Кто осуществляет общее руководство следственным комитетом

Деятельность Следственного комитета РФ регламентируется Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

Следственный комитет РФ (далее также — Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ. Он является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета.

Президент РФ осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете РФ и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.

  1. оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  2. обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
  3. осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
  4. организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
  5. осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
  6. разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
  7. совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  8. определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Следственные органы и учреждения Следственного комитета:

  1. действуют на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета;
  2. осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством РФ;
  3. действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне;
  4. информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности .

Сотрудники Следственного комитета:

  • не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений , преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в следственных органах и учреждениях Следственного комитета запрещаются;
  • в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений;
  • не вправе совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе , кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
  • не вправе входить в состав органов управления , попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их филиалов, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Следователь – руководитель отдельного расследования. Если посмотреть на историю существования органов расследования в нашей стране, то нетрудно заметить, что следователь (особенно следователь районного звена) подчинен в организационно-правовом плане прокурору. Практика показала, что прокурорского надзора недостаточно. Процесс расследования нуждается в определенном руководстве не только со стороны следователя. Расследование производится в условиях противодействия, постоянного постороннего влияния, зачастую в неблагоприятной обстановке. Следователь единолично решает многие юридические вопросы, в том числе и основные. Добавим еще ограниченную гласность, и становится ясна возможность совершения следователем ошибки. Увидеть ее вовремя не всегда возможно, т.к. для этого необходимо постоянно оценивать собственную работу. Все это объективно предполагает необходимость контроля за следствием со стороны, кем-то более квалифицированным. В системе расследования объективно необходим процессуальный контроль за следователем. Причины: содержание расследования и профессионально-психологические особенности следователя как субъекта деятельности. Это первый фактор, обуславливающий необходимость процессуальной фигуры начальника следственного подразделения.

Вторая причина связана с первой и вытекает опять-таки из содержания расследования. Расследование, производимое следователем, нуждается не только в процессуальном контроле и процессуальном руководстве, но и в методическом обеспечении. Тот факт, что следователи по своим профессионально-психологическим качествам и профессиональному уровню различны, требует постороннего влияния на расследование с целью придания ему оптимального характера в каждом конкретном случае. Совершенствование методики расследования отдельными следователями немыслимо без постоянного положительного профессионального влияния на него.

Методическое обеспечение включает не только советы и рекомендации следователю, но и внедрение в расследование научно-технических средств, передовой следственной практики, изучения и применения нового законодательства. Необходимо распределять уголовные дела и контролировать рабочую нагрузку каждого следователя. Методика расследования включает взаимодействие следователя с оперативно-розыскными службами и другими подразделениями органов дознания. Для общего руководства и конкретного осуществления этой работы нужно конкретное должностное лицо. Это руководитель следственного подразделения.

Третья причина необходимости существования этого руководителя – иное, помимо методического, обеспечение расследования и общее руководство следственным подразделением. Кроме того, в особо сложных расследованиях появляется необходимость общего руководства во взаимодействии группы следователей с иными правоохранительными органами.

Сочетание трех названных факторов объективно предполагает необходимость определенных процессуально-управленческих функций по отношению к расследованию, т.е. к следователю как его субъекту. Эти функции осуществляет начальник следственного отдела. Как отмечалось, раньше эти подразделения существовали в областном звене. В настоящее время они существуют в районном звене в органах внутренних дел и в следственных отделах прокуратуры.

Таким образом, функции начальника следственного отдела обусловлены двумя группами факторов. Это процессуальные и организационно-управленческие. В свою очередь, факторы эти объективно порождаются сущностью расследования как деятельности. Что здесь первично и что производно, сказать трудно. Организационные вопросы вытекают из существа расследования. В свою очередь, уголовно-процессуальный закон определяет и содержание этой деятельности. В каждом аспекте расследования: процессуальном и организационном существуют определенные закономерности. В расследовании они действуют в сочетании. Уголовно-процессуальные в значительной степени определяются социальными потребностями общества и государства.

