Что делают на практике в следственном комитете

Прохождение практики у следователя предполагает изучение ведомственных материалов, относящихся к работе следственных органов (инструкций, обзоров практики, информационных писем и т.д.), а также ознакомление с оперативной обстановкой в городе (районе), порядком работы следственного подразделения

Студент по поручению руководителя практики выполняет следующее:

· рассматривает заявления и сообщения о совершенных или подготавливаемых преступлениях и в установленный законом срок составляет проект решения о возбуждении дела или об отказе в его возбуждении;

· в составе следственно-оперативной группы выезжает на место происшествия, участвует в его осмотре и параллельно со следователем составляет протокол этого следственного действия, план или схему к нему, а также, применяя криминалистическую технику по поручению руководителя группы, производит фотосъемку места происшествия, изымает предметы, обнаруженные при осмотре;

· участвует в проведении неотложных следственных и розыскных действий, направленных на раскрытие преступления по горячим следам;

· составляет планы расследования уголовных дел в целом, отдельных следственных действий и представляет их на рассмотрение руководителя практики; подготавливает проекты постановлений в признании лиц потерпевшими, граждан и юридических лиц — гражданскими истцами, о привлечении гражданских ответчиков, участвует в разъяснении этим участникам процесса или их представителям прав и обязанностей, участвует в процессуальных действиях, направленных на обеспечение возмещения материального ущерба или воз­можной конфискации имущества;

· принимает участие в допросах, выемках, воспроизведении обстановки и обстоятельств события, следственном эксперименте, предъявлении для опознания и других следственных действий, составляет соответствующие протоколы и иные процессуальные документы;

· по поручению руководителя практики изучает уголовные дела и решает вопрос о необходимости назначения экспертизы, составляет проекты постановлений о назначении соответствующих экспертиз, участвует в ознакомлении обвиняемого (подозреваемого) с постановлением о назначении экспертиз и с заключением экспертов;

· составляет проекты постановлений о привлечении лиц в качестве обвиняемых, участвует в предъявлении им обвинения и в их допросах;

· вносит предложение об избрании, изменении или отмене меры пресечения, составляя при этом проект соответствующего постановления;

· знакомится с порядком продления сроков расследования и составляет проекты необходимых процессуальных документов;

· по поручению руководителя практики изучает уголовные дела и высказывает свои соображения об основании приостановления предварительного следствия, составляя проект соответствующего постановления, а в необходимых случаях — об объявлении розыска обвиняемого, а также проект поручения органу дознания о выполнении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление лица, совершившего преступление, либо местонахождение обвиняемого;

· по поручению следователя, изучив материалы уголовных дел, составляет проекты постановлений о прекращении уголовных дел или направлении в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо проект обвинительного заключения;

· студент принимает участие в ознакомлении участников процесса с материалами уголовного дела и в рассмотрении следователем заявленных ходатайств;

· по поручению следователя подготавливает проекты представлений об, устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и по его поручению проверяет исполнение рекомендаций и предложений, со­держащихся в этом процессуальном документе.

За время прохождения практики, студент должен ознакомиться с процессуальными формами взаимодействия следователя с органами дознания.

С этой целью студент изучает:

· порядок регистрации, рассмотрения и разрешения в РОВД (ГОВД) заявлений, сообщений о преступлениях;

· порядок составления согласованных планов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по делам о нераскрытых преступлениях;

· процессуальные формы реализации полученных оперативно-розыскным путем данных о преступлении и причастных к нему лиц;

· практику содействия оперативных служб в выполнении следователем процессуальных действий, а также по поручению следователя подготавливает проекты указаний и поручений органам дознания;

· организацию взаимного информирования следователя и оперативных работников об обстоятельствах дела, имеющих значение для раскрытия и расследования преступлений, выявленных как в ходе выполнения следственных действий, так и при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

1. Ознакомление с работой следственного отдела

2. Характеристика преступного поведения, его мотивов и механизмов

3. Анализ статистической отчетности

Я, студентка заочного юридического факультета группа ЗЮ 509191, проходила преддипломную практику в следственном отделе при ОВД Сосновоборского района Пензенской области.

