Когда отделился следственный комитет от прокуратуры

Медведев Дмитрий Игоревич

БГУ, БАКБП, ГМУ-01-08, 3 курс

История Реформы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (СКП России) ………………………….………………………..3-7

Положительные стороны реформы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации …………………………………………………….7-8

Отрицательные стороны реформы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации ……………..………………………………………….8

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации (СКП России ) — орган прокуратуры Российской Федерации, в обязанности которого входило обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, в связи с последними событиями в России СКП отделился от прокуратуры и стал самостоятельным органом. Актуальность данной темы обусловлена многочисленными спорами о необходимости этой реформы. Метод исследования в данной работе это анализ статей и комментариев различных государственных служащих и людей, раньше работавших в этой сфере или, так или иначе, к ней относящихся, а так же материалы СМИ.

Цель моей работы является оценка данной реформы. Я по возможности попытаюсь проследить, что же изменится в Следственном Комитете и как он повлияет на жизнь Российской Федерации, хорошая ли это идея или необдуманное действие правительства? Давайте же попробуем в этом разобраться.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи :

1) анализ истории становления реформы СКП РФ

2) выявление положительных и отрицательных сторон реформы СКП РФ

3) подведение общих итогов реформы СКП РФ, заключения выводов и нахождения методов, с помощью которых могут быть решены проблемы связанные с новыми нововведениями.

История реформы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (СКП России):

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации был учреждён в соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина от 1 августа 2007 года № 1004, получивший название «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации при прокуратуре Российской Федерации». Согласно тексту Указа, новая структура была создана в целях совершенствования государственного управления в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, в соответствии со статьей 11 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»[1] .

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации являлся органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, а также был направлен на разграничение следственных и надзорных функций органов прокуратуры Российской Федерации, осуществлял свою деятельность во взаимодействии с федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Президент считает, что единый Следственный комитет (СК) должен быть создан на базе существующего ведомства. Тогда же он анонсировал, что руководителем-правопреемником нового органа должен стать председатель СКП РФ. При этом все сотрудники СКП РФ продолжают оставаться на своих постах до тех пор, пока в силу не вступит новый закон об СК РФ и не будут проведены все необходимые организационно-штатные мероприятия. Кроме того, новому органу перейдут все принадлежащие СКП РФ здания, имущество и прочая материально-техническая база СКП РФ. Таким образом, фактически, этот закон просто делает Следственный комитет независимым от прокуратуры, оставляя за Генпрокуратурой лишь контрольную функцию. Главой нового, независимого Следственного комитета РФ станет нынешний руководитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин.

28.12.2010г Президент России Дмитрий Медведев подписал закон о создании Следственного комитета РФ, вскоре 15 января 2011 года СКП РФ прекращает свое существование в связи с образованием Следственного комитета Российской Федерации (СК России), который представляет собой самостоятельный госорган, созданный на базе СКП.

Президент РФ будет руководить деятельностью СК и устанавливает его штатную численность. На должности руководителей следственных отделов и следственных отделений СК назначаются граждане не моложе 25 лет на срок не более 5-ти лет и имеющие стаж работы по юридической специальности в СК, следственных органах, органах прокуратуры, в судебных органах не менее 3-х лет. Пребывание на руководящих должностях в СК более 2-х сроков подряд не допускается.

Читайте также:  Как следователи узнают правду

Предусматривается ответственность за воздействие на работника Следственного комитета в любой форме органов госвласти, органов местного самоуправления, общественных объединений, СМИ, а также должностных лиц. При этом руководитель следственного органа СК и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов. Работники Следственного комитета получают право на применение, постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств защиты. Одновременно вводится запрет на их членство в политических общественных объединениях.

Следственный комитет будет расследовать в основном тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе преступления, совершённые против несовершеннолетних или с их участием. К числу полномочий Следственного комитета относится рассмотрение обращений граждан, содержащих сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам и жалобы на действия (бездействие) следственных органов и следователей. Ответы на обращения граждан должны быть мотивированными.
Федеральный закон закрепляет независимость Следственного комитета, и Федеральный закон предоставляет сотрудникам Следственного комитета беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, иными предприятиями и организациями, и требовать от должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов и сведений. Сотрудники Следственного комитета вправе входить в помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, если у них имеются достаточные основания полагать, что там совершено (совершается) преступление или что там находятся лица, подозреваемые в совершении преступлений[3] .

Надзор за исполнением законов этим органом осуществляет Генеральный прокурор (Юрий Чайка) и подчиненные ему прокуроры. Также предусматривается ряд мер, направленных на дальнейшее разграничение процессуального статуса руководителя следственного органа и прокурора, на повышение прокурорской роли в досудебном производстве. Так, в случае поступления к прокурору соответствующих жалоб, ему предоставляется право признавать незаконными или необоснованными постановления о приостановлении предварительного следствия либо о прекращении уголовного дела и в срок не позднее 14 суток отменять эти постановления, а также об отказе в возбуждении уголовных дел и принимать решение о продолжении расследования.

