Что такое поручение следователя

Есина А.С., доцент кафедры уголовного процесса Московской Академии МВД России.

Действующее уголовно — процессуальное законодательство предусматривает возможность использования следователем помощи органов дознания при расследовании преступлений. На основании ч.4 ст. 127 УПК РСФСР следователь вправе по уголовному делу, находящемуся у него в производстве, давать органам дознания поручение и указание о производстве розыскных и следственных действий или требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий.

Следует заметить, что аналогичные полномочия предусматривает и новый уголовно — процессуальный закон Российской Федерации. Так, в частности, ст. 38 УПК РФ, устанавливая полномочия следователя, указывает на его право давать органу дознания письменные поручения, обязательные для исполнения о производстве отдельных следственных действий и, кроме того, о производстве иных процессуальных действий.

При расследовании преступлений следователи довольно часто используют предоставленную им возможность пользоваться содействием и помощью органов дознания. Надо заметить, что в большинстве случаев помощь эта оказывается действительно эффективной и результативной, а совместная деятельность по расследованию преступлений — плодотворной и действенной.

Однако нельзя не отметить и того факта, что сотрудники следственных подразделений в отдельных случаях злоупотребляют своими полномочиями и поручают органам дознания выполнение таких действий, которые они вполне могли бы осуществить сами. Нередки случаи, когда следователи перекладывают свои обязанности на органы дознания, что вызывает негативное отношение с их стороны и ведет к конфликтным ситуациям на практике.

В этой связи вполне закономерно возникает вопрос: какие именно следственные действия и в каком объеме могут быть поручены органу дознания?

Разрешение поставленного вопроса имеет определенное значение с той точки зрения, что по поручению следователя орган дознания становится в положение надлежащего субъекта сбора доказательств по уголовному делу, не находящемуся в производстве у органа дознания. В этом смысле четкое установление пределов компетенции органов дознания имеет значение с позиции допустимости доказательств, полученных не следователем.

В уголовно — процессуальном законе отсутствуют перечень и объем тех следственных действий, которые могут быть поручены органу дознания. Подобная ситуация позволяет следователю самому определять, что он поручает выполнить органу дознания. Представляется, что такое положение вещей не всегда справедливо по отношению к органам дознания, которые, помимо выполнения поручений следователя, имеют и другие уголовно — процессуальные обязанности, возлагаемые на них законодателем. При этом следует иметь в виду, что в поручении следователь зачастую ограничивается формальным перечислением поручаемых действий, не указывая мотивы, по которым он (следователь) вынужден их поручить.

Для разрешения обозначенной проблемы следовало бы выработать и закрепить в законе условия, при которых будет оправдан объем действий, поручаемый органу дознания.

В этой связи теоретическое и практическое значение имеет разрешение вопроса о том, что может быть определяющим при выборе следственных действий, поручаемых органу дознания.

В юридической литературе по данному поводу высказаны различные точки зрения. Так, например, Г.В. Дроздов, Г.Д. Луковников полагают, что следователь не вправе поручать производство наиболее важных действий, например допрос подозреваемого, обвиняемого . Однако что понимать под наиболее важными следственными действиями — авторы не разъясняют. В.М. Быков, например, относит к важным следственным действиям такие, в ходе производства которых получены важные доказательства .

Научно — практический комментарий к Уголовно — процессуальному кодексу РСФСР. Изд-е 2-е, перераб. и доп. / Под ред. В.М. Лебедева. М., 1997. С. 243; Луковников Г.Д. Органы дознания в системе досудебного производства по уголовным делам. Дисс. . к.ю.н. М., 1999. С. 46.
Быков В.М. Психологические аспекты взаимодействия следователя и органа дознания. Омск, 1976. С. 47.

Однако при расследовании преступлений следователь не всегда имеет возможность предугадать результат следственного действия. Насколько доказательство оказалось ценным, можно судить после его оценки, сопоставляя с другими доказательствами. В любом случае это можно сделать после совершения следственного действия.

Самый заурядный допрос может неожиданно обернуться получением очень важного, весомого доказательства. Поэтому, с нашей точки зрения, недопустимо делить следственные действия на важные и не важные. Такой критерий, как «важность» следственного действия, нельзя признать удачным критерием, определяющим выбор следственного действия.

