В чем обвиняли исторического деятеля

Читайте также:

  1. C. Перевести. Определить типы придаточных предложений.
  2. I. Круговая система с распределением на подгруппы
  3. I. Определение единиц территорий, приближенных к населению со статусом самоуправляемой общности.
  4. I. Определения
  5. I. Охарактеризуйте возможности согласования сказуемого с подлежащим, определения с определяемым словом. Вставьте, где необходимо пропущенные буквы
  6. II. Определение видов стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки
  7. II. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  8. II. Основные определения
  9. II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
  10. II. Согласование определения с определяемым словом
  11. III Распределение часов по семестрам и видам занятий
  12. III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ИОДА МЕЖДУ ОРГАНИЧЕСКИМ И НЕОРГАНИЧЕСКИМ РАСТВОРИТЕЛЯМИ

Пространственно-временные пределы объясняющих обобщений

В случае, если обобщающих законов рационального поведения недостаточно для объяснения мотивов поведения людей прошлого, историк должен опираться на законы ограниченные пространственно-временными пределами обобщения. Закономерности, характерные только для центральных и столичных районов России, не всегда можно переносить на периферийные регионы; исторические закономерности, проявляющиеся только в жизни дворянского сословия Росси XIX, не стоит переносить на всё население России XIX века.

В случае неудовлетворительных результатов причинно-следственного объяснения мотивов поведения людей в историческом прошлом, следует сузить сферу допустимости исторических обобщений повторяемостью событий кругом действий некоторой конкретной личности.

Уникальные действия конкретного человека можно объяснить взаимодействием внешних обстоятельств с его привычками и психологическими установками (комплексами приобретённых рефлексов). Исследователь в этом случае руководствуется правилом: историк должен знать своего героя, что отличается от знания банальностей о человеке вообще или о данной исторической эпохе вообще. Действительно, если можно объяснить дворцовый переворот амбициями младшего принца, не стоит выводить его поступки только из кризиса феодального строя; если можно казнь ведьмы в конкретном средневековом городе объяснить только религиозными причинами, не стоит связывать это с развитием товарно-денежных отношений в ближайшие несколько десятилетий. Хотя в других подобных случаях может оказаться нелишним разноуровневое объяснение причинно-следственных связей, и уникальные обстоятельства места и времени будут иметь в качестве необходимых и достаточных условий общую предшествующую экономическую и политическую историю.

В случае недостаточности для объяснения событий нормативных законов рационального поведения, историческое объяснение строится по следующему алгоритму:

1) деятель А намеривается осуществить действие p (достигнуть цели p)

2) деятель A считает, что он не сможет осуществить p, если он не совершит действия a (не использует средство a);

3) следовательно, деятель A совершит действие а.

Такой алгоритм причинного объяснения человеческих действий разработал в начале 70-х годов финский логик и философ Георг фон Вригт (род. в 1916 г.)[22].

Точное достижение именно тех целей, которые ставил перед собой исторический деятель и полное использование именно тех средств, которые он запланировал, почти невозможно. Поэтому историк, установив, что считал для себя исторический деятель целью и средствами, затем должен выяснить какие события их исказили, то есть, как и почему корректировал исторический деятель свои цели и средства их достижения.

В правдоподобных объяснениях поведения людей исторического прошлого историк не пытается судить о мотивах поведения людей исторического прошлого, беря за основу мотивы поведения современных людей, а пытается по мере возможности восстановить ментальность эпохи.

В качестве примера рассмотрим использование нормативных законов для объяснения одной и той же исторической ситуации (реформы Ивана Грозного) двумя отечественными историками – В.Б. Кобриным и Ю.М.Лотманом.

Советский историк В.Б. Кобрин (1930 — 1990) в своей книге «Иван Грозный» рассуждает о том, наиболее ли удачный путь централизации, ликвидации удельного сепаратизма в русском государстве был избран в XVI веке. Автор утверждает, что существовала реальная альтернатива тому пути, по которому пошел царь Иван, вводя опричнину. По мнению В.Б. Кобрина, существование этой альтернативы показала деятельность Избранной рады, при правлении которой были начаты глубокие структурные реформы, направленные на достижение централизации. Этот путь не только был не таким мучительным и кровавым, как опричный, он и обещал результаты более прочные и исключал становление снабжённой государственным аппаратом деспотической монархии. Но этот путь не обещал результатов немедленных.

Читайте также:  Что делать если тебя обвиняют в драке

В.Б. Кобрин, характеризуя опричнину, противостоит распространённой версии о том, что посредством опричнины Иван Грозный боролся с враждебным его власти боярством. Он не согласен с тем, что боярство выступало против государственной централизации, а дворянство являлось своего рода опорой царской власти. Как и падение Избранной рады, введение опричнины он объясняет стремлением царя любым путём, включая террор, укрепить единоличную власть [23] .

