Какова роль руководителя следственного органа

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Насонова Ирина Александровна, Моругина Надежда Анатольевна

Рассмотрена функция руководства процессуальной деятельностью следователя при возбуждении уголовного дела и расследовании преступлений

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Насонова Ирина Александровна, Моругина Надежда Анатольевна,

THE ROLE OF THE CHIEF OF THE INVESTIGATION DEPARTMENT IN SUPERVISING FUNCTION CONCERNING CRIMINAL INVESTIGATING ACTIVITY OF THE INVESTIGATOR

Supervising function concerning investigator activity in opening of the criminal cases and subsequent investigation is considered

кандидат юридических наук, доцент

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИИ РУКОВОДСТВА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

THE ROLE OF THE CHIEF OF THE INVESTIGATION DEPARTMENT IN SUPERVISING FUNCTION CONCERNING CRIMINAL INVESTIGATING

ACTIVITY OF THE INVESTIGATOR

Рассмотрена функция руководства процессуальной деятельностью следователя при возбуждении уголовного дела и расследовании преступлений.

Supervising function concerning investigator activity in opening of the criminal cases and subsequent investigation is considered.

Функция руководства процессуальной дея-тельностью следователя по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений пря -мо не закреплена в уголовно -процессуальном законодательстве. Однако, исходя из полномочий руководителя следственного органа, представляется возможным говорить о существова-нии данной функции.

Сущность данной функции заключается в направлении руководителем следственного орга -на деятельности следователя, связанной с возбуждением и расследованием уголовных дел. Руко -водить — значит направлять чью-то деятель -ность. Цель — правильное, основанное на законе возбуждение уголовных дел и полное, всесто-роннее, объективное производство предвари -тельного расследования. Задача — использовать предоставленные полномочия, а также научные методы и способы для эффективного руководства процессуальной деятельностью следова -телей с тем, чтобы они своевременно и обоснованно возбуждали уголовные дела, быстро и полно раскрывали и расследовали преступления.

Содержание функции: поручать проверку сообщения о преступлении следователю; продлевать срок проверки; возвращать материалы для дополнительной проверки; разрешать споры о подследствености; поручать расследование уголовного дела следователю либо нескольким следователям; изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю, создавать следственную группу и изменять ее состав, давать указания о направлении расследо —

вания; давать согласие следователю на возбуж -дение перед судом ходатайства об избрании, отмене, продлении либо изменении меры пресечения при производстве процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения. Обладая всеми правами следователя при принятии уголовного дела к своему производству, руководитель следственного органа может участвовать в проведении следственных и иных процессуальных действий или проводить их лично; отстранять следователя от дальней -шего производства расследования если им допущено нарушение требований Закона; отменять незаконные и необоснованные постановления следователя; продлевать срок предварительного расследования; возвращать дело на дополни -тельное расследование; прекращать производство по делу.

По содержанию указанная функция, осуществляемая руководителем следственного органа, стала намного шире, чем функция прокурора при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью подчиненных следователей, так как прокурор в соответствии с изменениями уголовно-процессуального законодательства может лишь требовать от следователя при нарушениях федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, устранить данные нарушения, после того, как данное требование прокурора рассмотрит руководитель следственного органа. Кроме того, за прокурором осталось право утверждать обвинительное заключение. На наш взгляд, данное право как

полномочия должно быть закреплено за руководителем следственного органа и добавлено в ста -тью 39 УПК РФ, так как прокурор является лишь надзирающим субъектом, а весь контроль, начиная с момента проверки первоначального материала и заканчивая составлением следователем обвинительного заключения по делу, осуществ -ляет руководитель следственного органа.

Пределы действия рассматриваемой функции руководителя следственного органа это проверка материалов, а также стадии возбуждения уголовного дела, предварительного расследова-ния, возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

На наш взгляд, следует называть данную функцию в предложенном варианте. Он отражает предмет руководства (процессуальная деятель -ность), объекты руководства (следователь) и границы её действия.

