Как построить причинно следственную диаграмму

Диаграмма Исикавы дает возможность выявить ключевые параметры процессов, влияющие на характеристики изделий, установить причины проблем процесса или факторы, влияющие на возникновение дефекта в изделии. В том случае, когда над решением проблемы работает группа специалистов, причинно-следственная диаграмма помогает группе достичь общего понимания проблемы. Также, с помощью диаграммы Исикавы можно понять, каких данных, сведений или знаний о проблеме недостает для ее решения и тем самым сократить область принятия необоснованных решений.Когда строится диаграмма Исикавы, причины проблем распределяют по ключевым категориям. В качестве таких категорий выступают – человек, методы работы (действий), механизмы, материал, контроль и окружающая среда. Количество категорий при построении диаграммы можно уменьшать в зависимости от рассматриваемой проблемы. Диаграмма с максимальным количеством категорий называется диаграмма типа 6М.

Рекомендуем приобрести :

Все причины, связанные с исследуемой проблемой детализируются в рамках этих категорий:

  • причины, связанные с человеком включают в себя факторы, обусловленные состоянием и возможностями человека. Например, это квалификация человека, его физическое состояние, опыт и пр.
  • причины, связанные с методом работы заключают в себе то, каким образом, выполняется работа, а также все, что связано с производительностью и точностью выполняемых операций процесса или действий.
  • причины, связанные с механизмами – это все факторы, которые обусловлены оборудованием, машинами, приспособлениями, используемыми при выполнении действий. Например, состояние инструмента, состояние приспособлений и т.п.
  • причины, связанные с материалом – это все факторы, которые определяют свойства материала в процессе выполнения работы. Например, теплопроводность материала, вязкость или твердость материала.
  • причины, связанные с контролем – это все факторы, влияющие на достоверное распознавание ошибки выполнения действий.
  • причины, связанные с внешней средой – это все факторы, определяющие воздействие внешней среды на выполнение действий. Например, температура, освещенность, влажность и т.п.

Диаграмма Исикавы может быть построена следующим образом:

1. Определяется потенциальная или существующая проблема, требующая разрешения. Формулировка проблемы размещается в прямоугольнике с правой стороны листа бумаги. От прямоугольника влево проводится горизонтальная линия.

2. По краям листа с левой стороны обозначаются ключевые категории причин, влияющих на исследуемую проблему. Количество категорий может изменяться в зависимости от рассматриваемой проблемы. Как правило, используются пять или шесть категорий из приведенного выше списка (человек, методы работы, механизмы, материал, контроль, окружающая среда).

6. Выявляются наиболее значимые и важные причины, влияющие на исследуемую проблему. С этой целью может использоваться диаграмма Парето. По значимым причинам проводится дальнейшая работа, и определяются корректирующие или предупреждающие мероприятия.

Пример

Диаграмма Исикавы построена для определения причин неравномерной толщины покрытия, наносимого гальваническим способом на металлические детали.

Исследуемая проблема – неравномерность толщины покрытия. Причины распределяются по пяти ключевым категориям – человек, метод, материал, механизмы, контроль.

Наиболее значимые причины выделены красным цветом.

Диаграмма Исикавы обладает следующими преимуществами:

  • позволяет графически отобразить взаимосвязь исследуемой проблемы и причин, влияющих на эту проблему;
  • дает возможность провести содержательный анализ цепочки взаимосвязанных причин, воздействующих на проблему;
  • удобна и проста для применения и понимания персоналом. Для работы с диаграммой Исикавы не требуется высокая квалификация сотрудников, и нет необходимости проводить длительное обучение.

К недостаткам данного инструмента качества можно отнести сложность правильного определения взаимосвязи исследуемой проблемы и причин в случае, если исследуемая проблема является комплексной, т.е. является составной частью более сложной проблемы. Другим недостатком может являться ограниченное пространство для построения и прорисовывания на бумаге всей цепочки причин рассматриваемой проблемы. Но данный недостаток может быть преодолен, если диаграмма Исикавы строится с применением программных средств.

