозревается в приготовлении к преступлению. В рамках проведения — это мероприятия со временем информация может подтвердиться или нет. Если она подтверждается, то по идее преступника могут взять с поличным. Например, человек собирался совершить убийство. Он приготавливался к этому, и перед тем как совершить умысел, он взял свою оружие и поехал к предполагаемому потерпевшему. Таким образом, его могут поймать на месте преступления, а там уже несколько доказательств: оружие, сведения от потерпевшего и т. д. Другой пример. Предположим, что совершается проверочная закупка (одно из оперативно-розыскных мероприятий). После того как было совершенно это действие на месте преступления, можно увидеть, как передавались деньги и преступный предмет, отпечатки пальцев на этих предметах, показания сотрудника, который совершал проверочную закупку и т. д.
  • 2) Оперативная розыскная деятельность не всегда создает просто картину, оно может стать и доказательством, но для этого нужно соблюдении определенной процедуры. Таким образом, некоторые ОРМ вполне могут быть доказательствами, если соответствуют допустимости, обоснованности и другим правилам доказательств, а также были приложены в соответствующей процедуре. Например, существует оперативно-розыскные мероприятие в виде получения компьютерной информации. Предположим, что лицо подозревается в совершении компьютерного мошенничества. На диске были найдены файлы, которые подтверждали бы факт данного мошенничества. Это уже является поводом и основаниям для возбуждения уголовного дела. Но в рамках уголовного дела, это возможно сделать еще и доказательством, проведя определённую процедуру.

Стоит понимать, что пока оперативно-розыскные мероприятия не примут никакой формы, то фактически они не несут никаких правовых последствий, и не могу являться основаниям для ограничения прав. Поэтому некоторые ОРМ нужны только для того, чтобы знать для себя. Например, то же самое наблюдение подразумевает тот факт, чтобы уточнить, действительно ли, например, данное лицо ездит куда-то, либо подтвердить тот факт, что это лицо не причастно к какому-либо делу.

Стоит понимать, что такие мероприятия не всегда проводятся для того, чтобы возбудить дело, а для того, чтобы понять, что случилось. Например, если пропал человек, то не факт, что будет возбуждено дело по данному факту. Также нельзя забывать, что некоторые сообщения о преступлении могут быть весьма преувеличены, поэтому важно составить картину о данном обстоятельства и уточнить, есть ли поводы и основания для возбуждения уголовного дела или нет.

Кто должен проводить розыск

Уточним, что розыск и оперативно-розыскные мероприятия – это разные вещи, розыск проводится для поиска определенных людей или предметов, оперативно-розыскные мероприятия – это различные действия, которые направлены на выявление, раскрытие и пресечение преступлений.

В рамках розыска могут проводится оперативно-розыскные мероприятия, но эти понятия не являются тождественными. Тем не менее, розыск и оперативно-розыскные мероприятия сходны по субъектам. Уточним, что такими мероприятиями занимаются оперативные работники и некоторые другие работники.

Существуют следующие субъекты розыска и розыскной деятельности:

  • 1) Органы внутренних дел – тут понятно, что существует множество оперативной и оперативно-розыскные мероприятия проводятся довольно-таки часто. Это, например, органы МВД, которые проводят опрос по поводу пропавшего человека в их районе, либо те же органы МВД, которые проводят опрос по факту совершенного преступления.
  • 2) Федеральная служба безопасности – не секрет, что данный орган занимается наиболее серьезными делами, поэтому их компетенция может отделяться от органов внутренних дел. Например, в рамках их деятельности может производится наблюдение за высокопоставленным чиновником, либо прослушивание телефонных переговоров крупного бизнесмена.
  • 3) Федеральная служба в области государственной охраны – здесь оперативно-розыскные мероприятия могут производится, например, для защиты какого-либо государственного служащего. Предположим, при готовящемся покушении проводятся различные оперативно-розыскные мероприятия по наблюдению, исследование предметов.
  • 4) Таможенные органы – ввоз или вывоз различных запрещенных предметов тоже предполагает особый контроль. Поэтому важно проводить, например, наведение справок о ввозящемся в страну грузе. Также, если были незаконно ввезены какие-то товары и узналось об этом только позже, то необходимо провести ряд оперативно-розыскных мероприятий по поводу того, действительно ли они были ввезены незаконно, что это за предметы.
  • 5) Служба внешней разведки, когда, необходимо установить различные обстоятельства, касающиеся каких-либо внешних проблем. Тут, например, проводится тайное наблюдение, тайная прослушка и т. д.
  • 6) Органы исполнения наказаний – зачастую такие органы действуют вместе с другими, например, после того, как преступник сбежал, необходимо провести ряд мероприятий по его поиску.
Читайте также:  Кто первый зам нач следственного комитета скфо

Отличия розыска от следственных действий

Оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия имеют похожие, но в то же время различные признаки.

Многие оперативно-розыскные мероприятия проводятся очень похоже на следственные действия и их список даже сам по себе весьма похож. Стоит понимать, что тем не менее они имеют другой правовой статус и порядок проведения.

Например, оперативно-розыскные мероприятия могут проводится до возбуждения уголовного дела, в то время как следственные действия могут проводится исключительно только после его возбуждения.

