Что такое причинно следственный подход

Любое научное исследование неразрывно связано с методологией, определяющей последовательность привлечения различных форм зна­нии и позволяющей осуществить его основные принципы: объектив­ность, воспроизводимость, доказательность (верификацию) и точность полученных научных результатов. Рассмотрим истоки методологии ис­следования систем. В науке отчетливо прослеживаются две линии научного познания—анализ и синтез. В основу анализа положен при­чинно-следственный подход к изучению объекта или явления. Мето­дологическая функция такого подхода — это ориентация познания на движение по причинно-следственной цепи — от единичного к обще­му от формы явления к его содержанию, раскрытию сущности.

Для реальности характерно многообразие форм причинно-след­ственной зависимости. В современной науке проводится классифика­ция причинно-следственных связей по различным признакам:

а) природе отношений — информационные, энергетические, экономические, социальные и т.д.;

б) характеру связей — случайные, вероятностные и детерминиро­ванные, динамические и статические;

в) числу и связности воздействий — простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные;

г) роли связей — внешние и внутренние, объективные и субъектив­ные, всеобщие, единичные, особенные, главные и неглавные, силь­ные и слабые и др.

Методологический аппарат, созданный на основе этого подхода, используется на всех этапах исследования независимо от природы объекта. Полезной рекомендацией и распространенным приемом, осо­бенно в теории управления качеством и технологиями, служит графи­ческое отображение в виде эскизной модели взаимозависимости фак­торов-причин и факторов-следствий при исследовании той или иной проблемы (см. рис. 6.11).

Наряду с развитием теории анализа возросло стремление создавать синтезирующие теории, позволяющие объединить различные факты, изучить перспективы развития того или иного процесса, его связи с другими явлениями, учесть их взаимную обусловленность. Такая син­тезирующая направленность знаний способствовала появлению общих методологий — это системный подход и общая теория систем, на ос­нове которых выстраивается методология исследования систем, в том числе и систем управления.

4.4.2. Системный подходпорожден законом о взаимной связи и взаимообусловленности и применяется при исследовании явлений и процес­сов независимо от их природы. В период развития сложных социаль­но-экономических систем философия управления сводилась к логике системного подхода. Описанные ранее общесистемные принципы, гипотезы и аксиомы — это суть системного подхода в управлении. Си­стемность проявляется в связках: организация — организм, в котором все взаимосвязано и взаимообусловлено; организация — ее гомеостаз, пространство параметров, определяющее состояние системы и ее вза­имодействие с внешней средой, представленной в свою очередь струк­турированной системой высшего порядка; диффузные системы — тур­булентная внешняя среда и т.д.

Системный подход считается методологией менеджмента, суть ко­торой — формирование системного образа мышления, рассматрива­ющего процессы и явления внутренней и внешней среды организации как единое целое. Модель системного мышления довольно точно пред­ставляется принципами системного подхода [60]:

• изучаемый объект должен рассматриваться не только как самостоятельная система, но и как подсистема большей системы, относительно которой подсистему нельзя рассматривать как зам­кнутую и которая определяет среду функционирования системы;

• исследование должно охватывать как можно большее число связей — не только внутренних, но и внешних (социальных, эко­номических, экологических и др.), с тем чтобы не упустить дей­ствительно существенные связи и факторы и оценить их эффекты;

• максимальная степень использования свойства целостности си­стемы достигается непрерывной интеграцией представлений о системе на каждом этапе ее создания и подчинением частных целей общей цели системы.

Читайте также:  Как проходит день следователя

4.4.3. Ситуационный подход это методология исследования природы и причинности проблем, вызванных конкретными условиями и обстоя­тельствами, сложившимися в управлении организацией.

К принципам ситуационного подхода можно отнести:

• причинно-следственную обусловленность, взаимозависимость факторов;

• определенность и конкретность приложения теоретических знаний к анализу реальных процессов и продуктивность результатов.

Ситуационный анализ рассматривается как экспресс-анализ дея­тельности организации в ее отношениях с внешней средой и как инст­рументарий для обоснования изменений в управлении организацией. Развитие теории ситуационного анализа во многом связано с развитием маркетинга как наиболее динамичного вида управленческой деятельно­сти. Пространство ситуационного анализа расширяется и включает оценку текущего состояния организации, оценку давления внешней среды, прогноз для определения того, что ожидается при существующем положении, и обоснование целей управления. Для того чтобы полу­чить результаты по каждому из блоков ситуационного анализа, потре­буется проведение систематических исследований на основе инфор­мационных и вычислительных систем.

• вещества (это может быть что угодно, например энергия или информация, важно, чтобы оно циркулировало в системе);

• связи — передачи вещества с выхода одного процесса на вход другого; связь сама может быть процессом (например, переме­щение материалов с применением транспорта) и требовать за­трат каких-либо веществ.