Ряд авторов полагают, что нельзя поручать органу дознания выполнение таких действий, которые следователь обязан во всех случаях выполнять сам .

Белозеров Ю.Н., Чугунов В.Е., Чувилев А.А. Дознание в органах милиции и его проблемы. М., 1972. С. 86. Михайлов А.И. Отдельное поручение следователя. М., 1971. С. 12.

Однако по смыслу уголовно — процессуального закона только следователь и должен производить следственные действия по уголовному делу, находящемуся у него в производстве, так как он является надлежащим субъектом расследования. Но именно в силу различных причин следователь не всегда может сам выполнить все необходимые следственные действия по уголовному делу. Учитывая это обстоятельство, законодатель и предусмотрел возможность использования помощи органов дознания. Критерий «во всех случаях сам» как бы исключает в принципе возможность использования помощи органов дознания. Поэтому данный критерий также представляется неудачным для определения тех следственных действий, которые могут быть поручены органу дознания.

Причины, по которым следователь не может самостоятельно произвести то или иное следственное действие, могут быть различны. Это может быть и удаленность местонахождения следователя от места предполагаемого производства следственного действия (например, в другом городе). Причиной может быть и большая загруженность следователя по другим уголовным делам. Наконец, может возникнуть необходимость производства нескольких следственных действий одновременно, есть и другие причины.

Очевидно одно: какова бы ни была причина, главное — исключается возможность производства следственного действия самим следователем. Полагаем, что только при этом условии будет оправдано поручение следователя о производстве следственных действий по уголовному делу другим лицам.

Невозможность производства следственного действия самим следователем и следует рассматривать как условие, определяющее объем (перечень) следственных и розыскных действий, поручаемых органу дознания. С нашей точки зрения, соответствующее положение следует внести в ст. 127 УПК РСФСР, а также в ст. 38 УПК РФ, то есть указать на право следователя давать органу дознания обязательные для исполнения отдельные поручения о производстве следственных действий только при невозможности выполнить их следователем самостоятельно.

Теперь рассмотрим полномочия следователя давать органу дознания поручения о производстве процессуальных действий.

Заметим, что речь идет не о процессуальных решениях, а именно о процессуальных действиях, направленных на исполнение каких-либо процессуальных решений. Действующий УПК РСФСР (ст. 127) не предусматривает возможности поручать органу дознания принимать по уголовному делу какие-либо процессуальные решения. С нашей точки зрения, это правильно, так как принятие процессуальных решений требует оценки доказательств, что является исключительной компетенцией следователя, в чьем производстве находится уголовное дело. Поэтому принятие процессуальных решений не может быть поручено органам дознания. Другое дело, когда органам дознания наравне со следственными действиями могут быть поручены для исполнения различные процессуальные решения, например о приводе, о задержании.

Данные полномочия органа дознания получили законодательное закрепление только в УПК РФ (ст. 38), где указано, что органы дознания обязаны исполнять постановления о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий. Таким образом, как следует из смысла закона, органы дознания не наделяются полномочиями по принятию процессуальных решений, а только исполняют те, которые были приняты следователем и поручены им для исполнения.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о сроках исполнения поручений. Дело в том, что, уполномочив другого субъекта процессуальной деятельности на производство следственных и розыскных действий, необходимо определиться со сроком действия этих полномочий.

Читайте также:  Можно ли выезжать за границу следственному комитету

Это положение является важным с точки зрения продолжительности нахождения органа дознания в качестве надлежащего субъекта сбора доказательств по уголовному делу, находящемуся в производстве у другого органа расследования.

Ст. 127 УПК РСФСР не указывает срок исполнения поручения следователя. В правоприменительной практике органы расследования при исполнении поручения ориентируются на срок в 10 суток, установленный ст. 132 УПК РСФСР. Однако, с нашей точки зрения, указанный срок законодатель установил применительно к поручениям о производстве следственных и розыскных действий в другом районе, видимо, исходя из необходимости выделения определенного времени на пересылку ответа следователю. Использование положения ст. 132 УПК РСФСР по аналогии применительно к исполнению поручения следователя в порядке ст. 127 УПК РСФСР возможно и оправданно. Однако возникает вопрос о целесообразности установления такого срока применительно ко всем поручениям.

