Что является неотложными следственными действиями

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

2. Неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса;

3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 200.2, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Комментарий к СТ 157 УПК РФ

Статья 157 УПК РФ. Производство неотложных следственных действий

Комментарий к статье 157 УПК РФ:

1. Производство неотложных следственных действий представляет собой факультативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего обнаружения и закрепления следов преступления, а также установления лиц, совершивших преступление. Факультативной эта деятельность является потому, что она имеет место не по каждому уголовному делу, по которому обязательно проведение предварительного следствия, а только в тех неотложных ситуациях, когда следователь в силу тех или иных причин не может немедленно приступить к исполнению своих обязанностей (например, выехал для проведения следственных действий по другому делу и т.п.). При отсутствии неотложной ситуации сообщение о преступлении передается по подследственности в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145. Под неотложной ситуацией принято понимать внезапное возникновение таких обстоятельств, которые явно указывают на признаки преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением принудительных процессуальных действий может реально повлечь: а) утрату следов преступления; б) сокрытие лиц, его совершивших; в) утрату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.

2. По буквальному толкованию ч. 1 ст. 157 содержание данного вида деятельности органа дознания состоит в возбуждении уголовного дела и производстве неотложных следственных действий. Согласно п. 19 ст. 5 к неотложным следственным действиям относятся только те, которые предназначены для незамедлительного обнаружения, закрепления, изъятия и исследования доказательств (следов преступления). Однако содержание указанной деятельности нуждается в расширительном толковании. В неотложной ситуации орган дознания вправе выполнить:

1) неотложные процессуальные действия: а) возбудить уголовное дело (см. ком. к ч. 4 ст. 146); б) выполнить неотложные следственные действия (в узком смысле слова) по обнаружению и фиксации следов преступления; в) применить неотложные меры процессуального принуждения (задержание подозреваемого — ст. ст. 91, 92; избрание и применение меры пресечения — ст. 100; наложение ареста на имущество — ст. 115, ч. 5 ст. 165; обязательство о явке — ст. 112; привод — ст. 113);

2) процессуальные действия по собиранию и проверке доказательств, не относящиеся к категории следственных: истребование и принятие представленных предметов и документов, справок, актов ревизий, инвентаризаций и др. Смотрите ком. к ст. 144;

3) действия непроцессуального характера (административные и оперативно-розыскные), например доставление, охрану места происшествия, опрос граждан.

В отличие от ст. 119 УПК РСФСР УПК РФ не содержит перечня неотложных следственных действий, поэтому конкретные следственные действия определяются по ситуации. Однако к неотложным не могут быть отнесены любые следственные действия. Содержание этого института как начального этапа расследования позволяет утверждать, что не являются неотложными процессуальными действиями те из них, которые связаны с принятием основных решений по делу и могут быть произведены лишь после привлечения лица в качестве обвиняемого. По смыслу комментируемой статьи орган дознания не вправе производить вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого; возбуждение ходатайства о наложении денежного взыскания; составление обвинительного заключения, ознакомление с оконченными материалами дела; исключительно проверочные следственные действия — следственный эксперимент и проверку показаний на месте; прекращение уголовного дела (кроме как по п. п. 1, 3 и 4 ст. 24), приостановление уголовного дела и др.

Читайте также:  Следователь является ли государственным служащим

3. В комментируемой статье четко предусмотрена деятельность органа дознания, а не дознавателя. Из этого следует, что: а) неотложные следственные действия производит должностное лицо органа дознания (необязательно штатный дознаватель), а его решения по общему правилу должны утверждаться начальником органа дознания; б) на должностное лицо органа дознания в этом случае не распространяются требования ч. 2 ст. 41 УПК. Ему не запрещено проводить по делу оперативно-розыскные мероприятия.

4. Данный институт может применяться по аналогии: а) для органов дознания и дознавателей по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно до передачи дела по подследственности; б) для следователей при производстве ими дознания или следствия в предусмотренных ч. 5 ст. 152 УПК случаях.

5. Часть 3 комментируемой статьи в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ обязывает орган дознания направить уголовное дело руководителю СО, а не прокурору. Однако, учитывая полномочия прокурора о разрешении споров о подследственности (ч. 8 ст. 151), а также возможность производства неотложных следственных действий при производстве дознания (ч. 5 ст. 152), следует признать, что уголовное дело после выполнения неотложных следственных действий может передаваться и прокурору для продолжения расследования в форме дознания. Если в процессе производства неотложных следственных действий будет установлена «дознавательская» подследственность, то при соблюдении требований ст. ст. 150, 151 начальник органа дознания может поручить дознавателю производство дознания в порядке главы 32 УПК (такая возможность вытекает из ред. п. 3 ст. 149 УПК).