Начальник следственного отдела (отделения) осуществляет общее руководство отделом, определяет распорядок работы отдела, планирует его работу, контролирует соблюдение служебной дисциплины всеми сотрудниками отдела (прежде всего, следователями); распределяет уголовные дела и материалы между следователями, регулирует рабочую нагрузку каждого из них, устанавливает территорию обслуживания каждым следователем или иным способом определяет участки работы для следователей; осуществляет общее руководство взаимодействием следователей с оперативными службами, координирует работу следственного отдела с другими подразделениями или организациями. Руководитель следственного подразделения организует работу по повышению профессионального мастерства следователей, по созданию для них условий для расследования. Он ведет организационно-методическую работу в отношении всех следователей и по конкретным делам, расследуемым каждым из них.

Перечисленные организационные функции начальника следственного отдела предусматриваются ведомственными нормативными актами. Начальник обладает административными полномочиями в отношении подчиненных ему следователей. Он готовит представления о поощрениях, взысканиях следователей за достижения по службе и упущения; представляет их к присвоению специальных званий, повышению по службе. Он осуществляет постоянный контроль за поведением подчиненных.

Читайте также:  Обыск жилого помещения что должны предъявить следователи

Что касается расследования конкретных уголовных дел, то основные организационные функции начальника следственного отдела включают:

— контроль за созданием следователями структур отдельных расследований;

— методическую помощь следователю в создании структуры расследования и производстве отдельных следственных действий и тактических операций;

— дачу указаний следователю по уголовному делу с целью оптимизации структуры расследования;

— оказание следователю помощи в налаживании взаимодействия с органом дознания;

— создание условий для качественного производства расследования (научно-техническое, материально-техническое, кадровое обеспечение расследования).

Организационные функции начальника следственного отдела – это аспект его деятельности, направленный на создание оптимальной структуры каждого расследования, методическое и иное обеспечение расследования, создание условий для его качественного производства, общее руководство взаимодействием следователя с оперативными службами и общее руководство всеми следователями органа расследования.

Организационно-методическое обеспечение расследования со стороны начальника следственного отдела (НСО), как отмечалось, включает: а) проверку (контроль) создания следователем структуры отдельных расследований; б) помощь, рекомендации, советы, консультации по конкретным вопросам; в) создание условий для качественного расследования.

Создание структуры – образующее начало расследования, и здесь встречаются трудности различного характера. Первая из них – выведение исчерпывающего перечня логических следствий из каждой следственной версии. Многое зависит от знания следователем криминалистической характеристики вида преступлений, особенно типичных следов и иных фактических данных, образующихся в типичных ситуациях совершения преступления. Имеет значение и опыт расследования следователем аналогичных дел. Как отмечалось, до конца устранить этот недостаток можно автоматизацией данного процесса.

Одним из самых сложных элементов расследования является определение сочетания следственных и иных действий (с учетом их содержания и тактики).

Трудности возникают при определении направления расследования, выявлении подозреваемого, проверки его показаний и доказывании вины.

Организационно-методическое обеспечение связано с процессуальным контролем начальника следственного отдела. Контролируя расследование, начальник, помимо указаний следователю, дает ему рекомендации методического характера. Это осуществляется:

а) в ходе доклада уголовного дела следователем. Начальник проверяет правильность создания структуры расследования, дает свои рекомендации по ее совершенствованию, по отдельным элементам плана, по тактике следственных действий и др. Чаще это происходит на начальном этапе расследования. Уголовное дело может докладываться на этапе избрания меры пресечения, предъявления обвинения и по другим причинам. И в этих случаях начальник следственного отдела может давать методические рекомендации;

б) в беседах со следователями. Последний может обращаться за советом, рекомендацией, помощью. Эти случаи наиболее распространены. Начальник может консультировать следователя по тактике и методике расследования, его организации и др. Советы могут даваться по вопросам тактики проведения следственных действий, их подготовки. В советах начальник, как правило, использует личный опыт расследования преступлений. Научно-практические рекомендации – это более императивная форма методических указаний. По-существу, это указание следователю, только устное. По нашим данным, большинство указаний начальника следственного отдела следователю (около 2/3) дается не в письменной форме, а в устной. Причин тому много. Устная форма существует как что-то среднее между письменными указаниями и методическими рекомендациями. Многие следователи не считают устные указания начальника обязательными для исполнения. Хотя, абсолютное большинство следователей учитывают эти указания.

