Что проверяет следственный комитет в организации

РЕКОМЕНДАЦИИ

В соответствии с нормами действующего законодательства различных отраслей права, предусматривающих силовые действия со стороны государства в лице различных правоохранительных (контролирующих) структур в отношении корпоративного субъекта, представители определенных силовых органов власти могут осуществлять свои властные полномочия в следующих случаях и порядке:

1. В соответствии с нормами Уголовно – процессуального кодекса (УПК) РФ, при проведении доследственной проверки в порядке ст.144 УП РФ сообщения о совершённом или готовящемся преступлении, или при расследовании возбужденного уголовного дела, следователь, руководитель следственного органа (иные лица) полномочны истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном Кодексом, производить осмотр места происшествия, давать органу дознания письменное поручение о производстве оперативно – розыскных мероприятий.

— На основании сложившейся в Российской Федерации следственно – судебной практики можно сделать вывод, что следственно – оперативные мероприятия на территории хозяйствующего субъекта, доследственные (оперативные) проверки могут проводиться и уголовные дела расследоваться по статьям Уголовного кодекса, предусматривающим преступления в сфере экономики, в частности – мошенничество (ст.159), незаконная банковская деятельность (ст.172), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём (ст.174), уклонение от уплаты налоговых платежей (ст.199) и другие.

— Уголовные дела и доследственные (оперативные) проверки по составам преступлений экономической направленности (в зависимости от конкретного состава преступления) расследуются следственными подразделениями Следственного комитета РФ, МВД РФ или ФСБ РФ. Уголовные дела в банковской сфере, на территории Московского региона находятся в производстве следственных подразделений указанных органов Федерального или Московского уровня.

— Следственно – оперативные мероприятия на территории организации чаще всего производятся с целью отыскания и изъятия различных документов (например — уставных и учредительных документов фирм – однодневок), печатей, различных договоров, накладных, счетов – фактур, актов, учётных книг, электронных носителей информации и другое.

— Обнаружение и изъятие предметов, документов на территории организации происходит в рамках конкретных следственных действий – обыск или выемка (ст.182, ст.183 УПК РФ). Следственные действия производятся на основании постановления следователя (начальника следственного отдела). Постановление о производстве обыска, выемки должно содержать все необходимые реквизиты – дата вынесения постановления, должностное лицо, номер уголовного дела (в случае его возбуждения), основания для производства следственных действий – «наличие достаточных данных полагать, что в организации могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела; точное наименование организации, место расположения, ссылка на конкретные нормы права и др. Постановление до начала следственного действия обязательно предъявляется для ознакомления одному (нескольким) из руководителей (представителей) организации.

— При производстве следственных действий (или оперативных мероприятий) по решению следователя (во втором случае по решению начальника оперативного подразделения) могут вскрываться любые помещения (сейфы), если владелец (полномочное лицо организации) отказывается их открыть. При этом не должно допускаться чрезмерное повреждение имущества.

— Лицам, присутствующим в месте, где производится следственное действие (оперативное мероприятие), следователь может запретить покидать территорию организации до окончания действия (мероприятия), и общаться с другими людьми. Как правило, сотрудники организации перемещаются в какое-либо помещение (коридор) и находятся под наблюдением сотрудников силовой поддержки.

Необходимо обратить внимание, что следователь (иные проверяющие лица) не имеют права досматривать и изымать личные вещи сотрудников, в том числе мобильные телефоны, а могут лишь в словесной форме пресекать общение с использованием средств связи.

— Осмотр помещений в ходе следственных действий (оперативных мероприятий) должен проводиться последовательно. В каждом осматриваемом помещении должен присутствовать представитель администрации организации (адвокат), и обязательно понятые из числа не заинтересованных в исходе мероприятия лиц. Одновременный осмотр нескольких помещений, при отсутствии понятых и (или) представителя организации (адвоката) является не законным.

