Как правило неотложное следственное действие производит

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

2. Неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса;

3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 200.2, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Комментарий к Ст. 157 УПК РФ

1. Комментируемая статья закрепляет совокупность правовых норм о подследственности органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Сущность деятельности органов дознания по таким делам заключается в возбуждении дела и производстве неотложных следственных действий, а компетенция каждого из органов определяется следующим образом:

а) органы Федеральной службы безопасности в лице своих оперативных подразделений, выполняющих функцию дознания, возбуждают уголовные дела и производят неотложные следственные действия при обнаружении признаков тех преступлений, предварительное следствие по которым будет производиться следователями того же самого ведомства (ФСБ) (см. текст пункта 2 части второй статьи 151 УПК и комментарий к нему);

б) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов возбуждают уголовные дела и в качестве органов дознания производят неотложные действия по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, т.е. по делам о преступлениях, подследственных следователям военной прокуратуры, которым такие дела направляются после производства по ним дознания вышеперечисленными военачальниками;

в) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, в том числе исправительных колоний, возбуждают уголовные дела и производят неотложные следственные действия по поводу преступлений против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками данных учреждений, а равно преступлений, совершенных в расположении указанных учреждений, с последующим направлением уголовных дел, как правило, следователям прокуратуры;

г) дознаватели органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ вправе возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия по поводу преступлений против здоровья и общественной нравственности населения, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, производство следствия по которым относится к компетенции следователей данного правоохранительного ведомства (ФСКН России), т.е. о незаконном изготовлении, приобретении, хранении, перевозке, пересылке либо сбыте наркотических средств и психотропных веществ и др. (см. пункт 5 части второй статьи 151 УПК и комментарий к нему);

д) капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, а также дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации возбуждают уголовные дела о преступлениях, непосредственно связанных с деятельностью подчиненных (см. текст части третьей статьи 40 УПК и комментарий к ней), и в связи с удаленностью от традиционных органов расследования производят следственные действия по ним.

2. По всем другим преступлениям, требующим производства предварительного следствия, уголовное дело вправе и обязаны возбудить и неотложные следственные действия произвести дознаватели органов внутренних дел (см. пункт 1 части третьей статьи 151 УПК). Данное обстоятельство еще раз свидетельствует о том, что органы внутренних дел несут на своих плечах основную тяжесть не только следственной работы, но и работы по дознанию, причем как по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, так и по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

3. После производства неотложных следственных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан предоставить уголовное дело по подследственности руководителю соответствующего следственного органа, который должен решить вопрос о его дальнейшем движении. Он может поручить производство предварительного следствия следователю в соответствии с правилами подследственности, принять к своему производству или прекратить уголовное дело. Однако возвращение его органу дознания для производства дополнительных следственных действий за рамками десятидневного срока законом не предусмотрено.

Читайте также:  Был ли такой следователь черкасов

4. Основной смысл первоначального этапа расследования по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, заключается в том, что уголовное дело на относительно короткий срок (не свыше упомянутых десяти суток) оказывается в руках органа, располагающего не только уголовно-процессуальными, но и оперативно-розыскными, а также (применительно, например, к органам Федеральной службы безопасности и полиции) мощными административно-правовыми возможностями, техникой, вооруженными и специально обученными людьми, способными выполнять сложнейшие задачи по розыску и задержанию подозреваемых, а также иные мероприятия, которые в современных условиях приближаются по своему характеру к боевым операциям. Если в результате дознания лицо, совершившее преступление, установлено и задержано, орган дознания взаимодействует со следователем, которому поручено дальнейшее производство по делу, только по его поручению, выполняя следственные и оперативно-розыскные мероприятия. Если же до окончания дознания и направления дела прокурору лицо, совершившее преступление, осталось неизвестным, иначе говоря, преступление раскрыть не удалось, орган дознания вправе самостоятельно применять для решения этой задачи весь арсенал находящихся в его распоряжении законных оперативно-розыскных мер, периодически уведомляя следователя о результатах.