6. При применении положений части 4 комментируемой статьи следует учесть, что ОРД вправе осуществлять не любые органы дознания и даже не сами органы дознания, а их оперативные подразделения (ч. 1 ст. 13 ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), которые обладают самостоятельностью в своей деятельности, в частности в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Розыскные меры (которые не являются оперативно-розыскными) органы дознания могут осуществлять только по поручению следователя (п. 38 ст. 5 УПК). О поручении следователя см. ком. к п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152.

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Плеснёва Людмила Павловна, Унжакова Светлана Владимировна

В статье исследовано понятие неотложных следственных действий . В ходе сопоставления отдельных статей УПК РФ авторами выявлены противо-речивые положения, касающиеся понятия неотложных следственных действий . В результате проведенного анализа определены признаки неотложных след-ственных действий и сформулированы предложения, направленные на совер-шенствование уголовно-процессуального законодательства.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Плеснёва Людмила Павловна, Унжакова Светлана Владимировна,

THE CONCEPT OF URGENT INVESTIGATIVE ACTIONS

In the article the concept of urgent investigative actions. In the comparison of individual articles of the CCP RF authors revealed contradictory provisions relating to the concept of urgent investigative actions. The analysis identified the signs of ur-gent investigative actions and proposals aimed at improving the criminal procedure legislation.

Л. П. Плеснёва, С. В. Унжакова ПОНЯТИЕ НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье исследовано понятие неотложных следственных действий. В ходе сопоставления отдельных статей УПК РФ авторами выявлены противоречивые положения, касающиеся понятия неотложных следственных действий. В результате проведенного анализа определены признаки неотложных следственных действий и сформулированы предложения, направленные на совершенствование уголовно-процессуального законодательства.

Ключевые слова: орган дознания, дознаватель, следователь, неотложные следственные действия, предварительное расследование.

L. P. Plesneva, S. V. Unzhakova THE CONCEPT OF URGENT INVESTIGATIVE ACTIONS

In the article the concept of urgent investigative actions. In the comparison of individual articles of the CCP RF authors revealed contradictory provisions relating to the concept of urgent investigative actions. The analysis identified the signs of urgent investigative actions and proposals aimed at improving the criminal procedure legislation.

Keywords: investigator, inspector, interrogator, urgent investigative actions, the preliminary investigation.

Вопрос о понятии неотложных следственных действий весьма актуален, но не достаточно исследован.

В соответствии с п. 19 ст. 5 УПК РФ неотложными следственными действиями являются действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Данному определению в полной мере соответствуют положения ст. 157 УПК РФ, где указано, что при наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания вправе принять решение о возбуждении уголовного дела и провести по нему неотложные следственные действия, после чего, однако, в срок, не превышающий 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, должен направить уголовное дело руководителю следственного органа.

В теории уголовно-процессуального права под неотложными следственными действиями понимаются обязательные, незамедлительные, не терпящие отлагательства следственные действия, промедление с производством которых может затруднить либо вообще исключить возможность предотвращения или пресечения преступления, а равно обнаружение и закрепления следов преступления [1].

Читайте также:  Как работают следователи видео

В этой связи следует особо отметить, что орган дознания возбуждает уголовное дело и проводит по нему неотложные следственные действия лишь в тех случаях, когда следователь по объективным причинам не может, приступить к расследованию, например, из-за удаленности органа предварительного следствия от места совершения преступления или в случае проведения следователем в это же время осмотра места происшествия по другому преступлению, т.е. когда промедление с проведением процессуальных действий может привести к сокрытию лиц, его совершивших; утрате возможности возмещения вреда, причиненного преступлением; утрате следов преступления [2].

Как справедливо отмечает В. С. Шадрин, требование незамедлительности сбора доказательств на первоначальном этапе производства по уголовному делу нередко имеет решающее значение для раскрытия преступления [3].

Законодатель в отличие от ст. 119 УПК РСФСР не разъясняет, какие именно действия следует считать неотложными, оставляя это исключительно на усмотрение самого органа дознания. Небезынтересно отметить, что в ст. 119 УПК РСФСР был приведен исчерпывающий перечень неотложных следственных действий, который включал: осмотр, освидетельствование, обыск, выемку, допрос подозреваемого и его задержание, а также производство допроса потерпевших и свидетелей.

