Как стать следователем в казахстане

Условия поступления на службу в органы внутренних дел

1. На службу в органы внутренних дел (далее — ОВД) принимаются на добровольной основе граждане Республики Казахстан, достигшие восемнадцатилетнего возраста, способные по своим личным, моральным, деловым, профессиональным качествам, состоянию здоровья и физическому развитию, уровню образования выполнять возложенные на них должностные обязанности.

2. На службу в ОВД не может быть принято лицо:

1) признанное в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

2) в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии имеющее заболевание, препятствующее выполнению должностных полномочий;

3) отказавшееся принять на себя ограничения, установленные законом, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию его статуса и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах;

4) которое в течение трех лет перед поступлением на правоохранительную службу привлекалось к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения;

5) на которое в течение года перед поступлением на правоохранительную службу налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение;

6) на которое в течение трех лет до поступления на правоохранительную службу за совершение коррупционного правонарушения налагалось в судебном порядке административное взыскание;

7) совершившее коррупционное преступление;

8) уволенное с работы за совершение коррупционного правонарушения;

9) ранее судимое или освобожденное от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, а также уволенное по отрицательным мотивам с государственной службы, из иных правоохранительных органов, судов и органов юстиции.

3. Непредставление или искажение сведений, указанных в пункте 2, является основанием для отказа в приеме на службу.

4. Поступление на службу в ОВД осуществляется при условии прохождения гражданами обязательной специальной проверки.

5. Принимаемые на службу в ОВД граждане в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование в военно-врачебных комиссиях для определения пригодности к службе.

7. Прием на службу в ОВД осуществляется путем назначения на должность, в том числе путем заключения контракта для лиц, поступивших на очную форму обучения в организации образования МВД.

8. Прием на службу в ОВД оформляется приказами руководителей или уполномоченных руководителей. Приказ объявляется лицам рядового и начальствующего состава под роспись.

10. Военнообязанные, назначенные на должности рядового и начальствующего состава или зачисленные в кадры правоохранительных органов, включая курсантов и слушателей организаций образования МВД, снимаются в установленном порядке с воинского учета и ставятся на специальный учет ОВД.

11. На должности рядового и младшего начальствующего состава ОВД принимаются граждане в возрасте не старше двадцати пяти лет, среднего и старшего начальствующего состава — не старше тридцати пяти лет, имеющие соответствующее образование и прошедшие срочную военную службу, а также граждане, освобожденные или имеющие отсрочку от призыва на срочную военную службу в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Читайте также:  Как проводится допрос следователем

12. На должности рядового и младшего начальствующего состава принимаются граждане или назначаются сотрудники, имеющие образование не ниже среднего, в зависимости от квалификационных требований к категориям должностей ОВД.

На должности среднего начальствующего состава принимаются граждане или назначаются сотрудники, имеющие техническое и профессиональное, послесреднее, высшее образование, в зависимости от квалификационных требований к категориям должностей правоохранительного органа.

13. Граждане призывного возраста, подлежащие призыву на срочную воинскую службу, могут быть приняты на должности среднего и старшего начальствующего состава только при наличии высшего образования.

14. На должности старшего и высшего начальствующего состава принимаются граждане или назначаются сотрудники, имеющие высшее образование.

Полномочия следователя неотделимы от его функции предварительного следствия, кроме того, они должны рассматриваться во взаимосвязи с процессуальным положением начальника следственного отдела.

В соответствии с ч. 1 ст.64 УПК РК следователь — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу в пределах своей компетенции: следователь органов внутренних дел, следователь органов национальной безопасности и следователь органов финансовой полиции.

Анализ п. 14 ст.7 УПК РК, гласящего, что органы уголовного преследования — это прокурор (государственный обвинитель), следователь, орган дознания, дознаватель, свидетельствует о юм, ч го процессуальное положение следователя необходимо (пи I им 11. с понятием органа уголовного преследования.

Основное назначение следователя заключается в расследовании дела.

Таким образом, процессуальное положение следователя обусловлено его функциями в уголовном судопроизводстве, где в качестве последних выступают:

  • 1) рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях (ст. ст. 183,184 УПК РК);
  • 2) исследование обстоятельств дела (ст. ст. 24, 124 УПК);
  • 3) привлечение лица в качестве обвиняемого (ст. 206 УПК РК):
  • 4) обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, и исполнения приговора в части конфискации имущества (ст. ст. 162—171 УПК РК);
  • 5) пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления (ст. ст. 8, 36, 204 УПК РК);
  • 6) розыск обвиняемых, место нахождения которых неизвестно(ст. 267 У ПК РК);
  • 7) разрешение уголовных дел при наличии законных основании к их прекращению на досудебных стадиях (ст.269 УПК РК).