Тем не менее, оперативно-розыскные мероприятия далеко не все могут выступить в качестве доказательств, и для того, чтобы сделать их доказательствами требуется провести определенную процедуру. Следственные действия же, если они были проведены в правильном и законном порядке, а также полученные доказательства соответствуют принципа УПК, то они уже являются доказательствами.

Например, в рамках оперативно-розыскных мероприятий может проводится опрос граждан. Он может как дать успех, так и нет, и касаться совершенно различных предметов. Предположим, что опрос был проведен по проверке убийства на определенном районе. Выяснилось, что один из сотрудников магазина видел обстоятельства совершенного деяния. Тем не менее, опрос пока что не является доказательством и не может являться, так как он мог провестись вообще в письменной форме и нет подтверждения того, что данные слова были сказаны.

Если же был проведен допросов в рамках следственного действия, то тут совершенно иное дело. Если допрос был проведен правильно, то все показания, которые сказал свидетель могут стать доказательством по уголовному делу, что имеет уже, естественно, совершенно иной статус. Кроме того, при проведении допросов в рамках следственных действий, свидетели может нести уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

Несмотря на это, например, опрос и допрос похожи между друг другом, и в том и другом случае у свидетеля могут вовсе задаваться одни и те же вопросы, только при допросе они уже будут более конкретные.

Какие нарушения могут быть при розыскных мероприятиях

При розыскных мероприятиях могут допускаться многочисленные нарушения, в зависимости от самого мероприятия.

Например, если мероприятие производилось без каких-либо оснований. То есть, например, у человека стали прослушивать телефон без разрешения соответственного органа и без поводов для этого осуществления. К примеру, обычный гражданин стал прослушиваться без каких-либо причин на это.

Проблема в том, что некоторые оперативно-розыскные мероприятия необходимо производить тайно, то есть гражданин не должен знать о них, так как пользы от них тогда не будет. Таким образом, если такое мероприятие производится тайно, то человек может о нём и не знать, а значит и не знать о том, что его права и законные свободы нарушаются.

Вообще розыскные мероприятия могут не влечь каких-то последствий, это означает, что нарушений у них может быть немного, а если они есть, то впоследствии это просто не станет потом доказательством.

Кто отвечает за нарушение закона

Если говорить формально, то, естественно, за такое нарушение закона должен нести ответственность сам сотрудник, он допустил ошибку, или он провёл неправильно оперативно-розыскное мероприятие и нарушил тем самым закон. Кроме того, данная ошибка может стоить чей-то судьбы, это означает, что такая ответственность может доходить вплоть до уголовной, но стоит понимать, что у оперативно-розыскных мероприятий статус существенно ниже, а значит до этого вряд ли дойдет.

С другой стороны, ошибка оперативника может привлечь к ответственности самого гражданина. Получается, что если есть такая ошибка и она не опровергнута, то гражданин подозревается в совершении преступления, а значит на него может быть заведено дело, по которому он фактически считается не виновным. Тут, естественно, все-таки стоит опровергнуть данное оперативно-розыскное мероприятия и вернуться к тому, что в своей деятельности оперативник ошибся.

Последствия ответственности

Сотрудника, допустившего ошибку последствия, могут коснуться различным образом. Например, в одном случае не может быть никакой ответственности, так как в принципе эти материалы никуда не прикреплялись. Например, был проведен опрос, в ходе которого он не так понял свидетеля, причём стоит упомянуть, что здесь ошибка могла быть как оперативника, так и самого свидетеля, такие случае вполне допускаются.

С другой стороны, когда дали ход оперативно-розыскному мероприятию и его начали формально удостоверять. Тут если были ошибки в ходе оперативно-розыскной деятельности, то понятно, что если это формально оформлено и получило силу, то не просто проводились такие мероприятия, но и проверялись, таким образом, это, естественно, должно налагать определенную ответственность на субъект. В зависимости от ситуации она может быть дисциплинарной, если все не успело выйти за рамки внутреннего распорядка. Так если сотрудник ошибся, ему просто сделают выговор, и таким образом, все разрешится, само собой.

Если ошибки были сделаны умышленно, то это последствия могут коснуться вовсе уголовного дела на сотрудника за превышение должностных полномочий, так как он в своих интересах сделал оперативно-розыскное мероприятия под себя. Таким образом, он использовал свое положения для того, чтобы удовлетворить какие-то свои интересы, либо интересы других лиц. Кроме того, тут уже могут и появиться статьи по даче и получении взятки, что тоже стоит отдельных статей в Уголовном Кодексе Российской Федерации.

Законы и приказы

Естественно, оперативно-розыскные мероприятия тесно связаны с производством по уголовному делу. А данную процедуру уже регулирует УПК. Таким образом, даже при применении ОРМ в доказательствах мы можем увидеть, как применяется УПК. Поэтому во вторую очередь стоит обращать внимание именно на этот законодательный акт.

Приказы в этой деятельности имеют второстепенное значение, так как все же по данному поводу есть вполне раскрытые законы. Тем не менее, некоторые аспекты данной деятельности они все же затрагивают.

Важно! По всем вопросам о работе правоохранительных органов, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Источники:
http://helpiks.org/9-25252.html
http://jur24pro.ru/sotsialnye-programmy/orm-operativno-rozysknye-meropriyatiya-provedenie-kto-provodit-narusheniya-273015/

Читайте также:
Adblock
detector