Кто проводит служебную проверку в отношении следователя

Служебная проверка – мероприятие особого рода, которое должно восстановить порядок и дисциплину на предприятии.

Что представляет собой служебная проверка?

Служебная проверка – расследование, в ходе которого устанавливается виновность сотрудника, а также обстоятельства произошедшего. Как правило, она проводится в рамках государственной службы. Однако расследование может выполняться и в коммерческих компаниях. В этом случае требуется утвердить соответствующие локальные акты. Обычно проверка осуществляется в крупных организациях.

ВАЖНО! Несмотря на то что в законе не изложен порядок служебного расследования в коммерческих структурах, мероприятие важно проводить правильно. Все этапы проверки оформляются документально. В ходе должны быть найдены твердые доказательства виновности сотрудника. Если основные правила не выполняются, трудящийся, в отношении которого было инициировано расследование, может обратиться в трудовую инспекцию.

В законе закреплено лишь понятие проверки, применяемое по отношению к государственным служащим. Все нюансы расследования содержатся в ФЗ №79 от 26 июня 2017 года. Относительно проверок в органах МВД РФ актуален приказ МВД от 26 марта 2013 года №161. Все остальные особенности и обстоятельства проверки можно найти в тех или иных статьях ТК РФ.

В каких случаях проводится проверка?

Расследование должно быть обусловлено конкретной причиной. Как правило, это следующие обстоятельства:

  • Работником допущен проступок, признаки которого изложены в статьях 192-193, 195 ТК РФ. Рациональность проведения расследования в этом случае обусловлена тяжестью последствий проступка. К примеру, проверка в обязательном порядке осуществляется при угрозе увольнения сотрудника. Она актуальна при прогулах работника, мелком и крупном хищении, разглашении тайны.
  • Трудящийся привлекается к материальной ответственности. Основания для привлечения, а также порядок взыскания средств изложены в статьях 232-233, 238-250 ТК РФ. Если работник привлечен к ответственности на основании результатов проведенной инвентаризации, дополнительно проводить расследование не нужно. Оно заменяется проверкой соответствующей комиссией.
  • Работник совершил деяние, которое может повлечь за собой увольнение. Перечень таких деяний изложен в статье 81 ТК РФ. К примеру, это необоснованное решение управленца, повлекшее за собой материальный ущерб для компании.
  • Были нарушены правила оформления трудового договора, которые зафиксированы в статье 84 ТК РФ. К примеру, это несовместимость обязанностей работника с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями.
  • Обстоятельства, при наличии которых служебное расследование оговорено в нормативных актах. К примеру, это несчастные случаи во время выполнения сотрудником своей работы.

К СВЕДЕНИЮ! Как правило, служебная проверка осуществляется по факту совершения работником дисциплинарного проступка.

ВАЖНО! Если расследование осуществляется в коммерческой компании, основания для его проведения нужно изложить в соответствующих локальных актах.

Рассмотрим основные задачи проведения проверки в компании:

  • Установление факта совершения виновного действия, на основании которого вынесено дисциплинарное взыскание.
  • Выявление времени и обстоятельств произошедшего, анализ последствий, определение размера имеющегося ущерба.
  • Поиск работника, который совершил дисциплинарный проступок.
  • Определение виновности лица.
  • Анализ мотивов совершения проступка, дополнительных обстоятельств.

К СВЕДЕНИЮ! Руководителю компании рекомендуется утвердить рекомендации по проведению профилактических мероприятий, нужных для устранения причин, повлекших за собой дисциплинарный проступок.

Порядок осуществления служебной проверки

Как правило, сначала поступают сведения о противоправном деянии. Затем руководитель утверждает решение о начале служебной проверки. Рекомендуется выполнять ее в течение 3 дней после обнаружения проступка. Проверка должна быть закончена не позже 20 суток с даты ее начала. Расследование осуществляется или специально назначенным для этого работником, или комиссией. Оно проводится на основании приказа или другого распорядительного документа, в котором нужно обязательно указать ряд сведений:

  • Причину осуществления расследования.
  • Участников, входящих в комиссию, а также ее председателя.
  • Полномочия комиссии.
  • Сроки, отведенные на проверку.
  • Сроки направления руководителю документов о результатах расследования.

Как правило, участники комиссии – это сотрудники подразделения кадров, представители подразделений безопасности, финансов. За работу комиссии отвечает председатель.

Для участия в комиссии не стоит привлекать виновное лицо, его родственников или подчиненных. Это может привести к необъективным результатам расследования.

