В чем обвиняли стригольники представителей официальной церкви

Стригольники объединялись в особые группы, во главе которых стояли наставники, и создавали собственные общины. Основными идеологами стригольников считались Карп и Никита.

Стригольники отделились от официальной церкви вследствие того, что не хотели признавать истинными пастырями современных им епископов и священников, как поставляющих и поставляемых на мзде и ведущих жизнь недостойную пастырей. О стригольниках сохранилось не так много известий современников.

Дополняя его, епископ Стефан Пермский сообщает, что стригольники не имели в своей среде ни епископов, ни священников, и по этой причине, по мнению Стефана, не имели права учительствовать. Он же говорит, что стригольники не совершали евхаристию и не причащались. В 1383 году, предположительно по просьбе архиепископа Новгородского Антония, в Константинополь отправился архиепископ Дионисий Суздальский к патриарху Нилу, от которого получил обличительную грамоту на стригольников в двух списках: к новгородцам и к псковичам, эти списки сохранились. В 1386 году в Новгороде находился святитель Стефан Пермский, который написал обличительную грамоту на стригольников по просьбе правящего архиерея.

Все первоисточники, рассказывающие о стригольниках, носят обличительный характер. Авторы, представители православного духовенства, относились к стригольникам резко негативно, что затрудняет непредвзятое исследование.

Стригольники решили, что они вправе отделить грешных священников, объявив их еретиками. Идеалом для стригольников был иерей-бессребренник. По словам Стефана Пермского, стригольники заменяли исповедь в церкви покаянием земле. Он же говорил, что симония не была всеобщей, но судя по тому, что стригольники о ней говорили постоянно, симония была очень широко распространена. Стригольники отрицали хождение в храмы, собирали свои отдельные собрания, отрицали отпевание у нечестивых иереев, но без священства православного не дерзали совершать евхаристию. Судя по посланиям Фотия, среди духовенства были либо стригольники, либо разделяющие их взгляды. Их взгляды напоминают взгляды старообрядцев-беспоповцев.

Некоторые исследователи предполагают, что стригольникам было не чуждо дуалистическое мировоззрение, хотя они, в отличие от богомилов и катаров, не разработали целостной системы, включавшей космогонические, христологические и эсхатологические представления. Сильнейшее впечатление в их проповеди производили острые нападки на духовенство. Подобно богомилам, стригольники отрицали институты церкви и считали церковное сословие излишним. Они проповедовали, что священникам вообще не подобает приобретать имущества и богатства, и утверждали, что если священнослужитель дурной и порочный человек, совершаемые им обряды ничего не стоят. И в этом их взгляды показывают сходство с богомильскими. По утверждениям противников, они скептически относились к учению о воскресении мертвых и даже сомневались в евангельском рассказе о воскресении Христа. В случае, если это обвинение соответствует истине, их взгляды отличны от докетических представлений богомилов и катаров и очень радикальны по своему характеру.

Читайте также:  Обвиняют в удушении которого небыло что делать

Сходным с богомильским было их понимание церковных обрядов и символов. Они не признавали причастия, в котором не находили ничего святого; отвергали культ икон; считали излишним посещать церкви, так как там обитала злая сила, — утверждение вполне в духе их дуалистических представлений. Верующий, говорили они, может молиться, где пожелает.

В XIV столетии на Руси властвовала безнравственность представителей духовенства. Такое положение дел не устраивало ни прихожан, ни некоторых рядовых служителей церкви. Их недовольство возрастало и со временем превратилось в полноценное движение – стригольничество.

Греховные служители церкви

Протоиерей из Новгорода Вавила был одним из тех, кто был против оплаты сана. В результате он в 1311 году вдохновил местного епископа Тверскиго Андрея на активные действия. Тот при поддержке небольшого количества мирян и честного духовенства обвинил митрополита из Киева Петра в грехопадении. Эта небольшая группа людей обратилась и к Константинопольскому Патриарху с соответствующей жалобой.

Еретики-парикмахеры

Самая правдоподобная теория принадлежит профессору истории Евгению Голубинскому. Он выяснил, что стригольник – это тот самый цирюльник. Только стриг он исключительно волосы на голове. На Киевской Руси брить бороду запрещалось аж до времен правления Пера І.

Суть существования движения

Исследователи стригольнического движения несколько скептически относятся к их деятельности. Они утверждают, что их учение не имело четкой направленности. А действия, в большинстве случаев, основывались на критике церковных порядков. Стригольники утверждали, что все священнослужители были автоматически лишены своей благодати из-за того, что симония была одобрена их верхушкой.

Философия движения опиралась на острые писания некого монаха с Твери Акиндина. В своих трудах тот эмоционально описывал необходимость симонии. В многочисленных цитатах говорил о роковых последствиях ее исчезновения. Стефан Пермский (епископ), который был противником стригольников, заявлял, что среди участников не было ни единого священника или епископа. Ни один из них никогда не проводил евхаристию и поэтому не может знать всю суть тяжелой работы Церкви.

Активное подавление движения

Борис Рыбаков на этот счет поделился собственным мнением. Он утверждал, что казнь не состоялась бы без разрешения главы Церкви. На время казни им был служитель из киевского Софийского собора – ключарь Алексей.