Срок прохождения практики — с 8 марта 2010 года по 4 апреля 2010 года. Продолжительность практики — 4 недели.

Читайте также:  Какие функции осуществляют следователи

Преддипломная практика является важной формой подготовки дипломной работы и составной частью учебного процесса. Она имеет своей целью углубление и закрепление знаний полученных в процессе теоретического обучения.

За время прохождения практики я ознакомилась с деятельностью следственного отдела, изучила делопроизводство, ознакомилась с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия следственного отдела, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности.

Целью прохождения практики в следственном отделе при ОВД по Сосновоборскому району Пензенской области является :

1 Сбор материала для написания квалификационной работы.

2 Изучение преступного поведения, его мотивов и механизмов.

3 Проведение анализа собранной информации.

Я выбрала именно эту область, потому, что мне очень важно узнать как можно больше о деятельности органов следствия и дознания.

Во-первых, потому что в дальнейшем я хотела бы работать в этой сфере;

Во-вторых, по моему мнению, человек с высшим юридическим образованием должен ознакомиться с деятельностью всех отраслей, которые связаны с областью права.

1 Ознакомление с работой следственного отдела

Следственная группа состоит из начальника СГ при ОВД капитана юстиции Салькаева Р.Р. и следователя СГ при ОВД ст. л-та юстиции Шуюповой И.А.

В ходе практики я ознакомилась с некоторыми уголовными делами, порядком их составления, получила практические навыки при оформлении документации.

2 Характеристика преступного поведения. Его мотивов и механизмов

Во время прохождения практики я узнала о таком понятии как преступное поведение. При изучении преступного поведения интересно не только внешнее общественно опасное и противоправное действие, но и его истоки: возникновение мотивов, постановка целей, выбор средств, принятие субъектом будущего преступления различных решений и т.д. Содержание данного термина — криминологическое. Это значит, что указанное понятие используется не для определения оснований ответственности за содеянное, а главным образом для раскрытия причин индивидуального преступного акта.

Мотив преступления — это внутреннее побуждение, которое вызывает у лица решимость совершить преступление и руководит им при его осуществлении. Побуждения являются формой отношения лица к окружающей среде как к источнику их удовлетворения. Будучи побуждением, мотив всегда направлен на тот или иной объект (лицо, предмет), который выступает в качестве средства его удовлетворения.

Мотив предшествует возникновению умысла, т.е. решению достичь намеченной цели преступным путем. Мотив — это побуждение, преломленное в сознании человека, окрашенное его личными, субъективными чувствами и переживаниями.

Сформировавшийся в сознании лица корыстный мотив вызывает и постановку соответствующих целей. Если корыстный мотив — побуждение к действию, то целью совершения этих действий является удовлетворение возникшего побуждения путем открытого изъятия и завладения чужим имуществом для использования его в своих личных интересах, для распоряжения им как своим собственным..

Среди потребностей — мотивов преступления большой удельный вес занимают ложные потребности, так называемые квазипотребности. К ним относится, например, употребление спиртных напитков, наркотических средств. Алкоголики, наркоманы, любители иных возбуждающих средств являются людьми с ярко выраженными ложными потребностями, которые нередко становятся мотивом совершения преступлений.

Преступления по своим субъективным свойствам делятся на умышленные и неосторожные. В свою очередь, среди умышленных преступлений выделяются совершенные в состоянии аффекта. Механизм преступного поведения во всех этих случаях имеет свою специфику. Наиболее полно и развернуто он выступает в группе так называемых предумышленных преступлениях, тех, совершение которых сознательно планировалось субъектом еще до наступления ситуации, в которой осуществилось его преступное намерение.

В общем виде причинами конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий. К первой относятся те из них, которые формируют потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Искажения и деформации в них образуют основу криминогенной мотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы непосредственно относятся к процессу совершения преступления, создают криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.

Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий негативных, нравственно-психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию. На уровне неблагоприятных условий нравственного формирования личности создаются предпосылки, рассматриваемые как возможность совершения преступления конкретным лицом. На уровне конкретной ситуации сложившаяся у лица криминогенная мотивация реализуется в действительность. Это положение имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Важную роль в мотивации поведения играют ценностные ориентации, — социально обусловленная система отношений личности к явлениям и событиям окружающей ее социальной среды.

