Что делает общественный помощник следователя ск

04 Апрель 2018 года

В системе Следственного комитета РФ активно развивается институт общественных помощников.

Целями данного института являются взаимодействие с общественностью в плане реализации кадровой политики, оказание организационно-технической помощи следователям в решении задач оперативного и качественного расследования преступлений и выявления обстоятельств, способствовавших их совершению.

Работа в качестве общественного помощника является практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить психологическую адаптацию к профессиональной деятельности следователя, ознакомиться с особенностями следственной работы, сформировать осознанное желание работать в следствии.

Общественный помощник следователя, осуществляя свою деятельность, знакомится с рабочей ситуацией, с содержанием и условиями работы, учится применять на практике теоретические знания в области уголовного права и уголовного процесса, углубленно изучает правоприменительную практику, вырабатывает профессиональные навыки.

К осуществлению деятельности общественного помощника может быть допущено дееспособное физическое лицо:

имеющее гражданство РФ;

достигшее возраста 18 лет;

имеющее юридическое образование либо среднее образование и являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;

в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование;

которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств);

годное по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам;

имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе на общественных началах.

Для решения вопроса о допуске лица к осуществлению деятельности общественного помощника в кадровое подразделение следственного органа предъявляются:

личное заявление кандидата в общественные помощники на имя руководителя соответствующего следственного органа;

справка-объективка со сведениями о личности кандидата в общественные помощники, его образовании, месте работы или учебы;

личный листок по учету общественных помощников следователя (оформляются в соответствии с установленными образцами);

автобиография (оформляется кандидатом собственноручно в соответствии с установленными рекомендациями);

копия паспорта гражданина РФ, содержащая страницы с основными данными и с отметками о месте жительства (регистрации);

копия военного билета или приписного свидетельства, содержащая страницы с необходимыми отметками об отношении кандидата к воинской службе или воинском учете;

копия диплома с вкладышем либо копия зачетной книжки; справка из учебного заведения, с указанием формы и курса обучения;

характеристика с последнего места работы или учебы;

копия трудовой книжки;

медицинское заключение о состоянии здоровья (форма 086у);

справка из психоневрологического диспансера;

справка из наркологического диспансера;

согласие на обработку персональных данных;

фотографии матовые размером 3,5х4,5 в количестве 2 шт.

Чечетин Андрей Евгеньевич, профессор кафедры уголовно-процессуального права Северо-Западного филиала Российской академии правосудия, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

В статье анализируется существующая практика подбора понятых при производстве следственных действий и обосновывается ответ на поставленный в ее названии вопрос с позиций действующего правового регулирования и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституционный Суд Российской Федерации, общественный помощник следователя, понятой, следственное действие.

We analyze in the article the existing practice of choosing witnesses and give the answer to the question in its title from the legal positions of Constitutional Court of Russian Federation.

Key words: Constitutional Court of Russian Federation, witness, investigative work, investigator’s assistant.

Поводом для подготовки этой статьи стали материалы одной из жалоб, поступающих в Конституционный Суд Российской Федерации, в которой наряду с другими была затронута весьма банальная на первый взгляд проблема законности привлечения в качестве понятых лиц, так или иначе заинтересованных в исходе уголовного дела. В жалобе была оспорена конституционность ст. 60 УПК РФ, которая, по мнению заявителя, позволила признать законным привлечение в качестве понятого при производстве следственных действий общественного помощника следователя, осуществляющего свои полномочия в следственном органе, в производстве которого находилось его уголовное дело.

В качестве подтверждения обоснованности своей жалобы заявитель представил копии судебных решений, из которых следовало, что в его деле один и тот же общественный помощник следователя участвовал в качестве понятого при производстве следственных действий целых шестнадцать раз. По этому поводу в обвинительном приговоре, вынесенном 9 августа 2012 г. судьей Архангельского областного суда при участии в качестве государственного обвинителя заместителя областного прокурора, было указано, что привлечение общественного помощника следователя в качестве понятого не противоречит требованиям ст. 60 УПК РФ. С таким толкованием положений указанной статьи согласилась Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, которая в своем Кассационном определении от 23 октября 2012 г. по жалобе стороны защиты не усмотрела в деле заявителя нарушений закона.

Читайте также:  Какие дела расследует дознаватель

Такое понимание положений ст. 60 УПК РФ, как показывает анализ судебной практики, является, к сожалению, весьма устоявшимся в решениях Верховного Суда, неоднократно признававшего законным привлечение в качестве понятых лиц, находящихся на практике в следственном органе. Свою позицию по этому вопросу Верховный Суд неизменно мотивировал тем, что практиканты следственного органа не входят в перечень лиц, которым в соответствии с ч. 2 ст. 60 УПК РФ запрещается быть понятыми .

См., например: Определения Верховного Суда РФ от 14 сентября 2010 г. N 46-О10-54 и от 12 ноября 2009 г. N 11-О09-85 // СПС «КонсультантПлюс».

Такое ограничительное истолкование запретов, сформулированных в ч. 2 ст. 60 УПК РФ, представляется весьма дискуссионным в силу следующих обстоятельств.

