Кто такой следователь в уголовном процессе

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Комментарий к Ст. 38 УПК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи частично воспроизводит определение, содержащееся в пункте 41 статьи 5 УПК РФ, согласно которому следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.

3. Следователь процессуально самостоятелен. Он вправе без согласования с кем бы то ни было возбудить уголовное дело по своей подследственности, принять его к своему производству, определить направления расследования и произвести необходимые следственные действия по собиранию доказательств, принять и реализовать решения о применении мер процессуального принуждения либо, если этого требует УПК, возбудить соответствующее ходатайство о принятии такого решения перед судом или истребовать согласие начальника следственного органа.

4. По отношению к органу дознания следователь занимает более высокое положение в уголовном процессе и обладает определенной властью. По расследуемым им делам он вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными. Не будь такого правила, следователь-одиночка в целом ряде случаев, прежде всего крупных и сложных дел об организованных групповых преступлениях, оказался бы не в состоянии выполнить свои обязанности. Ему, кабинетному юристу, не под силу, например, производство трудоемких обысков, выемок или задержаний подозреваемых, которые в наше время зачастую носят характер боевого столкновения.

5. В числе законоположений, характеризующих процессуальную самостоятельность следователя, особое место занимают те, что закреплены в пункте 5 части второй и в части третьей комментируемой статьи. Их общий смысл заключается в том, что в определенных случаях следователь вправе не согласиться с позицией прокурора, занимаемой последним по конкретному уголовному делу, находящемуся в производстве следователя. Эти положения новы и небесспорны. Из содержания части третьей комментируемой статьи явствует, что ни требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, ни решение прокурора о возвращении следователю уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, больше не обязательны ни для следователя, ни для начальника следственного органа, в котором служит данный следователь. На указанные требования, не исполняя их, достаточно (через начальника следственного органа) просто ответить письменными возражениями, а в ответ на прокурорское постановление о возвращении уголовного дела для дополнительного следствия, изменения обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (см. пункт 2 части первой статьи 221 УПК), тоже не исполняя его, следователь при согласии руководителя следственного органа может перевести свои разногласия с прокурором в плоскость дальнейшей инстанционной конфронтации с прокуратурой. Так что если в ходе предварительного следствия допущены существенные нарушения УПК, повлиявшие на его итоги, но в споре между двумя органами уголовного преследования — ведомственным следственным аппаратом и прокуратурой — прокурор, например, района или области не был поддержан Генеральным прокурором РФ, ему предстоит принять на себя функцию государственного обвинителя по делу, следственные материалы которого он добросовестно и профессионально уже давно считает бракованными.

Читайте также:  Как доставляются повестки к следователю

6. Кроме того, с согласия своего непосредственного начальника — руководителя следственного органа следователь вправе обжаловать вышестоящему прокурору наиболее важные, имеющие определяющее значение для судьбы уголовного дела процессуальные решения прокурора, осуществляющего надзор за досудебным производством по данному уголовному делу. Приведенный в пункте 5 части второй комментируемой статьи перечень таких решений является исчерпывающим. Их обжалование приостанавливает исполнение прокурорского решения до рассмотрения жалобы вышестоящим прокурором (часть пятая статьи 221 УПК), а решение данного прокурора может быть, в свою очередь, обжаловано вышестоящему прокурору, то есть — Генеральному. Его решение носит окончательный характер.

Следователь – это должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Должности следователей (а также равные им в процессуальном отношении должности старших следователей, следователей по особо важным делам и т.д.) существует в 4 ведомствах: МВД, ФСБ, Следственный комитет РФ, ФСКН. Независимо от ведомственной принадлежности они обладают одинаковыми процессуальными полномочиями и руководствуются одними и теми же нормами УПК. Закон лишь разграничивает их компетенцию.

Подследственность определяется в зависимости от квалификации или других обстоятельств – ст. 151 УПК.

В ч. 2 ст. 38 УПК закреплены полномочия следователя.

При производстве по уголовному делу следователь обладает процессуальной самостоятельностью. Процессуальная самостоятельность означает то, что следователь вправе самостоятельно выбирать необходимые для расследования уголовного дела следственные действия и проводить их, а также то, что за законность и обоснованность их производства он несёт личную ответственность. Это положение не ограничивается правом:

— прокурора требовать устранения нарушения федерального законодательства, допущенного в ходе предварительного следствия, поскольку в случае несогласия с ними следователь обязан представить свои письменные соображения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора;

Читайте также:  Относится ли следственный комитет к правоохранительным органам

— правом руководителя следственного органа давать указания следователю о производстве расследования, которые являются для него обязательными. Следователь может обжаловать эти указания, не приостанавливая их исполнения, за исключением случаев, когда решаются вопросы: о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления, об объёме обвинения, об избрании меры пресечения, производстве следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, о направлении дела в суд или его прекращении, изъятии уголовного дела и передачи его другому следователю. В случае несогласия с данными указаниями следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

Руководитель следственного органа – должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. В ч. 5 ст. 39 УПК закреплён перечень таких должностных лиц.