Читайте также:  Когда отмечает профессиональный праздник следственный комитет

Правоохранительные органы, осуществляя профилактическую деятельность на обоих указанных уровнях, выявляют условия, отрицательно влияющие на формирование нравственно-психологических свойств личности в семье, учебном или производственном коллективе, бытовом окружении, сфере общения и в других областях социальной жизни с тем, чтобы принять соответствующие меры по их устранению, при необходимости взаимодействовать с другими учреждениями, предприятиями и общественными организациями для оздоровления обстановки и нейтрализации возникших криминогенных ситуаций. (Приложение А).

Кризис в экономике, связанное с ним усложнение отношений собственности, а также снижение уровня жизни многих граждан нашей страны привели к обострению криминологической ситуации в целом и к росту посягательств на чужое имущество — в частности. В ходе практики я рассмотрела уголовное дело в отношении гр. Бабушкина М.В. 1949 года рождения, не работающий, проживал на пособие по инвалидности, занимался попрошайничеством, так 07.07.2009 года гр. Бабушкин М.В. зашел к знакомой пенсионерке, для того чтобы попросить на пропитание, на домовладении была наложена накладка, но не замок. Бабушкин М.В. понял что старушки дома нет, но тем не менее решил зайти в дом для того, чтобы взять продуктов питания или денег. Фактически осознавая, что заходя в дом для того чтобы взять продукты или деньги он уже идет совершать кражу т.к. разрешения ему никто не давал и понимая это он все-таки открыв накладку зашел в помещение дома. Где помимо продуктов питания взял из плаща деньги в сумме 750 рублей. (Приложение Б).

Преступления на бытовой почве, т.е. имеющие своими причинами конфликты и ссоры в быту: в семье, со знакомыми, – бывают различными по видам, мотивам и способам совершения. Чаще всего это хулиганство, нанесение телесных повреждений разной тяжести, кражи, изнасилования, убийства. Часто они провоцируются употреблением алкоголя и наркотиков. Кроме того, преступления на бытовой почве провоцируют стесненные материально-жилищные условия, принадлежность их участников к маргинальным группам (например, освободившийся из заключения безработный, проживающий совместно с проституткой). Но могут быть и личные неприязненные отношения. Таковые я рассмотрела на примере уголовного дела в отношении гр. Стружкиной Ж.Г. 1979 года рождения, которая 10.01.2010 года придя в гости к соседке скоротала время за употреблением алкоголе содержащих напитков, а вернувшись к себе домой около 24.00, устроила пьяный дебош, в результате чего пострадал её сожитель гр.Кузнецов А.С. (Приложение Г).

По-своему заманчива профессия следователя. Не хотелось ли когда-нибудь вам, смотря сериалы на первом или на НТВ, оказаться на месте людей, решающих самые запутанные головоломки, вычисляющих преступников и их истинные намерения, живущих, в буквальном смысле, играя со смертью? Такая возможность была предоставлена герою нашего интервью, Павлу Бурлакову. И вот какими впечатлениями он поделился.

Для начала стоит отметить, что процентов 80% своего рабочего времени, по сути, я занимался работой курьера и секретаря, ну а оставшиеся 20% были довольно интересны.

— Твоя работа была полноценной работой следователя, или к тебе относились, как к студенту-практиканту, и задания были соответствующаими?
— Нужно сказать, что следователи, а особенно из следственного комитета, — люди, слегка испорченные властью. Так что совсем на равных общение не шло, но свою работу перекладывали чуть ли не полностью. Поначалу, когда еще вводили в курс дела, понятное дело отношение было на уровне «подай — принеси», но как только подвернулся случай себя показать, отношение тут же переменилось.

— Можешь “рассекретить” этот случай?
— Отчего нет? Как-то утром, приехав в отдел, я не обнаружил своего следователя.