5. В УПК РСФСР 1960 г. (ст. 119), теории и практике прошлых лет производство неотложных следственных действий органом дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, именовалось дознанием. Такое название имело и имеет очевидный смысл не только потому, что это деятельность органов дознания, но и потому, что оно соответствует исторически сложившемуся содержанию дознания (прежде всего — дознания полицейского (милицейского)). В этом отношении творцы судебно-правовой реформы пошли на решительный разрыв с прошлым, по крайней мере в терминологическом отношении, переведя вопрос из плоскости темы о формах предварительного расследования в плоскость общих условий предварительного расследования. Между тем речь идет вовсе не об условиях, а о важнейшей, коренной проблеме соотношения дознания и следствия (форм предварительного расследования).

В уголовном процессе дознание является одной из форм расследования. Оно призвано содействовать отправлению правосудия и по своей сути является процессуальной деятельностью. Это значит, что все мероприятия и принимаемые решения должны соответствовать УПК.

Задача руководства правоохранительных органов состоит в такой организации работы подчиненных служащих, чтобы дела, расследуемые в рамках предварительного следствия, возбуждались преимущественно следователями. Вместе с тем от оперативности в деятельности уполномоченных подразделений зависят своевременное выявление и закрепление доказательств, установление и изобличение лиц, виновных в преступлениях, максимальное сокращение промежутка между совершением посягательства и вынесением приговора.

При установлении признаков преступления, по которому обязательно проведение предварительного следствия, в порядке, закрепленном 146 статьей УПК, возбуждается уголовное дело органом дознания. Производство неотложных следственных действий при этом является неотъемлемой частью работы сотрудников правоохранительных структур. Общие правила их проведения закреплены в ст. 157 УПК. Далее рассмотрим, какие неотложные следственные действия существуют и как они выполняются.

Общие сведения

Необходимость в выполнении органом дознания неотложных следственных действий возникает в случаях, когда у следователя отсутствует возможность своевременно начать расследование. На практике нередки ситуации, когда служащий возбуждает неподследственное ему дело. В таких случаях он также осуществляет неотложные следственные действия. По УПК РФ, после их выполнения следователь должен передать дело прокурору. Тот, в свою очередь, обязан направить материалы по подследственности.

Определение

Понятие «следственное действие» используется в УПК порядка 40 раз. Но в нормах Кодекса это определение не раскрыто. Представляется, что законодатель рассматривает следственные действия в качестве разновидности процессуальной деятельности, направленной на собирание и проверку доказательств.

Дознанием признается выполнение оперативно-розыскных мероприятий «по горячим следам». Оно обусловлено необходимостью быстро пресечь преступление в момент совершения либо непосредственно после совершения. Дознание предполагает обычно задержание подозреваемых и выполнение прочих неотложных следственных действий. Эти мероприятия, выполненные оперативно, позволяют обнаружить, сохранить и закрепить доказательства. Их эффективность имеет особое практическое значение для работы правоохранительных органов.

Неотложные следственные действия – это мероприятия, которые выполняет орган дознания после возбуждения дела, предварительное следствие по которому является обязательным. Направлены они на выявление и фиксацию следов преступления, доказательств, закрепление, изъятие и исследование которых должно быть осуществлено незамедлительно.

Надо отметить, что, в отличие от ранее действовавшего УПК, современный Кодекс не устанавливает перечень неотложных следственных действий. Это означает, что в качестве них могут быть признаны любые оперативно-розыскные мероприятия, выполненные «по горячим следам».

Критерий оперативности

Для проведения органом дознания неотложных следственных действий должен существовать риск утраты или порчи доказательств, сокрытия подозреваемых. Как можно скорее после получения информации о совершении посягательства необходимо провести осмотр места, трупа, освидетельствование, допрос, обыск.

Неотложные следственные действия – это такие мероприятия, выполнение которых может обеспечить получение большого объема сведений. К примеру, оперативно необходимо провести допрос потерпевшего или очевидца события. Если преступлением нанесен имущественный ущерб, на начальной стадии расследования необходимо запланировать меры, направленные на его возмещение. В качестве них могут выступать обыск у подозреваемого, арест его имущества, поиск похищенных ценностей и пр.