Здесь имеет место неявное навязывание субъектам исторического действия политических мотивов, рациональных с точки зрения современного историка, но не обязательно присущих самим историческим деятелям. Рациональные мотивы централизации и укрепления личной власти преломлялись через иррациональные мотивы неуравновешенной личности Ивана IV, более того, трудно установить существовали ли вообще эти рациональные мотивы, или они представляют собой только попытку историков рационально объяснить нерациональное (с точки зрения современного здравого смысла) поведение царя.

Русский литературовед, семиотик, культуролог Ю.М. Лотман (1922–1993), рассматривая тот же исторический эпизод, что и В.Б. Кобрин, считает, что альтернативы для политической ситуации России того времени следует рассматривать только как альтернативы внутри иррациональной логики царя Ивана в контексте русской средневековой ментальности. В связи с этим, Ю.М. Лотман рассматривает такие явления русской культуры, как юродство и самодурство. Поведение самодура может реализоваться как обессмысленное и безграничное новаторство, нарушение стабильности ради самого нарушения. Поступки самодура непредсказуемы. «Непредсказуемость» в данном случае следует понимать как отсутствие внутренней политической логики, однако в области личного поведения смена взрывов жестокости и эксцессов покаяния позволяет говорить об упорядоченности, которая представляет область психопатологии.

Лотман интерпретирует поведение Ивана Грозного как сознательный эксперимент по преодолению любых запретов. Автор обращал внимание, прежде всего, на этические запреты и бытовое поведение. Эта та область, в которой эксцессы поведения царя не могут быть мотивированны никакими государственными соображениями, но в то же время они влияли на политику [24] .

Ю.М. Лотман выделил следующие альтернативные мотивы поведения Ивана Грозного: вопрос о том, во Христе или в дьяволе дарована власть, приводил к резким переломам поведения от святости к греху; желание избавиться от противоречий между святостью и грехом приводили к совмещению их в юродствовании; чередование ролей безграничного властителя и беззащитного изгнанника (сама опричнина включает в себя двойную психологию – поиск безопасного убежища и неограниченное самодержавие). [25]

В вышеприведённом сравнении двух интерпретаций деятельности Ивана Грозного можно заметить, что В.Б. Кобрин руководствуется представлением об Иване Грозном как о типичном рационально действующем правителе, находящимся в ситуации усиления сепаратизма в стране. В объяснении поступков Ивана Грозном В.Б. Кобрин, руководствуется нормативным законом, согласно которому, государь любой эпохи и любой страны в ситуации угрозы личной власти и угрозы раздробленности в государстве будет укреплять личную власть и разными путями устранять реальных и потенциальных врагов. Ю.М. Лотман отказался от обобщающих трюизмов, он ограничил пределы объясняющих обобщений, во-первых, православной средневековой духовностью, во-вторых, повторяемостью поступков в судьбе Ивана Грозного.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Оцените это решение в баллах:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Прочтите отрывок из челобитной.

«В прошлом, в 1641 году обратились с просьбой к государю царю и великому князю всея Руси дворяне и дети боярские из разных городов всей землей.

Убегают от них старинные их крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские, и в разных монастырей, и в государевы дворцовые села, и в чёрные волости, и поселяются у бояр, и у окольничих, и у других столичных чинов людей на льготных условиях. И те помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым крестьянам на пустых местах (новые) слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих «сильных» людей, приходя них (в прежние места), и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да (новые владельцы) с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надёжнее их закрепить за собой.

Читайте также:  Может ли судья выйти за рамки обвинения

…А если они и узнают, у кого живут их беглые крестьяне, то и тогда они не могут добиться их выдачи в урочные годы по суду, потому что суда добиться не могут; а если кто начнет судиться, то пока дело дойдет до

решения, проходит многое время, ведь бояре и окольничие редко сами сидят и занимаются делами в приказах… А (тогда) урочные года проходят, то им по делу о выдаче тех крестьянах отказывают уже и без всякого суда.

Да им же (дворянам и детям боярским) указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в

В правильном ответе могут быть указаны причины:

1) ушедшие и устроившиеся на новом месте крестьяне с ведома новых хозяев сманивали оставшихся крестьян прежнего владельца;

2) занятые службой и военными походами дворяне не могли вовремя являться на судебные заседания по делам о беглых;

4) если дворянин начинал требовать выдачи беглого, то новый владелец оправдывался якобы имевшимся у него долговыми обязательствами крестьянина.

Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Презентация на тему: » ИСТОРИЯ Часть 2 Доцент Ирина Николаевна Ружинская.» — Транскрипт:

1 ИСТОРИЯ Часть 2 Доцент Ирина Николаевна Ружинская

2 Часть А — выбор 1 верного ответа из 4 предложенных Цель: 1.проверка базовых знания исторических фактов, процессов, явлений, причин и следствий событий; 2.умение искать информацию в источнике Цена: 1 балл за каждый правильный ответ

3 Градация заданий части А ПроверкаПериодЗадание Факты, процессы, явления 8-17 вв.А1, А середина 19 вв.А6, А7 вт. пол. 19 – начало 20 вв.А – 1941 гг.А – 1945 гг.А – 1991 гг.А – 2010 гг.А21 Факты, процессы, явления культуры 8 – 17 вв.А4 18 – начало 20 вв.А – 2010 гг.А20 Пример: кто, что, когда, кому принадлежит, с кем или чем связано?