Функцию руководства процессуальной дея -тельностью, как представляется, не следует сво -дить до уровня метода или способа осуществле -ния прокурорского надзора. Это самостоятельная функция, по своей сущности, целям, задачам, содержанию и пределам действия отличающаяся от функции надзора. Например, цель надзорной функции — выявлять совершенные или готовя -щиеся нарушения законов в уголовном процессе, а цель руководства — правильное, основанное на законе возбуждение уголовных дел и быстрое, полное, всестороннее, объективное производство предварительного расследования.

Выполняя функцию руководства процессуальной деятельностью при проведении проверки, руководитель следственного органа обеспечивает законность производства проверочных действий, чтобы полученные доказательства впоследствии отвечали всем требованиям об их допустимости.

Качество следствия достигается быстрым изобличением лица, совершившего преступле-ние; полным, всесторонним установлением обстоятельств преступления; объективностью при -нимаемых решений; умелым использованием научно-технических средств, специальных по -знаний экспертов, специалистов; применением эффективных методик расследования; правиль-ным планированием хода расследования и производства отдельных следственных и иных процессуальных действий; выдвижением и проверкой обоснованных версий; оперативным выявле -нием и закреплением доказательств, правильной их оценкой; своевременностью и целесообразностью применения процессуальных мер принуждения и т.д. Естественно, что ни о каком качестве нельзя говорить, если при расследовании допускаются нарушения требований уголовно -процессуального и других законов.

Осуществляя процессуальное руководство деятельностью следователя, руководитель следственного органа, помогает ему профессионально и эффективно решать стоящие перед ним задачи при расследовании преступлений. Он может рекомендовать провести те или иные следственные действия, проверить дополнительную версию, помочь правильно сформулировать обвинение в плане смыслового содержания, стили -стики, квалификации содеянного, принять за -конное и обоснованное решение по делу, указать на имеющиеся недостатки с целью их устране -ния. Такие элементы помощи официально не

регламентируются законом, но объективно вхо -дят в содержание руководства.

1. Чувилев А.А. Прокурорский надзор в РФ: учебник I А.А. Чувилев. — М.,1999. — С. 1SC; Зеленский В.Д. Организация расследования преступлений. Криминалистические аспекты I В.Д. Зеленский. — Ростов нУД., 19S9. — С. S5.

2. Емельянова И.В. Организационные и процессуальные отношения в деятельности прокурора, надзирающего за расследованием I И. В. Емельянова II Совершенствование законодатель -ства о суде и правосудии. — М., 19S5. — С. 115.

3. Влезько Д.В. Проблемы организационных функций начальника следственного отдела: дис. . канд. юрид. наук I Д.В. Влезько. — Краснодар, 2CC2. — С. 11.

4. Ларин А.М. Уголовный процесс России: лекции -очерки I А.М. Ларин, Э .Б. Мельников,

В.М. Савицкий; под ред. В.М. Савицкого. — М.: БЕК, 1997. — С. 156.

Полномочия руководителя следственного органа закреплены уголовно-процессуальным законодательством в статье 39. Эта норма содержит исчерпывающий перечень прав должностного лица в отношении подчиненных ему субъектов и обязанностей по отношению к вышестоящим лицам.

Сущность понятия руководителя

Понятие и функции руководителя следственного органа закреплены не только в 39, но и в 5 статье Уголовно-процессуального кодекса. Согласно указанной норме, руководителем является должностное лицо, которое возглавляет соответствующее подразделение следствия. Также к руководящей группе относится заместитель руководителя.

Читайте также:  Прежде чем осуществлять допрос с обвиняемым следует

Данное понятие ранее включало практически все организационные, административные и процессуальные полномочия руководителя следственного органа, но при этом руководитель не имел соответствующего правового статуса.

В связи с развитием законодательства в настоящее время, следственный руководитель представляет собой одного из ключевых участников судебного процесса уголовной направленности, имеющего широкий спектр полномочий и большую ответственность.

Полномочия руководителя следственного органа в уголовном процессе претерпели изменения в связи с реформированием правоохранительных органов и выделением Следственного комитета в отдельный орган, не подчиняющийся напрямую Прокуратуре РФ.

Среди правоведов существует много вариантов определений понятия руководителя следствия, помимо основного, указанного в Уголовно-процессуальном кодексе.