Важный момент

Выполнение оперативных мероприятий не должно подменять предварительное следствие. Неотложные следственные действия осуществляются при наличии соответствующей необходимости. Орган дознания не вправе выполнять мероприятия, не являющиеся неотложными. Он также не может осуществлять процессуальные действия, которые могут предопределить ход расследования и могут совершаться исключительно следователем. Речь, в частности, о предъявлении обвинения, избрании меры пресечения, прекращении/приостановлении производства, составлении обвинительного заключения и пр.

Читайте также:  Выдают ли оружие следователям следственного комитета

Полномочия дознавателей

Орган дознания может выполнять не только неотложные следственные действия по уголовным делам, возбужденным им, а также осуществлять необходимые оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные законом. Соответствующие полномочия возлагаются на сотрудников подразделения руководителем. При этом следует учесть, что производство неотложных следственных действий не допускается лицом, осуществляющим в рамках этого же дела оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель наделяется полномочиям по самостоятельному выполнению следственных и прочих процессуальных мероприятий, принятию решений. Исключением являются случаи, когда на это необходимо согласие руководителя, санкция прокурора или судебное решение. Соответствующее правило вытекает из положений статей 20, 144-146, 145, 165 УПК.

Неотложные следственные действия включают в себя встречи уполномоченного служащего с подозреваемым. Однако для этого необходимо получить письменное разрешение сотрудника, в производстве которого находится дело.

Компетенция органов дознания

Производство неотложных следственных действий обуславливается функциями соответствующего органа и правилами персональной и предметной подследственности. В случаях, закрепленных пунктами 4, 5 второй части 157-й статьи УПК, учитывается и место совершения посягательства.

Производство неотложных следственных действий дознавателями ОВД допускается по всем делам, расследуемым следователями ОВД. Служащие органов по контролю оборота наркотических и психотропных веществ осуществляют оперативные мероприятия по преступлениям, подследственным им (статьи 229, 228.2 УК, например).

Проведение неотложных следственных действий Таможенными органами допускается по делам, предусмотренным частями 2-4 ст. 188, а также статьями 190, 193, 189 УК.

Командиры воинских соединений и частей, начальники военных гарнизонов и учреждений осуществляют оперативные мероприятия по преступлениям, совершенным военнослужащими, гражданами, находящимися на сборах, лицами из числа гражданского персонала ВС, иных войск, формирований в связи с выполнением ими их служебных обязанностей либо в расположении гарнизона, учреждения, части, соединения.

Руководители учреждений УИС вправе выполнять неотложные действия по посягательствам на установленный порядок несения службы, совершенных работниками этих учреждений, а также иными лицами, находившимися на их территории.

Специальные субъекты

Согласно УПК, неотложные следственные действия могут осуществляться должностными лицами, не отнесенными непосредственно к органам дознания, но на которых в определенных случаях возлагаются соответствующие полномочия. В число таких лиц, согласно части 3 40-й статьи Кодекса, включены:

  1. Капитаны судов (морских, речных), находящиеся в дальнем плавании.
  2. Руководители зимовок, геологоразведочных партий, расположенных в отдаленных районах.
  3. Главы диппредставительств и консульств РФ.

Указанные должностные лица могут возбуждать дела, выполнять неотложные действия при условии незамедлительного уведомления об этом прокурора. Постановления и материалы передаются в прокуратуру при появлении первой реальной возможности.

Особенности проведения неотложных действий

Они связаны со спецификой процессуальной деятельности органов дознания по преступлениям, предварительное расследование по которым обязательно и необязательно. В отличие от второго вида деятельности, при первой уполномоченные структуры вправе выполнять исключительно неотложные действия.

Как выше говорилось, в современном УПК перечень рассматриваемых мероприятий отсутствует. По мнению многих юристов, это решение законодателя представляется оправданным. Однако, как считают некоторые специалисты, нельзя признавать неотложными действиями, связанные с принятием юридически значимых решений по делу и совершение которых допускается только после привлечения гражданина в качестве обвиняемого.