— При изъятии электронных носителей информации, по требованию присутствующего одного из руководителей (представителя) организации, информация копируется на другой, предоставленный организацией, электронный носитель, изымаемый в рамках следственного (оперативного) действия, а оригинал электронного носителя не изымается. Изъятые предметы и документы немедленно предъявляются понятым и представителю организации (адвокату), упаковываются и опечатываются в их присутствии.

— Во время проведения следственного (оперативного) действия, или непосредственно после его завершения, следователем (иным проверяющим лицом) составляется протокол обыска, выемки (или оперативного мероприятия – осмотра). Протокол, как правило, изготавливается при помощи компьютера. В протоколе фиксируются личные данные всех участников следственного (оперативного) действия, за исключением сотрудников силовой поддержки, время начала и окончания действия, каждое досмотренное помещение и обнаруженные именно в нём предметы, документы, с указанием конкретного места; указанием о вскрытии помещений (сейфов, ячеек); точным перечислением, описанием обнаруженных и изъятых предметов, документов, с указанием реквизитов; фиксируются любые инциденты, имевшие место во время следственного (оперативного) действия, применение фото – видео техники. Протокол должен быть максимально информативным и соответствовать действительности событий.

— По окончанию изготовления протокола его подписывают все участвующие в мероприятии, перечисленные в протоколе лица, в том числе понятые. В конце протокола (или в приложении к нему) представитель администрации организации (адвокат) имеет право и должен внести любые замечания и дополнения, выявленные в ходе проведения следственного (оперативного) действия. Копия протокола после его подписания всеми лицами обязательно вручается представителю руководства организации (адвокату).

— Довольно часто в ходе проведения следственного (оперативного) действия на территории организации, проверяющие лица (оперативные сотрудники) пытаются получить от сотрудников организации, в том числе службы безопасности, ту или иную информацию в устной форме или тут же допросить с составлением протокола допроса (объяснения), предложить изложить те или иные обстоятельства в собственноручном заявлении.

Необходимо обратить внимание, что сотрудники организации в ходе проведения оперативно – следственных мероприятий на территории организации не должны вступать в контакт с проверяющими лицами, или давать письменные показания с составлением протокола допроса, иных письменных документов. Одновременное производство нескольких следственных (оперативных) действий не допустимо. В случае надобности допроса тех или иных сотрудников организации, следователь (оперативный сотрудник) через представителя администрации организации может вручить повестку о вызове на допрос в место расположения следственного (оперативного) подразделения. Любое допрашиваемое лицо имеет право пользоваться услугами адвоката. Проверяющие лица зачастую вводят сотрудников проверяемой организации в заблуждение относительно уголовной (административной) ответственности в случае немедленного отказа от дачи показаний (объяснений) или нежелание сотрудничать с правоохранительными органами. Данные действия являются способом запугивания и оказания психологического давления.

В соответствии с Конституцией РФ и процессуальным законодательством каждое лицо имеет право на помощь защитника (адвоката), имеет право отказаться от дачи показаний (объяснений) против себя самого и своих близких родственников.

— При производстве следственно – оперативных мероприятий на территории организации, сотрудникам необходимо избегать любых провокационных действий со стороны проверяющих лиц, стараться не вступать с ними в контакт, тем более в конфликтные ситуации, вести себя по мере возможно спокойно и уверенно. Противоправно применение физической силы (спецсредств) в отношении сотрудников организации, в том числе принуждение находиться в лежачем положении, без действительной необходимости (оказание активного противоправного сопротивления и т.д.)

Необходимо отметить, что в данном случае происходит столкновение полномочий, с одной стороны, наделённых законом представителей силовых структур, с другой стороны — сотрудников службы безопасности организации, осуществляющих свои законные права и обязанности, обладающих определённым Законом статусом. Представители силовых структур, при наличии разрешающих, надлежаще оформленных документов, безусловно, имеют право проводить на территории организации следственно – оперативные мероприятия, но это вовсе не значит, что они совершенно беспрепятственно, минуя посты охраны, без предъявления удостоверений и процессуальных документов, могут проигнорировать законные требования службы безопасности организации.