Одни правоведы определяют руководителя как лицо, занимающее должность, которая позволяет контролировать законность решений, которые принимает подчиненный следователь, а также проверять правильность осуществления процессуального порядка проводимого уголовного расследования со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Другие правоведы считают, что руководитель органа следствия – это лицо, обладающее широким спектром полномочий в сфере организации и управления следственными мероприятиями подчиненного органа.

Наиболее полное мнение, по мнению большинства правоведов, содержится в соответствующем кодексе и в дополнении не нуждается.

Понятие процессуального положения

Отправной точкой для определения понятия и полномочий руководителя следственного органа является его процессуальное положение. В связи с этим необходимо определить сущность этого понятия.

Положение процессуального типа аналогично понятию статуса, поэтому данное понятие включает в себя совокупность имеющихся у лица и прав, и обязанностей по отношению к другим субъектам.

Функции лица, имеющего процессуальное положение руководителя следствия, закрепляются в правовых нормах Уголовно-процессуального кодекса и определяют не только права и обязанности, но и место руководителя в уголовном процессе.

Процессуальное положение руководителя включает правосубъектность должностного лица, которое контролирует работу следователей, находящихся в его подчинении, и правосубъектность органа следствия в целом.

Процессуальное положение руководителя следствия имеют следующие категории лиц:

  • председатель в следственном комитете РФ;
  • руководитель в главном управлении Следственного комитета в РФ;
  • руководитель в следственном органе комитета следствия по субъектам РФ;
  • руководитель в следственном органе в иных территориальных единицах;
  • заместители руководителей соответствующих органов;
  • руководители органов следствия в исполнительных федеральных органах власти (в Министерстве по внутренним делам, в Федеральной службе по безопасности, в Федеральной службе в сфере наркоконтроля и прочее);
  • иные следственные руководители, наделенные полномочиями Председателя в Следственном комитете России.

Категории разделения полномочий руководителя

Все полномочия следственного руководителя можно разделить на виды по следующим категориям:

  1. По целям, которые преследует реализация конкретного полномочия.
  2. По правовому характеру и средствам контроля над проведением предварительного этапа расследования.
  3. По осуществлению контроля над процессуальной работой подчиненных.
  4. По обязательству полномочий.

Каждая из этих категорий отражает мотив и конечный прогнозируемый результат реализации каждого из указанных в Статье 39 Уголовно-процессуального кодекса полномочий.

Разделение руководящих полномочий по целям

По поставленным следственным руководителем целям все его полномочия и полномочия заместителя руководителя следственного органа включают два вида обязанностей и прав в реализации досудебного следствия:

  • обязанности и права, которые являются средством выявления потенциальных или совершенных упущений, ошибок или нарушений законодательства со стороны следователей, которые расследуют конкретные уголовные дела;
  • обязанности и права, которые являются средством исправления и устранения установленных руководителем упущений, ошибок или нарушений, допущенных следователями в процессе проведения предварительного этапа следствия.

Каждый из указанных видов обязанностей не только выявляет и устраняет нарушения со стороны подчиненных, но и способствует в результате проведению полного, всестороннего и объективного производства предварительного этапа следствия.

Разделение руководящих полномочий по правовому характеру

Эта группа полномочий тесно связана со средствами контроля над проведением расследования на предварительном этапе. В связи с этим выделяется несколько видов совокупных обязанностей и прав руководителя следствия:

  1. Полномочия, которые обеспечивают реальную возможность выявить процессуальные недостатки в проводимом предварительном следствии.
  2. Полномочия, позволяющие устранить указанные недостатки.
  3. Полномочия, относящиеся к типу предписаний.
  4. Полномочия, выявляющиеся при изучении иных норм законодательства уголовно-процессуальной сферы.

Некоторые правоведы добавляют к указанным видам еще два:

  1. Обязанности и права, позволяющие обеспечить процессуальный контроль над работой аппарата следствия.
  2. Обязанности и права, способствующие реализации деятельности по уголовному преследованию правонарушителей.

Разделение руководящих полномочий по контролю над работой следователей

Процессуальные полномочия руководителя следственного органа в сфере контроля над подчиненными заключаются в следующем:

  • распределение дел о преступлениях между подчиненными руководителю следователями или группами следователей;
  • исправление недочетов и ошибок, которые были допущены следователями на предварительном этапе расследования;
  • удовлетворение ходатайств подчиненных руководителю сотрудников (обжалование прокурорских решений касательно расследуемого дела, изменение количества пунктов обвинения и прочее);
  • рассмотрение жалоб, согласно правилам, установленным в статье 124 Уголовно-процессуального кодекса;
  • контроль за деятельностью процессуального характера нижестоящих органов следствия, включая отмену необоснованных или незаконных постановлений.