Диаграмма Исикавы представляет собой один из семи простых инструментов управления качеством. При помощи использования этого метода можно найти узкие места в производственном процессе, определить их причины и следствия.

Из истории

К. Исикава являлся японским исследователем в области качества. В середине ХХ века он занялся методами управления качества и их активным внедрением на японские предприятия.

Им был предложен новый графический метод управления качеством, названный причинно-следственной диаграммой или диаграммой Исикавы, который также называют «рыбьей костью» или «рыбьим скелетом».

Данный метод, относящийся в ряду простых инструментов обеспечения качества, знают в Японии все — от школьника до президента фирмы.

Первоначально Исикава ввел для своей диаграммы правило «шести М» (все слова на английском языке, которые обуславливают производственные причины, приводящие к различным результатам, начинаются на букву «М»): люди (man), материал (material), оборудование (machine), метод (method), менеджмент (management), измерение (measurement).

Сегодня причинно-следственная диаграмма Исикавы используется не только для анализа качества, но и в иных областях, в связи с чем причины первого порядка могут быть уже иными.

Использование метода

Данный метод может использоваться для выявления причин появления каких-либо проблем, с целью осуществления анализа бизнес-процессов на предприятии, при необходимости проведения оценки соотношения связей «причины-следствие». Как правило, диаграмма Исикавы рождается при командном обсуждении какой-либо проблемы, проведенного методом «мозгового штурма».

Классификация причин, образующих «скелет» диаграммы

Диаграмма Исикавы состоит из центральной вертикальной стрелки, которая собственно и представляет следствие, и подходящих к ней крупных «ребер», которые называют причинами первого порядка. К этим «ребрам» подходят стрелки поменьше, называемые причинами второго порядка, к ним — еще более мелкие — причины третьего порядка. Такое «ветвление» может осуществляться очень долго, вплоть до причин n-го порядка.

Применение метода мозгового штурма при построении диаграммы

Для того чтобы построить диаграмму Исикавы, необходимо вначале обсудить с коллективом существующую проблему и какие наиболее важные факторы на нее влияют.

Метод мозгового штурма или мозговой атаки предполагает, что в обсуждении участвуют не только работники определенного предприятия, но могут принимать участие и иные лица, поскольку они имеют «незамыленный глаз» и подходят к решению проблемы с неожиданной стороны.

Если в ходе первого этапа обсуждения не удается достичь консенсуса по поводу причин, вызывающих определенное следствие, то проводится столько этапов, сколько понадобится для выявления основных факторов.

В процессе обсуждения никакие идеи не отбрасываются, все они тщательно фиксируются и обрабатываются.

Порядок построения

Построение диаграммы Исикавы включает в себя несколько этапов. Первый — правильная формулировка проблемы:

  • Она записывается в центре по вертикали листа и с выравниванием по правому краю по горизонтали. Как правило, надпись заключают в прямоугольник.
  • К проблеме-следствию подводят причины первого порядка, которые также преимущественно помещают в прямоугольники.
  • К причинам первого порядка подводят стрелками причины второго порядка, к которым, в свою очередь, подводят причины третьего порядка и так до того порядка, который был определен в ходе мозгового штурма.

Как правило, диаграмма должна иметь название, дату составления, объект исследования. Для того чтобы определить какие причины относятся к первому порядку, а какие — ко второму и т. д. необходимо осуществлять их ранжирование, которое может проводиться в ходе мозговой атаки или с помощью математического аппарата.

Анализ причин брака изделия

Рассмотрим диаграмму Исикавы на примере анализа причин брака изделия.

В данном случае в качестве следствия (проблемы) выступает производственный брак.

При проведении мозгового штурма были определены различные причины, влияющие на брак изделия. В результате достижения консенсуса участниками проведения мозговой атаки все причины были ранжированы, отброшены малозначительные и оставлены наиболее важные факторы.