Последнее дыхание движения

Несмотря на свою живучесть и наличие последователей религиозное движение не было сильно распространено среди верующего народа. Основной причиной этому были строгие нравственные критерии к каждому.

После информации о смерти Карпа его последователи исчезают из летописей, и только в 16 году XV столетия появляется информация о них. Митрополит из Киева Фотий вскользь упомянул в своем послании к псковским служителям о стригольниках. Он призывал простой народ бороться с местными сектантами с таким же усердием, которым обладали стригольники. Диаконов, которые рассматривали еретические взгляды, Фотий хотел отдавать в руки народного правосудия. Однако, под конец своих писаний он несколько пересмотрел взгляды. Митрополит осознал, что смертная казнь часто оказывается безрезультатной. А на сознание больше действует длительное заточение.

Читайте также:  Когда обвиняемый признается виновным

Анализ деятельности стригольников

Некоторые исследователи полагают, что движение имело дуалистическое мировоззрение. А этот факт приближает их с участниками антиклерикального религиозного движения, действовавшего в средние века в Европе. Но в отличие от европейцев они так и не сумели разработать собственную систему работы.

Федор Успенский – профессор и академик, специализирующийся на византийской истории и культуре – писал, что они, как богомилы пренебрегали всеми институтами Церкви. Мало того, считали ее сословие ненужным. Отвергали полностью культ иконы и молитву, не признавали необходимость в причастии. Не считали нужным посещать церковь, считая ее обителью зла.

Как в Православной Греческой Церкви являлись лжеучения и ереси, так и в Российской Церкви с самого ее основания возникали разные церковные недоумения и споры. Виновниками этих споров являлись противники Церкви, которые с упорством отстаивали свои неправые мнения и с течением времени постепенно подготовили почву для раскола.

Во второй половине XIV века появились в Пскове Карп стригольник и диакон Никита (расстрига), которые стали учить, что епископы и священники поставляются за плату (на мзде), и посему не должно принимать от них никаких таинств. Идя далее в своем заблуждении, стригольники отрицали иерархию, церковные священнодействия (учить будто бы могут и миряне; каяться надо, припадая к земле, без священника; евхаристию надо понимать в духовном смысле), Вселенские соборы, даже Евангельские писания и воскресение мертвых. Проповедуя такое разрушительное учение, они отлично умели лицемерить и казались народу постниками и подвижниками. Из Пскова лжеучители перешли в Новгород, где нашли себе много приверженцев. Здесь сначала действовали против стригольников жестокими мерами: после церковного проклятия народ схватил Карпа и Никиту и утопил в Волхове. Но более действительными оказались кроткие меры: послания Константинопольских патриархов Нила и Антония и увещания митрополита Фотия утишили волнение умов. Тем не менее, мнения стригольников и по настоящее время повторяются в некоторых раскольнических сектах.

Спустя столетие после стригольников в Новгороде появилась еще более вредная ересь жидовствующих. Во второй половине XV века, в 1470 году, приехал в Новгород еврей Схария, славившийся ученостью, знакомый с кабалистикой и астрологией. Он под видом иудейского учения стал распространять неверие в основные истины христианства и учил, что Бог един и не имеет Сына и Святого Духа, единосущных и сопрестольных Ему, что Мессия еще не пришел, а если придет, то будет не Бог, а простой человек, как Моисей, Давид и прочие пророки. При этом унижалось достоинство Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых угодников, отвергались таинства, подвергались глумлению святые иконы, мощи, посты, монашество и другие учреждения и принадлежности Православной Церкви. Некоторые доходили до того, что отрицали бессмертие души, воскресение мертвых и будущую жизнь. Благоприятствуя страстям и распущенности нравов, ересь жидовствующих быстро распространилась, увлекла многих духовных лиц. В числе их были, например, софийский протопоп Гавриил, священники Алексей и Дионисий. Последние два заняли потом в сане соборных протоиереев видное положение в Москве, где также стала распространяться ересь жидовствующих, так что, наконец, в числе своих последователей она имела сильного при дворе дьяка Курицына и других бояр, проникла даже в царскую семью, где покровительницей ее была невестка великого князя Иоанна III , мать объявленного наследника престола Елена 69 . Дело дошло до того, что по проискам жидовствующих на престол митрополита был избран и возведен один из тайных приверженцев секты – симоновский архимандрит Зосима.

Читайте также:  В чем был обвинен маркиз

Первый восстал против ереси Геннадий, архиепископ Новгородский. Посланиями к великому князю, митрополиту и епископам он придал делу такую гласность, что сам Зосима в 1491 году вынужден был созвать в Москве собор для суждения об еретиках. Собор осудил их: некоторых еретиков сослали в заточение, других отправили в Новгород на исправление 70 . Сам же Зосима притворился православным и даже обличал еретиков.

– Одной из причин успеха ереси жидовствующих была необыкновенная хитрость еретиков. Они содержали и распространяли свое лжеучение в строгой тайне, соблюдали наружное благочестие, казались кроткими, воздержанными. Если видели человека, твердого в Православии, то и сами притворялись православными и старались действовать на него исподволь, даже нередко являлись обличителями тех мнений, каких в душе держались.

Источники:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/istorija-hristianskoj-pravoslavnoj-tserkvi/43

Читайте также:
Adblock
detector