Последовательность и срок неотложных следственных действий будет зависеть от характера и специфики посягательства. Они устанавливаются должностным лицом, ведущим расследование. В одном случае целесообразно провести сначала осмотр места предполагаемого преступления, в другом – допрос потерпевшего, например. Это положение применимо и к неотложным действиям, осуществляемым дознавателем.

Процессуальные основания

В некоторых случаях проведение оперативных мероприятий сопровождается реализацией принудительных мер. К примеру, это может быть ущемление в рамках закона имущественных, личных прав граждан и юрлиц. Безусловно, решение о применении таких мер должно быть обосновано и правомерно.

К примеру, если необходимо выполнить осмотр трупа, обыск, выемку, освидетельствование, то следователь обязан вынести соответствующее постановление. Для осмотра жилища вопреки воле проживающих в нем граждан, выемки или обыска (личного в том числе), кроме случаев, закрепленных 93-й статьей УПК, изъятия документов и предметов, содержащих сведения о вкладах, банковских счетах, наложения на корреспонденцию ареста, получения разрешения на ее осмотр и изъятие, контроль и запись телефонных разговоров необходимо судебное решение. При этом закон предусматривает и исключения.

По положениям 5-й части 165-й статьи Кодекса, осмотр, обыск, выемка в жилище, личный обыск, не терпящие отлагательств, могут быть произведены без получения судебного решения. Однако такие мероприятия уполномочен выполнять только следователь. Соответствующее правило вытекает из положений пункта 1 части 3 41-й статьи УПК. Согласно норме, дознаватель наделяется полномочиями самостоятельно выполнять следственные и другие процессуальные действия, принимать решения, кроме случаев, когда на это требуется санкция прокурора, разрешение руководителя органа дознания или судебное решение. Соответственно, мероприятия, предусмотренные в п. 4-9 ч. 2 ст. 29 Кодекса, неотложными считать нельзя.

Очная ставка

Это следственное действие в некоторых случаях считают неотложным. Однако это не совсем так. Очной ставкой называют допрос двух лиц в присутствии друг друга. Это следственное действие необходимо в том случае, если лица ранее дали противоречивые показания относительно одних и тех же обстоятельств дела. Очная ставка призвана устранить эти противоречия. Вопрос об их существенности решается лицом, осуществляющим расследование. При этом служащий принимает во внимание оценку имеющихся доказательств, сопоставляет их с показаниями граждан, между которыми будет проводиться очная ставка.

Существенными считаются противоречия в показаниях с разноречивыми сведениями, относящимися к обстоятельствам, составляющим предмет доказывания и важным для осуществления правильной оценки имеющихся материалов (к примеру, о взаимоотношениях между обвиняемым и потерпевшим). Нередко существенно противоречивыми считаются данные, полученные на допросах разных граждан, по поводу действий жертвы преступления, обвиняемого, свидетеля, подозреваемого до и после деяния.

Читайте также:  За что сажают в следственный изолятор

Приведенные сведения об очной ставке не позволяют отнести ее к неотложным действиям.

Следственный эксперимент

Его также нельзя отнести к неотложным действиям. Следственный эксперимент позволяет проверить фактические сведения, которые были получены при допросе обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, при предъявлении для опознания, осмотре места преступления и иных мероприятий.

Перед предъявлением для опознания проводится предварительный допрос гражданина. Его осуществление является одной из предпосылок для принятия верного решения о целесообразности и эффективности других процессуальных мероприятий. Как указывает ВС, следует считать грубым нарушением уголовно-процессуальных норм упущение следователя, предварительно не допросившего потерпевшего об особенностях и приметах субъектов, опознание которых производится. Предъявление для опознания, таким образом, нередко становится неотложным следственным действием, что противоречит порядку расследования.

Допрос

Это следственное действие, как выше уже говорилось, входит в число неотложных. Суть допроса в том, чтобы установить, сохранился ли образ объекта, который будет предъявлен для опознания, и если сохранился, то в каком объеме, т. е. какие именно признаки потерпевший или очевидец хорошо помнит и сможет ли указать на них. При этом по умолчанию предполагается, что допрашиваемый гражданин наблюдал объект в связи с преступлением. Если он говорит о том, что не помнит предмет или лицо, то и предъявлять его для опознания смысла нет.