Отдельные авторы полагают, что поручение следователя в некоторых случаях должно исполняться немедленно или на следующий день после его получения . Действительно, необходимость немедленного исполнения поручения может предполагаться следователем. Например, когда запланировано одновременное производство нескольких обысков в разных местах по одному и тому же уголовному делу. Промедление с исполнением такого следственного действия может привести к бесполезности его производства чуть позднее.

Рыжаков А.П. Указ. работа. С. 129.

Вместе с тем исполнение некоторых поручений следователя, особенно касающихся производства розыскных мероприятий, наоборот, требует длительной работы органов дознания, которые могут не уложиться в рамки десятидневного срока. Например, проведение таких розыскных мероприятий, как проверка камер хранения железнодорожных вокзалов с целью установления похищенного, или отработка жилого сектора (поквартирный обход) с целью выявления свидетелей и очевидцев происшедшего, или организация засад с целью задержания подозреваемого и другие .

Дознание в органах внутренних дел: Учебное пособие / Под ред. проф. А.А. Чувилева. М., 1986. С. 138.

В этой связи целесообразным представляется введение в закон такого правила, по которому срок исполнения поручения определялся бы самим следователем с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела и его срока.

Хотелось бы рассмотреть еще один аспект: относительно содержания отдельного поручения следователя. Речь идет о полномочиях следователя давать поручения о производстве оперативно — розыскных мероприятий. Действующий уголовно — процессуальный закон не предусматривает подобных полномочий следователя. В ст. 127 УПК РСФСР говорится о поручении следователя на производство следственных и розыскных действий. А в ст. ст. 118, 119 УПК РСФСР законодатель, возлагая на органы дознания производство оперативно — розыскных мероприятий, не связал необходимость их производства с поручениями следователя.

Иными словами, Уголовно — процессуальный кодекс РСФСР не является надлежащей правовой основой для дачи поручений о производстве оперативно — розыскных мероприятий, как полагают отдельные авторы .

Демидов И. Оперативно — розыскная деятельность и уголовный процесс // Законность. 1993. N 8. С. 35.

Впервые правовая основа деятельности по направлению поручений о производстве оперативно — розыскных мероприятий появилась в Федеральном законе «Об оперативно — розыскной деятельности». В ст. 7 указанного нормативного акта сказано, что основаниями для производства оперативно — розыскных мероприятий являются поручения следователя, а также поручения органа дознания. Безусловно, полномочия органов предварительного расследования о направлении поручений на производство оперативно — розыскных мероприятий должны предусматриваться именно в Уголовно — процессуальном кодексе РСФСР, а не вытекать из предусмотренной Федеральным законом обязанности оперативных подразделений выполнять такие поручения. В этой связи редакция Уголовно — процессуального кодекса Российской Федерации представляется более удачной, так как впервые именно в процессуальном Законе в ч. 4 ст. 38 предусмотрены полномочия следователя на поручение о производстве оперативно — розыскных мероприятий.

Однако нельзя согласиться с законодательным установлением о том, что подобные поручения следователь направляет органу дознания. Ст. 13 ФЗ «Об оперативно — розыскной деятельности» не называет органы дознания в качестве субъектов этой деятельности. В соответствии со ст. 7 этого же нормативного акта основаниями для производства оперативно — розыскных мероприятий могут быть как поручения следователя, так и поручения органа дознания. Очевидно, что указанные нормативные предписания позволяют сделать вывод: законодатель различает субъектов уголовно — процессуальной деятельности и субъектов оперативно — розыскной деятельности. В этой связи следует признать, что следователь вправе давать поручения о производстве оперативно — розыскных мероприятий не органу дознания, а тому органу (или, вернее, его руководителю), который назван в качестве субъекта оперативно — розыскной деятельности. Полагаю, что соответствующее уточнение необходимо внести в ст. 38 УПК РФ.

Наиболее целесообразно было бы дополнить Уголовно — процессуальный кодекс РФ отдельной нормой, регулирующей содержание поручений следователя органам дознания с учетом высказанных предложений.

