Кто контролирует работу следственного комитета

79. Следственный комитет МВД РФ. Контроль и надзор за деятельностью органов внутренних дел

В составе органов внутренних дел действует система следственных органов, возглавляемая Следственным комитетом МВД РФ . Следователи органов внутренних дел осуществляют расследование большинства тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации.

Следственный комитет МВД РФ как структурное подразделение Министерства внутренних дел обеспечивает организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных следственных подразделений, осуществляет ведомственный контроль за производством предварительного следствия и расследование особо сложных в доказывании преступлений дел, имеющих особое общественное значение. Возглавляет следственный комитет начальник, являющийся одновременно заместителем министра внутренних дел РФ и ему непосредственно подчиняющийся. В составе Следственного комитета действуют подразделения зонального контроля, осуществляющие ведомственный контроль за определенными, закрепленными за ними нижестоящими следственными подразделениями, и следственная часть, имеющая в своей структуре подразделения (отделы), специализирующиеся на расследовании определенных категорий дел.

Нижестоящие следственные подразделения второго звена – Следственного управления МВД республик в составе РФ и ГУВД (УВД) других субъектов Российской Федерации – имеют примерно такую же структуру. Начальник Следственного управления подчиняется начальнику Следственного комитета МВД РФ, а также министру внутренних дел республики, начальнику Главного управления (управления) внутренних дел, заместителем которого он является по должности.

Нижестоящими следственными подразделениями являются следственные отделы районных, городских органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте.

Они не имеют структурных подразделений, но возможна специализация следователей по определенным категориям уголовных дел.

Похожие главы из других книг

Статья 23.1. Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих 1. Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих осуществляется органом по контролю (надзору) в порядке, установленном

Раздел V. КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ОКАЗАНИЮ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТАТЬЯ 45. Контроль и прокурорский надзор за оказанием психиатрической помощи (1) Часть утратила силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ.(2) Контроль за деятельностью

Глава VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации,

Статья 55.19. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций 1. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется органом надзора за саморегулируемыми организациями путем проведения

Статья 20.1. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации 1. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации является органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства

Глава 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы местного

Статья 77. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного

Читайте также:  Что такое протоколы следственных действий

Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции1. Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации,

18. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ Наиболее результативной формой контроля деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, является прокурорский надзор, осуществляемый Генеральным

Глава 5. Учреждения и органы, исполняющие наказания, контроль и надзор за их деятельностью. Общая характеристика Центральным органом уголовно-исполнительной системы, созданным на основании закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах,

82. Контроль за деятельностью органов внутренних дел В качестве структурного подразделения в состав Министерства внутренних дел РФ входит Главное командование внутренних войск. Оперативно-территориальными объединениями внутренних войск являются округа, в которые

116. Следственный аппарат органов внутренних дел и прокуратуры Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:Следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследование уголовных дел о

Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции

68. Внутригосударственный контроль: контроль государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор Контроль государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется за деятельностью


В рамках полномочий СледКома находятся дела о преступлениях, предусмотренных действующим законодательством, которые рассмотрены прокурором. Главнейшей функцией СК РФ является расследование:

  1. особо тяжких преступлений: убийств;
  2. изнасилований;
  3. умышленное причинение значительного вреда здоровью, которое повлекло за собой смерть человека;
  4. похищения людей, их насильственное удержание;
  5. правонарушения, осуществляющиеся лицами, имеющими особое правовое положение в обществе, например, к ним относятся: сотрудники внутренних органов, депутаты, адвокаты, судьи, должностные лица;
  6. значительные налоговые правонарушения.

Функции и полномочия СК РФ реализуются с помощью выполнения поставленных перед этим органом задач и целей. Только их реализация в полном объеме позволяет снизить уровень преступности и правонарушений.

Следственный Комитет РФ: цели и задачи

СК РФ деятельность свою производит по реализации следующего списка задач и целей:

  1. оперативное, а также качественное расследование правонарушений. Раскрываемость происходит на основе установленных законов уголовным и процессуальным кодексом Российской Федерации;
  2. обнаружение обстоятельств, помогающих полностью закончить раскрытие преступлений, исключать их совершение;
  3. защита правовых основ и свобод гражданина;
  4. организация контроля функции следственных органов, а также их должностных лиц;
  5. определение порядка предоставления отчетных ведомостей по организации следственных мероприятий;
  6. осуществление сотрудничества с подразделениями, входящими в сферу судопроизводства, иных государств;
  7. разработка любых мер, способствующих реализации государственных политических устоев, входящих в сферу исполнения законодательства, регулирующего уголовное судопроизводство;
  8. обеспечение соблюдения законов во время приема любой поступающей в подразделение информации и правонарушениях;
  9. распространение среди людей знаний о законах, а также организация контроля их соблюдения;
  10. организация мероприятий, главной целью которых является защита прав граждан;
  11. контролирование деятельности нижестоящих подразделений.
Читайте также:  Какие постановления следователя вправе отменить прокурор

Коллегия Следственного Комитета: состав

  1. Руководством СК РФ является президент – В. Путин, а также председатель Следственного Комитета – А. Бастрыкин.
  2. Заместителями председателя являются:
  3. В. И. Пискарев – первый зампредседателя, осуществлявший свою деятельность до 30 апреля 2016 года;
  4. А. С. Сорочкин – зампредседателя, осуществляющий свою деятельность и в настоящий момент;
  5. Е. Е. Леоненко – занимает действующую должность;
  6. Б. М. Карнаухов – действующий заместитель;
  7. А. В. Федоров – осуществляет профессиональную деятельность по настоящий момент;
  8. А. В. Лавренко, осуществлявший свою деятельность до 17 марта 2016 года;
  9. И. В. Лазутов – действующий зампредседателя;
  10. И. В. Краснов – заместитель председателя, занимающий действующую должность.

