Кто входит в следственную группу

Как известно, раскрытие и расследование умышленных убийств, большее количество которых совершается в условиях неочевидности, является одной из основных задач следственного аппарата органов прокуратуры.

В последние годы практика значительно обогатилась опытом работы следственно-оперативных групп. Образование таких групп создает ряд преимуществ по сравнению с другими формами взаимодействия следователей и оперативных работников. В частности, появляется больше возможностей привлекать к расследованию убийств наиболее квалифицированных работников, что не всегда удается при организации «разового» взаимодействия следователя и оперативных служб; создавать лучшие условия при взаимопонимании между членами группы. Это способствует более активному и умелому использованию научно-технических средств, оперативной проверке нескольких версий, а при необходимости — концентрации усилий группы на решающем участке.

В различных регионах по разному сложилась практика по данному вопросу. Так, в одних регионах следственно-оперативные группы приступают к расследованию сразу после получения информации об убийстве, совершенном в условиях неочевидности, с осмотра места происшествия. В других — такие группы начинают действовать лишь через несколько дней после убийства, если к этому времени работники местных правоохранительных органов не раскрыли преступление.

В практике правоохранительных органов сложились определенные группы следственных и следственно-оперативных групп. В то же время в юридической литературе попыток четкой классификации не предпринималось. А такая необходимость имеет практическое значение, поскольку позволяет в каждом случае с учетом обстоятельств принять законное, обоснованное и своевременное решение.

Первое упоминание о возможности применения группового расследования содержится в ч. 3 ст. 129 УПК. В нем предусматривалось проведение расследования сложного или большого по объему уголовного дела несколькими следователями. Вопрос же о возможности объединения в одной группе следователей и сотрудников дознания даже ни возникал. В значительной мере это объясняется отсутствием в то время следственного аппарата в МВД, где взаимодействие всегда носило более интенсивный характер. Идея организационного объединения следователей и оперативных работников милиции и одну группу появилась позже, когда стало очевидным преимущество подобной организации, все более распространявшейся на практике. Рыжаков А.П. Органы дознания в уголовном процессе / М.2006 г.с.260

Правовой основой создания СОГ в современный период являются: уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, приказы и указания Генерального прокурора РФ, нормативные акты МВД РФ, совместные акты ведомств например, Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ДНП РФ от 22 мая 2003 г. N 32/199/73/278 «Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп» и Приказ МВД РФ от 20 июня 2004 г. N 334 «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» (с изменениями от 13 февраля 2005 г.), в котором регламентируются основы взаимодействия и создания оперативно-следственных групп и закреплены задачи взаимодействия:

  • — обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступлений;
  • — всестороннее и объективное расследование преступлений, своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников;
  • — осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц,

Если деятельности следственных групп было посвящено последнее диссертационное исследование в 2000 г., то научные разработки о функционировании следственно-оперативных групп не проводились вообще.

До настоящего времени следственная и следственно-оперативная группы считались принципиально разными организационными формированиями. Однако, по нашему мнению , эти структуры имеют общую методологическую основу и их проблемы должны решаться совместно, хотя отсутствие общей правовой базы делает данную задачу затруднительной. Для наглядности приведем общую схематическую структуру существующих групп для расследования преступлений. Поскольку групповому методу расследования посвящено достаточно исследований, в настоящей работе рассматриваются наиболее спорные вопросы, в большей степени связанные со статусом и видами следственно оперативных групп. При всем несходстве разных уголовных дел, индивидуальности их фабул и обстоятельств совершения преступлений создаваемые для их расследования следственные группы могут быть разделены на несколько видов по ряду оснований.

Так, В. Коновалов предлагает классифицировать группы по структуре на простые (из двух и более следователей одного подразделения и ведомства) и сложные (с дифференциацией на ряд подгрупп, т.е. многоуровневое формирование).

Можно квалифицировать оперативно-следственные группы по объему и сложности структуры:

супербригады и бригады большого состава;

бригады среднего состава;

бригады малого состава.

По времени функционирования группы делятся на единовременные и постоянно действующие.

Единовременная группа создается для раскрытия и расследования одного или серии взаимосвязанных преступлений. Постоянно действующая группа создается в конкретных подразделениях на длительный период совместной работы одних и тех же следователей для расследования не одного, а ряда преступлений, не находящихся по своему содержанию в логический связи. Как правило, такие формирования специализируются на расследовании преступлений определенной категории.