Полномочия руководителя следственного органа закреплены в ч. 1 ст. 39 УПК. По своему процессуальному положению руководитель следственного органа – самостоятельное процессуальное лицо, представляющее сторону обвинения и обладающее всеми правами следователя при производстве по уголовному делу. Указания руководителя следственного органа даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем.

Наряду с этим, руководитель следственного органа осуществляет организационно-распорядительные функции: во-первых, поручает производство предварительного следствия следователю, либо нескольким следователям; во-вторых, проверяет материалы уголовного дела; в-третьих, даёт следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Следователь в уголовном процессе

Следователь — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим кодексом (п. 40 ст. 5 УПК РФ)

Следователь-криминалист — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству (п.40л УПК РФ)

Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел, а также следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи наделены равными процессуальными правами и выполняют одинаковые обязанности. Вместе с тем их компетенция в части расследования тех или иных уголовных дел (подследственность) законом разграничена и определяется с учетом специфики предмета расследования, отраженного в уголовно-правовой квалификации соответствующих деяний (ст. 151 УПК).

В обязанности следователя входит расследование преступления, установление и изобличение лиц, его совершивших, принятие мер к возмещению причиненного преступлением ущерба выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Для успешного решения поставленных перед следователем задач он наделен значительными правами.

Так, при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК, следователь вправе:

  • возбудить уголовное дело, о чем выносит соответствующее постановление (п. 1 ст. 146 УПК);
  • принять уголовное дело к своему производству либо передать его руководителю следственного органа для направления по подследственности (п. 2 ч. 2 ст. 38 УПК);
  • самостоятельно направить ход расследования, принять решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа (п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК).
  • Действующим уголовно-процессуальным законом (ч. 2 ст. 29 УПК) установлено правило, согласно которому только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать определенные решения, связанные с ограничением личной неприкосновенности, неприкосновенности частной жизни, жилища, ограничением имущественных прав, а также временным отстранением подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК.
Читайте также:  На какие преступления выезжает следственный комитет

Для успешного решения стоящих перед следствием задач целесообразно взаимодействие ведущего производство по делу следователя с работниками органов дознания. Такое сотрудничество должно быть основано на уголовно-процессуальном законе и предполагает их совместную согласованную работу при расследовании преступлений.

Процессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания выражаются в том, что случаях и в порядке, установленных уголовно-процессуальным законодательством, следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).

Вместе с тем необходимо отмстить, что следователь не может давать органам дознания поручения о производстве любого следственного либо иного процессуального действия. Так, в соответствии с действующим уголовно- процессуальным законодательством следователь сам должен осуществлять такие действия, как привлечение лица в качестве обвиняемого (ч. 1 ст. 171 УПК), его допрос (ч. 1 ст. 173 УПК), назначение экспертизы (ч. 1 ст. 195 УПК) и др.

На практике используются и иные формы взаимодействия следователя с работниками органов дознания при расследовании преступлений: создание следственно-оперативных групп, совместное планирование работы по расследованию преступлений, взаимный обмен информацией, использование следователем результатов оперативно-розыскной деятельности в ходе расследования. Наряду с осуществлением предварительного следствия по уголовному делу следователь также наделен полномочиями по принятию, рассмотрению и проверке сообщений о любых готовящихся или совершенных преступлениях (ст. ст. 144, 145 УПК). Он осуществляет иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством (см. п. 5 ч. 2 ст. 38 УПК). По окончании расследования следователь составляет обвинительное заключение и направляет его вместе с уголовным делом прокурору.

Следователь самостоятельно направляет ход расследования, т.е. выдвигает версии, определяет круг обстоятельств, подлежащих установлению по делу, и источники доказательственной информации, самостоятельно собирает доказательства, осуществляет их проверку и оценку по внутреннему убеждению.

Часть 3 ст. 38 УПК определяет, что в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Источники:
http://studopedia.ru/5_14693_sledovatel-v-ugolovnom-protsesse-rukovoditel-sledstvennogo-organa.html
http://isfic.info/urpro/ugcou23.htm

Читайте также:
Adblock
detector