В чем обвиняли джордано бруно

Существует несколько точек зрения о том, за что сожгли Джордано Бруно. В массовом сознании за ним закрепился образ человека, казненного за отстаивание своей гелиоцентрической теории. Однако если подробнее взглянуть на биографию и труды этого мыслителя, то можно заметить что его конфликт с Католической Церковью был, скорее, религиозным, чем научным.

Биография мыслителя

Прежде чем разбираться, за что сожгли Джордано Бруно, следует рассмотреть его жизненный путь. Будущий философ родился в 1548 году в Италии близ Неаполя. В этом городе юноша стал монахом местного монастыря Святого Доминика. Всю жизнь его религиозные искания шли вместе с научными. Со временем Бруно стал одним из самых образованных людей своего времени. Еще в детстве он начал изучать логику, литературу и диалектику.

В 24 года молодой доминиканец стал священником. Однако жизнь Джордано Бруно недолго была связана со службой в церкви. Однажды его уличили в чтении запрещенной монастырской литературы. Тогда доминиканец бежал сначала в Рим, потом на север Италии, а затем и вовсе за пределы страны. Последовала короткая учеба в Женевском университете, но и там Бруно выгнали по обвинению в ереси. Мыслитель обладал пытливым умом. В своих публичных выступлениях на диспутах он часто выходил за рамки христианского учения, не соглашаясь с общепринятыми догмами.

Научная деятельность

В 1580 году Бруно перебрался во Францию. Он преподавал в крупнейшем университете страны — Сорбонне. Там же появились первые напечатанные труды Джордано Бруно. Книги мыслителя были посвящены мнемонике – искусству запоминания. Философа заметил французский король Генрих III. Он оказал протекцию итальянцу, пригласив его ко двору и предоставив все необходимые для работы условия.

Возвращение в Италию

После Англии Бруно несколько лет путешествовал по Европе (преимущественно по Германии). С постоянной работой у него было туго, потому что университеты часто опасались принимать итальянца из-за радикальности его идей. Скиталец попытался осесть в Чехии. Но и в Праге ему были не рады. Наконец, в 1591 году мыслитель решается на смелый поступок. Он вернулся в Италию, а точнее в Венецию, куда его пригласил аристократ Джованни Мочениго. Молодой человек стал щедро платить Бруно за уроки по мнемонике.

Однако скоро отношения работодателя и мыслителя испортились. В личных разговорах Бруно убеждал Мочениго в том, что существуют бесконечные миры, Солнце находится в центре мира и т. д. Но еще большую ошибку философ совершил, когда стал обсуждать с аристократом религию. По этим разговорам можно понять, за что сожгли Джордано Бруно.

Обвинение Бруно

В 1592 году Мочениго отправил несколько доносов венецианским инквизиторам, в которых он описал смелые идеи бывшего доминиканца. Джованни Бруно сетовал, что Иисус был магом и пытался избежать своей смерти, а не принял ее мучеником, как об этом говорится в Евангелии. Более того, мыслитель говорил о невозможности возмездия за грехи, реинкарнации и испорченности итальянских монахов. Отрицая основные христианские догматы о божественности Христа, непорочном зачатии, Троице и т. д., он неизбежно становился заклятым врагом церкви.

Основы учения

Разностороннее учение Джордано Бруно застрагивало как науку, так и веру. Когда мыслитель вернулся в Италию, он уже видел себя проповедником реформированной религии. В основу ее должны были лечь именно научные знания. Такое сочетание объясняет наличие в трудах Бруно как логичных рассуждений, так и отсылок к мистике.

Конечно, философ формулировал свои теории не на пустом месте. Идеи Джордано Бруно во многом основывались на трудах его многочисленных предшественников, в том числе живших и в античную эпоху. Важным фундаментом для доминиканца был радикальный неоплатонизм. Эта античная философская школа учила мистически-интуитивному способу познания мира, логике и т. д. Мыслитель перенял от нее идеи о мировой душе, движущей всей Вселенной, и едином начале сущего.

Читайте также:  Почему нельзя оправдаться если обвинили в изнасиловании

Также Бруно опирался на пифагорейство. Это философско-религиозное учение основывалось на представлении мироздания как гармонической системы, подчиненной числовым закономерностям. Его последователи значительно повлияли на каббалистику и другие мистические традиции.

Отношение к религии

Важно отметить, что антицерковные взгляды Джордано Бруно совсем не означали, что он был атеистом. Напротив, итальянец оставался верующим человеком, хотя его представление о боге сильно отличалось от католических догматов. Так, например, перед казнью уже готовый умереть Бруно сказал, что отправится прямиком к создателю.

Для мыслителя его приверженность к гелиоцентризму не была признаком отказа от религии. С помощью этой теории Бруно доказывал истинность своей пифагорейской идеи, но не отрицал существования бога. То есть гелиоцентризм становился своеобразным математическим способом дополнить и развить философскую концепцию ученого.