На практике постоянно действующие следственные группы встречаются достаточно редко и эффективность их деятельности невысока. Другое дело, что если в данном случае речь идет о специализации, то такой моделью служат специализированные отделы, существующие по штатному расписанию в различных структурах правоохранительных органов. Тем более, что законодательство не упоминает о постоянно действующих группах, а расследование поручается группе следователей в каждом отдельном случае, т.е. группа создается вновь. Совершенно иначе решен вопрос о постоянно действующих следственно-оперативных группах. В то же время руководящие документы МВД и Генеральной прокуратуры не упоминают постоянно действующие следственные группы как конкретные формирования для расследования какой-либо категории дел.

Предварительное следствие по конкретному делу поручается «нескольким следователям», т.е. группе, создаваемой на время расследования одного конкретного дела любого характера (убийство, хищение, взяточничество и т.п.).

Читайте также:  Следственный комитет российской федерации что делает

В настоящее время в МВД и Генеральной прокуратуре созданы и функционируют уже более полутора лет совместные следственные группы, занимающиеся расследованием уголовных дел о коррупции и взяточничестве. В их состав входят десятки следователей. Здесь следует сказать, что «несколько следователей» и «следственная группа» по своему объему понятия разные. Несколькими могут быть 2-5 следователей, но это понятие неприемлемо, скажем, к 40 следователям.

Таким образом, под следственной группой (бригадой) понимается организация, состоящая из определенного числа следователей, проводящих одновременно расследование одного и того же дела. Подводя итоги сказанному, еще раз подчеркнем, что следственная группа, состоящая из следователей, может быть только единовременная, т.е. на период расследования конкретного уголовного дела.

До создания в России единого следственного аппарата особенно актуальной является проблема формирования «смешанных» групп

На практике и в теории уголовного процесса дискутировался вопрос о создании объединенных следственных групп органов прокуратуры и внутренних дел.

Возникает вопрос: во всех ли случаях создания смешанной следственному группы (включающей в состав следователей прокуратуры, МВД и ФСБ) следователь прокуратуры должен назначаться старшим. В законодательном порядке данный вопрос также не урегулирован. Нет на этот счет каких-либо инструкций Генеральной прокуратуры. По нашему мнению, нет никаких оснований во всех случаях однозначно назначать следователя прокуратуры старшим группы. Вопрос должен решаться только с учетом деловых и профессиональных качеств всех членов следственной группы. Например, в многоэпизодном уголовном деле о кражах, хищениях в составе группы, как правило, большинство следователей МВД, имеющих достаточный опыт расследования таких преступлений. Но один или несколько эпизодов обычно поручаются прокурором следователю прокуратуры, В этом случае имеет смысл старшим назначить следователя милиции.

В юридической литературе высказывалась мысль о том, что для ускорения расследования сложных уголовных дел целесообразно в состав следственной группы включать оперативных работников органов дознания.

В Законе на это прямо не указано, и понятие «следственно-оперативная группа» не упомянуто и не раскрыто. Создание и деятельность следственно-оперативной группы принципиально отличается от проведения следствия но делу несколькими следователями и от направления ими поручений органу дознания о выполнении отдельных следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий

Можно выделить два вида следственных групп по форме участия в них оперативных работников органов дознания. Первые — взаимодействующие с оперативными работниками по разовым поручениям, направляемым через начальника органа дознания; вторые — взаимодействующие с постоянно выделенным составом оперативных работников. На наш взгляд, вторые — более приближены к модели следственно-оперативной группы, При этом считается, что для создания следственно-оперативных групп специальное постановление не должно выноситься, а надо, чтобы соответствующий руководитель ведомства издал приказ, где бы были выделены для постоянной работы в группе подчиненные ему работники. В постановлении о создании оперативно-следственной группы должно быть предусмотрено, что поручения и указания о проведении отдельных следственных и розыскных действий будут выполняться конкретным органом дознания.

Оперативно-следственные группы создаются и выполняют определенные задачи. Для создания таких групп произвольно расширяется имеющееся правовое поле, что, строго говоря, приводит к нарушению законности.

В следственной практике сложились определенные виды ОСГ.

На наш взгляд, классифицируя общий массив следственно-оперативных групп, можно выделить такие основные виды.