Рис. 2.2. Кибернетическая модель замкнутой системы управления:

X(t) — алгоритм воздействия;

X(t) — регулируемая величина;


(t) — отклонение;


(t) — возмущающее воздействие, приложенное к объекту;


(f) — регулирующее воздействие

Вещество, процессы и связи объединяются в циклы, которые в принципе являются самоподдерживающимися. Чтобы циклы стали таковыми, необходимы правильные связи и достаточные коэффици­енты передачи вещества от одного процесса к другому. Это условие выполнимо при следующих обстоятельствах:

• подавлении оттоков вещества из системы;

• уменьшении затрат вещества при перемещении от процесса к про­цессу (не слишком большие трансакционные издержки);

• согласованности процессов по скорости и переработке инфор­мации.

Объединение процессов в цикличную структуру обеспечивает по­вышение (иногда во много раз) вероятности реализации некоторых процессов и потоков вещества и эффективности управления. Этот под­ход способствует развитию теории устойчивости кольцевых структур в управлении организациями, а также класса задач исследования и оп­тимизации причинно-следственных связей.

Процессный подход получил активное развитие в области менедж­мента качества, разработанного международными стандартами ISO 9000—2000. Под процессом понимается совокупность взаимосвязанных видов деятельности, преобразующая входы в выходы, т.е. входные ре­сурсы в продукцию. Идея представлять любой вид деятельности в орга­низации или непосредственно организацию в виде процесса рассматривается как аксиома. Она сформулирована Э. Демингом, гуру в обла­сти менеджмента качества.

Суть процессного подхода отображена на схеме, элементами кото­рой являются процессы, потоки поступающих ресурсов как результат деятельности процесса и реакция на выполнение требования (рис. 4.2). Каждая пара процессов представляется как поставщик и потребитель. Поставщик и потребитель могут быть как внешними, так и внутрен­ними.

Рис. 4.2. Схема, иллюстрирующая суть процессного подхода

Аппаратная реализация процессного подхода осуществляется по­средством инструментария структурного анализа, теории массового обслуживания и математической статистики, математическими моде­лями преобразования ресурсов и другими формальными методами.

В заключение отметим, что на современном этапе развития науки управления исследователь располагает сильным методологическим и прикладным инструментарием, сформированным как:

Читайте также:  Подчиняется ли следственный комитет прокуратуре

• причинно-следственный подход и его аппарат — логика и опыт исследователя;

• системный подход и его аппарат — системный анализ;

• ситуационный подход и его аппарат — ситуационный анализ;

• кибернетический и процессный подходы и их аппарат — струк­турный анализ, теория массового обслуживания, математическая статистика и др.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под исследованием? Приведите классификацию исследований.

2. Что понимается под эмпирическим и теоретическим исследова­ниями и какова зависимость между ними?

3. Назовите особенности и виды экспериментальных исследова­ний.

4. В чем заключается классификация исследований по целевой на­правленности их результатов?

5. Что понимается под парадигмой и какова ее роль в науке?

6. В чем особенность парадигмы управления диффузными, плохо организуемыми системами?

9. В чем основное отличие парадигмы хорошо организованных рав­новесных систем от парадигмы диффузных систем?

10. Чем обусловлено проведение исследований?

11. Что понимается под развитием системы?

12. Какие особенности присущи реорганизации системы?

13. Что понимается под бифуркацией системы?

15. Какова роль методологии в исследовании систем, явлений?

16. Перечислите основные научные подходы к исследованию сис­тем.

17. В чем суть причинно-следственного подхода к исследованию систем?

18. В чем суть системного подхода к исследованию систем?

19. Каковы особенности инструментария реализации системного подхода?

20. В чем суть ситуационного подхода к исследованию систем?

21. Назовите особенности и принципы кибернетического подхода к исследованию систем.

22. Каковы принципы процессного подхода к исследованию систем?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Еcли coглаcитьcя c теopетичеcкoй пoзицией Э. Дюpкгейма cтанoвитcя яcнo, чтo пpеcтyпнocть как coциальнoе явление в целoм — cyщеcтвyет oбъективнo, закoнoмеpнo, и вoпpoc дoлжен заключатьcя тoлькo в ypoвне ее для oбщеcтва oпpеделеннoгo coциальнoгo типа [8, c. 86-87]. Значит, пpинципиальнo невеpнo былo бы гoвopить o пpичинаx и ycлoвияx пpеcтyпнocти как oб единcтвеннo веpнoм и дoминиpyющем пoдxoде пpи изyчении этoгo явления.

Oчевиднo, чтo пpичины и ycлoвия кoнкpетнoгo пpеcтyпления неoбxoдимo oбoбщать, cвoдить иx в pазличные гpyппы, анализиpoвать и делать cooтветcтвyющие вывoды. Нo cтoль же oчевиднo, чтo данные метoды не пpименимы на бoлее выcoкoм ypoвне, на макpoypoвне, где мы гoвopим o пpеcтyпнocти как o coциальнoм явлении.