Указанные виды процессуальных полномочий руководителя следственного органа позволяют в полном объеме осуществлять надзор за работой следователей и своевременно устранять выявленные в ходе надзора недостатки.

Разделение руководящих полномочий по обязательности

Понятие полномочий руководителя следственного органа в зависимости от обязанностей и прав руководителей следствия позволяет выделить два их вида: общие и специальные.

Общими полномочиями являются все, прямо указанные в статье 39 Уголовно-процессуального Кодекса, которые относятся к контрольной деятельности руководителя и носят характер процессуальных действий. Кроме того, в эту группу входят подчинительные организационные полномочия руководителя следственного органа (подконтрольность и подотчетность вышестоящему руководству, организация работы в соответствии с указаниями надзорного органа и прочее).

Как и руководитель по отношению к своим подчиненным, вышестоящий орган также вправе отменить несоответствующее закону постановления руководителя.

Специальными обязанностями и правами являются полномочия, реализуемые при производстве предварительного расследования непосредственно руководителем органа следствия. В эту группу входят именно самостоятельные действия должностного лица. Сюда можно отнести полномочия по возбуждению дела об уголовном правонарушении, принятии дела к производству и другие полномочия, осуществляемые руководителем следственного органа как следователем либо ведущим лицом в следственной группе.

Иная классификация полномочий руководителя следственного органа по УПК

Как участник процесса уголовного досудебного и судебного разбирательства руководитель следствия выполняет различные виды полномочий, распределенных по следующим группам:

  • контроль над проводимыми следователями органов расследованиями дел уголовной направленности;
  • руководство деятельностью подчиненных руководителю лиц и дача различных указаний и поручений сотрудникам;
  • процессуально-организационное руководство деятельностью подразделения следствия, включающее распределение поступивших дел уголовного характера между конкретными следователями;
  • персональное проведение мероприятий в рамках проводимого предварительного этапа следствия.

Каждое из закрепленных в Кодексе полномочий тем или иным образом относится к одной из групп.

Общие руководящие полномочия

В полномочия руководителя следственного органа входят следующие обязанности и права:

  1. Право на поручение производства предварительного этапа следствия конкретному следователю или следственной группе, включая право на изъятие дела из производства одного сотрудника с передачей для проведения необходимых следственных действий другому следователю. При передаче дела руководитель обязан письменно указать объективные основания передачи дела. Кроме того, сюда входит полномочие по созданию группы следователей или изменению ее состава, а также принятие дела в собственное уголовное производство.
  2. Анализ и исследование материалов проверки по сообщениям граждан о преступлениях, исследование документов по расследуемым уголовным делам, отмена незаконных или необоснованных постановлений следователей.
  3. Отмена незаконных или необоснованных постановлений руководителей, следователей или дознавателей других органов предварительного расследования по делам, которые находятся в работе у подчиненного данному руководителю органа следствия. На основании этого права полномочия руководителя следственного органа включают дозволение изучать материалы и документы, вынесенные иными, не относящимися к данному органу, следователями, если эти документы являются частью рассматриваемого подчиненными этого руководителя дела.
  4. Предоставление ведущему дело следователю указаний относительно направления расследования; производства отдельных действий следственного типа; привлечения подозреваемого лица в качестве обвиняемого; избрания по отношению к подозреваемому или обвиняемому пресекательной меры; квалификации совершенного преступления и объема входящего в него обвинения; личного рассмотрения сообщений о планируемых, совершаемых или совершенных преступлениях; участия руководителя в проверке по факту сообщений о преступлениях.
  5. Организационные функции руководителя следственного органа, включая дачу согласия на прошение следователя установить, продлить, отменить или изменить подозреваемому или обвиняемому пресекательную меру, провести иные процессуальные действия и прочее. Согласие в этом случае оформляется в письменном виде, и санкционированный руководителем документ направляется в суд для вынесения решения. Если прошение (ходатайство) такого типа поступило от подчиненного следователя, полномочия руководителя следственного органа включают право на личный допрос подозреваемого или обвиняемого без переоформления дела в свое производство. Полномочие на допрос лица, в отношении которого избирается пресекательная мера, до передачи материалов дела в суд, является правом руководителя (не обязанностью).
  6. Дача разрешения на отводы, которые были заявлены подозреваемым или обвиняемым (а также прочими участниками рассмотрения дела), по отношению к ведущему следователю, а также дача разрешения на самоотвод ведущего уголовное дело сотрудника.
  7. Отстранение следователя от проведения дальнейших следственных или процессуальных действий в рамках расследования уголовного дела, если этим лицом были допущены нарушения требований уголовно-процессуального законодательства.
  8. Отмена незаконных или необоснованных постановлений нижестоящих руководителей органов следствия в порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом.
  9. Продление сроков предварительного этапа расследования по ходатайству ведущего дело следователя.
  10. Утверждение постановлений следователей о прекращении рассмотрения уголовного дела и об осуществлении поддержки обвиняемого со стороны государственного защитника.
  11. Дача письменного согласия следователю, который проводил расследование предварительного типа в отношении дела об уголовном правонарушении, на обжалование в течение 72-х часов после постановления прокурора. Полномочия руководителя следственного органа также включают право на самостоятельное направление возражений на прокурорские постановления. Возвращение дела об уголовном правонарушении ведущему следователю для проведения дополнительных процессуальных или следственных мероприятий. Возвращение материалов сопровождается письменными указаниями относительно действий, которые необходимо провести.
Читайте также:  Кемеровский следственный комитет