Читайте также:  Кем могут быть отменены незаконные постановления следователя

— Сотрудники службы безопасности организации не должны, без явной необходимости, оказывать силового сопротивления сотрудникам государственных структур, применять оружие или спецсредства; не должны поддаваться провокационным действиям, должны избегать чрезмерных конфликтных ситуаций, при абсолютной уверенности, что на территорию организации прибыли действительно представители силовых структур. Такое силовое противостояние, помимо возможного причинения вреда здоровью, как правило, заканчивается привлечением сотрудников охраны к уголовной ответственности, за превышение своих полномочий, оказание сопротивления представителя власти.

— Прибытие на территорию организации сотрудников полиции (Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УВД административного округа) может произойти в рамках проведения выездной налоговой проверки в отношении организации. В соответствии со ст.36 НК РФ и межведомственным приказом сотрудники органов внутренних дел только по запросу налогового органа имеют право принимать участие в проведении мероприятий налогового контроля, в том числе осмотре помещений, выемке предметов, документов, допросе свидетелей. Самостоятельные действия сотрудников полиции в ходе проведения выездной налоговой проверки недопустимы. Старшим проверяющей бригады всегда является сотрудник налогового органа.

Однако в данном случае, в соответствии с действующим налоговым законодательством, организация — налогоплательщик заранее уведомляется о начавшейся выездной налоговой проверке и действует в рабочем контакте с сотрудниками налоговой группы, в число которых могут входить сотрудники полиции. Как правило, силовая поддержка при этом не привлекается и неожиданного прихода в помещение налогоплательщика не происходит (за редкими резонансными случаями).

Однако, такие мероприятия в рамках исполнительного производства не происходят внезапно, о них, в рамках взаимоотношений по исполнительному производству (организация – территориальный Отдел ССП), заранее известно должнику (иному заинтересованному лицу).

— В случае любой внезапной, не стандартной ситуации, проведения следственно – оперативных и контролирующих действий со стороны силовых государственных органов, сотрудникам организации, в частности сотрудникам службы безопасности, необходимо вести себя по возможности спокойно, уверенно, не проявлять не обоснованной агрессии в отношении прибывших лиц, не допускать в отношении себя противоправных и провокационных действий, не позволять проведения личного обыска и изъятия принадлежащих личных вещей, стараться максимально фиксировать действия проверяющих лиц, особенно фактов хищения имущества или подброса каких-либо документов, предметов (в том числе запрещённых к обороту). В категорической форме сотрудники не должны давать никаких показаний, не должны подписывать заявления, протоколы, иные документы. Сотрудники обязаны требовать предоставления юридической помощи (адвоката) при попытке сотрудниками силовых структур получить личные показания. Необходимо помнить, что в простой беседе с оперативными работниками, могут скрытно применяться звукозаписывающие и видео устройства, записи с которых в последствие могут служить доказательствами по делу.

Адвокат Артем Чекотков рассказывает, кто и почему из силовых структур имеет право направить в компанию запрос о предоставлении информации и к чему это может привести. И главное, как себя оградить от неправомерных действий силовиков?

Бизнес всегда несет в себе определенные риски: финансовые, ценовые, инвестиционные, репутационные и многие другие. Особенность отечественных бизнес-процессов заключается в том, что они сопряжены и с рисками уголовно-правового характера.

Сигнал, что бизнесом заинтересовались правоохранительные органы

В последнее время кризисные явления в экономике привели к тому, что вероятность уголовно-правовых рисков увеличилась, а предприниматели все чаще оказываются в ситуации, когда их коммерческая деятельность может привести к потери бизнеса или даже лишению свободы.

Такие последствия, безусловно, самые негативные проявления оперативно-следственных мероприятий в отношении бизнеса. И наступают не в каждом случае.

Однако даже само по себе внимание силовиков к компании может на долгое время дестабилизировать ее деятельность.

Направление запроса одно из самых распространенных действий правоохранителей. Именно оно становится первым этапом в процессе реализации уголовно-правовых рисков.