К причинам первого порядка были отнесены материалы, оборудование, комплектующие, труд, условия труда и технология.

На них непосредственное влияние оказывают причины второго порядка: примеси, влажность, доставка, точность, контроль, хранение, воздушная среда, рабочее место, культура производства, возраст станка, обслуживание, дисциплина, квалификация, опыт, инструмент, средства измерения, технологическая дисциплина, документация, оснастка (ее наличие).

На причины второго порядка влияют причины третьего порядка, к которым отнесли температуру, влажность хранения, приемку при контроле, освещенность и шум на рабочем месте, качество оснастки.

Все эти причины разнесены по соответствующим местам и построена диаграмма Исикавы. Пример приведен на рисунке. При этом нужно понимать, что причины другой группой могут быть выделены иные.

Основной вопрос при построении диаграммы

Любая диаграмма Исикавы при ее анализе должна сопровождаться вопросом «Почему?». Сначала задаем этот вопрос по отношению к проблеме: «Почему возникла данная проблема?» Отвечая на этот вопрос, можно выявить причины первого порядка. Далее, задаем вопрос «Почему?» по отношению к каждой из причин первого порядка и, таким образом, выявляем причины второго порядка и т. д. Также обычно не выделяют, но по отношению к причинам третьего порядка и далее правильнее уже задавать вопрос не «Почему?», а «Что?» или «Что именно?»

Научившись отвечать на эти вопросы по приведенным примерам диаграммы Исикавы, вы научитесь ее строить самостоятельно.

Рассмотрение проблемы «Разброс в деталях»

Рассмотрим диаграммы Исикавы на примере предприятия.

Промышленное предприятие, занимающееся выпуском каких-либо деталей, зачастую сталкивается с проблемой разброса размеров деталей.

Для разрешения этой проблемы необходимо собрать технологов, рабочих, поставщиков, менеджеров, инженеров, можно пригласить иных лиц, которые будут способствовать нахождению подходов, которые не предусматриваются специалистами своего дела.

При хорошо проведенном анализе мало выявить только факторы, вызывающие возникновение проблемы, их необходимо правильно проранжировать. Это может осуществляться в процессе мозгового штурма, после того, как закончен процесс определения причин. Каждый член группы должен проставить оценки значимости отдельных причин со своей точки зрения, после чего будет определена общая значимость причин.

В представленной диаграмме Исикавы на примере предприятия были выделены следующие причины первого порядка: рабочие, материалы, технология, станок, измерения, среда и менеджмент.

На рисунке показаны причины второго и третьего порядков. Задавая вопросы «Почему?» и «Что?» можно дойти до первопричины, которая породила проблему.

Членами группы было определено, что наиболее значимыми показателями, влияющими на разброс деталей, являются период измерений и точность приборов.

Таким образом, значимость не зависит от того, к какому порядку относится данная причина.

Достоинства и недостатки метода: продолжение исследований

Основные достоинства применяемого метода:

  • раскрытие творческого потенциала;
  • нахождение взаимозависимостей между причинами и следствием, определение значимости причин.

Основные недостатки при применении данного инструмента:

  • отсутствует возможность проверки диаграммы в обратном порядке;
  • диаграмму можно значительно усложнить, что затруднит ее восприятие и возможность логического построения выводов.

В связи с этим анализ причин и следствий необходимо продолжать с использованием и других методик, прежде всего, таких как пирамида А. Маслоу, диаграмма Парето, метод стратификации, контрольных карт и других. При простом решении может оказаться достаточным проведение анализа с использованием причинно-следственной диаграммы.

