Может ли следователь возбудить дело подследственное дознанию

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19 декабря 2011 г. № 433/49 “Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел”

Значительные изменения, внесенные в последнее время в положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы подследственности при разрешении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел, требуют от органов прокуратуры формирования единого подхода к исполнению норм действующего уголовно-процессуального законодательства и усиления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, иных территориальных прокуроров и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур:

1.1. При реализации полномочий, предусмотренных п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, передавать материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в строгом соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ.

1.2. Незамедлительно реагировать на установленные в ходе проверок исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях факты нарушения норм о подследственности органами дознания и органами предварительного следствия.

Иметь в виду, что прием сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении может быть осуществлен органом дознания дознавателем, следователем, руководителем следственного органа.

В случае очевидности подследственности незамедлительно передавать сообщение для дальнейшей процессуальной проверки в соответствующий орган предварительного расследования или должностному лицу, уполномоченному на основании ст. 151 УПК РФ производить дознание или предварительное следствие (за исключением случаев, требующих безотлагательного осуществления следственных и иных процессуальных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего).

Принимать меры к отмене незаконных постановлений и направлять материалы в тот орган предварительного расследования, который правомочен выносить решение в соответствии со ст. 150 и 151 УПК РФ.

Учитывать, что решение прокурора о передаче сообщения по подследственности должно быть обоснованным и мотивированным. При поступлении к прокурору материалов проверки сообщения, зарегистрированного в установленном порядке правоохранительным органом в книге регистрации сообщений о преступлении, решение о его передаче должно иметь процессуальную форму постановления.

1.3. В ходе надзора за законностью возбуждения уголовных дел в каждом случае проверять соблюдение положений ст. 151 УПК РФ. Особое внимание уделять возбуждению уголовных дел о преступлениях, отнесенных ч. 5 ст. 151 УПК РФ к альтернативной подследственности.

1.4. Исключить из практики факты необоснованного изъятия и немотивированной передачи прокурорами в порядке п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ органам предварительного следствия уголовных дел о преступлениях, отнесенных законом к подследственности органов дознания.

1.5. В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ реализовывать полномочия по передаче материалов проверки сообщения о преступлении и уголовных дел из органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) следователю Следственного комитета Российской Федерации при наличии данных, указывающих на особую сложность исследования проверяемых фактов, расследования преступлений, их высокую общественную значимость, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального законодательства, с обязательным указанием оснований передачи.

Учесть, что вынесение после 01.01.2012 процессуальных решений по сообщениям о преступлениях, подследственность которых изменена положениями п. 9 ст. 20 указанного Федерального закона, следственными органами, к компетенции которых производство по уголовным делам о преступлениях данной категории не отнесено, с учетом положений ст. 4 УПК РФ является незаконным.

2. Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора, исходя из особенностей деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках воинских формированиях и органах с учетом изменения уголовно-процессуального законодательства и в соответствии с положениями настоящего приказа определить своим организационно-распорядительным документом порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением норм уголовно-процессуального законодательства о подследственности командирами воинских частей и соединений, начальниками военных учреждений и гарнизонов, а также органами предварительного расследования, поднадзорными военным прокурорам.

3. Начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российски Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур усилить контроль за исполнением требований ст. 151 УПК РФ. Принимать оперативные меры к устранению выявленных нарушений закона случаев необоснованной передачи подчиненными прокурорами органа предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, в отнесенных законом к его подследственности.

4. Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 29.01.2008 № 14/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел признать утратившим силу.

5. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и прокурорам приравненных к ним специализированных прокуратур, а также довести его до сведения руководителей федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих предварительное расследование, Следственного комитета Российской Федерации.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я. Чайка
Читайте также:  Обязан ли следователь присутствовать при производстве экспертизы

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19 декабря 2011 г. № 433/49 “Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел”

Текст указания официально опубликован не был

Обзор документа

В связи с корректировкой УПК РФ в части подследственности при разрешении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел даны поручения заместителям Генерального прокурора РФ, начальникам главных управлений и управлений данного органа, территориальным прокурорам и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур.

Материалы проверки сообщения о преступлении следует передавать от одного органа предварительного расследования другому в строгом соответствии с установленными правилами.

На факты нарушения органами дознания и предварительного следствия норм о подследственности, установленные в ходе проверок исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, необходимо реагировать незамедлительно.