В статье мы проанализируем, как сотрудники правоохранительных органов осуществляют предоставленное им полномочие на истребование документации у коммерческих организаций, а также предоставим ряд практических рекомендаций, которые, с нашей точки зрения, могут существенно снизить уголовно-правовые риски вашего бизнеса.

Массовость направления запросов о представлении документации

Итак, правом на направление запросов наделен широкий перечень субъектов, начиная от Счетной палаты РФ, заканчивая контрольными ведомствами исполнительной власти (Роспотребнадзор, Росздравнадзор и т.д.). В свою очередь, процесс привлечения к уголовной ответственности входит в сферу компетенции только правоохранительных органов, которые запрашивают документацию в связи с расследованием уголовного дела или проведением проверки заявления о совершении преступления (доследственная проверка).

Бизнес в данном случае сталкивается со следующими органами: МВД РФ, ФСБ РФ, Следственный комитет РФ. Негативные последствия для юридических лиц могут иметь место и в случае проведения прокурорской проверки, в рамках которой сотрудники Прокуратуры РФ также вправе направлять запросы о предоставлении документации.

Проявляя интерес к бизнесу, обозначенные субъекты в первую очередь направляют запросы в компанию о предоставлении документации.

Как уже было отмечено, данное действие является первым этапом в процессе проведения проверки (будь то полицейской или прокурской) и реализуется в подавляющем большинстве случаев.

Массовый характер направления запросов обусловлен, во-первых, относительной простотой его подготовки (силовикам достаточно напечатать страницу текста).

Во-вторых, в случае ответа на запрос, правоохранители получают большой объем информации, которая впоследствии может стать доказательствами по уголовному делу.

В результате при получении запроса необходимо дать ему правовую оценку и только после этого принимать решение о предоставлении информации. Для того, чтобы правовой анализ полученного запроса был полноценным и эффективным, прежде всего, необходимо понимать, что из себя представляет действительно законный и обоснованный запрос, получение которого обязывает компанию предоставить необходимую правоохранителям документацию.

Юридическая природа запроса о представлении документации

Запрос информации и документов — это правоприменительный акт. Иными словами, посредством направления запроса сотрудники правоохранительных органов реализуют, предоставленное им полномочие на получение необходимой документации. Эти полномочия закреплены в федеральном законодательстве, регулирующем основы деятельности отдельных правоохранительных органов:

На основании этих норм правоохранители и направляют в организации запросы о предоставлении документов и информации.

Но надо понимать, что, как и любой иной правоприменительный акт, который предусматривает выполнение каких-либо обязанностей, запрос информации должен обладать двумя свойствами — законность и обоснованность:

  • законность — предполагает, что требование о предоставлении документации должно быть основано на нормах закона, которые наделяют сотрудников правоохранительных органов правом запрашивать документацию (обозначены выше);
  • обоснованность — заключается в том, что в запросе должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.

Эти два компонента вместе делают требование силовиков обязательным для исполнения и, соответственно, влекут за собой ответственность за игнорирование запроса.

На практике чаще всего надлежащая мотивировка требований отсутствует.

Сотрудники правоохранительных органов убеждены в том, что если закон предоставляет им право запрашивать документы и информацию, то какая-либо дополнительная аргументация в данном случае не требуется.

Читайте также:  Как находить причинно следственные связи

Такое толкование своих полномочий помимо того, что свидетельствует о низком уровне правовой культуры конкретного правоприменителя, также создает пространство для злоупотреблений. Так, на практике нередки случаи, когда под прикрытием расследования одного уголовного дела запрашивается информация, которая совершенно не имеет отношения к расследуемым фактам.

Часто силовики в ходе проверки сообщения о преступлении запрашивают информацию о всей финансово-хозяйственной деятельности организации по всем контрагентам, естественно, не приводя каких-либо оснований истребования столь значительного объема информации.

Последствия таких нарушений могут выразиться, как минимум, в дестабилизации деятельности коммерческой организации.

Самые частые варианты запросов

Продемонстрируем самые распространенные варианты запросов, а также те ошибки, которые допускают правоохранители при их составлении.