В заключение

Диаграмма Исикавы может быть использована, прежде всего, при управлении качеством продукции. Помимо этого, она может применяться при проектировании новых товаров, модернизации производственных процессов и в других случаях. Она может строиться и одним человеком, и группой лиц по предварительному обсуждению. В результате использования данного инструмента в своей деятельности предприятие получает возможность в достаточно простой форме систематизировать причины рассматриваемой проблемы-следствия, при этом провести отбор наиболее важных и выделить среди них приоритетные путем ранжирования.

Практическая работа

Анализ причин возникновения несоответствий продукции

Цель работы – формирование умений анализировать причины возникновения брака. Задачи:

— научиться выявлять и систематизировать факторы, оказывающие влияние на возникновение брака;

— научиться ранжировать причины по их значимости:

— научиться изображать графически диаграммы Парето и Исикавы,

— методические указания к выполнению практической работы;

Работа рассчитана на 6 академических часов.

Порядок выполнения практической работы

I Изучить теоретическую часть.

2 Для выполнения работы студентам рекомендуется разделиться на бригады по 2 человека.

3 Получить номер задач 11 на бригаду (номер задания, которую необходимо решить каждой бригаде определяется преподавателем).

4 Если это необходимо по условиям задачи, произвести расчеты необходимые для построения диаграммы Парето.

5 Заполнить таблицу для построения диаграммы Парето.

6 Построить диаграмму Парето.

7 Определить основной вид несоответствия.

8 Провести АВС-анализ диаграммы Парето.

9 Сделать вывод.

10 Составить перечень причин (или выбрать из предлагаемого в приложении), которые приводят к образованию основного вида несоответствия.

11 Построить причинно-следственную диаграмм (диаграмму Исикавы).

12 Для проведения анализа причин возникновения несоответствий с помощью экспертного метода, необходимо заполнить предлагаемую в приложении В таблицу. Таблицу заполняют студенты из другой бригады.

13 Сделать выводы по задаче.

14 Ответить на контрольные вопросы.

15 Оформить отчет.

Оформление отчета

Отчет должен содержан:

1 Наименование работы,

3 Графический анализ причин возникновения брака в виде диаграммы Парето.

4 АВС — анализ диаграммы Парето.

5 Анализ наиболее существенных факторов (причин), влияющих на конечный результат (следствие) в виде диаграммы Исикавы.

6 Результаты анализа после проведения экспертного метода.

7 Вывод по работе.

Теоретическая часть

Статистические методы анализа качества широко применяются в отечественной и зарубежной системах управления качеством продукции.

Статистические методы — это исследование условий и факторов, влияющих на качество продукции.

Многие из современных статистических методов довольно сложны для восприятия. Японские ученые отобрали из всего множества семь методов. Их можно понять и эффективно использовать без специальной математической подготовки. К этим семи инструментам относятся: контрольный листок, контрольные карты, гистограмма, причинно-следственная диаграмма, диаграмма Парето, диаграмма разброса, стратификация (расслоение). Эти методы можно рассматривать кик отдельные инструменты и как систему методов. С помощью этих методов возможно решить 95% всех проблем, возникающих на производстве.

Данные практические работы направлены на приобретения навыков проведения анализа причин возникновения 6рака через построение диаграмм Парето, Исикавы.

Диаграмма Парето

Диаграмма Парето — инструмент, позволяющий распределить усилия для разрешения возникающих проблем и выявить основные причины, с которых нужно начинать действовать.

Различают два вида диаграмм Парето: по результатам деятельности, которая предназначена для выявления главной причины и отражает нежелательные результаты деятельности (дефекты, поломки, рекламации, объем потерь, затраты, срыв сроков поставки, несчастные случаи и т.п.). Диаграмма по причинам — отражает причины проблем, возникающих в ходе производства и используется для выявления главной из них (смены, бригада, возраст. опыт, станки, оснастка, штампы, вид сырья, партия, условия производства, последовательность производства, тип измерительного прибора и т.п.).