1. Поручение следователя органу дознания о производстве отдельных следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152, ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Важно отметить, что по смыслу УПК РФ производство следственных действий является процессуальной обязанностью следователя. Поэтому поручение их производства органу дознания возможно лишь в случаях, когда у следователя отсутствует реальная возможность сделать это лично. Такая ситуация может быть обусловлена различными причинами, например, значительной удаленностью следователя от места производства следственного действия, перегруженностью следователя по причине большого количества уголовных дел, находящихся единовременно в его производстве, необходимостью производства нескольких следственных действий одновременно и др.

Сущность данной процессуальной формы взаимодействия следователя и органа дознания состоит в оказании органом дознания помощи следователю путем эпизодического выполнения его процессуальных обязанностей но производству следственных действий.

Результаты изучения уголовных дел, расследуемых в форме предварительного следствия, показывают, что чаще всего органы дознания производят по поручениям следователей:

  • — допросы свидетелей — 41,3% всех порученных следственных действий;
  • — обыски — 32,6%;
  • — выемки — 11,8%;
  • — допросы потерпевших — 6,2%;
  • — предъявления для опознания и осмотры — 4,9%;
  • — прочие следственные действия — только 3,2% [1] .

Следует отметить, что в последние годы количество поручений следователей органу дознания о производстве отдельных следственных действий стало увеличиваться.

2. Поручение следователя органу дознания о производстве иных процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Определение понятия процессуального действия содержится в п. 32 ст. 5 УПК РФ. Таковым является любое действие, предусмотренное УПК РФ.

3. Оказание органом дознания содействия следователю при производстве следственных и иных процессуальных действий (п. 4 ч. 2 cm. 38 УПК РФ).

Закон не ограничивает следователя по количеству и видам процессуальных действий, при производстве которых он вправе рассчитывать на содействие со стороны сотрудников органа дознания. Следовательно, таковыми могут являться любые процессуальные действия, указанные в УПК РФ.

Необходимость в совместном производстве отдельных следственных или иных процессуальных действий может возникнуть, когда следователь нуждается в организационной или технической поддержке со стороны сотрудников органа дознания, если, например, требуется произвести обыск большой территории, при производстве иных трудоемких следственных действий с большим количеством участников, таких как опознание, следственный эксперимент и др.

Как правило, конкретная помощь сотрудников органа дознания следователю выражается в организации участия в следственном действии понятых, использовании технических средств фиксации хода и результатов следственных действий, обеспечение участников следственного действия автотранспортом, конвоирование и др.

Читайте также:  Как правило неотложное следственное действие производит

4. Поручение следователя органу дознания о производстве оперативно- розыскных мероприятий (п. 4 4.2 cm. 38, ч. 4 cm. 157 У ПК РФ).

Производство оперативно-розыскных мероприятий поручается органу дознания следователем в случаях, когда получить необходимые для расследования данные процессуальными средствами невозможно или нецелесообразно. Посредством таких поручений, например, устанавливаются очевидцы преступления, которые впоследствии будут допрошены следователем в качестве свидетелей, местонахождение предметов, которые затем будут изъяты следователем в установленном УПК РФ порядке в ходе обыска (выемки), осмотрены и приобщены к делу в качестве вещественных доказательств, лица, совершившие преступление, которые в дальнейшем будут привлечены следователем в качестве обвиняемых по уголовному делу, и др.

Важно отметить, что при составлении таких поручений следователь вправе поставить только общую задачу, которую необходимо решить органу дознания (например, установить круг знакомых подозреваемого и проверить их на причастность к совершению преступления), и не может указывать органу дознания, как именно это сделать. Оперативные сотрудники самостоятельно решают, какие именно оперативно-розыскные мероприятия и в каком объеме произвести в целях исполнения поручения следователя.

5. Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных мероприятий (п. 38 cm. 5 УПК РФ).

Розыскные меры — это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 38 ст. 5 УПК РФ). Данное законодательное определение розыскных мер не является исчерпывающим.

К розыскным мерам относятся объявление в розыск лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, направление запросов в различные учреждения и организации, изучение архивных уголовных дел и др.