Полагаем, что по-существу устные указания есть ни что иное, как научно-методическая рекомендация, которой начальник отдела придает обязательный характер.

В беседах со следователями начальник может также давать разъяснения;

в) в ходе занятий по повышению профессиональной квалификации. На них могут изучаться изменения в законодательстве, сложные вопросы расследования, недостатки, упущения и ошибки следователей. К сожалению, редко используется такая форма занятий, как критический анализ расследования конкретного уголовного дела, даваемый судьей или работником прокуратуры, поддерживающим обвинение.

Особое влияние на следователя оказывают методические рекомендации, даваемые начальником в ходе практических действий. Ничто не усваивается лучше, чем восприятие практических действий профессионала. Начальник следственного отдела редко лично производит следственные действия по делам, расследуемым его следователями. Чаще он участвует в следственных действиях, производимых следователем: осмотре места происшествия, допросе подозреваемого (обвиняемого). Участие осуществляется с целью контроля и оказания методической помощи следователю. Формы и содержание их различны: наблюдение за деятельностью следователя, дача рекомендаций как устных указаний по ходу действия. В отдельных случаях начальник в составе группы на правах ее старшего лично производит следственное действие в присутствии или с участием своего следователя.

Структура расследования в форме плана по делу может проверяться начальником на любом этапе расследования, с дачей методических рекомендаций или указаний следователю.

Отметим, что методическое обеспечение расследования ни в коей мере не ущемляет процессуальной самостоятельности следователя. Процессуальная самостоятельность способствует выработке оптимального решения следователем, повышению его профессионального мастерства. В конечном итоге – повышению качества расследования.

Как известно, специалист, не работающий над повышением своей квалификации, постепенно превращается в ремесленника в худшем значении этого слова. У следователя обычно напряженная работа, значительная рабочая нагрузка. Вследствие этого, многие следователи постепенно отвыкают от необходимости изучать специальную литературу, в том числе и научную периодику. Явление это, по нашим наблюдениям, довольно распространенное. Плановые занятия по повышению квалификации следователя не могут быть единственной формой, так как их недостаточно. Необходима самостоятельная работа следователя. Она должна быть планомерной и постоянной. Осуществлять ее без помощи и контроля извне может далеко не каждый следователь. Начальник, наблюдая трудности, с которыми встречаются его следователи в работе, сможет подсказать каждому из них, что тот должен изучать самостоятельно, какой вопрос, какую специальную литературу и т.д. Важно контролировать самостоятельную работу следователя и побуждать его повышать свою профессиональную подготовку.

При научно организованной методической работе в следственном подразделении каждый следователь постепенно повышает свою квалификацию; чувствует товарищескую помощь руководителя и одновременно ощущает требовательный контроль. Для общей организации этой работы начальник следственного отдела должен систематически осуществлять следующие мероприятия:

— уголовные дела распределять между следователями, строго учитывая соответствие криминалистической сложности каждого расследования профессионально-психическому уровню следователя;

— учитывать интерес каждого следователя к расследованию определенных видов преступлений. С учетом этого осуществлять специализацию отдельных следователей;

— периодически проводить семинары и практические занятия со своими следователями по повышению их профессиональной квалификации. Основное внимание должно уделяться организации и методике расследования, тактике следственных действий. Необходим критический анализ конкретных уголовных дел с участием судей, прокурорских работников;

— на занятиях обязательно контролировать самостоятельную работу следователей по изучению изменений в законодательстве: уголовном, уголовно-процессуальном и ином.