Прежде всего, следует напомнить, что в этой статье понятой определяется как не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия (ч. 1); понятыми не могут быть несовершеннолетние; участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и другие заинтересованные лица, а также работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования (ч. 2). Анализ приведенных положений показывает, что если рассматривать содержание ч. 2 ст. 60 УПК РФ в отрыве от ее первой части, то можно согласиться с аргументами, основанными на отсутствии в ней прямого запрета на привлечение в качестве понятого общественного помощника следователя. Видимо, исключительно этим обстоятельством и руководствовались суды в деле заявителя, отказывая в удовлетворении его ходатайств о нарушении уголовно-процессуального закона.

Однако положения ч. 2 ст. 60 УПК РФ должны толковаться и применяться в системном единстве с ее частью первой, согласно которой понятой по определению должен быть прежде всего лицом, не заинтересованным в исходе уголовного дела. Отсюда следует, что перечень лиц, которые не могут быть понятыми, закрепленный в ч. 1, является исчерпывающим лишь формально, а фактически он будет открытым, поскольку включает в себя любых лиц, заинтересованных в исходе уголовного дела. В связи с этим в поисках ответа на вопрос, сформулированный в названии статьи, следует установить, отвечает ли требованию незаинтересованности в исходе уголовного дела общественный помощник следователя.

Согласно Положению об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации, утвержденному Приказом и.о. председателя Следственного комитета Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 74, «работа в качестве общественного помощника является практической школой для лиц, готовящихся стать следователями», добровольно изъявивших желание участвовать в работе следственного органа на общественных началах . Иными словами, по своим выполняемым функциям общественный помощник следователя ничем не отличается от студента-практиканта, проходящего ознакомительную, преддипломную или иную разновидность практики в следственном органе. В силу своего статуса общественный помощник следователя, как и студент-практикант, не может не находиться в зависимом положении от следователя, он напрямую заинтересован в доверии и позитивной оценке своей помощи в расследовании уголовных дел, а потому и в конечных результатах их расследования. Отсюда вытекает логический вывод о том, что общественный помощник следователя не может быть отнесен к лицам, «не заинтересованным в исходе уголовного дела», и по определению не может быть привлечен в уголовный процесс в качестве понятого.

Читайте также:  Объединят ли прокуратуру и следственный комитет

С нашими рассуждениями можно было бы еще спорить, если бы рассматриваемый вопрос не был нормативно разрешен в упомянутом выше Положении об общественном помощнике следователя . В п. 7 этого подзаконного нормативного акта установлен прямой запрет на привлечение общественного помощника следователя «к участию в уголовном процессе в качестве иного участника уголовного судопроизводства (эксперта, специалиста, переводчика, понятого и др.) по уголовным делам (проверкам сообщений о преступлении), находящимся в производстве следственного органа, в котором он осуществляет свою деятельность». Установление этого запрета для следователей Следственного комитета является одной из дополнительных гарантий объективности и законности предварительного расследования, а потому оно должно распространяться на следователей всех иных органов расследования.

Жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации, послужившая поводом для написания этих строк, уже не первая, в которой ставится вопрос о допустимости привлечения в качестве понятых тех или иных категорий лиц. В одном из предыдущих обращений заявитель оспорил конституционность ч. 2 ст. 60 УПК РФ, поскольку в его деле было признано законным привлечение в качестве понятых студентов юридического факультета, проходящих стажировку в правоохранительном органе. В решении Конституционного Суда об отказе в принятии к рассмотрению данной жалобы было указано на то, что ч. 2 ст. 60 УПК РФ действует в системной взаимосвязи с ч. 1 данной статьи и потому не предполагает возможность привлечения в качестве понятых иных лиц, так или иначе заинтересованных в исходе уголовного дела. Иное противоречило бы принципам уголовного судопроизводства, ставя под сомнение объективность и беспристрастность привлекаемых к удостоверению факта производства, хода и содержания следственного действия, а значит, и достоверность данных, полученных в результате его проведения . Из этого решения Конституционного Суда с учетом обстоятельств дела заявителя следует, что отсутствие в ст. 60 УПК РФ формального запрета на привлечение в качестве понятых студентов юридических вузов, проходящих стажировку в правоохранительном органе, не может служить основанием для признания законности таких действий следователя. Приоритетное значение для решения затронутой проблемы правильного подбора понятых при производстве следственных действий будет иметь вопрос о наличии либо отсутствии любой заинтересованности «в исходе уголовного дела». Поэтому, привлекая в качестве понятых студентов, проходящих практику не в следственном, а в ином подразделении правоохранительного органа (например, в оперативно-розыскном, кадровом, техническом и т.д.), следователь (дознаватель) должен быть готов обосновать отсутствие какой-либо заинтересованности данного лица «в исходе уголовного дела».

См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 г. N 502-О-О // СПС «КонсультантПлюс».

Вышеизложенное позволяет ответить на поставленный в заглавии статьи вопрос и сделать однозначный вывод о незаконности и недопустимости привлечения в качестве понятых общественных помощников следователей.