Построение диаграммы Парето состоит из следующих этапов:

Этап 1:

— необходимо решить, какие проблемы надлежит исследовать и как собирать данные

(дефектные изделия, потери в деньгах, несчастные случаи);

— установить метод и период сбора данных;

Этап 2:

— заполнить контрольный листок для регистрации данных с перечнем видов собираемой информации (если нет установленной формы контрольного листка, она разрабатывается в процессе сбора данных). В контрольном листке необходимо предусмотреть место для графической регистрации данных;

Этап 3:

— построить таблицу для поверок, данных предусмотрев в ней графы для итогов по каждому проверяемому признаку в отдельности накопленной суммы числа дефектов, процентов к общему итогу накопленных процентов;:

Этап 4:

Этап 5:

— начертить одну горизонтальную и две вертикальные оси. На левую вертикальную ось наносятся шкала с интервалом от 0 до числа, соответствующего общему итогу; на правую ось наносится шкала с интервалами от 0 до 100%. Горизонтальная ось делится на интервалы в соответствии с числом контролируемых признаков;

Этап 6:

— строится столбиковая диаграмма, где каждому виду брака соответствует свой прямоугольник;

Этап 7:

— на вертикалях, соответствующих правым концам каждого интервала на горизонтальной оси, наносятся точки накопленных сумм (результатов или процентов) и соединяются между собой — вычерчивается кумулятивная кривая (кривая Парето);

Этап 8:

— на диаграмму наносятся все необходимые обозначения и надписи (название, разметка числовых значений на осях, общее число объектов контроля и др.).

Рисунок 1. – Диаграмма Парето

После построении диаграммы Парето столбики диаграммы разделяются на три группы А, В, С по сумме потерь с тем, чтобы на группу А приходилось 70-80 % от всех затрат, группу В 20-30% и на последнюю группу всего 5-10%. Наиболее важная группа А, так как на нее приходится большая часть затрат. После проведения АВС – анализа становится очевидном, что контроль качества в группе А должен быть самым жестким, а

контроль крупы С – упрощенным. Для более детального анализа причин появления несоответствий рекомендуется строить несколько вспомогательных диаграмм. Входящих в состав группы А.

Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы)

Результат процесса зависит многочисленных факторов, между которыми существуют отношения типа причина-следствие (результат). Мы можем определить структуру или характер этих многофакторных отношений благодаря систематическим наблюдениям. Причинно-следственная диаграмма инструмент, позволяющий выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат.

Если в результате процесса качество изделия оказалось неудовлетворительным, значит, в системе причин произошло отклонение от заданных условий. Если эта причина может быть обнаружена и устранена, то будут производиться изделия только высокого качества.

При поиске причин важно помнить, что характеристики, являющиеся следствием, обязательно испытают разброс. Поиск среди этих причин факторов, оказывающих особенно большое влияние на разброс характеристик (т.е. на результат), называют исследованием причин.

При составлении причинно-следственной диаграммы подбирают максимальное число факторов, имеющих отношение к характеристике, которая вышла за пределы допустимых значений.

Причинно-следственная диаграмма позволяет выявить и систематизировать различные факторы и условия, оказывающие влияние на рассматриваемые показатели качества,

Построение причинно-следственной диаграммы состоит из следующих этапов:

этап 1:

— определить показатель качества, т.е. тот результат, который необходимо достигнуть;

этап 2:

Этап 3:

этап 4:

— проранжировать причины (факторы) по их значимости, используя для этого диаграмму Парето, и выделить особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества;

этап 5:

-нанести на диаграмму всю необходимую информацию.

Для облегчения построения причинно-следственной диаграммы следует начинать с определения основных причин, а затем переходить к более детальному построению причинно-следственной диаграммы.