Дежурная следственно-оперативная группа

Она сложилась в повседневной практике суточных дежурств, как правило, районного или городского уровня. Как единица она фактически не существует, поскольку ее состав постоянно изменяется в зависимости от дежурных работников прокуратуры в МВД. В то же время эти группы осуществляют выезд на месте всех преступлений и происшествий, совершенных в данном регионе (районе, городе), производят осмотр места происшествия, первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, в том числе и раскрытие преступления «по горячим следам». В состав группы входят следователь (прокуратуры или органов внутренних дел, в зависимости от подследственности происшествия), оперативные работники уголовного розыска, эксперт-криминалист судебно-медицинский эксперт, участковые инспектора милиции. В работе правоохранительных органов такие группы необходимы для оперативного реагирования на сообщения о совершенных преступлениях. Вместе с тем имеются и отрицательные аспекты в их работе. Например, по окончании дежурства происходит замена следователя; между членами группы в зависимости от нагрузки нет сложившегося «рабочего контакта» ввиду постоянной смены состава. Все это снижает эффективность деятельности группы.

Постоянно действующая следственно-оперативная группа.

Она создается совместным приказом прокурора области и начальника областного МВД. Персональный состав такой группы ежегодно обновляется. В нее входят следователи по особо важным делам или старшие следователи областной или городской прокуратуры, работники управления уголовного розыска области, экспертно-криминалистической и судебно-медицинской службы, специалист-кинолог, другие специалисты (химики, биологи, почвоведы и т.п.).

Следственно-оперативная группа, созданная для раскрытия и расследования конкретного преступления. Она является единовременной, образуется совместным приказом прокурора района или города (реже вышестоящими структурами) и начальника органа внутренних дел для раскрытия и расследования конкретного (единичного или многоэпизодного) преступления из числа следователей прокуратуры, работников уголовного розыска и участковых инспекторов милиции. Экспертные работники ЭКО и СМЭ, как правило, в состав группы не включаются, поскольку фактически продолжают осуществлять свою повседневную служебную деятельность, а первоначальные следственно-оперативные мероприятия (осмотр места происшествия, трупа и т.д.) уже выполнены. Хотя при наличии большого объема работы для экспертных исследований (отобрании образцов, дактилоскопировании большого числа лиц, проведении баллистических и др. выборок) в состав группы, исходя из целесообразности, может быть включен и экспертный работник соответствующего профиля.

Читайте также:  Следователь яровенко чем закончилось

Руководитель СОГ (бригады), включенные в нее следователи и сотрудники оперативных подразделений составляют в установленном порядке план совместных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Отсутствие четкого разграничения прав и обязанностей сотрудников, входяших в группу, нередко приводит к тому, что оперативные работники милиции ведут следствие, а следователь прокуратуры лишь оформляет или подписывает процессуальные документы, составленные оперативными уполномоченными (и том числе и от его имени).

Но по мере развития группового метода расследования превалирующей функцией оперативных работников, включенных в группу следователей, становится собственно оперативно-розыскная работа Специфическая по своему содержанию, она, при сохранении ведущей роли следователя, позволяет широко использовать методы, находившиеся на вооружении органов дознании.

Несмотря на сдержанное отношение к организации совместных бригад, они находят все большее распространение. Однако отсутствие, надлежащей правовой регламентации приводит к тому, что руководящая роль следователя в них в ряде мест утрачивается.

Законодательно не отражено изменившееся содержание группового метода расследовании преступлений, что, с одной стороны, не приостанавливает объединения в одной группе следователей и оперативных уполномоченных милиции, а с другой — до сегодняшнего дин не способствует правильной организации их совместной работы по делу.

Вследствие отсутствия убедительной законодательной регламентации взаимодействие следователей и оперативных работников органов внутренних дел совершенствуется самой практикой.

Следователи и детективы установили личности 100 человек, которые, возможно, причастны к катастрофе

28.09.2016 в 15:47, просмотров: 51155

Об этом было объявлено сегодня в ходе презентации для родственников погибших в катастрофе. Государства, входящие в Международную следственную группу (Австралия, Бельгия, Малайзия, Нидерланды и Украина), ведут совместное уголовное расследование причин катастрофы авиалайнера.

Сегодня следствием были представлены промежуточные выводы, в том числе относительно системы вооружения, из которой был сбит самолет, и места запуска ракеты. Следствие в отношении виновных в катастрофе продолжается.

Версии

Проведенные экспертные исследования, показания свидетелей, данные, снятые с сетей мобильной связи, спутниковые снимки, радиолокационные данные, экспертные заключения и прочие доказательства, которыми располагает следствие, указывают на то, что самолет был сбит зенитным комплексом с земли.

При этом отмечается, что Международной следственной группой были проработаны и другие версии причин катастрофы. В частности, следствием были исключены версии о внештатной ситуации и теракте на борту самолета. Напротив, результаты экспертных исследований подтверждают версию о том, что самолет подвергся разрушающему воздействию извне. Версия о том, что авиалайнер был сбит в воздухе военным самолетом была проработана, однако на основании радиолокационных данных, показаний свидетелей и данных экспертных исследований она была признана несостоятельной.