Положительные стороны реформы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации:

1)Повышение качества следствия – оно стало самостоятельным и отделилось от прокуратуры, если раньше одно ведомство осуществляло и надзор и расследование, то сейчас прокуратура ответственна за надзор

Проект прошел предварительное согласование на Совете Госдумы. На этой неделе он постановил подготовить законопроект к рассмотрению и включить его в примерную программу работы нижней палаты парламента.

Разделение полномочий между Следственным комитетом и Генпрокуратурой проходило в два этапа. Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и закон о прокуратуре 2007 года исключили из компетенции прокурора полномочия по процессуальному руководству следствием, но до начала 2011 года СКР оставался структурным подразделением Генпрокуратуры.

Полномочия прокурора в уголовном процессе, в том числе на стадии осуществления предварительного следствия, определяются Уголовно-процессуальным кодексом (в частности, ст. 37 УПК – права прокурора в уголовном процессе), законопроект его не затрагивает, указывает Курмаев.

Прокурор может получить возможность опосредованно влиять на процесс предварительного следствия через административные, хозяйственные и финансово-экономические проверки, считает Терехин. СКР будет работать как и прежде, но по резонансным делам голос Генпрокуратуры может стать более весомым, это может создать некоторые сложности при расследовании коррупционных дел, связанных с прокуратурой, предполагает Поздняков.

Читайте также:  Следователь или оперативник что лучше

Возможно, таким образом президент хочет сбалансировать расклад сил между Следственным комитетом и Генпрокуратурой небольшим усилением полномочий последней, предполагает политолог Станислав Белковский.

В Генпрокуратуре не ответили на запрос РБК.

Как Следственный комитет отделялся от прокуратуры

Следственный комитет при прокуратуре РФ является ор­ганом прокуратуры РФ, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве. Следователи Следственного ко­митета при прокуратуре РФ проводят предварительное след­ствие по делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции уголовно-процессуальным законодательством.

Следственный комитет при прокуратуре РФ возглавляет Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ, который является первым заместителем Генерального проку­рора РФ. Он назначается и освобождается от должности Сове­том Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от долж­ности Президентом РФ по представлению Председателя След­ственного комитета при прокуратуре РФ.

В Следственном комитете при прокуратуре РФ создаются главные управления, управления, отделы и отделения; обра­зуются должности руководителей соответствующих структур­ных подразделений, их первых заместителей и заместителей, а также старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным де­лам, следователей по особо важным делам, старших следова­телей, следователей.

Работники Следственного комитета при прокуратуре РФ являются прокурорскими работниками.

Лекция 3. Служба в органах и учреждениях прокуратуры

1. Требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы прокуратуры

2. Назначение на должности в органах прокуратуры

3. Прохождение службы в органах и учреждениях прокуратуры

4. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры

5. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников

Требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы прокуратуры

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является одним из видов федеральной государственной службы. Про­курорские работники по своему правовому статусу являются государственными служащими государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований За­кона о прокуратуре.

Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются трудовым законодательством РФ и законодательством государственной службе с учетом особенностей, предусмо­тренных Законом о прокуратуре.

Прокурорами и следователями могут быть только граждане РФ, получившие высшее юридическое образование в учрежде­нии высшего профессионального образования, имеющем го­сударственную аккредитацию. Кроме этого условия кандидаты на должность прокуроров и следователей прокуратуры должны обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами и быть способными по состоянию здоровья испол­нять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучаю­щиеся по юридической специальности в учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс учебного заведения.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения про­куратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Лица, обучающиеся по юридической специальности в образователь­ных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой РФ, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет.

На должности прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.

Читайте также:  Как стать военным следователем ск рф

На должности прокуроров субъектов РФ, а также прирав­ненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в орга­нах прокуратуры не менее пяти лет. Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров районов, приравнен­ных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы на руководящих должностях.

Ограничения, связанные с приемом и нахождением лиц на службе в органах и учреждениях прокуратуры.Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

— имеет гражданство иностранного государства;

— признано решением суда недееспособным или ограни­ченно дееспособным;

— лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

— имело или имеет судимость;

— имеет заболевание, которое согласно медицинскому заклю­чению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

— состоит в близком родстве или свойстве (родители, су­пруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения про­куратуры, если их служба связана с непосредственной подчи­ненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— отказывается от прохождения процедуры оформления до­пуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Кроме указанных ограничений для прохождения службы в органах прокуратуры Закон о прокуратуре запрещает проку­рорским работникам:

— заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

— быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов вла­сти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

— заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

— состоять членом управления коммерческой организации;

— быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

— использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

— получать гонорары за публикации и выступления в каче­стве государственного служащего;

— получать от физических и юридических лиц вознаграж­дения, связанные с исполнением должностных обязанностей.

Закон о прокуратуре содержит и иные ограничения для прокурорских работников. Так, ст. 4 указанного Закона пред­усматривает правило, в соответствии с которым прокурорские работники не могут являться членами общественных объеди­нений, преследующих политические цели, и принимать уча­стие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их органи­заций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основ­ную деятельность не только с оплачиваемой, но и любой дру­гой безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источники:
http://www.rbc.ru/politics/26/09/2014/542550a6cbb20f06c0dde0bd
http://cyberpedia.su/3x1bfb.html

Читайте также:
Adblock
detector