Все их можно сгруппировать по стадиям расследования уголовного дела и отдельно выделить прокурорскую проверку:

  • запросы, направляемые до возбуждения уголовного дела;
  • запросы, направленные после возбуждения уголовного дела;
  • запросы, направляемые в рамках проведения прокурорской проверки.

До возбуждения уголовного дела (этап доследственной проверки)

Практика показывает, что основной массив запросов в организации направляется именно на этапе доследственной проверки.

Для того, чтобы принять решение о возбуждении уголовного дела правоохранителям необходимо собрать как можно больше информации, свидетельствующей о фактах совершения преступления. И самый удобный способ для этого — направление запроса о предоставлении документации.

В данном случае бизнес сталкивается с деятельностью уже ставшего легендарным отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции (ОЭБиПК) и реже с оперативными подразделениями ФСБ РФ.

Во-вторых, что самое важное, в качестве фактического обоснования должна быть указана следующая информация:

  • номер и дата КУСП (книга учета сообщений о преступлениях) — все сообщения о преступлениях должны быть обязательно зарегистрированы и им присваивается номер. Эта информация свидетельствует о том, что правоохранители действительно проводят проверку, а не запрашивают документацию, руководствуясь какими-либо иными (порой не всегда законными) мотивами;
  • в запросе должно быть указано по каким фактам проводятся проверочные мероприятия. Данная информация позволяет оценить действительно ли деятельность коммерческой организации относится к предмету проверки;
  • в тексте запроса должна содержаться информация о том, как запрашиваемая документация связана с предметом проверки.

При одновременном наличии этих компонентов, запрос можно считать действительно законным и обоснованным. К сожалению, на практике правильно обоснованные запросы встречаются крайне редко.

Если информацию о номере и дате КУСП силовики почти всегда указывают, то разъяснение фактов, по которым ведется проверка и тем более то, как запрашиваемая документация относится к ее предмету, отсутствует практически всегда.

В таком случае при подготовке ответа необходимо указать сотрудникам правоохранительных органов на недостатки запроса с просьбой надлежащим образом обосновать свои требования. Предоставление документов в таких случаях может привести к негативным последствиям, так как мотивы направления запроса могут быть самыми разными.

После возбуждения уголовного дела

В ситуации, когда уголовное дело уже возбуждено, запросы в организации направляются не столь часто.

Производство по уголовному делу проводят уже не оперативные подразделения, а следственные, у которых достаточно иных, более эффективных инструментов получения информации (проведение обысков или выемок, например).

Однако зачастую под прикрытием расследования уголовного дела могут быть запрошены документы и информация, которая никак не относится к тем фактам, в связи с которыми осуществляется расследование.

Такие ситуации не всегда вызваны правомерными причинами, а потому при получении запроса необходимо тщательно проверить его на соответствие критериям законности и обоснованности.

Как и в случае с доследственной проверкой, силовикам необходимо указать на правовые нормы, закрепляющие полномочия на направление запросов.

Однако на практике в качестве правового обоснования указывают лишь ч. 4 ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в которой указано, что требования и запросы следователя, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Это обоснование некорректно и должно быть дополнено правовой нормой, которая и предоставляет такие полномочия.

Касательно фактической аргументации запроса документов и информации, она аналогична с этапом доследственной проверки и должна содержать информацию о номере и дате возбуждения уголовного дела, о фактах, по которым осуществляется расследование, а также сведения о том, как запрашиваемая информация связана с предметом уголовного дела.

Прокурорская проверка

Как таковая, цель прокурорской проверки, проводимой в отношении коммерческой организации, не сводится к привлечению предпринимателей к уголовной ответственности.

Сотрудники прокуратуры проверяют деятельность компании на предмет соблюдения тех или иных требований действующего законодательства.

Однако, если в ходе проверки будут выявлены факты, свидетельствующие о совершении преступления, то материалы данной проверки направляются уже в правоохранительные органы (полиция, СК РФ) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, проверка прокуратуры также несет в себе уголовно-правовые риски для бизнеса.