Осуществление изложенного, несмотря на трудности повседневной работы, обязательно положительно сказывается на качестве расследования.

Руководство следственным подразделением включает общее руководство, процессуальное руководство каждым следователем и руководство всей совокупностью расследований, осуществляемых всеми следователями. Можно выделить руководство расследованием и руководство следственным подразделением как органом расследования. Отметим еще раз, что руководство переплетается с методическим обеспечением расследования.

Начальник следственного отдела должен стремиться консолидировать коллектив, направляя его на решение поставленных задач. Основное направление жизни любого коллектива – производственное. Успешное расследование всех преступлений и есть основная задача коллектива и его руководителя. Основа общего руководства следственным подразделением – решение производственных задач. Рассмотрим этот вопрос применительно к руководителю следственного подразделения районного звена.

Читайте также:  Какие сроки у следователя по уголовному делу

Начальник следственного отдела распределяет весь объем следственной работы между следователями. Это очень ответственная организационная функция руководителя. Выполнение ее должно происходить с учетом ряда факторов. К ним относятся: принципы распределения, криминалистическая сложность расследования, профессиональный уровень и интерес каждого следователя, рабочая нагрузка следователей, виды расследуемых преступлений, оперативная обстановка в районе. Эти факторы действуют в сочетании. Их обязательно надо учитывать, не упуская ни одного.

В органе расследования в основе распределения уголовных дел лежит, как правило, участковая система. За каждым следователем закрепляется определенная территория (участок). Следователь расследует все подследственные ему преступления, совершаемые на участке. В чистом виде этот принцип распределения уголовных дел и материалов действовать не может по ряду причин. Но он — в основе. И большинство дел распределяется между следователями именно с учетом участковой системы.

В органах расследования следователи могут специализироваться по расследованию определенных видов преступлений. Необходимость специализации обуславливается созданием условий для качественного расследования вида преступлений, повышения мастерства следователей и улучшения взаимодействия с оперативно-розыскными аппаратами. Специализируются, как правило, несколько следователей из отдела, например, по расследованию ДТП, квартирных краж, мошенничества, преступлений в сфере экономики и др. Выделение того или иного вида преступлений для специализации следователей основано на особенностях расследования и распространенности определенного вида преступлений на территории района.

В областном (краевом) звене следственные отделы (управления) делятся на подразделения в зависимости от вида расследуемых преступлений (например, по расследованию бандитизма и убийств и т.д.). Это вполне оправдано по указанным выше причинам.

Руководство следственным подразделением включает общее руководство, процессуальное руководство каждым следователем и руководство всей совокупностью расследований, осуществляемых всеми следователями. Можно выделить руководство расследованием и руководство следственным подразделением как органом расследования. Отметим еще раз, что руководство переплетается с методическим обеспечением расследования.

Начальник следственного отдела является процессуальным и административным руководителем всех расследований, осуществляемых подчиненными ему следователями. Процессуальное руководство и процессуальный контроль фактически делают его участником доказывания. Но в процессуальном аспекте следователь самостоятелен. Что касается аспекта организационного, то общее руководство расследованием, особенно сложными и особо сложными расследованиями, руководство взаимодействием осуществляет начальник следственного отдела.

К личности начальника следственного отдела предъявляются определенные требования. Исходя из отмеченной продолжительности становления и развития личности следователя, когда профессионалом он становится обычно через 4-5 лет работы, можно утверждать, что только после этого он может успешно работать начальником следственного отдела районного звена.

Качественно осуществлять организационные и иные функции начальника может человек высокого интеллектуального уровня, обладатель профессиональных знаний и профессиональных умений. Он должен знать содержание следственной и оперативной работы в целом, методику расследования отдельных видов преступлений, обладать организационными способностями. Указанные качества позволяют ему быстро усваивать сущность уголовного дела или материала, строить версии, определять направления и содержание расследования. При необходимости он должен показать подчиненным, что и как надо делать в конкретной ситуации: скорректировать план по делу, лично произвести осмотр места происшествия, сложный допрос или иное следственное действие.