В полномочия руководителя следственного органа как следователя, ведущего дело, могут входить и другие обязанности и права, указанные в других статьях кодекса, включая административные.

Административные полномочия следственного руководителя

Как и любое руководящее должностное лицо, руководитель органа следствия является административным лицом (управленцем). В связи с этим, помимо контрольных и процессуальных полномочий, руководитель обладает рядом полномочий административного типа.

Проблемы реализации полномочий руководителя следственного органа и их контроль в сфере управления заключаются в необходимости с одной стороны исправления допущенных сотрудников оплошностей, а с другой – назначения меры наказания за совершенные проступки.

К административным полномочиям относятся следующие:

  • внесение на рассмотрение вышестоящему руководству представлений касательно поощрения либо привлечения подчиненных сотрудников к дисциплинарным видам ответственности, а также представление следователей к присвоению званий специальных типов или продвижению по службе и прочее;
  • заслушивание докладов и рапортов следователей касательно взаимодействия с сотрудниками других органов и служб по вопросам раскрытия и расследования преступлений; выполнения поставленных руководителем целей и реализации планов; внедрения новых технологий, криминалистических методов и средств; вопросов повышения уровня профессионализма и мастерства;
  • координация работы подразделений следствия с прокуратурой и ее органами, с иными государственными органами или учреждениями касательно вопросов расследования уголовных дел;
  • проведение систематического анализа оперативной обстановки, качества и состояния проведенной работы по расследованию и раскрытию преступлений, результатов работы подразделений следствия и каждого из следователей в отдельности; разработка и реализация мер по улучшению работы предварительного этапа следствия, а также внесение предложений на рассмотрение вышестоящему должностному лицу;
  • рассмотрение прокурорских представлений, жалоб, определений судов частного характера на действия сотрудников следствия или нарушения норм законодательства в уголовно-процессуальной сфере, а также принятие соответствующих мер по устранению установленных нарушений;
  • контроль за недопущением привлечения следователя к выполнению обязанностей, которые не связаны с расследованием дел об уголовных правонарушениях;
  • недопущение вмешательства в работу и проведение процессуальных мероприятий лиц, не уполномоченных законодательством на это;
  • нормотворчество, выражающееся в издании нормативных локальных ведомственных актов, которые регулируют возникающие в ходе рассмотрения дел отношения, хотя как правоприменитель руководитель органа следствия не может издавать акты нормативного характера.

Полномочия следственного руководителя включают большое количество подгрупп обязанностей и прав, которые в совокупности позволяют качественно осуществлять расследование уголовных дел и контроль над ними.