4 Градация заданий части А ПроверкаПериодЗадание Установление причинно- следственных связей 8-17 вв.А3 18 – середина 19 вв.А8 Вт. пол. 19 – начало 20 вв.А – 1941 гг.А – 1991 гг.А19 Пример: что было причиной, почему, чем были вызваны неудачи, что было следствием?

5 Градация заданий части А ПроверкаПериодЗадание Проведение поиска исторической информации в источника разного типа 8 – 17 вв.А5 18 – середина 19 вв.А9 Вт. пол. 19 – начало 20 вв.А гг.А17 Пример: Прочтите отрывок и укажите событие, десятилетие, фамилию (из предложенного списка).

6 Часть В – задание с кратким ответом Цель: проверить умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Градация заданий: ПроверкаПериодЗаданиеЦена Определение последовательности событий 8 – 19 вв.В1По 1 б. 20 – начало 21 вв.В6 Пример: Расположите в хронологической последовательности события (5 элементов). Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу. Ответ: 41235

Читайте также:  Какого князя обвинили

7 Градация заданий части В ПроверкаПериодЗаданиеЦена 1. Систематизировать историческую информацию (множественный выбор) вв.В2По 2 балла 19 – начало 20 вв.В4 22 – начало 21 вв.В7 2. Систематизировать историческую информацию (соответствие) вв.В3По 2 балла 19 – начало 20 вв.В5 22 – начало 21 вв.В8 Пример 1: выберите из списка (6 вариантов) 3 события, относящиеся к (чему-либо). Запишите номера, под которыми они указаны в таблицу. Ответ: 246 Пример 2: установите соответствие между определением (а-б-в-г)-понятием ( ) Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. абвг 2153

8 Новые задания: В10-В12 В10: дается терминологический ряд, в котором один терминов выделяется из контекста. Найти его и записать в качестве ответа. Например: найти из списка термин, не относящийся к событиям 19 века. Термины: вольные хлебопашцы, министерства, декабристы, бироновщина, земства, винная монополия Ответ: Цена: 1 балл Не требуется пояснений приоритета выбора! БИРОНОВЩИНА

11 Часть С – 6 заданий с развернутым ответом Цель: выявить и оценить освоение выпускниками различных комплексных умений Градация: С1-С3 — комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника: 1)установление источника, 2)извлечение информации из источника, 3)привлечение знаний для анализа проблематики источника и позиции автора. С4-С6 — задания, позволяющие изучить исторические процессы и явления с применением аналитических приемов: -причинно-следственного -структурно-функционального -пространственного -временнόго

17 2 точка зрения Организаторы шествия к Зимнему сознательно стремились спровоцировать применение силы со стороны власти Ответ: — священник Георгий Гапон, руководивший организацией шествия, был связан с эсэрами, заинтересованными в дестабилизации ситуации в стране; — есть свидетельства, что первые выстрелы прозвучали из толпы, а не со стороны войск, поэтому в толпе находились те, кто использовал веру в царя рабочих; — выстрелы по безоружной толпе с иконами могли стать действенным средством дискредитации царя, подрыва народного доверия к власти, что могло усилить политические позиции революционеров и радикалов 1б. 0 б.

18 Задание С6 (5 б.) сочинение на историческую тему, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности Ниже названы три исторических деятеля. Выберите из них 1 и выполните задания. 1) Ярослав Мудрый; 2) М.Б. Барклай де Толли; 3) П.А.Столыпин. Укажите время жизни исторического деятеля (1 б., только век – 0 б.). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности. Критерии: Правильно указаны и охарактеризованы основные направления и результаты деятельности личности. 4 Правильно указаны основные направления и результаты деятельности исторической личности, при их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. Или — несколько направлений деятельности, дана характеристика только одного из них и результатов. 3 Одно из нескольких направлений, дана характеристика результатов деятельности. Указаны и охарактеризованы только основные направления деятельности личности. Указаны без характеристики направления деятельности, дана характеристика результатов деятельности. Направления деятельности в явном виде не указаны, дана характеристика нескольких направлений и результатов деятельности. 2 Указаны только одно или несколько основных направлений деятельности личности, при его их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. Указаны без характеристики одно или несколько направлений деятельности, при характеристике результатов допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. Направления деятельности личности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика одного направления и результатов деятельности. 1 Правильно указано только направление деятельности исторической личности, характеристика не дана. Основные направления и результаты деятельности не указаны, есть только факты, жизни и деятельности. 0

19 0+0 б. 1+0 б. 0+1б. Есть 2 направления, нет полной характеристики и результатов

Источники:
http://hist-ege.sdamgia.ru/expert?task=2&m=true
http://www.myshared.ru/slide/50587/

Читайте также:
Adblock
detector