ВНИМАНИЕ! Приказ о начале служебного расследования должен быть подписан всеми участниками комиссии, а также лицом, факт виновности которого устанавливается.

Права и обязанности участников комиссии

У участников комиссии есть следующие права:

  • Вызов сотрудников к себе и получение от них объяснений в письменной форме.
  • Просмотр документов, которые относятся к делу.
  • Истребование необходимых документов.
  • Получение консультаций специалистов.

У участников комиссии также есть обязанности:

  • Осуществление мер по выяснению всех обстоятельств дела.
  • Рассмотрение заявлений, которые относятся к произошедшему.
  • Обеспечение конфиденциальности.
  • Составление акта о результатах проведенного расследования.
  • Документальное оформление всех этапов проверки.

Все права и обязанности участников обусловлены необходимостью быстро и эффективно провести проверку.

Лицо, в отношении которого выполняется служебное расследование, также наделено рядом прав:

  • Изложение в письменном виде своей точки зрения на проступок.
  • Требование приобщения к материалам дела документов, подтверждающих позицию сотрудника.
  • Подача заявления об исключении из состава комиссии определенного участника с обоснованием этой просьбы.
  • Ознакомление с собранными по делу материалами.
Читайте также:  Может ли следственный комитет ознакомиться с завещанием

Сотрудник имеет право защищать свою позицию, приводить аргументы в свою пользу.

ВАЖНО! Виновное лицо может отказаться от подачи объяснений в письменной форме. В этом случае составляется акт, в котором указывается отказ сотрудника от объяснений.

Заключительная часть служебной проверки

В завершении проверки требуется составить акт с изложением результатов расследования. В частности, в документе указывается следующая информация:

  • Участники комиссии и ее председатель.
  • Сведения о противоправном деянии.
  • Данные о предположительно виновном лице.
  • Причины произошедшего.
  • Информация о мере ответственности сотрудника за произошедшее.

К этому заключению прилагается ряд документов. Это может быть приказ о проведении расследования, характеристика на сотрудника, объяснения касательно произошедшего, прочие бумаги.

Может здесь быть 327 п.1, если установят, кто изготовил «доказательство»?

То, что его создали с использованием цветного копировального аппарата не не лишает его статуса «фальсифицированного доказательства». Оно было приобщено к делу (преступление закончено).

Ни я, ни судья по внешнему виду сначала не поняли, что это фальсификат. Договор был приобщен, ходатайство об этом удовлетворено. Позже, когда стали обсуждать условия договора, Я сначала обратила внимание, что ссылаюсь на пункты (своего) договора, а они не соответствуют по содержанию тем, что в приобщенном представителем противоположной стороны сфальсифицированном. Заявила под протокол о том, что не подписывала этот договор. Была в замешательстве. Суд тоже напрягся, но не отреагировал. Стали заслушивать свидетелей и тп. Перед следующим судебным заседанием я ознакомилась с материалами дела, сравнила свой оригинал с фальсификатом. На следующем судебном заседании подала заявление, что «не подписывала о р и г и н а л договора, представленный представителем» и ходатайство о назначении экспертизы договора. Суд только теперь (а не при приобщении фальсификата к материалам дела) стал разбираться с этим. Лицо, передававшее договор представителю подтвердило, что в суд представителем представлен фальсификат: текст не соответствует оригиналу, выполнен как цветная копия. . Суд за основу после этого взял мой договор, в решении указав, что «представлена под видом оригинала цветная копия, по содержанию отличающаяся от оригинала» (=фальсификат)

Обязан ли следователь СК, проводящий предварительное расследование, задать вопрос опрашиваемым — кто изготовил это фальсификат, выявить признаки сопутствующего преступления (пусть даже для передачи по подследственности, например, в полицию)?

Какие нормы его обязывают это сделать?

Иначе — сокрытие очевидно сопутствующего преступления (его признаков)?

Обязан ли следователь СК, проводящий предварительное расследование, задать вопрос опрашиваемым — кто изготовил это фальсификат, выявить признаки сопутствующего преступления (пусть даже для передачи по подследственности, например, в полицию)?

Какие нормы его обязывают это сделать?

Следователь обязан выяснить все вопросы, относящиеся к совершению преступления, в рамках возбуждённого уголовного дела ! Но поскольку в вашем случае было вынесено правосудное решение:

Следователь обязан выяснить все вопросы, относящиеся к совершению преступления, в рамках возбуждённого уголовного дела! Но поскольку в вашем случае было вынесено правосудное решение

Уголовное дело не возбуждалось.