Сотрудники прокуратуры более тщательно относятся к вопросу мотивировки своих требований. Большинство прокурорских запросов обладает правовым обоснованием, в них также указывается информация о том, по каким фактам проводится проверка.

Но, как и во всех отмеченных ранее случаях, в запросах, как правило, не объясняется, как истребуемая информация может быть связаны с предметом проверки.

В такой ситуации запрос нельзя признать мотивированным и ответ на него надо давать с просьбой надлежащим образом обосновать свои требования.

Подводя итог описанию наиболее типичных ситуаций, в которых коммерческие организации сталкиваются с получением запроса, необходимо сделать общий для всех вывод о том, что, к сожалению, на практике надлежащее обоснование силовиками своих требований не является повсеместным.

Безусловно, предоставление документов в таких случаях не является обязательным, однако следует также помнить и о том, что законодательством установлена административная ответственность за неисполнение требований правоохранителей.

Ответственность за непредставление документов

Кодекс об административных правонарушениях закрепляет два случая, когда предприниматели могут быть привлечены к ответственности за отказ от представления документов.

  • предупреждения,
  • административного штрафа:

— на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей;

— на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Эти санкции применяются за непредставление документов, если запрос в компанию поступает на этапе доследственной проверки (до возбуждения уголовного дела).

— на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;

— на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

  • административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В этом случае предусмотрены уже довольно серьезные санкции и они могут применяться или при получении запроса после возбуждения уголовного дела, или при проведении прокурорской проверки.

Правоприменительная практика

Эти меры ответственности реализуются лишь в тех случаях, когда предприниматели не представили документацию в ответ на законный и обоснованный запрос.

В подтверждение данного вывода можно привести ряд примеров из судебной практики, где действия правоохранителе признавались незаконными, а предприниматели освобождались от административной ответственности.

В результате действия сотрудников полиции были признаны незаконными, так как в их запросе отсутствовали ссылка на расследование находящегося в производстве конкретного уголовного дела, либо на зарегистрированное в установленном порядке заявление или сообщение о преступлении.

Читайте также:  Следственный комитет российской федерации чем занимается

Практические рекомендации

Однако, несмотря на приведенные выше позиции судов, все же следует констатировать, что, к сожалению, судебная практика на сегодняшний день сложилась таким образом, что предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности за непредставление документов и в случае, если запрос правоохранителей не обладал свойствами законности и обоснованности.

В свою очередь, опасения реализации риска привлечения к административной ответственности, не должны становиться стимулом для выполнения незаконных и необоснованных требований сотрудников правоохранительных органов, к тому же в результате может возникнуть иной, куда более серьезный риск — риск привлечения к уголовной ответственности с присущими ему последствиями в виде потери бизнеса или лишения свободы.

С нашей точки зрения, необходимо следовать следующим рекомендациям:

1. В первую очередь, следует помнить, что ответственность за непредставление документов наступает лишь в том случае, если полученный запрос является:

Законным — основан на нормах закона, которые предоставляют право сотрудникам правоохранительных органов запрашивать документы и информацию;

Обоснованным — указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.

2. В подавляющем большинстве случаев, запросы из правоохранительных органов данными свойствами не обладают, а потому следует внимательно изучить полученный запрос, выявить несоответствия и в ответе на запрос указать сотрудникам правоохранительных органов на установленные нарушения.

3. Ответ на запрос необходимо давать в срок, указанный в запросе, либо, если в запросе не указан срок, в течение месяца с момента получения.

4. Нередко в организации поступают запросы, которые невозможно достоверно идентифицировать как исходящие от государственных органов.

Так, получение запроса посредством факсимильной связи, через неустановленных лиц, отсутствие подписи должностного лица, данных исполнителя, телефона обратной связи может свидетельствовать о недобросовестных действиях третьих лиц.

В таких случаях наилучшим способом реагирования на запрос является ожидание повторного запроса с надлежаще оформленными реквизитами.