Герметизм

Еще одним весомым источником вдохновения Бруно стала герметическая философия. Это учение появилось в эпоху поздней Античности, когда в Средиземноморье свой расцвет переживал эллинизм. Основой концепции были древние тексты, по преданию дарованные Гермесом Трисмегистом.

Космология

В космологии, как и религии, итальянский ученый исходил не только из научных соображений. Он обращался к магии и эзотерике. Поэтому в будущем некоторые его тезисы были отвергнуты наукой. Например, Бруно считал, что вся материя одушевлена. Современные исследования опровергают эту идею.

В ответ на это Бруно предлагал свой аргумент. Он защищал свою теорию с помощью примера о движении корабля. Люди, прыгающие на судне, приземляются на одну и ту же точку. Если бы Земля была неподвижна, то на плывущем корабле такое было бы невозможно. Значит, рассуждал Бруно, двигающаяся планета тянет за собой все, что на ней находится. В этом заочном споре со своими противниками на страницах одной из своих книг итальянский мыслитель очень близко подобрался к теории относительности, сформулированной Эйнштейном в XX столетии.

Другим важным принципом, высказанным Бруно, была идея об однородности материи и пространства. Ученый писал, что, исходя из этого, можно предположить, что с поверхности любого космического тела, вселенная будет выглядеть приблизительно одинаково. Кроме того, космология итальянского философа прямо гласила о действии общих законов в самых разных уголках существующего мира.

Влияние космологии Бруно на будущую науку

Научные исследования Бруно всегда шли об руку с его обширными представлениями о теологии, этике, метафизике, эстетике и т. д. Из-за этого космологические версии итальянца были наполнены метафорами, порой понятными только автору. Его труды стали предметом исследовательских споров, не прекращающихся и сегодня.

Бруно первым предположил, что вселенная безгранична, и в ней находится бесконечно количество миров. Эта идея противоречила механике Аристотеля. Итальянец часто выдвигал свои идеи только в теоретическом виде, так как в его время не было технических средств, способных подтвердить догадки ученого. Однако современная наука смогла восполнить эти пробелы. Теория большого взрыва и бесконечного роста вселенной подтвердила идеи Бруно спустя несколько столетий после сожжения мыслителя на костре инквизиции.

Ученый оставил после себя отчеты об анализе падения тел. Его данные стали предпосылкой для появления в науке принципа инерции, предложенного Галилео Галилеем. Бруно, так или иначе, повлиял на научную революцию XVII века. Тогдашние исследователи часто пользовались его трудами в качестве вспомогательных материалов для выдвижения собственных теорий. Важность трудов доминиканца уже в современное время подчеркивал немецкий философ и один из основоположников логического позитивизма Мориц Шлик.

Читайте также:  Обвинительный приговор не может быть основан

Критика догмата Святой Троицы

Несомненно, что история Джордано Бруно стала еще одним примером человека, принявшего себя за мессию. Об этом говорит тот факт, что он собирался основать собственную религию. Кроме того, вера в высокую миссию не позволила итальянцу отказаться от своих убеждений во время многолетних допросов. Порой в разговорах с инквизиторами он уже склонялся к компромиссу, но в последний момент опять начинал настаивать на своем.

Бруно сам давал дополнительную почву для обвинений в ереси. На одном из допросов он заявил, что считает догмат Троицы ложным. Жертва инквизиции аргументировала свою позицию с помощью всевозможных источников. Протоколы допросов мыслителя сохранились в первозданном виде, поэтому сегодня есть возможность проанализировать, как зарождалась система идей Бруно. Так, итальянец заявил, что в сочинении святого Августина говорится о том, что термин Святой Троицы возник не в евангельскую эпоху, а уже в его времена. Исходя из этого, обвиняемый считал весь догмат выдумкой и фальсификацией.

Мученик науки или веры?

Важно то, что в смертном приговоре Бруно нет ни одного упоминания о гелиоцентрической системе мира. В документе говорится о том, что брат Джовано пропагандировал еретическое религиозное учение. Это противоречит распространенной точке зрения, гласящей, что Бруно пострадал за свои научные убеждения. На самом деле церковь была в ярости от критики философом христианских догматов. Его идея о расположении Солнца и Земли на этом фоне становилась детской шалостью.

К сожалению, в документах нет конкретных упоминаний о том, в чем заключались еретические тезисы Бруно. Это позволило историкам предположить, что более полные источники были утеряны или намеренно уничтожены. Сегодня читатель может судить о характере обвинений бывшего монаха только по второстепенным бумагам (доносу Мочениго, протоколам допросов и т. д.).

Особенно интересным в этом ряду является письмо Каспара Шоппе. Это был иезуит, который присутствовал на оглашении приговора еретику. В своем письме он упоминал основные претензии суда к Бруно. Помимо уже вышеперечисленных можно отметить идею о том, что Моисей был магом, а от Адама и Евы произошли только евреи. Остальной род человеческий, убеждал философ, появился благодаря двум другим людям, созданным богом за день до пары из райского сада. Бруно упорно хвалил магию и считал ее полезным делом. В этих его заявлениях в очередной раз прослеживается приверженность идеям античного герметизма.