Следует иметь в виду, что сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении могут приниматься органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа.

В случае очевидности подследственности сообщение для дальнейшей процессуальной проверки необходимо передавать незамедлительно.

Следует учитывать, что решение прокурора о передаче сообщения по подследственности должно быть обоснованным и мотивированным. При поступлении к прокурору материалов проверки сообщения о преступлении, зарегистрированного правоохранительным органом в соответствующей книге, решение о его передаче должно иметь форму постановления.

Одноименное указание от 29.01.2008 признано утратившим силу.

юридические науки

  • Гамаюнова Александра Витальевна , студент
  • Алтайский Государственный Университет
  • ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
  • УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  • ОРГАН ДОЗНАНИЯ
  • ПОРЯДОК
  • СРОКИ

Похожие материалы

Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24— 29 УПК, с изъятиями, предусмотренными законом. Дознание производится по уголовным лазам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК. Этот перечень включает 93 состава преступлений, предусмотренных Особенной частью УК. Кроме того, дознание производится по письменному указанию прокурора по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести. Таким образом, дознание проводится по значительному числу составов преступлений.

Деятельность дознавателей по уголовным делам осуществляется по двум группам дел:

  1. по делам, по которым обязательно предварительное следствие (ст. 38 УПК), проводятся неотложные следственные действия;
  2. по уголовным делам, не требующим предварительного следствия, расследование производится в полном объеме в форме дознания.

Дознание производится по следующим уголовным делам:

  1. по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 112, 115, 116, 117 ч. 1, 118, 119, 121, 122 ч. 1 и 2, 123 ч. 1, 125, 127 ч. 1, 129, 130, 150 ч. 1, 151 ч. 1, 153-157, 158 ч. 1, 159 ч. 1, 160 ч. 1, 161 ч. 1, 163 ч. 1, 165 ч. 1 и 2, 166 ч. 1, 167 ч. 1, 168, 170, 171 ч. 1, 171.1 ч. 1, 175 ч. 1 и 2, 177, 180 ч. 1 и 2, 181 ч. 1, 188 ч. 1, 194, 203, 207, 213 ч. 1, 214, 218, 219 ч. 1, 220 ч. 1, 221 ч. 1, 222 ч. 1 и 4, 223 ч. 1 и 4, 224, 228 ч. 1, 228.2, 230 ч. 1, 231 ч. 1, 232 ч. 1, 233, 234 ч. 1 и 4, 240 ч. 1, 241 ч. 1, 242, 243 -245, 250 ч. 1, 251 ч. 1, 252 ч. 1, 253, 254 ч. 1. 256-258, 260 ч. 1, 261 ч. 1, 262, 266 ч. 1, 268 ч. 1, 294 ч. 1, 297, 311 ч. 1, 312, 313 ч. 1, 314, 315, 319, 322 ч. 1, 322.1 ч. 1, 323 ч. 1, 324-326, 327 ч. 1 и 3, 327.1 ч. 1, 329 и 330 ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  2. об иных преступлениях небольшой и средней тяжести — по письменному указанию прокурора.

При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на которые требуется согласие начальника органа дознания, решение прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему УПК.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный ч. 3 ст. 223 УПК РФ, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ. срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

В случае, когда в срок (15 суток) окончить дознание не представилось возможным ввиду того, что подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия, либо место его нахождения не установлено по иным причинам, или место нахождения подозреваемого, обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует, либо подозреваемый или обвиняемый временно тяжело заболел и это препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях, дознание приостанавливается порядке, предусмотренном главой 28 УПК.

Причем по основаниям, указанным в и. 2 ч. 1 ст. 208 УПК, дознание приостанавливается лишь по истечении его срока, а по основаниям, предусмотренным и. 3 и 4 ч. 1 ст. 208 УПК, дознание может быть приостановлено и до окончания его срока. Дознание возобновляется на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в порядке, предусмотренном ст. 211 УПК.

С возбуждения уголовного дела начинается производство дознания. После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела по составу преступления, по которому обязательно предварительное следствие (ст. 157 УПК), орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по составам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, т.е. не требующим предварительного следствия, производит дознание в полном объеме. Копию постановления направляет прокурору (ч. 4 ст. 146 УПК).

Читайте также:  Что такое повестка к следователю

В случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные ст. 40 УПК, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления.