Международная следственная группа располагает достаточным количеством радиолокационных данных (полученных как от Украины, так и от России), которые в совокупности дают полную картину воздушного пространства над восточной частью Украины. На основании этих данных установлено, что на момент катастрофы воздушных судов, способных сбить рейс МН-17, поблизости не находилось.

Средства поражения

Видео презентация: Средства поражения:

Судебная экспертиза

В задачи группы экспертов входило установление связи между обнаруженными фрагментами и обстоятельствами сбития рейса МН17. Необходимо было доказать, что данные фрагменты не находились на рассматриваемой территории до момента катастрофы и не были помещены туда третьими лицами впоследствии. Место катастрофы не было огорожено в целях проведения осмотра судебно-медицинскими экспертами. Очевидно, что доступ к месту падения самолета был свободный.

Два примера, подтверждающие наличие связи:

Видео презентация: Судебная экспертиза:

Транспортировка ЗРК

Территория запуска ракеты

Журналисты взяли интервью у свидетелей, которые наблюдали запуск ракеты с небольшого расстояния от места запуска. Эти свидетели утверждают, что они слышали очень интенсивный и высокий свистящий звук.

Виновные лица

После того, как мы определили, что произошло, следствие сейчас сосредотачивает основное внимание на установлении виновных лиц. Чтобы дать ответ на этот вопрос понадобится много времени. На данный момент Международная Следственная Группа установила личность около 100 людей, которые могут быть причастны к сбитию MH17 или транспортировке самоходной огневой установки БУК. Международная Следственная Группа получала сведения об этих людях из разных источников, таких как записи перехваченных телефонных разговоров и показания свидетелей.

Кроме этого ведется расследование в отношении структуры командования. Кто отдал приказ привезти самоходную огневую установку БУК в Украину и кто приказал сбить самолет, выполнявший рейс MH17? Экипаж БУКа принимал решение самостоятельно, или он выполнял приказ своего командования? Эти вопросы важны для квалификации преступлений, совершенных подозреваемыми виновными лицами.

Международная следственная группа хочет подчеркнуть, что она продолжает разыскивать дополнительную информацию и доказательства, в том числе и информацию про свидетелей, которые имели непосредственное отношение к совершенному преступлению. Украинское законодательство предполагает меньший срок заключения, а при определенных обстоятельствах освобождение от криминальной ответственности для тех, кто будет сотрудничать со следствием.

Международная следственная группа будет активно включена в расследование в ближайшее время, и из этих соображений соглашение с Международной следственной группой было продлено вчера до 1 января 2018 года”.

Видеореконструкция работы «Бука:

В ДНР отреагировали на представленный сегодня доклад: Эдуард Басурин, заместитель командующего оперативным командованием самопровозглашенной республики заявил, что считает выводы международной комиссии неверными.

В Минбороны РФ обращают внимание на то, что украинская сторона ведет расследование в ложном направлении, утаивая «невыгодные» данные о катастрофе MH17.

Уже последовала первая реакция политиков: депутат Леонид Слуцкий, который в Госдуме нового созыва возглавит Комитет по международным делам, назвал выводы международных экспертов «крайне политизированными» — он им не верит.

В соответствии со статьями 177 и 178 УПКРФ, любой следственный осмотр, в том числе места происшествия и трупа на месте его обнаружения, должен производиться в присутствии не менее двух понятых. В качестве понятых могут быть вызваны любые, незаинтересованные в деле граждане. Понятой обязан, удостоверить факт, содержание и результаты действий, при производстве которых он присутствовал.

Читайте также:  Сколько платят стажеру следователя

В необходимых случаях для участия в производстве осмотра следователь может пригласить соответствующего специалиста, т. е. человека, обладающего специальными знаниями и навыками, которыми сам следователь не обладает, Такими специалистами являются судебные медики, эксперты-криминалисты и другие. Порядок участия специалиста регламентирует статья 58 УПКРФ.

Требование следователя о вызове специалиста обязательно для руководителя предприятия, учреждения или организации, где работает специалист.

Следователь должен разъяснить специалисту его права и обязанности, предупредить об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей. Это отмечается в протоколе соответствующего следственного действия, удостоверяется подписью специалиста, который обязан явиться по вызову, участвовать в производстве следственного действия, содействуя следователю в обнаружении, закреплении изъятии доказательств, обращая внимание следователя на обстоятельства, связанные с этими действиями, и давать пояснения по поводу выполняемых им действий. Специалист вправе делать заявления, подлежащие занесению в протокол, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств. За отказ или уклонение специалиста от выполнения своих обязанностей на него может быть наложено денежное взыскание (ст. 117 УПКРФ).

