В чем обвинял священников ян гус

Предшественники реформации в Европе. Ян Гус

К XV веку стало очевидным, что Церковь в Западной Европе нуждается в переменах. Распущенность нравов духовенства, недееспособность и продажность церковной бюрократии мешали нормальной церковной жизни. Желание исправить эти недостатки имели уже не только отдельные клирики и миряне, но большинство церковной иерархии. Для этой цели в 1414 году в Констанце открылся собор, призванный восстановить попранные церковные каноны. В работе собора приняло участие более 60-ти тысяч человек. Однако что-либо изменить в Западной Церкви так и не удалось. Собор лишь еще более усилил власть папы и предал казни всех, кто выступал против искажений церковной жизни. Одной из жертв собора в Констанце стал чешский священник Ян Гус.

Он родился недалеко от Праги в небольшом селении Гусинец. Еще в школе одноклассники Яна прозвали его — гусом, что по-русски означает гусь, совершенно не подозревая, что именно это имя и войдет в историю. Окончив школу, Ян продолжил обучение в Пражском университете. Его студенческие друзья отмечали, что Ян обладал прямым и честным характером, безупречным образом жизни и глубокой религиозностью. Он особенно чутко реагировал на любую фальшь и неправду в вопросах веры. По окончании университета, Гус остался преподавать в нем, став впоследствии сначала деканом одного из факультетов, а затем и ректором.

В 1400 году он принимает священный сан и начинает активную проповедь нравственного возрождения. На его беседы собиралось множество жителей Праги. За свою искреннюю веру и призыв к нравственной чистоте он пользовался любовью всех слоев населения: от Пражского архиепископа и королевы Богемии до последнего бедняка. Люди словно пробуждались от сна, оставляя свои греховные занятия. И пока он бичевал только пороки мирян, духовное начальство его терпело.

Однако под влиянием взглядов Джона Виклифа Ян Гус начал критиковать жизнь высшего духовенства. Он всей душой желал исправления тех беспорядков и злоупотреблений, которые царили в Римской Церкви. Однако в отличие от английского реформатора, который в своих трудах дошел до отрицания основ веры, Гус остался верен древнему христианству. Он выступал лишь против новшеств, введенных папой для получения еще большей власти. В частности он осуждал индульгенцию — отпущение грехов за деньги. Высказывался в защиту брачного духовенства. Доказывал, что у Церкви только один глава — Христос, а не папа, как это утвердилось в Римской Церкви. Он учил, что другие епископы, также как и римский, в одинаковой мере являются преемниками апостолов.

Читайте также:  Как вызывают обвиняемого на допрос

Папа, узнав о новом проповеднике, потребовал доставить его в Рим. Лишь благодаря заступничеству короля и университета дело Гуса было приостановлено, но ненадолго. Через некоторое время, видя, что власти не хотят отдавать своего учителя, папа объявил Прагу отлученной от Церкви. Город был в смятении. Храмы закрывались, никто не отпевал умерших и не совершал венчаний… Гус, не желая втягивать в полемику весь народ, удалился из города. В это время в Констанце открылся церковный собор, и Ян Гус был приглашен на него, чтобы выступить в защиту своих идей.

Казнь Гуса вызвала возмущение в Богемии. Четыреста пятьдесят два дворянина заявили о согласии с Гусом и отреклись от решений собора. Папа, в свою очередь, призвал к крестовому походу против гуситов, что привело к гуситским войнам.

Яна Гуса нельзя в полном смысле назвать реформатором, какими явились последующие ему протестанты. Он был лишь защитником чистоты веры и традиций древней Церкви. Еще в середине XV века Константинопольская Православная Церковь признала гуситское исповедание тождественным православному, а Сербская Православная Церковь канонизировала Яна Гуса как мученика, пострадавшего за веру Христову. Пепел чешского проповедника был брошен палачами в Рейн. Они желали навсегда стереть память о герое веры. Но память о нем только крепла. И поныне в ночь сожжения Яна Гуса горят костры по всей Чехии в память о своем национальном герое.

изменить?

Ян Гус — представить ранней чешской реформации, деятельность которого была на 100 лет раньше проповедей Мартина Лютера. Гус — уроженец Южной Чехии, магистр, а затем ректор Пражского университета, в котором на рубеже XIV-XV столетий шла борьба между немцами и чехами, католиками и реформаторами, расцветало учение, за основу которого были положены тезисы оксфордского теолога Джона Виклифа.

Читайте также:  Что делать когда тебя несправедливо обвиняют

Ян Гус выступил с идеей чаши (хотя первым ее разработчиком стал Якоубек из Стршибра), суть которой в том, что и простые верующие и священники должны быть равны перед богом. Выражалось это в причащении и хлебом и вином, хотя по традиции ранее вино использовали в обряде только священники. Но церковь находилась в кризисе, претендовала на богатства и на политическую власть и таким образом Гус пытался снизить влияние церкви как института, но усилить истинную религиозность. Таким образом, он ратовал на бедную и дешевую национальную церковь, выборность священников, обряды на национальном языке, реформу церковной этики и, конечно же, снижение влияния католического духовенства, которое было немецким по происхождению. Таким образом, борьба религиозная превратилась в национальную и социальную, так как богатые паны и патрициат городов зачастую были немецкого, а не чешского происхождения.

Король сначала поддержал Гуса и он открыто проповедовал в Вифлиемской часовне, но потом взгляды реформатора были осуждены на церковном соборе в Констанце, куда Ян Гус явился, несмотря на предостережения. Там он был схвачен и приговорен к сожжению как еретик.

Но его имя стало символом реформационного движения — гусизма, а казнь — началом радикального этапа гуситского движения, которое началось восстанием в Праге в 1419 году, а закончилось битвой под Липанами в 1434 году. Многие годы гуситы наводили ужас на католическую Европу, отбивая все атаки, крестовые походы католиков, а затем и «экспортирую» новую веру на соседние территории. Но даже после примирения гуситов с католиками и воцарением Люксембургов на чешском престоле гуситская вера — утраквизм — продолжала жить, а Община чешских братьев существует и сейчас.

Ответ

  • Комментарии
  • Отметить нарушение
Читайте также:  Обязан ли обвиняемый доказывать свою невиновность статья

Ответ

Ян Гус – самый знаменитый чех в мировой истории. Он родился в 1369 году (по иным сведениям в 1371 г.) в селе Гусинец в Южной Богемии в семье крестьянина.

В 1393 году окончил Пражский университет, стал первоначально бакалавром теологии, а затем получил степень магистра свободных искусств. Служил деканом факультета свободных искусств, а в 1402-1403 гг. и 1409-1410 гг. занимал должность ректора.

Одновременно в 1402 году Гус был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке.

В конфликте с немецкими магистратами Пражского университета, выступившими против идей Яна Гуса, король Вацлав IV встал на его сторону и в 1409 году подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение; руководство университета перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Но одновременно Пражский университет из международного центра превратился в провинциальное учебное заведение.

1409-1412 года – время полного разрыва Яна Гуса с католической церковью и дальнейшего развития его реформаторского учения. Гус поставил авторитет Священного Писания выше авторитета папы, церковных соборов и папских постановлений, которые, по его мнению, противоречили Библии. Идеалом Яна Гуса была раннехристианская церковь. Источником веры Ян Гус признавал только Священное Писание. К 1410-1412 годам положение Яна Гуса в Праге ухудшилось, против него выступил пражский архиепископ.

Источники:
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2685870-kto-takoj-jan-gus-i-za-chto-on-kritikoval-katolicheskuju-cerkovchto-predlagal.html
http://znanija.com/task/9506030

Читайте также:
Adblock
detector