В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения. В уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны:

  • дата и место его составления;
  • фамилия, инициалы лица, его составившего;
  • фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;
  • описание преступления с указанием места времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. 1 и 4 ч. 1 ст. 73 УПК;
  • пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данное преступление.

При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона. При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них. Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору (ст. 223.1).

В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Постановление о возбуждении ходатайства о заключении подозреваемого под стражу и материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства, дознаватель должен представить соответствующему судье для рассмотрения. Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее 10 сут. со дня заключения его под стражу, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу, то в тот же срок с момента задержания.

При невозможности составить обвинительный акт в срок, предусмотренный ч. 2 ст. 224. подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, установленном главой 23 УПК, после чего производство дознания продолжается в порядке, установленном настоящей главой, либо данная мера пресечения отменяется. При невозможности закончить дознание в срок до 30 суток и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу этот срок может быть продлен судьей районного суда ал и военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК, по ходатайству дознавателя с согласия прокурора района, города или приравненного к нему военного прокурора на срок до 6 месяцев.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Галиахметов Марат Раильевич

В работе рассматриваются проблемы, возникающие в связи передачей уголовных дел по подследственности органам дознания, предлагаются пути их разрешения.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Галиахметов Марат Раильевич,

РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ О ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ

7.4. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ О ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, РАССЛЕДУЕМЫХ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ

Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Галиахметов Марат Раильевич, аспирант. Место учебы: кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности, Удмуртский государственный университет.

Аннотация: В работе рассматриваются проблемы, возникающие в связи передачей уголовных деп по подследственности органам дознания, предлагаются пути их разрешения.

Ключевые слова: подследственность, орган дознания, уголовное дело, передача, прокурор.

Одним из общих условий предварительного расследования является подследственность, посредством которой определяется орган, обязанный вести производство по уголовному делу. Под подследственностью понимаются полномочия органа предварительного расследования по проверке первичных материалов и расследованию определенной категории уголовных дел, отнесенных законом к его ведению; при этом должна быть учтена совокупность всех признаков подследственности, характеризующих уголовное дело, и наличие в нем установленных законом условий1.

Выделяется подследственность органов дознания и органов предварительного следствия. В ст. 151 УПК РФ четко определен перечень преступлений, производство по которым должно осуществляться конкретным органов предварительного следствия, либо дознания. Данный перечень является закрытым и может быть изменен только путем принятия Федерального Закона. К сожалению, законодатель не сформулировал порядок передачи уголовных дел по подследственности2, что на практике вызывает ряд вопросов.

Необходимость передачи уголовного дела по подследственности может возникнуть в следующих ситуациях:

1) при возбуждении уголовного дела и проведении неотложных следственных действий органами дознания;

2) при возбуждении уголовного дела следователем по факту совершения преступления, производство по которому должно проводится органами следствия, но установление в процессе расследования факта совершения преступления, которое должно расследоваться органами дознания;

Мифтахов Р.Л. Подследственность уголовных дел: Авто. дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. С. 5.

Татьянина Л.Г. Изменение формы предварительного расследования по уголовным делам // Актуальные проблемы права России и стран СНГ: Международ. науч.-практ. конф. Ч. 3. Челябинск, 2008. С. 291.

Читайте также:  Кто относится к руководителю следственного органа

3) при возбуждении уголовного дела, подследственного органу дознания, следователем;

4) при необходимости соединения уголовных дел часть которых подследственна органу дознания, а часть органу предварительного следствия;

5) при необходимости соединения уголовных дел подследственных разным органам дознания.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 157 УПК РФ при возбуждении органам дознания уголовного дела, производство по которому предварительного следствия обязательно, орган дознания после проведения неотложных следственных действий направляет уголовное дело руководителю следственного органа. Таким образом, законодатель указал, что в данном случае направление уголовного дела по подследственности осуществляется без участия прокурора. Полагаем, что данный порядок не совсем правилен. По действующему УПК РФ прокурор осуществляет надзор и процессуальное руководство деятельностью органов дознания, поэтому решение о передаче уголовного дела, производство по которому предварительного следствия обязательно, возбужденного органом дознания, должно осуществляться посредством вынесения постановления о передаче уголовного дела по подследственности, которое необходимо согласовать с прокурором. В данном случае прокурор проверит одновременно законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, проведения неотложных следственных действий, а также передачи дела в конкретный следственный орган.