Когда шел суд я подала заявление о фальсификации в прокуратуру, на случай, если вынесут решение против меня, я его на основании установления этого факта смогу пересмотреть.
В суде мое ходатайство о назначении экспертизы сфальсифицированного документа не удовлетворили (судье нужно было быстрее закрыть дело).

Из прокуратуры заявление направили в СК. Теперь (якобы) разбирают. Следователь «все вопросы, относящиеся к преступлению не разбирает». Мечтает, чтобы я перестала обжаловать его постановления об отказах в ВУД. Должен ли он в рамках доследственной проверки разобрать все вопросы, относящиеся к делу? Какая статья об этом говорит. Он злостно волокитит. В лучшем случае проводит по одному невнятному опросу кого-нибудь от одной отмены до другой. Либо вообще ничего не делает: постановление об отказе копирует с предыдущего.

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)
1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)
1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ)
2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)
4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
(часть шестая в ред. Федерального закона от 12.04.2007 N 47-ФЗ)
7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.
(часть 7 введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 308-ФЗ)
8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:
1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;
3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.
(часть 8 введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 308-ФЗ)
9. После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
(часть 9 введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 308-ФЗ)— УПК РФ.

Читайте также:  Следователь по особо важным делам что расследует

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.:cowboy:

Ситуация, описанная в приказе, может коснуться буквально каждого сотрудника органов внутренних дел. И, по сути, повлиять на его судьбу. По результатам этой служебной проверки с человека могут снять все претензии (это — лучший вариант), объявить взыскание вплоть до увольнения. А бывает и так, что служебная проверка плавно перетекает в дознание и уголовное дело. Поэтому здесь требуется не только целый комплекс личных качеств человека, проводящего такую проверку — жизненный и служебный опыт, знание психологии и специфики службы, просто порядочность и то, что у людей в погонах именуется офицерской честью. Нужен еще и до мелочей отработанный механизм этой важной, но неприятной, даже болезненной процедуры. Ведь нередко сотрудники полиции становятся жертвами не просто чьей-то ошибки, а вполне продуманной клеветы. Кто-то сводит счеты с принципиальным, например, участковым или дорожным инспектором, не захотевшим закрыть глаза на нарушение. А кому-то излишне дотошный опер или следователь мешает проворачивать незаконные махинации. Вот ему и находят другое занятие — оправдываться перед начальством и коллегами. Глядишь, станет не до расследований.

Вот почему в приказе полномочия сотрудников, проводящих служебную проверку, как говорится, четко обозначены флажками. Назначить проверку может только сам министр, его заместители либо руководители территориальных органов регионального уровня. Например, начальник столичного главка полиции. Разумеется, все случаи таких проверок согласовываются со службой собственной безопасности. Бывает и так, что инициатором служебной — пока — проверки становятся полицейские «особисты».

Читайте также:  Следователь является ли государственным служащим

Проверка проводится только в отношении сотрудников, а не гражданских федеральных служащих. И только по дисциплинарным проступкам. Скажем, проверяют жалобу на пьянку полицейских при исполнении обязанностей, на опоздание или неприбытие на место происшествия, невыход на службу, грубость с гражданами или сослуживцами. Но это пока еще не дознание, тем более — не проведение доследственных действий. Вот если в ходе проверки выявятся признаки преступления, тогда не обессудьте, начнется дознание. Но это уже будет другая история.

Чтобы по максимуму исключить возможность предвзятости, министр запретил назначать в проверяющие родственников и подчиненных тех сотрудников, которых проверяют. И недвусмысленно обозначил сроки: начинать служебную проверку надо не позднее двух недель после получения оснований для нее, а длится она должна ровно месяц. Продлить ее могут на десять дней. Более того, болтать о ходе и результатах проверки категорически запрещено. Даже отстранение от выполнения служебных обязанностей на время проверки практикуется далеко не всегда и происходит по отдельному приказу.

В приказе детально прописан и порядок оформления результатов служебной проверки. Это не канцеляризм и не бюрократия. Речь идет о репутации, карьере, а то и судьбе сотрудника, на которую может повлиять — в хорошую или плохую сторону — даже неправильно поставленная запятая. Кроме того, такая формализация дает возможность, шанс оспорить решение проверяющих. Министр, не смотря на жесткость дисциплинарных мер в отношении своих подчиненных, обязательно предусматривает право сотрудников на защиту.

Источники:
http://forumyuristov.ru/threads/53743/
http://rg.ru/2013/02/04/proverka-site.html

Читайте также:
Adblock
detector