В чем обвиняет курбский царя

Вопросы и задания к документу № 28:

1. В чем обвиняет Курбский царя Ивана Грозного? На какие факты опирается автор письма?

2. Какими штрихами этот документ дополняет известную вам характеристику Курбского?

3. Какие аргументы выдвигает Курбский? Привлекая знания по истории, подтвердите или опровергните утверждения князя.

Царю пресветлому, в православии богом прославленному, ныне же из-за грехов наших против бога и православия обратившемуся. Умный поймет, что совесть у него прокаженная и что такого не сыщешь и среди безбожных народов. Не позволял я себе говорить об этом; из-за изгнания горького из земли твоей и из-за многих горестей теперь постараюсь кратко сказать тебе.

За что, о царь, сильных во Израиле побил и воевод, богом данных тебе, различным смертям предал? За что победоносную и святую кровь их в церквах божьих, во владыческих торжествах пролил и их мученическою кровью обагрил церковные пороги? И на доброжелателей твоих, душу за тебя полагающих, неслыханные мучения, и гонения, и смерть замыслил и, обвинив без вины православных в измене, чародействе и в ином неподобном, тщетно пытался белое за черное и сладкое за горькое выдать! В чем провинились перед тобою, о царь, чем прогневали тебя, христианский заступник? Не могущественные ли царства разорили и мужественных и храбрых, тех, у кого предки наши в рабстве были, во всем тебе подвластными сделали? Не их ли усилиями неприступные немецкие города были даны тебе Богом?

То ли нам, бедным, воздал, всячески губя нас? Или думаешь, что ты бессмертен, царь? Или скверной ересью увлечен так, что не хочешь уже предстать перед неподкупным судьей, богоначальным ИисусоМ, который будет судить мир по правде, и являешься прегордым мучителем и истязаешь людей, не доказав их вины? Он есть — Христос мой, сидящий на престоле херувимском по правую руку от Вышнего Судии, — судья между мною и тобою.

Читайте также:  Как составить протокол допроса обвиняемого

Какого только зла и гонения от тебя не претерпел! Каких бед, напастей не навлек на меня, каких поклепов не возвел на меня! Не могу перечислить по порядку всех моих бед, исходивших от тебя, из-за множества их и еще потому, что душа моя была объята горестью. Но в конце концов скажу все: всего лишился и из страны бежал, напрасно принужденный тобою. Не умилостивил тебя, не умолил многослезным рыданием, не исходатайствовал у тебя никакой милости архиерейским чинам. И воздал ты мне злом за добро и за любовь мою — непримиримой ненавистью. Кровь моя, как вода, пролитая за тебя, вопиет к господу моему. Бог свидетель, что совесть свою обличителем и свидетелем себе поставил, искал и мысленно передумал все и не знаю, не нашел, чем пред тобой согрешил. Впереди войска твоего не один раз ходил и никакого бесчестья тебе не приносил, но радостные победы с помощью ангела-заступника во славу тебе добывал и никогда войска твои спиной к чужим не поворачивал, но лишь победы преславные добывал во славу тебе. И это не год, не два, а много лет трудился с терпением, в поте лица и всегда отечество мое защищал; родительницу мою и жену мою мало видел, всегда в походах против врагов твоих в дальних городах, терпя нужду и болезни — тому господь мой, Иисус Христос, свидетель. Изранен во многих битвах с врагами, и тело мое изъязвлено многими ранами. Но тебе, о царь, все это ни во что, непримиримую ярость и жгучую ненависть, как печь пышущую, являешь нам.

Не думай, царь, не представляй мысленно, что мы, убитые, заточенные и изгнанные тобою без вины, уже погибли. Не радуйся этому, мнимой силой хвалясь: убитые тобою, стоя у престола господня, просят отмщения; заточенные же и несправедливо изгнанные в другие края, взываем мы к богу день и ночь. Злом похваляешься в гордости своей в этой временной и быстротекущей жизни, замышляя на христиан мучительные кары, надругаясь даже над иночеством и попирая его, согласуешь это со льстецами и прихлебателями, согласными с тобой во всем боярами, губителями души твоей и тела, которые толкают тебя на распутство, и действуешь против своих детей хуже Кроновых жрецов. Послание это, слезами омытое, велю положить с собою в гроб, идя на суд с тобою бога моего Иисуса Христа. Аминь. Писано в Вольмере, граде государя моего, короля Августа Сигизмунда, который помогает мне, кроме бога; милостью его государевой, надеюсь, буду обласкан и утешен в моих скорбях.

Читайте также:  Какая статья есть за ложное обвинение

Князь Андрей Михайлович Курбский, также — Андрей Ярославский (в польских источниках — Крупский, 1528, Великое княжество Московское — май 1583, Миляновичи, Волынское воеводство, Речь Посполитая) — русский полководец, политик, писатель, переводчик и меценат, ближайший приближённый Ивана Грозного. Происходил из смоленско-ярославской ветви Рюрикова дома, той его части, что владела селом Курба на Ярославщине. В 1564 г. в разгар Ливонской войны получил известие о предстоящей опале, бежал и поселился в ВКЛ. Вёл с русским царём знаменитую переписку.

Стиль: включает элементы устного мышления: он пишет, как говорит. Чертами, характерными для разговорной речи, являются многословие, частые повторы мыслей и выражений, отступления, неожиданные переходы от одной темы к другой, вопросы и восклицания, постоянные обращения к читателю как к слушателю.

Переписка Грозного и Курбского:

Полемическая переписка относится к 1563-1564 и 1577-1579гг. В ней отражено столкновение двух социальных позиций – родовитого боярства и служилого дворянства, утверждающего необходимость крепкой самодержавной власти. Различны послания и по своему стилю – абстрактно-рассудительному и изворотливому у Курбского и конкретно-грубому и язвительному у Грозного.

Дата добавления: 2016-07-29 ; просмотров: 696 | Нарушение авторских прав

Доступно для пользователей, имеющих экспертный статус на портале история.рф. Вы можете высказать свои рекомендации и предложения по презентации документа и привлечению дополнительного материала.
Оставить комментарий

Послания царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского – один из самых известных памятников древнерусской литературы, отразивший переломный характер своей эпохи. Переписка началась после отъезда опасавшегося гонений Курбского в Литву, откуда в 1564 году он отправил монарху свое первое послание. В нем князь обрушился с жесткой критикой на несправедливую политику царя, обвинив того в неслыханных репрессиях против лучших людей страны. Грозный ответил гневным трактатом, обвинив оппонента в преступлении не только против земной власти, но и против Бога. Впервые в российской истории бывший подданный решился написать государю. Между ними завязалась полемика, длившаяся 15 лет.
Участники переписки ставили перед собой публицистические задачи и обращались не только друг к другу, но и к образованным читателям в России и за рубежом. Царь и боярин касались обширного круга политических, культурных и религиозных тем − устройства государства, Божьего суда, литературного стиля. Их полемика предвосхитила расцвет индивидуальной манеры в российской литературе, на тот момент еще не знавшей самого понятия авторского стиля.

Читайте также:  В чем обвиняли годунова

Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный (Теоретические взгляды и литературная техника древнерусского писателя). М., 1998.

Каравашкин А.В. Русская средневековая публицистика: Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский. М., 2000.

Источники:
http://lektsii.org/6-33260.html
http://doc.histrf.ru/10-16/perepiska-ivana-groznogo-s-andreem-kurbskim/

Читайте также:
Adblock
detector