Вторая ситуация на практике может иметь место в случае, когда при решении о возбуждении уголовного дела были основания полагать о совершении преступления, подследственного органам предварительного следствия, а в процессе расследования квалификация деяния была изменена на более мягкое преступление, например, возбудили уголовное дело по ст. 162 УК РФ, установили ч. 1 ст. 161 УК РФ и т.п. Полагаем, что в данном случае следователь должен направить уголовное дело прокурору с постановлением о передаче по подследственности, согласованным с руководителем следственного органа. Прокурор, изучив уголовное дело, принимает решение либо о направлении уголовного дела органу дознания, либо возвращает следователю.

Возбуждение уголовного дела следователем, подследственного органу дознания может иметь место в случае, когда при проверке первоначальных материалов следователь, вместо направления их органу дознания после установления подследственности, самостоятельно возбуждает уголовное дело. В данной ситуации уголовное дело должно быть передано прокурору для направления дела по подследственности органу дознания.

Наиболее сложным является вопрос о направлении уголовного дела дознавателем для соединения с уголовным делом, производство по которому осуществляется органами следствия. В указанной ситуации дознаватель направляет уголовное дело для соединения через прокурора руководителю следственного органа. В части 3 ст. 153 УПК РФ законодатель указал, что решение о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных разным органам предварительного расследования, принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности. Однако указанное решение не является неоспоримым. Руководитель следственного органа может отказать в

Пробелы в российском законодательстве

приеме уголовного дела для соединения, причем законодатель не устанавливает, по каким причинам может быть принято указанное решение. Следовательно, решение о соединении уголовных дел отдается на усмотрение руководителя следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело. Он может принять уголовное дело от органа дознания для соединения в соответствии с правилами подследственности, но может и возвратить уголовное дело органу дознания.

Соединение уголовных дел обеспечивает экономию времени и человеческих ресурсов, однако выработать единые рекомендации по обязательным основаниям соединения уголовных дел достаточно сложно, поскольку необходимо учитывать и сроки расследования, наличие количества эпизодов расследуемых преступлений, количество обвиняемых по уголовному делу, качество доказательственной базы. Полагаем, что при направлении уголовного дела для соединения органом дознания в органы предварительного следствия, должна быть собрана достаточная доказательственная база, подтверждающая причастность лица к совершению преступления, наличие сроков предварительного следствия, кроме того, дознаватель должен предъявить обвинение по уголовному делу, направляемому в органы предварительного следствия. Постановление о направлении уголовного дела по подследственности для соединения должно быть согласовано с надзирающим прокурором. В случае, если руководитель следственного органа не согласен принять уголовное дело для соединения, он должен написать мотивированный отказ, возвратив уголовное дело прокурору. Спор о целесообразности соединения уголовных дел должен рассматриваться вышестоящим прокурором, чье решение должно быть окончательным. В целях исключения волокиты предлагаем предоставить для обжалования решения прокурора руководителю следственного органа двое суток, аналогичный срок предоставить прокурору для обжалования решения руководителя следственного органа.

Вопрос о передаче уголовного дела для соединения из одного органа дознания в другой должен осуществляться посредством вынесения постановления о передаче уголовного дела по подследственности, которое должно быть согласовано с надзирающим прокурором. Спор о соединении уголовных дел, подследственных органам дознания, должен разрешаться вышестоящим прокурором. С учетом изложенного, необходимо в УПК РФ ввести норму, регулирующую порядок передачи уголовного дела по подследственности.

рассматриваемых вопросов, их рассмотрение создают положительное впечатление о статье. Исследование имеет практическую направленность. Полагаю возможным рекомендовать рецензируемую статью для опубликования в журнале.

Профессор кафедры уголовного процесса и правоохранительной деятельности, доктор юридических наук, профессор Л.Г.Татьянина

Передача уголовных дел по подследственности на практике вызывает множество вопросов, требующих разрешения. Автор рассматривает ситуации, возникающие в связи с передачей уголовных дел по подследственности органами дознания, предлагает пути разрешения спорных положений, необходимость усовершенствования законодательства.

Научной новизной обладает подход к порядку передачи уголовных дел органами дознания. Актуальность

Источники:
http://novainfo.ru/article/3002
http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-resheniya-voprosov-o-podsledstvennosti-ugolovnyh-del-o-prestupleniyah-rassleduemyh-organami-doznaniya

Читайте также:
Adblock
detector