В отличие от следственных действий, розыскные меры могут осуществляться как до, так и после приостановления производства по уголовному делу (ст. 209 УПК РФ). В отличие от оперативно-розыскных мероприятий розыскные меры могут осуществляться и следователями.

Среди розыскных мер, поручаемых следователем органу дознания, важное место занимает поручение органу дознания розыска подозреваемого, обвиняемого (ст. 210 УПК РФ).

Розыск может быть местный, региональный, федеральный, международный. Следователь не определяет вид розыска. Он просто объявляет розыск и поручает его органу дознания. Орган дознания, получив соответствующее постановление следователя, самостоятельно решает вопрос о том, какой вид розыска применить вначале.

Постановление о розыске, справка о личности и, возможно, некоторые другие документы (копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого, копия постановления об избрании меры пресечения) направляются следователем в орган дознания.

В соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами орган дознания не позднее 10 суток с момента получения соответствующего постановления следователя заводит розыскное дело, по которому в плановом порядке осуществляются розыскные действия. Это местный розыск, который осуществляется после проведения первоначальной проверки.

По истечении шести месяцев со дня начала местного розыска специальным постановлением начальника органа дознания объявляется федеральный розыск. Начальник органа дознания вправе объявить федеральный розыск и до истечения указанного срока, если есть основания полагать, что местный розыск нс даст положительных результатов.

Международный розыск объявляется в случае, когда федеральный розыск не дал положительных результатов или есть сведения о том, что разыскиваемый покинул пределы страны. Ответственными за объявление в международный розыск являются розыскные подразделения МВД России, УВД, НЦБ Интерпола России 1 .

6. Осуществление розыскных и оперативно-розыскных мероприятий для установления лица, совершившего преступление, с уведомлением следователя о результатах розыска (ч. 4 cm. 157 УПК РФ).

Речь идет о ситуациях, когда орган дознания возбуждает уголовное дело, по которому производство предварительного следствия обязательно, в течение 10 суток производит по нему неотложные следственные действия, и, так и не установив лицо, совершившее преступление, направляет уголовное дело прокурору для направления по подследственности.

  • [1] Бекетов М. Ю. Следователь органов внутренних дел и милиция: взаимодействиепри расследовании преступлений : учебное пособие. М.: Щит-М ; МосУ МВД России, 2004.С. 24-25.

8.Органам дознания следователь по расследуемым им делам вправе давать поручения и указания о производстве любого следственного действия и (или) оперативно-розыскного мероприятия.

9. Выполнение поручений (указаний) следователя бывает нескольких видов:

а) выполнение органом дознания следственных и (или) розыскных действий по поручению следователя;

б) привлечение следователем представителей органа дознания для оказания содействия (помощи) в производстве отдельных следственных действий;

в) принятие мер, призванных создавать необходимые условия для успешного производства отдельных следственных действий, таких как охрана места происшествия, оцепление здания и т.д.;

г) исполнение постановления суда об избрании в отношении подозреваемого (обвиняемого) меры пресечения в виде заключения под стражу;

д) выполнение постановлений следователей о задержании, приводе, о производстве иных процессуальных действий.

10. Поручение — это требование о производстве следственных и (или) розыскных действий . Указание следователя дополняет его поручение и заключается в разъяснении, как провести выполнение его поручения .

11. Учеными рекомендуется в поручении следователя органу дознания указывать следующее:

— наименование органа дознания, которому адресовано поручение;

— указание, от кого исходит поручение;

— краткое изложение существа дела, по которому дается поручение;

— указание на юридическую основу дачи поручения (ссылка на ст. 38 УПК);

— содержание поручения, то есть вопросы, подлежащие выяснению;

— указание о порядке (последовательности и т.п.) исполнения поручения;

— сведения, которые следует учесть при исполнении поручения, или рекомендация, как поступить при получении определенного результата;

— целесообразные тактические приемы проведения процессуального действия;

— указание, у кого можно получить дополнительные разъяснения по заданию.

12. Наличие поручения предполагает определенный срок его исполнения. Когда следователь сам указывает время производства мероприятия, его нарушать нельзя. Указанное требование обусловлено тем, что порой возникает необходимость одновременного производства серии следственных (розыскных) действий, к примеру обысков. Если время производства возложенного на подразделение мероприятия изменить, провести его в другой день, не только оно само, но и весь круг намеченных следователем мер могут не дать ожидаемого положительного результата.