8. Работа по подбору кандидатов в общественные помощники организуется руководителями главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов (далее — следственный орган СК России), руководителями межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений СК России (далее — следственные органы СК России).

9. Количество общественных помощников, необходимое для следственного органа СК России и входящих в его структуру следственных подразделений, определяется руководителем следственного органа СК России с учетом установленной юрисдикции и конкретных условий работы.

10. Для решения вопроса о допуске лица к осуществлению деятельности общественного помощника в кадровое подразделение следственного органа СК России предъявляются:

рапорт следователя следственного органа СК России о согласии с допуском лица к исполнению полномочий его общественного помощника, завизированный руководителем следственного подразделения СК России, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник;

личное заявление кандидата в общественные помощники на имя руководителя соответствующего следственного органа СК России;

справка-объективка со сведениями о личности кандидата в общественные помощники, его образовании, месте работы или учебы;

Читайте также:  Что такое следственный эксперимент в уголовном процессе

личный листок по учету общественных помощников следователя установленного образца (заверяется работником кадрового подразделения или соответствующим работником следственного отдела, на которого возложены обязанности формирования документов кандидата в общественные помощники следователей);

автобиография кандидата в общественные помощники следователя;

копия паспорта гражданина Российской Федерации (с отметками, подтверждающими место жительства (регистрации) кандидата в общественные помощники);

копия военного билета или приписного свидетельства с необходимыми отметками;

заверенные в установленном порядке копия диплома или свидетельства об образовании либо справка из учебного заведения с указанием формы и курса обучения, а также сведений об успеваемости;

копия трудовой книжки;

характеристика с последнего места работы или учебы;

две фотографии установленного образца;

медицинское заключение о состоянии здоровья (форма N 086у, справки из психоневрологического и наркологического диспансера).

11. При поступлении указанных документов кадровым подразделением следственного органа СК России с участием подразделения по вопросам собственной безопасности проводится дополнительная проверка сведений о кандидате в общественные помощники, а при необходимости — о его ближайших родственниках, в том числе сведений о судимости и привлечении лица к административной ответственности.

12. После завершения проверки в отношении кандидата в общественные помощники кадровым подразделением следственного органа СК России готовится заключение о возможности или невозможности допуска данного лица к деятельности в качестве общественного помощника, согласованное с подразделением собственной безопасности.

13. Общественный помощник приступает к исполнению обязанностей на основании приказа руководителя следственного органа СК России о допуске к деятельности в качестве общественного помощника следователя.

В приказе о допуске общественного помощника устанавливаются:

срок полномочий общественного помощника следователя, который не может превышать двух лет;

следственное подразделение СК России, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник, а также его конкретные обязанности;

возложение на конкретного следователя руководства работой общественного помощника и контроля за его деятельностью, а также персональной ответственности за соответствие его действий законодательству Российской Федерации при осуществлении практической помощи следственному органу.

14. Общественному помощнику оформляется и выдается удостоверение в соответствии с порядком, установленным организационно-распорядительным документом СК России в отношении хранения, оформления, учета, выдачи и уничтожения служебных и иных удостоверений СК России, на срок полномочий, установленный приказом руководителя следственного органа СК России.

Удостоверение вручается общественному помощнику лично под расписку в книге учета удостоверений.

В случае утраты удостоверения общественный помощник обязан незамедлительно в письменной форме сообщить об этом руководителю соответствующего следственного органа СК России.

В связи с прекращением полномочий общественного помощника его удостоверение подлежит возврату в кадровое подразделение следственного органа СК России.

15. Удостоверение общественного помощника дает право беспрепятственного прохода при его предъявлении в здание следственного органа СК России, в котором осуществляется деятельность общественного помощника.

Запрещается использовать удостоверение общественного помощника следователя в личных целях, не связанных с исполнением поручений следователя.

16. Общественный помощник утрачивает свой статус, и его полномочия прекращаются на основании приказа руководителя следственного органа СК России, которым принималось решение о допуске его к осуществлению деятельности общественного помощника, по следующим основаниям:

в связи с истечением установленного срока полномочий;

по письменному заявлению общественного помощника следователя;

по инициативе руководителя следственного органа СК России, в котором общественный помощник следователя оказывал практическую помощь, в случаях:

поступления рапорта следователя, руководителя следственного подразделения о ненадлежащем исполнении общественным помощником возложенных на него обязанностей либо о злоупотреблении правами, предоставленными настоящим Положением;

возникновения иных обстоятельств, препятствующих допуску лица к исполнению полномочий общественного помощника следователя.

Общественный помощник, в отношении которого осуществляется производство об административном правонарушении либо возбуждено уголовное дело, на период расследования отстраняется от исполнения возложенных на него полномочий.

Источники:
http://wiselawyer.ru/poleznoe/69621-zakonno-privlechenie-kachestve-ponyatogo-obshhestvennogo-pomoshhnika-sledovatelya
http://www.zakonprost.ru/help/calendars/178315/736177

Читайте также:
Adblock
detector