Символично, что уже современная Римско-Католическая Церковь отказывается пересмотреть дело Джордано Бруно. За больше чем 400 лет после гибели мыслителя понтифики так и не оправдали его, хотя то же самое было сделано в отношении многих еретиков прошлого.

Какие его идеи представляли действительную опасность с точки зрения Римской Церкви? Каково было его влияние на умы общества как личности и автора определенных сочинений? Вопрос задан не из интереса к мистике. А из интереса к истории религии и истории мистических учений средневековья.

Джордано Бруно был сожжён на костре 17 февраля 1600 года.

Следствие велось с 1593 по 1599 год.

  • относительно Троицы, божественной природы и воплощения;
  • относительно Христа;
  • относительно чуда Пресуществления и Святой обедни;
  • относительно существования множества миров;
  • относительно поклонения волхвов;
  • относительно вечности Мира;
  • относительно Моисея;
  • относительно девственности Святой Девы;
  • относительно душ людей и животных;
  • относительно искусства прорицания;
  • относительно отсутствия наказаний за грехи;
  • относительно пребывания в еретических странах и участия в сборищах еретиков;
  • относительно чтения запрещённых книг.

В приговоре кардинальского трибунала Святой Инквизиции есть упоминание о вменяемых Д. Ьруно в вину восьми положений, однако ни в одном из доступных источников эти положения конкретно не указываются.

Читайте также:  Подлежит ли обвинительный приговор обязательному вручению обвиняемому

Можно предположить, что некоторые из 13 пунктов обвинения, вошедших в «Краткое изложение. » и указанных выше, были объединены, в результате чего их осталось восемь.

Либо восемь пунктов имеют отношение в ранее возбуждаемому обвинению в ереси против Д. Бруно в 1576 году в Риме, которые в 1597 году были дополнены новыми пунктами, в результате чего их стало 13.

Практически все идеи Д. Бруно представляли опасность для католической Церкви, так как полностью опровергали Божественную природу Мира и христианские основы, на которых стояла Церковь.

17 февраля 1600 года, 408 лет назад на Кампо деи Фьори (Площади Цветов) в Риме сожгли Джордано Бруно. А за что? Его имя знают все, но мало кто сможет теперь сказать, в чем же заключалась научная новизна воззрений Бруно. Попробуем разобраться.

Филиппо Бруно родился в 1548 году (460 лет назад) в Ноле близ Неаполя. В 15 лет он поступил в местный монастырь Св. Доменика, где принял сан священника и имя — Джордано. Однако он критически относился к схоластике и догматам церкви, увлекся идеями гуманизма, стал изучать философию, как древнюю, прежде всего античную, так и современную. Обладая бескомпромиссным характером, он отстаивал свои взгляды, не боялся вступать в споры и диспуты. Обвинённый в ереси, Бруно вынужден был бежать сначала в Рим, а потом и за границу.

Везде Бруно читал лекции, занимался наукой, издавал свои труды, высказывал свои еретические взгляды. Поэтому его всюду преследовали, он не мог нигде долго задерживаться. За 16 лет скитаний он объехал всю Европу. Италия (1576−1579 годы), Швейцария (1579−1580 годы), Франция (1580−1583 годы), Англия (1583−1585 годы), снова Франция (1585−1586 годы), Германия (1586−1592 годы), Прага (1592). В эти годы Джордано Бруно проявил себя не только как философ, но и как поэт. Его перу принадлежит большое число художественных произведений, причем некоторые из них не опубликованы до сих пор и хранятся в рукописях.

Познакомившись с трудами Коперника о гелиоцентрической системе мира, он пошёл гораздо дальше, расширил учение Коперника. Бруно утверждал, что не только Земля, но и Солнце вертится вокруг своей оси. И это подтвердил через много десятилетий Галилей.
Бруно считал, что планет вокруг солнца гораздо больше, чем тогда знали. И даже, что Солнечная система не единственная. Он во многом предугадал будущие научные открытия. И даже писал об обитаемости других миров, что ещё и сейчас не открыто.

В 1592 году Бруно обманом заманили в Италию, где арестовали. Восемь лет, которые он провел в застенках, инквизиторы добивались отречения от его философских взглядов, как еретических. Однако Джордано Бруно оставался бескомпромиссным, и суд приговорил его к смертной казни. Такова бытующая сейчас версия.

Тем более, даже после его казни не были запрещены ни книги Коперника, ни труды самого Бруно. Они выражали просто одну из множества существовавших тогда теорий.
И только когда Галилей экспериментально доказал теорию Коперника — их запретили.
Судили и Галилея в той же церкви, где и Бруно, только 33 года спустя, в 1633 году. Но Галилей, в отличие от Бруно, отрёкся от своих взглядов и остался в живых.

А идеи Джордано Бруно на целые столетия обогнали его время.

Источники:
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/182635-po-kakim-8-punktam-byl-obvinen-dzhordano-bruno.html
http://shkolazhizni.ru/culture/articles/12702/

Читайте также:
Adblock
detector