5. В случае, если в коммерческую организацию поступил законный и обоснованный запрос, во избежание совершения административного правонарушения и привлечения к ответственности, необходимо представить истребуемую документацию в указанный срок. Исключением может служить лишь информация, содержащая охраняемую законом тайну.

Трудовые проверки становятся новыми налоговыми. Ошиблись в кадровом документе? Оштрафуют, умножив на количество сотрудников.

Станьте гуру кадрового учета. Сейчас наш мега-популярный онлайн-курс по заполнению кадровых документов со скидкой 50 %.

Куча образцов документов и советов от практиков. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат. Успейте купить (у нас еще пять курсов со скидкой).

Вопрос

Следственный комитет запросил анкетные данные сотрудников работавших на предприятии в 2008 году (ФИО, адрес, дату рождения, контактный телефон). Многие уже не работают. Имеет ли право предприятия предоставить эти данные или можно сослаться на закон о защите персональных и не предоставлять?

Ответ

Да, работодатель обязан предоставить персональные данные работников в следственные органы без получения согласия работников.

Работодатель вправе сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 88 ТК РФ).

Оператор вправе обрабатывать персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если обработка необходима для выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч.1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществления других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок (ч. 2 ст. 7 Закона № 403-ФЗ).

Так как запрос следственного органа является обязательным для исполнения для организации, она вправе предоставить данные своих сотрудников в следственные органы без предварительного получения их согласия.

Подробности в материалах Системы Кадры:

  1. Ситуация: В каких случаях согласие сотрудника на передачу персональных данных не требуется

В отдельных случаях обработка персональных данных возможна и без согласия сотрудника. Например, если обработка персональных данных необходима в целях исполнения заключенного с сотрудником договора либо для достижения целей, предусмотренных законом для осуществления и выполнения возложенных законодательством России на оператора функций, полномочий и обязанностей, – она может осуществляться без согласия сотрудника – субъекта персональных данных. Об этом сказано в статье 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

К таким случаям относится передача сведений в:

  • Пенсионный фонд РФ (ст. 9 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ);
  • налоговые органы (ст. 24 НК РФ);
  • военные комиссариаты (ст. 4 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ);
  • иные органы, когда обязанность передачи им сведений, относящихся к персональным данным сотрудника, закреплена за работодателем законом либо необходима для достижения установленных законом целей (например, суды, прокуратуру и т. п.).

Кроме того, согласие не требуется в следующих случаях:

  • обязанность по обработке предусмотрена законодательством, в том числе опубликование и размещение персональных данных сотрудников в сети Интернет (например, Законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, Законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ и рядом иных актов);
  • проводится обработка персональных данных близких родственников сотрудника в объеме, предусмотренном личной карточкой (по унифицированной форме № Т-2 или самостоятельно разработанной форме), а также в случаях получения алиментов, оформления социальных выплат и допуска к государственной тайне;
  • обработка сведений о состоянии здоровья сотрудника относится к вопросу о возможности выполнения им трудовой функции;
  • обработка данных связана с выполнением сотрудником должностных обязанностей, в том числе при его командировании;
  • обработка персональных данных проводится при осуществлении пропускного режима на территорию служебных зданий и помещений работодателя при условии, что организация пропускного режима осуществляется работодателем самостоятельно.

Об этом говорится в пунктах 1–5 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.

Также работодателю следует помнить, что не требуется получать согласие уволенного сотрудника на обработку его персональных данных для целей налогового и бухгалтерского учета. Не распространяется законодательство о персональных данных и на материалы, переданные в архивную организацию для архивного хранения, поэтому такое хранение не требует получения согласия сотрудника на обработку его персональных данных. Это следует из положений абзацев 6–10 пункта 5 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.

Все возможные случаи, когда согласие на обработку персональных данных не требуется, приведены в пунктах 2–11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Нина Ковязина,
заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

С уважением и пожеланием комфортной работы, Анастасия Синицына,

Источники:
http://www.klerk.ru/boss/articles/466812/
http://www.kdelo.ru/qa/162489-sledstvennyy-komitet-zaprosil-anketnye-dannye-m6-2018

Читайте также:
Adblock
detector