Рисунок 2. Причинно-следственная диаграмма

Экспертный анализ

После построения диаграмм Парето и Исикавы проводят анализ между случайными величинами –каждым проявлением возможным фактором и анализируемым дефектом. Большинство причинных факторов трудно измеримы. В таких случаях пытаются оценить информацию, которая по тем или иным причинам не подается непосредственному измерению с помощью методов, отражающих предпочтения экспертов. Эксперт должен 6ып. компетентен в области, в которой проводится исследование (обладать определенными знаниями и опытом работы, знать специфику изучаемой проблемы), не должно быть никакого давления и влияния на ответы экспертов, потому чаще всего анкетирование проводят анонимно. Предполагается, что эксперт обладает определенной системой предпочтений, если в состоянии сравнить возможные варианты или факторы, приписав каждому из них число. Предпочтения задаются по количеству выделенных факторов. Для этого составляется анкета.

Для достижения цели необходимо провести следующие этапы работы:

— определить группу специалистов, обеспечивающих, проведение экспертного анализа;

— разработать обеспечение проведения экспертного анализа;

— сформировать группу экспертов, участвующих в экспертизе;

— разработать, анкеты с вопросами, исключающие двоякую трактовку и ориентированные на количественную оценку;

— провести анализ анкет;

Анкетирование следует проводить в условиях, исключающих давление сверху, проявления ведомственности, влияние со стороны и обычные внешние помехи.

После проведения анонимного анкетирования проводится математическая обработка экспертных оценок. Для математической обработки экспертных оценок применяются методы упорядочения. Методы упорядочения могут быть применены в следующих случаях:

— когда из общего числа альтернатив или каких-либо характерных признаков (факторов) необходимо выделить наиболее важные;

— когда нужно сравнить некоторые количественные факторы, точные измерения которых связаны со значительными трудностями;

— когда необходимо оценить какие-либо качественные факторы, которые нельзя точно измерить, но можно сопоставить степень обладания каждого из них этим качеством.

В практической работе 1 рекомендуется проводить упорядочение методом ранжирования, как наиболее распространенным.

Ранжирование — процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочения. Ранг — это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Обычно наиболее предпочтительному объекту присваивается первый ранг, а наименее предпочтительному — последний.

Для установления результирующего ранга сначала рассчитывается средний ранг путем деления суммы рангов на число экспертов, участвующих в ранжировании. а затем по величине среднего ранга устанавливается результирующий. Ранг определяет лишь место, занимаемое объектом среди других объектов в отношении какого-то важного для анализа свойства. Сумма рангов, назначенных экспертами j — му параметру (причине дефекта), определяется по формуле (1)

где Rij – ранг, данный i-экспертом, j-му параметру (виду дефекта)

После суммы рангов каждого вида дефектов определяем среднюю сумму по формуле (2)

где m- число экспертов,

n – число причин дефекта

Затем находится алгебраическая разность между суммой рангов j- параметра и средним значением по формуле (3)

где d – алгебраическая разность, Sj – сумма рангов, S – среднее значение.

Рассчитывается сумма квадратов алгебраических разностей по формуле (4)

Все расчеты сводятся в таблицу.

Таблица 1 – Результаты расчетов

Последовательность оценки согласованности мнений экспертов Причины
Сумма рангов
Среднеарифметическая сумма
Алгебраическая разность
Квадраты разностей

В теории экспертных оценок показано, что если мнения всех экспертов совпадают, а среди рангов, данных экспертами нет одинаковых, то средний квадрат алгебраических разностей максимален и рассчитывается по следующей формуле (5)

Рассчитывается коэффициент конкордации (Кконк) по формуле (6):

Если коэффициент конкордации равен или близок к 0, то это означает практически полную несогласованность мнений экспертов. При приближении коэффициента конкордации к единице можно говорить о единстве мнений экспертов. Дальнейшую работу с группой экспертов целесообразно проводить лишь в случае, когда коэффициент конкордации больше или равен 0,40.

Источники:
http://fb.ru/article/350532/diagramma-isikavyi-na-primere-predpriyatiya
http://poisk-ru.ru/s26338t11.html

Читайте также:
Читайте также:  Может ли оперативный сотрудник проводить следственные действия
Adblock
detector