13. Вместе с тем не всегда следователь в отдельном поручении указывает конкретную дату производства следственного или розыскного действия. В таком случае следует руководствоваться правилами ч. 1 ст. 152 УПК, где указанный срок ограничивается 10 сутками . В пределах указанных границ срок исполнения поручения может быть определен начальником органа дознания.

Данное правило не распространяется на случаи, когда исполнение поручения должно осуществляться до наступления определенного результата (к примеру, установление лица, совершившего преступление, и т.п.) или в ходе производства всего предварительного расследования (допустим, поручение о сборе доказательств совершения преступления и др.).

14. Ответ на поручение должен состоять из следующих реквизитов:

а) фамилия, инициалы, должность, звание, место работы следователя, которому адресован ответ. Важно помнить, что следователь по закону — это процессуально самостоятельный орган предварительного расследования, поэтому ответ адресуется тому лицу, от кого получено поручение. Направление ответа начальнику органа внутренних дел и даже начальнику следственного подразделения, в штатах которого числится данный следователь, не будет соответствовать уголовно-процессуальному закону;

б) дата и место происшествия (для преступлений, совершенных на транспорте, — обнаружения последствий). Номер исходящего и дата отправления в органы дознания поручения. У следователя в производстве может находиться не одно дело. Эти данные позволят ему, сэкономив время, сразу выяснить, к какому из дел сведения имеют отношение;

в) указание на юридическую основу исполнения поручения (ссылка на ч. 4 ст. 157 УПК);

Читайте также:  Должен ли следователь оповещать о ходе дела

г) лаконичный и полный ответ на каждый из вопросов, поставленных следователем;

д) указание на то, что ход исполнения поручения не нарушен. Если орган дознания все же отступил от предложенного следователем порядка, в ответе должна быть подробно обоснована причина такового;

е) дополнительная информация, задание на выявление которой не давалось, но она была установлена в процессе исполнения поручения. Здесь же по возможности отражается, как эти сведения повлияли на последовательность сбора материала и внутреннее убеждение дознавателя. Обоснование их значимости для расследования;

ж) сведения, которые могут повлиять на выбор тактических приемов производства предварительного следствия. По возможности характеристика поведения отдельных участников уголовного процесса (подозреваемого, свидетелей и др.) с целью создания у следователя о них более полного представления. Не помешают и соответствующие умозаключения дознавателя, на чем они основаны;

з) основания, если таковые имелись, нарушения сроков исполнения поручения и меры, направленные как на их сокращение, так и на уведомление следователя о факте, препятствующем своевременному исполнению поручения;

и) указание, к кому может обращаться следователь, если понадобится проведение дополнительных мероприятий. Эти данные особенно важны в тех ситуациях, когда непосредственный исполнитель уходит в отпуск, уезжает в командировку и т.п.;

к) перечень материалов, следующих с ответом, количество и краткое описание вещественных доказательств, а равно их упаковки;

л) указание, какой орган и кто именно: фамилия, имя, отчество, должность, специальное звание, адрес места работы и рабочий телефон — исполнял поручение и готовил ответ. Приведенные данные необходимы для быстрой организации возможной обратной связи. Даже в тех случаях, когда специального ответа не составлялось, указанные данные должны найти свое отражение в соответствующем сопроводительном письме. Полнота изложения сведений в ответах на поручение (указание) следователя и сопроводительных письмах — непременное условие качественного и эффективного обеспечения предварительного следствия.

Непроцессуальные формы взаимодействия, регулируемые ведомственными нормативными актами.

К формам взаимодействия такого рода относятся:

•совместная деятельность в составе следственно-оперативной группы при необходимости экстренного реагирования на сигналы о преступлениях;

•составление согласованных планов следственных и опера­тивно-разыскных мероприятий;

• обмен получаемой информацией о совершаемых преступле­ниях, о криминогенной ситуации в регионе, административном участке и другие.

Поручение следователя.

