Как определить причинно следственную связь в истории

Для начала, еще раз прочитаем требования по критерию К3.

Итак, необходимо указать две ПСС, и не какие-нибудь, а именно те, которые характеризуют причины (!) возникновения событий данного периода.

Что именно понимается под причинно-следственной связью?

ПСС — связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определенных исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием.

Таким образом, эксперты ЕГЭ хотят увидеть в сочинении то, как выпускник умеет показывать СВЯЗЬ между двумя историческими событиями. Связь между событием-причиной и событием-следствием.

При этом, событие-следствие должно находиться именно в рамках того периода, по которому пишется сочинение. Событие-следствие не должно находиться за верхней границей или нижней границей периода, оно должно относиться именно к данному (!) периоду.

К событию (явлению, процессу), которое произошло в рамках заданного периода, необходимо подобрать те события (явления, процессы) из прошлого, которые послужили его причиной.

Какие требования к событию-причине?

1) Событие-причина может находиться как в рамках периода, так и за нижней границей. За верхнюю границу периода невозможно выйти: ведь причины могут находиться только в прошлом, но не в будущем.

2) При указании ПСС могут быть названы не только причины, но и предпосылкисобытий, процессов, явлений.
Предпосылка – это условие, повлиявшее на начало данного события.

Например:
Влияние идей эпохи Просвещения не было прямой причиной восстания декабристов на Сенатской площади, но явилось его предпосылкой.

Далее – выдержки из сочинений и комментарии по их оцениванию (К3)

Период: 945 – 972 гг.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:
1) Крещение Ольги (это причина) и укрепление связей между Русью и Византией (это следствие).
2) Приближение России к византийским границам (это причина) и начало русско-византийской войны (это следствие).

«Будучи мудрой и дальновидной правительницей, Ольга решает принять религию Византийской империи – христианство. В 957 году происходит крещение Ольги в Константинополе. Ее крестным отцом стал византийский император. Такой шаг способствовал укреплению международный связей Руси и Византии: как политических, так и экономических.

Период: сентябрь 1689 г. – декабрь 1725 г.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:
1) Северная война (это причина) и введение рекрутской повинности (это следствие).
2) Условия работы строителей Санкт-Петербурга (это причина) и высокая смертность рабочих (это следствие).

Период: октябрь 1894 г. – июль 1914 г.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:
1) Проникновение Россию в Маньчжурию (это причина) и начало русско-японской войны (это следствие).
2) Аренда Порт-Артура (это причина) и начало русско-японской войны (это следствие).
3) Поражение России в русско-японской войне (это причина) и потеря Россией Южной части Сахалина (это следствие).

Читайте также:  Кто такой следователь фсб

Период: октябрь 1964 г. – март 1985 г.

В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:
1) Косыгинская реформа (это причина.) и увеличение материальной заинтересованности работников и др. (это следствие).
2) Внешняя политика, проводимая А.А. Громыко (это причина) и начало курса на мирное сосуществование (это следствие).

«Разработать проект реформы и воплотить его в жизнь было поручено А. Косыгину Следствием реформы стало увеличение материальной заинтересованности работников, увеличение экономических показателей, строительство новых заводов. Однако затем произошло снижение показателей, и реформа была свернута.

Период: октябрь 1964 г. – март 1985 г.

В отрывке из сочинения есть следующая ПСС:
1) Ввод советский войск в Афганистан (это причина) и бойкот Олимпийских игр 1980 г. западными странами (это следствие)

Общий вывод

При этом здесь необязательно называть каких-либо исторических деятелей, перечислять их конкретные действия и т.д.

У вас может быть несколько отдельных связок в сочинении:

Обратите внимание, что можно писать не только о событиях, но и об исторических явлениях и процессах.

Скачать методические рекомендации для экспертов — ссылка

Всех приветствую! Помню, как в 2015 году выступал А. Безбородов в какой-то новостной передаче по ЕГЭ по истории. И там его какая-то учительница спросила, что такое причинно-следственная связь и как их в эссе по истории формулировать? Сам вопрос от данной молодой учительницы произвел лично на меня неизгладимое впечатление.

Мне всегда думалось, что уж вузе то ты, четыре — пять лет по изучав историю, уж точно должен это знать. Оказалось, что не все такие образованные. В связи с этим вот и написал этот пост, чтобы ребята, будущие выпускники точно узнали, что такое эти причинно-следственные связи.

Что такое эти связи?

Причинно-следственная связь — это сцепка причин, событий и последствий, к которым все это привело. Эти связи есть везде: в криминалистике, в административном праве, в истории. Любой человек должен уметь определять: прочему произошли какие-то события и какие последствия они за собой несут.

Эти связи можно представить в виде дерева, корни которого — это причины, ветки — события, а листва — последствия. Если ты посадил дерево — будь готов к последствиям, которые мы, например описывали в случае подачи негаторного иска в суд.

Читайте также:  Как обратиться в следственный комитет российской федерации

Один мальчик заехал другому по носу. Почему? Потому что второй (которому заехали по носу), должен был денег. А почему получил по носяку именно сейчас? Потому что посмотрел с высока на своего кредитора. Вот, чтобы не зазнавался и знал свое место и отоварился.