Как показывает практика, незамедлительно проводятся такие следственные действия, как выемка, обыск, освидетельствование, осмотр места происшествия, осмотр трупа, допрос подозреваемого. Также необходимо проводить такие следственные действия, благодаря которым может быть получен большой объем информации, например, допросы потерпевшего, свидетеля, поскольку допускается возможность того, что они могут забыть детали преступления, переехать в другой населенный пункт и т.п.

Помимо следственных действий орган дознания в неотложной ситуации вправе применить меры процессуального принуждения: задержание

подозреваемого, избрание меры пресечения в порядке ст. 100 УПК РФ, привод, обязательство о явке, наложение ареста на имущество. Именно по этой причине законодатель предоставил органу дознания полномочие возбуждать уголовное дело о преступлении, по которому обязательно производство предварительного следствия, поскольку применить указанные меры принуждения орган дознания сможет лишь только после принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Как верно отметила Л. И. Лавдаренко, закон разграничивает компетенцию органов дознания по производству неотложных следственных действий в зависимости от функций соответствующих органов и правил предметной и персональной подследственности (ч. 2 ст. 157 УПК РФ); в

случаях, предусмотренных п. 4, 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ, значение имеет и место совершения преступления [4].

Кроме органов дознания производство неотложных следственных действий возлагается и на определенных должностных лиц, перечисленных в ч. 3 ст. 40 УПК РФ, которые непосредственно к органам дознания не относятся (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации). Причем, не имеет значения к подследственности какого органа относится совершенное преступление, обязательно ли по нему производство предварительного следствия или нет.

Статья 157 УПК РФ регулирует только ту форму деятельности органов дознания, которая осуществляется по делам, требующим производства предварительного следствия. Однако неотложные следственные действия проводятся и в других случаях. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 152 УПК РФ в случае возбуждения следователем уголовного дела, которое ему не подведомственно, он проводит по нему неотложные следственные действия и передает уголовное дело руководителю следственного органа для направления по подследственности. В соответствии с этой же правовой нормой дознаватель, возбудив уголовное дело небольшой или средней тяжести в отношении конкретного лица, установив, что дело подследственно другому органу дознания, также производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело прокурору для направления по подследственности.

К сожалению, в определении неотложных следственных действий, данном в п. 19 ст. 5 УПК РФ данный факт не учтен, поскольку указывается, что неотложные следственные действия осуществляют только органы дознания. Не учтено также и то, что неотложные следственные действия могут проводиться не только по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, но и по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно [5], т.е. независимо от формы подследственности.

Кроме того, в п. 19 ст. 5, ст.ст. 149, 157 УПК РФ речь идет о производстве неотложных следственных действий лишь после возбуждения уголовного дела. Однако в ч. 1 ст. 144 УПК РФ дается перечень следственных действий, которые разрешается проводить до возбуждения уголовного дела с целью установления признаков состава преступления. Это означает, что орган дознания, дознаватель, следователь при проверке сообщения о преступлении вправе проводить такие следственные действия, как осмотр места происшествия, осмотр предметов, документов, трупов, освидетельствование, назначение и производство судебной экспертизы.

С учетом вышеизложенного попытаемся перечислить признаки неотложных следственных действий:

1) субъектами их производства являются орган дознания, дознаватель, следователь;

2) неотложные следственные действия могут проведены как до возбуждения уголовного дела, так и после;

3) проводятся по уголовным делам независимо от формы подследственности;

4) неотложные следственные действия проводятся с целью обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования.

Читайте также:  Сколько может длиться следственное действие

1. Куклин В. И. Неотложные следственные действия. Казань, 1967. С. 167.

2. Плеснева Л. П. Правовые и организационные основы взаимодействия следователя с органами дознания: дис. . канд. юрид. наук. Иркутск: БГУЭП, 2002. С. 65.

3. Шадрин В. С. Уголовное досудебное производство: ответы на вопросы прокуроров и следователей. СПб., 2009. С. 36.

4. Лавдаренко Л. И. Общие условия предварительного расследования: учебное пособие. Иркутск: Изд-во ИЮИ (ф) А ГП РФ, 2009. С. 40.

5. Внуков А.В. Понятие неотложных следственных действий в современном уголовном процессе // Юридическая наука: история и современность. 2013. № 9. С. 108.