Проверка показаний

Это следственное действие направлено на установление новых фактов, имеющих доказательственное значение для дела. Представляется, что проверка показаний не может использоваться для «закрепления» полученной информации посредством простого воспроизведения сведений, полученных ранее во время допроса.

Учитывая, что данное действие следует за взятием показаний, неотложным его назвать нельзя. Проверка информации должна быть всесторонней и тщательной.

Заключение

Далеко не все мероприятия, проводимые дознавателем, несмотря на их доказательственное значение, охватываются понятием неотложных следственных действий. Законодательство значительно ограничивает полномочия должностного лица. Это, по мнению одних юристов, негативно отражается на ходе расследования. Вместе с тем, как полагают другие специалисты, разграничение процессуальных полномочий между следователем и дознавателем необходимо для обеспечения эффективной работы правоохранительных органов, своевременного установления обстоятельств преступления, выявления граждан, причастных к нему.

Многие эксперты считают, что для получения высоких показателей при осуществлении расследования необходимо откорректировать формулировку 157-й статьи, регламентирующей производство неотложных действий. По мнению этих авторов, норму следует изложить так:

«При выявлении признаков преступления, выполнение предварительного следствия по которому обязательно, органом дознания по правилам, закрепленным ст. 146 УПК, возбуждается дело и производятся неотложные действия. В качестве них допускаются следственные мероприятия, предусмотренные пунктами 4-9 и 11 2-й части 29-й статьи, ст. 181, 191-194 Кодекса».

Такая формулировка, как полагают специалисты, позволит реализовать полномочия, которыми наделены дознаватели, в полном объеме. Это, в свою очередь, несомненно положительно отразится на показателях эффективности борьбы с уголовными посягательствами.

При выполнении неотложных действий дознавателям надлежит руководствоваться процессуальным законодательством, а также иными нормативными актами, регламентирующими осуществление оперативно-розыскных мероприятий. Необходимо помнить, что доказательственное значение будут иметь только те факты, которые выявлены в соответствии с действующими нормами. Если установленный порядок будет нарушен (к примеру, отсутствует санкция вышестоящего должностного лица), полученные материалы не могут быть приобщены к делу, даже если они прямо доказывают причастность лица к противоправному деянию.

Неотложные следственные действия — действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, производит дознание (ст. 149 УПК).

Общие правила производства всех следственных действий

Следственные действия представляют собой определенную систему. В систему следственных действий в уголовном судопроизводстве входят:

1) задержание лица, подозреваемого в совершении преступления;

2) осмотр (любые виды следственного осмотра);

4) допрос участников уголовного судопроизводства;

6) предъявление для опознания;

9) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка;

10) контроль и запись телефонных и иных переговоров;

11) следственный эксперимент;

12) проверка показаний на месте;

13) назначение и производство судебной экспертизы.

Эксгумация — извлечение трупа из места захоронения выступает в качестве средства обеспечения производства его повторного (или дополнительного) осмотра и возможного в дальнейшем его экспертного исследования. Очевидно, что само по себе извлечение трупа из мест захоронения не дает никаких доказательств по уголовному делу.

Получение образцов для сравнительного исследования — отобрание различных объектов жизнедеятельности человека является средством обеспечения производства судебных экспертиз, в основе которых лежат сравнительные исследования.

Собственно наложение ареста на почтово-телеграфные отправления — задержание почтово-телеграфных отправлений и незамедлительное уведомление об их поступлении следователя или дознавателя представляют собой действия, обеспечивающие осмотр и выемку отправлений, в результате производства которых в уголовном процессе появляются доказательства.

Наложение ареста на имущество — запрет на использование и распоряжение имуществом выступает только в качестве средства обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий и возможной конфискации.

Процессуальный порядок производства следственных действий объективно обусловлен их сущностью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:
http://fb.ru/article/379979/neotlojnyie-sledstvennyie-deystviya—eto-ponyatie-vidyi-i-proizvodstvo
http://studopedia.ru/8_154479_ponyatie-neotlozhnih-sledstvennih-deystviy-i-poryadok-ih-proizvodstva.html

Читайте также:
Adblock
detector