Содержание, структура и сроки исполнения

Закон уполномочил следователя давать письменные поручения, обязательные для исполнения органами дознания. Следовательно, речь идет не о предложении, которое можно отклонить, а о требо­вании, которое подлежит обязательному исполнению.

1. Наименование органа дознания, которому оно направляется.

Поручение следует адресовать начальнику органа дознания. Применительно к системе органов внутренних дел на основании п. 17ст. 5 УПК РФ начальником органа дознания является начальник
ОВД и его заместители. Даже в том случае, когда следователь заранее предполагает, кто может быть исполнителем поручения, он должен адресовать поручение руководителю ОВД, а не конкретному
сотруднику подразделения.

2. Поручение должно содержать указание на обстоятельства рас­следуемого преступления, установленные в ходе предварительного следствия. Иными словами, следователь должен кратко изложить
обстоятельства совершения преступления (время, место, способ, характер преступных действий и иные важные обстоятельства со­вершенного преступления), т.е. дать исходную информацию для исполнителя.

3. Необходимо указать правовую основу поручения, т.е. ст. 38, 152 УПК РФ. В заключительной части поручения следователь изла­гает суть поручения, т.е. указывает те следственные, розыскные и иные действия, которые следует провести, также указывается цель и срок исполнения поручения.

Надо заметить, что в уголовно-процессуальном законе не опре­делен срок исполнения поручений следователя. В практической деятельности органов предварительного следствия считается уже устоявшимся мнение о том, что срок исполнения поручения со­ставляет 10 суток. Однако этот срок установлен законом примени­тельно к исполнению поручений следователя, данному им в поряд­ке ст. 152 УПК, т.е. когда исполнение поручения предполагается не по месту производства предварительного следствия, а в другом го­роде, районе.

Применение положений ст. 152 УПК по аналогии применитель­но к исполнению поручения следователя в порядке ст. 38 УПК РФ возможно и оправданно. Однако возникает вопрос о целесообразно­сти установления такого срока применительно ко всем поручениям.

В литературе высказано мнение отдельных авторов о том, что поручение следователя в некоторых случаях должно исполняться немедленно или на следующий день после его получения. Действи­тельно, необходимость немедленного исполнения поручения может предполагаться следователем. Например, когда запланировано од­новременное производство нескольких обысков в разных местах, адресах по одному и тому же уголовному делу. Промедление с ис­полнением такого следственного действия может привести к беспо­лезности его производства и, как следствие, к утрате доказательств.

Вместе с тем исполнение некоторых поручений следователя, особенно касающихся производства розыскных мероприятий, тре­бует длительной работы органа дознания, для которой десятиднев­ный срок недостаточен.

В этой связи целесообразным представляется определение в за­коне такого порядка исполнения поручения следователя, когда срок его исполнения определялся бы самим следователем с учетом кон­кретных обстоятельств уголовного дела.

4. К поручению могут прилагаться схемы, фототаблицы, приме­ты и перечень похищенного, приметы преступника, которые долж­ны облегчить исполнение поручения следователя.

5. Поручение должно быть подписано следователем с указанием всех необходимых данных и контактного телефона.

В заключение необходимо отметить, что в ходе совместной дея­тельности следователя и органа дознания по расследованию преступлений достигаются положительные результаты и решается такая задача, как быстрое, объективное и полное расследование преступлений.

Некоторые вопросы взаимодействия указанных органов требуют совершенствования правового регулирования на уровне закона и ведомственных нормативных актов, так как практика совместной деятельности следователя и органа дознания указывает на необходимость, эффективность и целесообразность взаимодействия в решении задач уголовного судопроизводства.

Взаимодействие следователя с органом дознания регламентировано и совместном межведомственном приказе №776/703/509/507/1820/42/535/398/68 от 27 сентября 2013, которым утверждена Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, которая определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке: выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятии по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве.

В данном документе указана и правовая основа представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье). Кроме Инструкции указаны следующие источники:

— Конституция Российской Федераций;

— Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федераций;

— Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

— иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

Поручения следователя. Содержание, структура и сроки исполнения.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источники:
http://m.studme.org/135661/pravo/vidy_porucheniy_sledovatelya_organu_doznaniya
http://cyberpedia.su/1xe72.html

Читайте также:
Adblock
detector