Прибытие врача на место обнаружения трупа и его возвращение обеспечивают органы, производящие осмотр места происшествия; на них же возлагается обеспечение условий для работы специалиста (освещение, охрана порядка, техническая помощь при осмотре трупа и др.), а также транспортировка трупа с места происшествия в морг и вещественных доказательств в лабораторию.

На месте обнаружения трупа врач-специалист в области судебной медицины:

— выявляет признаки, позволяющие судить о времени наступления смерти, характере и механизме возникновения повреждений, и другие данные, имеющие значение для следственных действий;

— консультирует следователя по вопросам, связанным с наружным осмотром трупа на месте его обнаружения и последующим проведением судебно-медицинской экспертизы;

— оказывает следователю помощь в обнаружении следов, похожих на кровь, сперму или другие выделения человека, волос, различных веществ, предметов, орудий и других объектов; содействует их изъятию;

— обращает внимание следователя на все особенности, которые имеют значение для данного случая;

— даёт пояснения по поводу выполняемых им действий.

По прибытии на место врач-специалист в области судебной медицины прежде всего должен убедиться, имеются ли у пострадавшего признаки жизни. При отсутствии достоверных признаков смерти врач-специалист в области судебной медицины через следователя обязан вызвать скорую медицинскую помощь, а до её приезда лично принять меры по восстановлению основных жизненных функций организма (искусственное дыхание и др.). В труднодоступных, бездорожных сельских районах судебный медик иной раз сам вынужден сопровождать живого потерпевшего до ближайшего ФАПа или участковой больницы, где имеется необходимый минимум медикаментов и кровозаменителей. Если реанимационные меры успеха не имели, в протоколе осмотра надо указать, какие именно меры были предприняты для оживления, время их начала и окончания.

О производстве осмотра следователем составляется протокол (ст. 180 УПК) с соблюдением требований статей 166, 167 и 180 УПКРФ. Результаты осмотра места происшествия и трупа, а также время начала и окончания осмотра трупа фиксируются в этом протоколе. Формулирование записей, относящихся к описанию трупа, следов, похожих на кровь, и т.п., по поручению следователя может производить врач-специалист в области судебной медицины, который имеет право делать замечания и дополнения, подлежащие занесению в протокол. Специалист знакомится с протоколом осмотра места происшествия и подписывает его. Врач-специалист в области судебной медицины, участвовавший в наружном осмотре трупа на месте происшествия, может участвовать и в производстве по делу в качестве эксперта. Общий порядок работы врача специалиста в области судебной медицины при наружном осмотре трупа на месте его обнаружения определяется разделом Первым Приказа № 161 МЗ РФ от 24 апреля 2003 г.

Этапы и способы осмотра места происшествия, их характеристика.

Следственный осмотр места происшествия можно подразделить на три этапа:

Полнота, объективность, методичность и другие общие тактические положения реализуются лишь в том случае, если работа следователя четко организована, если задачи осмотра будут решаться им в строго определенной последовательности. Смысл разделения осмотра места происшествия на этапы состоит, таким образом, в систематизации действий следователя, обеспечивающей качественность осмотра.

Прежде чем приступить к непосредственному изучению обстановки и объектов на месте происшествия, следователь должен создать необходимые условия для осмотра, определить его предмет и круг участников, обеспечить работу на месте происшествия. Все эти действия следователя—составная часть осмотра как процессуального акта, и он без них немыслим. Система же подобных действий в своей совокупности образует подготовительный этап осмотра.

Содержание рабочего этапа — непосредственное исследование объектов осмотра. Если действия следователя на подготовительном этапе носят преимущественно организационный характер, то здесь приобретают характер исследовательский.

Наконец, на заключительном этапеследователь фактически подводит итоги проделанной работы и оформляет ее результаты. Осмотр как таковой закончен, но предстоит решить еще ряд вопросов методического и организационного характера, обеспечить возможность использования результатов осмотра в ходе дальнейшего следствия, что и определяет содержание заключительного этапа.

Источники:
http://www.mk.ru/politics/2016/09/28/opublikovan-polnyy-tekst-itogov-mezhdunarodnogo-rassledovaniya-po-mh17.html
http://lektsia.com/6x777f.html

Читайте также:
Adblock
detector