В этом видео опубликован интересный материал об академии Следственного комитета РФ.

Также в СК Российской Федерации существует должность руководителя управления со СМИ:

  1. до 6 октября 2016 года ее занимал В. И. Маркин;
  2. в настоящий момент эту должность занимает С. Л. Петренко.

Бывают случаи, когда участник уголовного процесса уверен, что его права во время делопроизводства были нарушены. В таких ситуациях, на основании Уголовно-Процессуального кодекса Российской Федерации гражданин имеет право обжаловать процессуальные действия или бездействия, решения следователя. Подобная жалоба может быть подана:

  1. руководителю следственного органа;
  2. в суд;
  3. в прокуратуру.

Обжалование может иметь как устную форму, так и письменную. Устные жалобы обладают юридической силой аналогичной письменным обращениям. Обжалование в устной форме обязательно заносится в протокол, составляемый на основе общих правил предварительного следствия.

В прокуратуру жалоба может быть подана:

  1. на личном приеме;
  2. в канцелярию;
  3. по почте;
  4. обращение к прокурору может быть осуществлено через администрацию места содержания под стражей, а также администрацию медицинского и психиатрического стационара.

Жалобное обращение на действия, бездействия и решения следователя, которые поступают к надзирающему прокурору, рассматриваются в пределах 3 суток со дня его вручения. В некоторых случаях срок рассмотрения жалобы увеличивается до 10 суток, об этом заявитель должен быть обязательно извещен. Ситуации, требующие увеличенного срока рассмотрения:

  1. перевод жалобного обращения на русский язык;
  2. необходимость запроса или получения справок;
  3. необходимость получения характеристик.

После того как было установлено наличие или полное отсутствие правонарушающих факторов или законных гражданских интересов, сотрудник прокуратуры обязан вынести постановление:

  1. полное удовлетворение;
  2. частичное удовлетворение;
  3. отказ в удовлетворении.

В этом постановлении указываются краткие доводы заявителя, производится их анализ, рассматриваются мотивы принятия решения.

Осуществлением надзора за проведением законных действий Следственным Комитетом Российской Федерации осуществляется прокурором, который наделяется правом отмены вынесенного следственного постановления:

  1. об отказе в возбуждении уголовного судопроизводства;
  2. о закрытии уголовного дела;
  3. о приостановлении предварительного следствия.
Читайте также:  Кто возбуждает уголовные дела в отношении следователей

Также в полномочия прокурора входит возможность истребования ликвидации иных нарушений федерального законодательства, которые были допущены следственным органом во время осуществления предварительного следствия.

В этом видео показан фрагмент Весеннего бала Следственного комитета Российской Федерации. Не забывайте оставлять свои вопросы, пожелания и комментарии к статье.

Главное управление процессуального контроля (ГУПК) Следственного комитета России (СКР) фактически упразднено. Об этом сообщили РБК два источника, близких к ведомству, и два собеседника в центральном аппарате комитета. Еще один собеседник РБК, бывший сотрудник ведомства, располагает информацией о сокращении сотрудник​ов СКР, занимавшихся процессуальным контролем.

9 апреля председатель СКР Александр Бастрыкин уведомил подчиненных, что ГУПК будет упразднен в двухмесячный срок. С 9 июня сотрудники управления выведены за штат, уточнил один из собеседников РБК в комитете.

При этом 30 мая начальник ГУПК Григорий Житенев участвовал в межведомственном совещании в Генпрокуратуре именно в качестве руководителя главка. Связаться с Житеневым и его заместителями РБК не удалось.

Руководство СКР намерено включить подразделение процессуального контроля в Главное следственное управление СКР, сообщили два источника РБК в ведомстве. В формате самостоятельного главка подразделение процессуального контроля перестает существовать, подтвердили еще один источник РБК в правоохранительных органах и собеседник, близкий к СКР. На сайте комитета ГУПК по-прежнему назван в числе семи главков центрального аппарата СКР.

РБК направил запрос в пресс-службу СКР.

Управления процессуального контроля также есть в региональных главках СКР. Там тоже происходит их сокращение. Это подтверждает письмо, которое 4 июня этого года и.о. руководителя управления кадров комитета Анатолий Яковлев направил и.о. начальника Главного следственного управления СКР по Москве Андрею Стрижову (предшественники обоих, Виктор Долженко и Александр Дрыманов, недавно ушли в отставку). Подлинность документа подтвердил РБК источник, близкий к Следственному комитету.

Ликвидация управления процессуального контроля связана в том числе с конфликтом между Бастрыкиным и его бывшим заместителем, депутатом Госдумы Василием Пискаревым, сказал один из источников РБК в комитете. ГУПК создавался Пискаревым. Бастрыкин часто критиковал его работу и в целом считал недружественной себе структурой, сказал собеседник РБК. Связаться с Пискаревым РБК не удалось.

Президент Владимир Путин, выступая в феврале на коллегии Генпрокуратуры, призывал органы прокуратуры усилить контроль над следователями на всех уровнях. Идею вернуть прокуратуре контроль над следствием поддерживала также спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В апреле она заявила, что сенаторы готовят законопроект об изъятии у СКР части функций по надзору за следствием.

Источники:
http://www.rutvet.ru/polnomochiya-i-funkcii-sledstvennogo-komiteta-rf-9692.html
http://www.rbc.ru/society/14/06/2018/5b1b99ee9a7947673c2fa50d

Читайте также:
Adblock
detector