Тpанcфopмация cлoжившегocя вocпpиятия изyчаемoгo oбъекта c oднoгo ypoвня на дpyгoй — этo oдин мoмент. Дpyгoй же мoмент oбъективнoгo пopядка заключаетcя в тoм, чтo наше знание o миpе, как извеcтнo, вcегда oтнocительнo, и никoгда не бyдет абcoлютным. Oбъяcнение пpеcтyпнocти как coциальнoгo явления пpи пoмoщи пpичиннo-cледcтвеннoгo пoдxoда былo впoлне пpавoмеpнo, oднакo тoлькo для oпpеделеннoгo пеpиoда иcтopичеcкoгo pазвития. C накoплением же вcе бoлее oбшиpныx и глyбoкиx знаний o пpедмете, c pазвитием нoвыx cpедcтв пеpеpабoтки инфopмации пoявляетcя вoзмoжнocть гoвopить oб oтнocительнoй иcтиннocти pезyльтатoв, пoлyченныx c пoмoщью пpичиннo-cледcтвеннoгo метoда.

Пpичины, oпpеделяющие движение каждoй единицы, пpедcтают в качеcтве cлyчайныx тoлькo c пoзиций закoнoмеpнocти, oпpеделяющей пpoцеcc как целoе, нo c тoчки зpения движения каждoй даннoй единицы этo движение не cлyчайнo, oнo закoнoмеpнo, нo закoнoмеpнocть эта дpyгoгo poда, oна не пpoдoлжение дейcтвия oбщей закoнoмеpнocти. Здеcь налицo качеcтвеннoе pазличие в coдеpжании закoнoмеpнocтей, движyщиx вcем пpoцеccoм, и закoнoмеpнocтей, oпpеделяющиx пoведение oтдельнoй единицы.

Читайте также:  Возьмут ли с категорией в следователем

Дата добавления: 2013-12-23 ; просмотров: 1479 ; Нарушение авторских прав

ДЛЯ ЗАДАЧ АНАЛИЗА ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Автомобильный транспорт в настоящее время уже является самым востребованным видом транспорта, а его популярность продолжает расти – эксперты прогнозируют удвоение числа автомобилей в мире в ближайшие десятилетия. В тоже время, согласно статистике, уровень безопасности автомобильного транспорта является одним из самых низких. Поэтому актуальной задачей на сегодняшний день является повышение показателя безопасности дорожного движения за счет проведения различных мероприятий по подготовке водителей, по ремонту и реконструкции узлов дорожно-транспортной сети, по введению каких-либо правовых, экономических мер и др.

Выбор эффективных мероприятий, повышающих уровень безопасности, является достаточно сложной задачей и требует рассмотрения и анализа большого числа вариантов действий. Это связано в первую очередь со сложностью системы, что обуславливается большим числом влияющих на дорожное движение факторов и решающей ролью человека на всех этапах функционирования системы. Для решения данной проблемы требуется разработка эффективных моделей, позволяющих анализировать весь спектр эффектов и последствий применения тех или иных мероприятий без проведения натурных экспериментов.

В настоящее время существует достаточно много работ, посвященных исследованиям автомобильного трафика, динамике движения автомобилей, психологии водителей, структуре узлов дорожно-транспортной сети и другим аспектам автотранспортной системы.

Однако каждая из них охватывает, как правило, лишь один аспект дорожного движения, в то время для анализа уровня безопасности необходим системный подход. Возникновение аварийных ситуаций в большинстве случаев связано именно с наложением сразу ряда обстоятельств, вызванных различными факторами.

Разработку таких моделей, охватывающих всю систему в целом, можно производить, основываясь на достаточно общих подходах к описанию сложных систем. Одним из них является причинно-следственный подход, который основан на использовании причинно-следственных комплексов (ПСК).

Основанный на применении ПСК подход позволяет объединить в себе

разнородные модели отдельных составляющих системы, а общность

понятий причины и следствия позволяет эффективно описать связи между моделями. За счет этого становится возможным рассматривать систему, описываемую набором разнородных моделей, как единое целое.

Одним из способов реализации причинно-следственной модели является построение моделирующей причинно-следственной сети, оперирующей элементарными событиями и представляющей собой структуру связанных между собой причинно-следственных звеньев (ПСЗ), каждое из которых представляется группой причины (терминал причины и условия 1), группой следствия (терминал следствия и условия 2) и ядром, описывающим ту или иную причинно-следственную зависимость.

Причинно-следственная сеть задается тройкой

где H=<h1, …, hn> – множество ПСЗ; L=<l1, …, lm> – множество связей между ПСЗ, li=<h’, h’’, r>: h’ – начальное звено (исходящая связь); h’’ – конечное звено (заходящая связь); r – атрибут, определяющий участвующие в связи терминалы звеньев; E = <o1, …, on> – множество классов элементарных событий.

Источники:
http://studbooks.net/1161519/pravo/ppichinno_cledctvennyy_podxod_izycheniyu_ppectypnocti
http://life-prog.ru/1_3373_prichinno-sledstvenniy-podhod.html

Читайте также:
Adblock
detector