Реализация совокупности названных функций следователем имеет следующие особенности:

  • 1. Результаты выполнения предыдущих функций отражаются на характере реализации последующих функций. Так, рассмотрение заявлений и сообщений о преступлении может быть реализовано в двух формах:
    • а) возбуждение уголовного дела;
    • б) отказ в возбуждении уголовного дела.
Читайте также:  В чем заключается сущность следственного осмотра

Если имело место возбуждение уголовного дела, то далее наступает необходимость реализации следующей функции исследования обстоятельств дела и т.д. Если имел место отказ в возбуждении уголовного дела, то это одновременно означает отказ от выполнения всех иных процессуальных функций.

  • 2. Реализация функций может иметь место при условии взаимодействий следователя с иными участниками процесса. Характер взаимодействия зависит от статуса участника правоотношении. Так, исследование обстоятельств дела может потребовать экспертной оценки следов преступления, что означает включение в круг участников эксперта, чей статус строго определен Законом. Характер взаимодействия следователя и эксперта в процессуальном праве отличается от взаимодействия, скажем, следователя и специалиста.
  • 3. Предпосылкой выполнения следователем его функций является наделение всех участников процесса правами и возложение на них обязанностей.
  • 4. Закон предусматривает обязательность выполнения предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами законных требований следователя.

Принцип процессуальной самостоятельности и ответственности следователя.

Сущность этого принципа заключается в том, что:

  • — следователь вправе возбудить уголовное дело и расследовать его в полном объеме;
  • — все решения о направлении следствия и производства следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора (ст. 64 УПК РК);
  • — следователь несет полную ответственность за законность и своевременность принятых решений о производстве следственных действий;
  • — следователь может вносить представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и других нарушений закона (ст.204 УПК РК);
  • — поручает производство следственных и оперативно-розыскных действий органам дознания, привлекает их к участию и следственных действиях;
  • — следователь оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности.

Самостоятельность следователя не носит абсолютного характера (например; указания начальника следственного отдела или прокурора, данные ими в соответствии с законом, обязательны для следователя).

1. Следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять досудебное расследование по уголовному делу в пределах своей компетенции: следователь органов внутренних дел, следователь органов национальной безопасности, следователь антикоррупционной службы и следователь службы экономических расследований, а также прокурор в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Следователь вправе своим постановлением принять дело к своему производству, осуществлять по нему предварительное следствие и выполнять все следственные действия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. Следователь обязан принимать все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им уголовного правонарушения, путем квалификации деяния подозреваемого, избрания ему в соответствии с настоящим Кодексом меры пресечения, составления обвинительного акта с изложением обстоятельств уголовного правонарушения, описанием собранных доказательств.

Читайте также:  Что проверяет следственный комитет в школе

В предусмотренных настоящим Кодексом случаях следователь уведомляет прокурора об установлении обстоятельств, позволяющих заключить процессуальное соглашение. При наличии предусмотренных настоящим Кодексом оснований следователь применяет приказное производство.

4. В целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества следователь обязан принять меры к установлению имущества подозреваемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за его действия.

5. При производстве расследования по уголовным делам следователь обязан принять меры также к установлению имущества, добытого преступным путем либо приобретенного на средства, добытые преступным путем, переданного в собственность других лиц.

6. Следователь вправе в любой момент своим постановлением принять дело к производству и приступить к его расследованию, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий.

7. Все решения при производстве досудебного расследования следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение согласия прокурора, санкции суда или решения суда, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение. Незаконное вмешательство в деятельность следователя влечет уголовную ответственность.

Постановление по уголовному делу, вынесенное следователем в пределах своих полномочий, а также поручения и указания в ходе досудебного расследования по уголовному делу подлежат обязательному исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами.

8. В случае несогласия следователя с процессуальными решениями, действиями (бездействием) прокурора по расследуемому делу он вправе обжаловать их вышестоящему прокурору.

Обжалование процессуальных решений, действий (бездействия) прокурора вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

9. По расследуемым им делам следователь имеет право знакомиться с материалами дел оперативного учета и негласных следственных действий органов дознания, относящимися к расследуемому делу, истребовать их для приобщения в установленном настоящим Кодексом порядке к данному делу, давать органам дознания обязательные для исполнения поручения и указания о производстве розыскных, следственных и негласных следственных действий и требовать от них содействия в производстве следственных действий.

Сноска. Статья 60 с изменениями, внесенными законами РК от 07.11.2014 № 248-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 11.07.2017 № 91-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 21.12.2017 № 118-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Источники:
http://studwood.ru/1510507/pravo/sledovatel
http://kodeksy-kz.com/ka/ugolovno-protsessualnyj_kodeks/60.htm

Читайте также:
Adblock
detector