В предыдущем параграфе мы установили, что руководитель следственного органа как участник уголовного процесса обладает широкими полномочиями и высоким уровнем процессуальной самостоятельности, что свидетельствует о важности его роли для уголовного судопроизводства. По смыслу норм статей 5 и 39 УПК РФ руководитель следственного органа является участником уголовного процесса со стороны обвинения. В научной литературе нет единого ответа на вопрос об отнесении руководителя следственного органа к стороне обвинения в уголовном процессе. Так, по мнению В.А. Шабунина, однозначное отнесение руководителя следственного органа к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения не соответствуют сущности реализуемой им процессуальной функции. Деятельность руководителя следственного органа носит бифункциональный характер. Противоположную точку зрения высказывает в своей работе Е.В. Ортиков, по мнению которого руководитель следственного органа должен быть отнесен к стороне обвинения, в связи с тем, что он является должностным лицом органа предварительного следствия. По нашему мнению, позиция В.А. Шабунина является более верной, так как руководитель следственного органа в своей деятельности осуществляет две взаимосвязанные функции: производство предварительного следствия и контроль за ним, причем вторая функция является для данного субъекта основополагающей. Аналогичной точки зрения придерживается и В.П. Божьев, по мнению которого, руководитель следственного органа в уголовном процессе может выступать в двух статусах: как должностное лицо, контролирующее деятельность подчиненных ему следователей, и как орган предварительного следствия. И в том и в другом случае уровень его процессуальной самостоятельности аналогичен тому, что присущ и самому следователю.

Читайте также:  Дают ли квартиры следователям

В части 5 статьи 39 УПК РФ, перечислены должностные лица, обладающие полномочиями руководителя следственного органа, к таким лицам закон относит: председателя Следственного комитета РФ, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета РФ, руководителя следственного органа Следственного комитета по субъекту Российской Федерации, по району, городу, его заместителя, а также руководителя следственного органа такого федерального органа исполнительной власти, как Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ и Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, территориального органа указанного ведомства по субъекту Российской Федерации, району, городу, его заместитель, иной руководитель следственного органа, объем процессуальных полномочий, которого установлен Председателем Следственного комитета РФ, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

Следует четко отделять понятия руководителя следственного органа от руководителя следственной группы (СОГ), они не являются взаимосвязанными, и тем более тождественными. Разница между этими участниками уголовного процесса заключается в содержании их полномочий. Полномочиями руководителя следственного органа не обладает руководитель следственной или следственно-оперативной группы, которая является одним (а не несколькими) органом предварительного расследования. Такой руководитель согласно закону не обладает полномочиями руководителя следственного органа, несмотря на то, что и он в определенной степени занимается контролем над деятельностью входящих в такое организационное образование следователей. Этот субъект уголовного процесса обычно наделен статусом руководителя следственной группы.

Прежде чем говорить о функциях руководителя следственного органа представляется необходимым рассмотреть содержание понятия функция. Функция представляет собой вид деятельности, которая характеризуется общей целевой направленностью, однородностью содержания и методов выполнения. Применительно к теме исследования, под функцией участника уголовного процесса следует понимать деятельность участника уголовного процесса, которая характеризуется целями, содержанием и методами, установленными в УПК РФ. Наиболее системным нам представляется определение Т.Ю. Поповой, по мнению которой под функцией следует понимать направления деятельности конкретного участника уголовного процесса, обусловленные не общими задачами уголовного процесса, а индивидуальным предназначением отдельного субъекта уголовно-процессуальной деятельности, способствующими достижению целей всего уголовного судопроизводства.

В научной литературе существует множество различных мнений по вопросу о функциях руководителя следственного органа. Так, по мнению Т.Ю. Поповой, функции руководителя следственного органа определены стоящими перед ним задачами, к которым в данный период времени относятся: обеспечение своевременности действий следователей по производству предварительного следствия, правильное определение направлений расследования, принятие мер к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам, недопущение нарушений закона, обеспечение дисциплины в следственных подразделениях. По мнению В.А. Шабунина, вид деятельности не может быть функцией субъекта процесса.