Таким образом, организационные функции начальника следственного отдела объективно детерминируются сущностью расследования, как познавательно-удостоверительной деятельности. Организационные и процессуальные функции реализуются в сочетании. В совокупности они направлены на повышение эффективности расследования, соблюдение законности.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

21 декабря Госдума рассмотрит пакет законопроектов о создании Следственного комитета РФ.

Следственный комитет Российской Федерации

27 сентября 2010 г. президент России Дмитрий Медведев в целях совершенствования деятельности органов предварительного следствия и усиления прокурорского надзора за исполнением законов указанными органами, руководствуясь статьей 80 Конституции РФ, подписал указ о создании на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации».

Согласно указу, Следственный комитет является правопреемником Следственного комитета при прокуратуре РФ, его возглавляет председатель Следственного комитета РФ. Главе нового ведомства разрешено иметь 13 заместителей председателя, в том числе одного первого заместителя, одного статс-секретаря — заместителя председателя и одного заместителя председателя СК — руководителя Главного военного следственного управления.

Штатная численность СК и его территориальных органов установлена в количестве 21 156 единиц, а штатная численность военных следственных органов СК — в количестве 2034 единиц.

На первоначальном этапе ведомство будет состоять только из сотрудников, которые работали в Следственном комитете при прокуратуре. Затем в обновленную структуру должны будут влиться и сотрудники других следственных органов — МВД, Федеральной службы безопасности и Госнаркоконтроля.

Предполагается, что в введении единого Следственного комитета будет расследование тяжких и особо тяжких преступлений. Когда в структуру нового ведомства войдут другие следственные подразделения, то, как планируется, из милиции, ФСБ и Наркоконтроля Следственный комитет заберет самые сложные дела. У милиции, Госнаркоконтроля и ФСБ останется расследование преступлений средней тяжести, которые можно будет перевести на уровень дознания.

В соответствии с указом, в Следственном комитете будут разработаны и представлены президенту проекты Положения о Следственном комитете и другие документы, необходимые для организации работы самостоятельной структуры.

В настоящее время в России следственные подразделения есть у четырех ведомств. Кроме Следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП) дела расследуют министерство внутренних дел (МВД), Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) в рамках своих полномочий.

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации (СКП России) — орган прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающий в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.
Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, который, согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ», состоит из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.

В Центральный аппарат Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации входит:

— Главное следственное управление

— Главное управление процессуального контроля

— Главное организационно-инспекторское управление

— Главное управление обеспечения.

Согласно указу президента Российской Федерации, главной и основной задачей создания Следственного комитета при прокуратуре России является обеспечение оперативного, эффективного, качественного расследования тяжких и особо тяжких преступлений, при этом обеспечить безусловное соблюдение законности в процессе расследования уголовных дел и защиту законных прав и интересов участвующих в судопроизводстве лиц. Кроме того, к важной задаче Следственного комитета отнесено определение государственной политики в сфере уголовного судопроизводства на стадии предварительного расследования.

Читайте также:  Почему следователи относятся к юстиции

Штатная численность системы Следственного комитета установлена в количестве 16656 единиц. С военными следователями, которые тоже входят в систему Следственного комитета при Прокуратуре РФ, численность составляет 18 500 человек.

Военное следствие обеспечивается, финансируется Министерством обороны РФ, которое несет на себе бремя затрат по содержанию Следственного комитета военных следователей.

Следственный комитет при министерстве внутренних дел Российской Федерации (СК при МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий функции министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере расследования преступлений, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, и возглавляющим органы предварительного следствия в системе министерства внутренних дел Российской Федерации.

Основные задачи Следственного комитета при МВД России:

— выработка предложений по формированию государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

— организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел;

расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений непосредственно следователями Следственного комитета;

— осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием преступлений.