РФ, г. Новосибирск

РФ, г. Новосибирск

В статье 157 УПК РФ детализирован порядок производства неотложных следственных действий органами дознания по уголовным делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Неотложные следственные действия составляют особую группу следственных действий, осуществляемые органом дознания после воз­буждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ). Основной смысл производства неотложных следственных действий органом дознания заключается в том, что уголовное дело на относительно короткий период оказывается в руках органа, располагающего не только уголовно-процессуальными, но и оперативно-розыскными, а также административно-правовыми возможностями, техникой, вооруженными и обученными специалистами. Эти специалисты способны выполнять сложнейшие задачи по розыску и задержанию подозреваемого, а также проведению иных мероприятий, которые в современных условиях доста­точно часто приближаются по своему характеру к боевым операциям.

Задачей прокурора при осуществлении надзора за производством неотложных следственных действий является обеспечение своевременного и квалифицированного их выполнения органом дознания. При этом необходимо обращать внимание на целевую направленность указанных следственных действий.

Как отмечает, О.В. Айвазова, нейтрализовав на современном этапе отдельные из многочисленных проблем института производства неот­ложных следственных действий, законодатель оставил вне пределов реагирования иные не менее важные вопросы, а также способствовал возникновению новых, ранее не известных аспектов [3, с. 205].

Прокурорский надзор носит ограниченный характер. Прокурор, в процессе работы органов дознания имеет ряд полномочия по выявлению и отмене незаконных решений, в то время как при производстве предварительного следствия таких полномочий нет.

Важная проблема законодательного регулирования неотложных следственных действий заключается в отсутствии определённости субъекта, в компетенцию которого входит направление уголовного дела по подследственности. Указанная ситуация обусловлена несогласован­ностью ряда норм УПК РФ, регулирующих данный вопрос. Положения п. 3 ст. 149, ч. 3 ст. 157 УПК РФ вменяют в обязанность органу дознания после производства неотложных следственных действий передать уголов­ное дело руководителю следственного органа, а ч. 5 ст. 152 УПК РФ — прокурору. В статье А.И. Ивенского, К.И. Капитанова, К.А. Забурдаевой, Л.В. Макарова отмечается, что диссонанс указанных норм создаёт неясность относительно субъекта процессуальной деятельности, которому должно быть передано уголовное дело. Это, в свою очередь, может порождать такие негативные последствия, как возникновение между органами предварительного расследования споров о подследственности, неоправданное затягивание сроков расследования уголовного дела, то есть к нарушению принципа разумного срока уголовного судо­производства [4, с. 15-20].

Следует согласиться с точкой зрения, что целесообразно возложить на органы предварительного расследования обязанность во всех случаях после осуществления неотложных следственных действий направить прокурору уголовное дело.

В подтверждение целесообразности внесения таких изменений в уголовно-процессуальное законодательство вышеуказанные авторы приводят следующие аргументы. Руководитель следственного органа не наделён полномочием направления по подследственности в другой орган предварительного расследования уголовного дела, по которому органом дознания, дознавателем, следователем уже проведены неотлож­ные следственные действия. В то же время прокурор, согласно п.п. 11, 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, располагает правами: изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передать уголовное дело, материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исклю­чением подобной передачи в системе одного органа), изымать любое уголовное дело или материал проверки сообщения о преступлении у любого органа предварительного расследования с последующей передачей следователю Следственного комитета России. Прокурор также вправе определять подследственность уголовного дела, что вытекает из системного толкования норм ч. 3 ст. 146, ч. 7 ст. 151 и ч. 5 ст. 152 УПК РФ; разрешать споры о подследственности уголовного дела в соответствии с ч. 8 ст. 151 УПК РФ. Аналогичные правовые позиции высказаны в Определении Конституционного Суда РФ от 15.04.2008 № 301- О – О [2].

Все перечисленные случаи возбуждения уголовных дел с нару­шением правил подследственности возможны в практике. Следовательно, прокурору должны быть предоставлены полномочия по восстановлению ординарного порядка предварительного расследования путем направле­ния уголовных дел по подследственности после выполнения неотложных следственных действий [4, с. 15-20].

В целях решения указанных проблем производства неотложных следственных действий целесообразно:

Предлагаемые изменения позволят устранить отмеченные противоречия и неясности в регулировании института неотложных следственных действий.

Источники:
http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-neotlozhnyh-sledstvennyh-deystviy
http://sibac.info/conf/jurisprudence/xxi/137854

Читайте также:
Adblock
detector