— Ты был протеже одного из следователей?
— Да, я был полноценным помощником конкретного “следака”, хотя зам начальника отдела частенько заставлял меня помогать и другим “следакам”. Так вот, не обнаружив своего следователя, я благополучно взял ключ от кабинета на проходной, зашел, бухнулся в мягкое кожаное кресло своего, так сказать, начальника и включил музыку. Как вдруг мое безмятежное пребывание в трансе прервал стук в дверь.
*кивает*
Я убрал ноги со стола и слегка взволнованным голосом произнес: “Да-да?”

Читайте также:  Что можно в следственный изолятор

— *смеется* Должно быть, это выглядело комично.
— Еще как! Дверь приоткрылась, и в щель протиснулось худое лицо в очках. Прикинув в голове, я понял, кто это мог быть, хоть и не видел его раньше. “Следак” говорил про некого лаборанта, нашедшего тело своего шефа в кабинете. Дабы убедиться в своей догадке, я поздоровался. Завязался диалог.
— Вы к кому?
— Наверное, к Вам. Вы же следователь Петров?
— Нет, я его помощник. А Вы, собственно, по какому вопросу?
— Меня попросили подъехать и дать показания.
— Хорошо. Минутку. Проходите, садитесь, — сказал я, а сам в волнении выбежал из кабинета и стал трезвонить своему следователю, который, оказывается, был на внеплановом обыске. Ну и он велел мне взять показания и записать паспортные данные свидетеля. И так целый день я выполнял его кабинетную работу: записывал показания, брал объяснительные и выдавал справки.

— Получается, ты, показав, что способен не хуже следователей со стажем допрашивать свидетелей, завоевал уважение своего куратора?
— Да, завоевал. После того случая работа стала куда интереснее, вместо нумерации страниц в уголовных делах и их перевозок туда и обратно, мне стали доверять опросы и допросы.

— Ничего себе! Думаю, не каждому студенту-практиканту доверяют такие серьезные задания. Если можно поинтересоваться, ты проводил и допросы подозреваемых?
— Увы, нет. Только свидетелей и потерпевших. Даже как-то потерпевшего полицейского допрашивал, по 319 ук РФ (оскорбление представителя власти). Но присутствовал на допросах подозреваемых. И не раз. А иногда подслушивал допросы с участием злых защитников.

— Это то самое, что относится к разряду «не совсем законно, но очень интересно»?
— Скорее к разряду “совсем не законно, но очень интересно”. А вообще, работая с законом, люди чаще всего его нарушают.

— А самое ли это противозаконное из того, что ты делал?
— В принципе, наверное, самое противозаконное, — это вынес уголовного дела: забыл вынуть из сумки. Если бы узнали, простым нагоняем бы не отделался.

— Но ты смог ловко выкрутиться из этой ситуации?
— Я смог наложить кирпичей и приехать пораньше, чтобы подкинуть его в сейф.
*смеется*
Мне вот было не смешно (улыбается). За это и закрыть могли. Не дай бог, не досчитались бы какой-нибудь экспертизки или фототаблицы.

— Кажется, самое каверзное и одновременно забавное осталось позади. Но что было самым пугающим за время твоей практики? Я слышала, многие практиканты не могут спать ночами после увиденного на работе. Есть ли что-то такое, воспоминания о чем тебе не дают сомкнуть глаза?
— Сложный вопрос. Наверное, у меня окрепла психика после такой тяжелой работы. А, кстати, иногда мы засиживались чуть ли не до утра и заказывали пиццу в отдел. Я всегда, приходя домой, падал и спал очень крепко. Даже после первого трупа.

— Если бы я могла, то дала бы название твоей следственной деятельности — “Как закалялась сталь”. И все же приятно слышать, что, занимаясь такими делами, вы находили время на вещи, больше подходящие для неформальной обстановки, чем для рабочей атмосферы. Я имею в виду заказ пиццы в отдел. Возможно, это было чем-то вроде разрядки. Спасибо за приятную беседу, Павел. Думаю, что многим, не меньше, чем мне, будет интересно узнать, как проходит практика в следственном комитете.
— Было бы приятно. Спасибо за душевный разговор.

Источники:
http://mirznanii.com/a/42303/otchet-po-praktike-v-sledstvennom-otdele
http://motherstuder.livejournal.com/45417.html

Читайте также:
Adblock
detector