Основные функции Следственного комитета при МВД России:

— организация и осуществление анализа состояния реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
— разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы;

— участие в определении основных направлений деятельности органов внутренних дел и разработке мер по их совершенствованию в пределах установленной компетенции;

— осуществление в установленном порядке контроля за деятельностью органов предварительного следствия по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства, а также ведомственный и процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказание практической и методической помощи в их расследовании; ведение контрольно-наблюдательных производств по этим делам;

— организация оказания практической и методической помощи органам предварительного следствия;

— представление в необходимых случаях в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям ‑ интересов президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации по предметам споров, отнесенным к компетенции Следственного комитета;

— координация производимого следователями органов внутренних дел расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер;

— организация взаимодействия следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции — с другими органами государственной власти;

— организация производства непосредственного расследования наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений;

— обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов;

— организация рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций, а также публикаций и сообщений в средствах массовой информации, связанных с производством предварительного следствия по уголовным делам;

— участие в правовой пропаганде и информировании населения о результатах деятельности органов предварительного следствия.

Следственный комитет при МВД России, на долю которого сейчас приходится самый большой штат следователей (около 44 тысяч человек) и расследование около 70% всех уголовных дел.

С принятием в 1995 г. закона Российской Федерации «О милиции» процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних дел к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Следователь перестал находиться в формальном подчинении начальников органов дознания.

Одновременно законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» производство оперативно-розыскных мероприятий было возложено на органы, не находящиеся в зависимости от следователей. В это же время в МВД России создан Следственный комитет, который возглавил все органы предварительного следствия в системе министерства. Они перестали подчиняться другим подразделениям органов внутренних дел. Для следователей были установлены специальные звания юстиции.

Тенденция расширения подследственности следователей органов внутренних дел за счет сокращения категорий уголовных дел, относящихся к компетенции следователей органов прокуратуры, нашла отражение и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, принятом в 2002 г.

Следственное управление Федеральной службы безопасности проводит крупные и значимые расследования. Это расследование уголовных дел о государственной измене и шпионаже, разглашении государственной тайны. Борьба с терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств. Большое количество уголовных дел связано с расследованием преступлений, посягающих на экономическую безопасность государства, а также касающихся незаконного пересечения государственной границы. Поэтому важная роль в деятельности органов безопасности отводится осуществлению предварительного следствия во главе со Следственным управлением ФСБ России.

Органы безопасности не только вправе, но и обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению фактов коррупции. Впоследствии, когда ими собраны улики, достаточные для возбуждения уголовного дела, все материалы передаются в прокуратуру, которая и осуществляет дальнейшее расследование.

Следователи органов безопасности нередко привлекаются для расследования коррупционных преступлений и в составе межведомственных следственно-оперативных групп, создаваемых прокуратурой.

Структура СУ почти повторяет структуру центрального аппарата ФСБ: в нее включены отделы контрразведки, экономической безопасности, борьбы с терроризмом, военной контрразведки и т.п.

В 1993 г. по указу президента РФ Следственное управление было распущено, а его следственный изолятор ‑ знаменитая Лефортовская тюрьма — передан в ведение МВД. В 1995 г. Управление было восстановлено.

Следственный департамент Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН)

Основными задачами Следственного департамента ФСКН России являются:

Организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Организационное обеспечение и контроль деятельности территориальных следственных органов ФСКН России.

Организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений дознания территориальных органов ФСКН России, дознавателей межрайонных, городских (районных) органов наркоконтроля, входящих в структуру территориальных органов ФСКН России, а также деятельности территориальных органов ФСКН России в сфере производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Аналитическое и методическое сопровождение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России и подразделений дознания территориальных органов ФСКН России.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источники:
http://cyberpedia.su/2x49f6.html
http://ria.ru/20101221/310035834.html

Читайте также:
Adblock
detector