Почему нацистская Германия напала на Советский союз в июне 1941 года? Потому что исповедовала нацизм, была агрессивной по своей природе. Повода как такового не было. Немецкий посол заявил, что якобы СССР накануне обстрелял румынские аэродромы, а Румыния — союзница Германии, вот потому и Германия напала на СССР.

Чтобы корректно изучить историю на должном уровне, нужно представлять себе причинно-следственные связи практически всех наиболее важных событий. Вы это можете сделать самостоятельно, как описано в этом посте. А можете воспользоваться уже готовым разбором в видеоуроках на наших курсах подготовки к ЕГЭ по истории .

Вы можете скачать видео, выложенное выше и презентацию к нему, поставив лайк:

[pwal > СКАЧАТЬ ВИДЕО И ПРЕЗЕНТАЦИЮ=>> [/pwal]

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВасилий Перетяткович

Презентация по предмету «История» на тему: «Установление причинно- следственных связей на уроках истории.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Установление причинно- следственных связей на уроках истории

2 Основная цель преподавания истории в школе- развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Уроки истории должны учить школьника не пассивному запоминанию фактов, а умению самостоятельно находить причинно –следственные связи между историческими явлениями.

3 Причинность или причинно- следственная связь — связь между одним событием, которое называют причиной, и другим событием, которое называют следствием.

4 Умение устанавливать причинно- следственную связь есть определение явления –причины, которое так связано с другими явлениями, называющимся следствием, что возникновение причины неизбежно влечет за собой возникновение следствия.

5 В качестве основного задания выступает вопрос, ответ на который требует установления причинно- следственной связи. Чтобы ответить на вопрос необходимо совершить ряд действий, которые обозначены как микро умения. Поэтому учащемуся дается ряд заданий, направленных на формирование данных микро умений.

6 Умение учащихся устанавливать причинно-следственную связь состоит из микро умении: -выделять в вопросе следствие -выделять в следствии объект анализа -давать описание объекту, выделенному из следствия -выделять дополнительные характеристики, содержащиеся в следствии -переформулировать вопрос

7 Что должен сделать ученик, чтобы установить причину исторического события? 1 шаг -проанализировать вопрос и выделить в вопросе следствие

8 Пример: Что послужило причиной экономических трудностей начала 17 века? (Следствие – это изменения, которые произошли под влиянием данной причины) Следствие-В начале 17 века были экономические трудности.

Читайте также:  Чем руководствуется следователь при оценке доказательств

9 Что должен сделать ученик, чтобы установить причину исторического события? 2 шаг – проанализировать следствие, которое дано в вопросе: -выделить объект анализа -определить объект, т.е. дать описание объекту -выделить дополнительные характеристики, содержащиеся в следствии

11 3. Осуществить качественное описание компонентов объекта анализа, т.е. определить то, чем характеризуются выделенные компоненты. а) Экономика – совокупность средств, которые используют люди в целях обеспечения своих потребностей.потребностей б) Трудность – тяжесть, нелегкость, горестность, бедственность … 4. Установить связи между компонентами объекта анализа, т.е. соедини оба понятия. Экономические трудности – бедственное (горестное, нелегкое) положение относительно средств, которые используют люди в целях удовлетворения своих потребностей. 5. Прочитать выделенное следствие и найти в следствии дополнительные условия. Начало 17 века 6. Дать их описание. Начало XVII века в России – время правления Бориса Годунова; неурожай в течение трех лет.

14 Умение учащихся устанавливать причинно-следственную связь состоит из микро умении: -выделять в вопросе следствие -выделять в следствии объект анализа -давать описание объекту, выделенному из следствия -выделять дополнительные характеристики, содержащиеся в следствии -переформулировать вопрос

15 Задача учителя – создать на учебном занятии условия для формирования у учащихся умения находить причину любого исторического события Для обеспечения такой работы применяется следующий прием – работа в парах, направленная на нахождения причин исторического события Для обеспечения включенности каждого в работу – работаем по алгоритму

16 Если ученик выполняет предложенные задания, то педагог для организации рефлексии вновь задает вопросы. Это могут быть вопросы следующего характера: — какие действия ты совершал? — каким образом у тебя получилось выполнить данное задание? Основываясь на ответе ученика, педагог может сделать вывод о том, действительно ли у ученика сформировано умение устанавливать причинно-следственные связи, или выполненное задание — это результат хорошего владения учебным материалом.

17 В целом умение устанавливать причинно- следственные связи считается сформированным, если правильно выполнены все задания. В случае, если ученик не может дать правильного ответа, определяется характер затруднений и организуется работа по его устранению. Для этого учащемуся даются упражнения на формирование того микро умения, в использовании которого были выявлены затруднения.

Источники:
http://ege59.ru/2016/12/02/prichinno-sledstvennaya-svyaz-ponyatie-i-primery/
http://www.myshared.ru/slide/1192655/

Читайте также:
Adblock
detector