С реформой органов предварительного следствия в 2007 году изменились полномочия руководителя следственного органа, и, следовательно, его функциональный статус. В научной литературе существует множество различных классификации функций руководителя следственного органа. Так, по мнению С.В. Лысогорской, функции руководителя следственного органа определяются общими целями уголовного судопроизводства, их следует объединить в две группы: основные и дополнительные. К основной его функции С.В. Лысогорская относит контроль над расследованием уголовных дел следователями, к дополнительным все остальные полномочия, указанные в статье 39 УПК РФ. Интересной является позиция В.А. Михайловой, по мнению которой, все функции руководителя следственного органа необходимо подразделить на две группы: процессуальные и организационно-управленческие, аргументируя это тем, что указанный субъект в одинаковой мере наделен УПК РФ процессуальными и административными функциями.

Наиболее широкую классификацию функций руководителя следственного органа в своей работе представляет Т.Ю. Попова, которая дифференцирует все функции исследуемого субъекта на семь групп, по аналогии с классификацией полномочий, она выделяет следующие функции:

— процессуальное руководство деятельностью следователей;

— контроль за расследованием уголовных дел;

— процессуально-организационное руководство деятельностью следственного подразделения;

— дача согласия на производство следственных действий;

— полномочия, имеющие надзорный характер;

— личное осуществление уголовного преследования;

— организация работы следственного подразделения.

По нашему мнению вышеуказанная классификация функций руководителя следственного органа является наиболее полной и оптимальной, однако, по нашему мнению, данную классификацию следует дополнить разграничением функций в соответствии с их статусом. Так, мы предлагаем дополнительно дифференцировать функции руководителя следственного органа на три группы:

Основная функция руководителя следственного органа заключается в контроле над производством предварительного расследования, процессуальном руководстве. Данной точки зрения придерживается большинство современных процессуалистов, в том числе З.Р. Агаев, А.Г. Халиулин, Н.В. Буланова и другие.

Дополнительные функции руководителя следственного органа призваны обеспечить исполнение основной его функции, в частности это полномочия по контролю над производством следователями предварительного следствия.

Факультативные функции по своей природе являются необязательными для исполнения, и своей целью имеют обеспечение реализации основной и дополнительных функций при наличии такой необходимости. К таким функциям в частности можно отнести организацию работы следственного органа.

По мнению некоторых процессуалистов функции руководителя следственного органа тождественны его полномочиям. Данная точка зрения представляется нам ошибочной в связи с тем, что функция представляет собой вид деятельности, и является более широким понятием, чем полномочия.

На наш взгляд интересной представляется классификаций функций руководителя следственного органа, предложенная Моругиной Н.А. По ее мнению, следует выделять следующие функции:

— контроля над производством предварительного следствия;

Следует отметить, что в настоящее время руководитель следственного органа, как участник уголовного процесса помимо процессуального контроля и руководства деятельностью следователей на предварительном следствии, также реализует и организационные функции. Как отмечает в своей работе Т.Ю. Попова, контрольные и руководящие полномочия расширились, в частности, за счет передачи (или дублирования) руководителю следственного органа части прерогатив прокурора (например, по отмене решений следователя, возвращению дела для дополнительного расследования и т.д.). В этой связи невозможно не указать на новые для исследуемого субъекта направления служебной деятельности, такие как реализация разрешительных полномочий. К таким полномочиям авторы в научной литературе относят: производство следственных действий и избрание мер пресечения, ограничивающих конституционные права граждан; на обжалование решений прокурора) и осуществление прерогатив по надзору за предварительным следствием (в частности, использование права разрешать жалобы на действия следователя). При всем этом законодатель оставил за руководителем следственного органа право самостоятельно осуществлять уголовное преследование и организацию работы следственного подразделения. Данная функция является немаловажной для производства предварительного следствия.

Таким образом, мы установили, что руководитель следственного органа обладает не только широкими полномочиями и функциями по контролю и над предварительным следствием, но и широким кругом организационных и административных обязанностей.

Подводя итоги вышесказанному можно сделать следующие выводы.

Источники:
http://fb.ru/article/395242/polnomochiya-rukovoditelya-sledstvennogo-organa-osnovnyie-obyazannosti-otvetstvennost
http://studbooks.net/1018938/pravo/rol_funktsii_rukovoditelya_sledstvennogo_organa

Читайте также:
Adblock
detector