Критические замечания
Тут важно другое. Важно то озлобление, которое вызывал в своих некритически мыслящих согражданах этот постоянный критик и разоблачитель, — озлобление, в силу которого тогдашние консерваторы предпочли разделаться с ним физически, а не отвечать на его критику, приводя какие-нибудь разумные доводы.
Далее Сократ утверждает, что он никогда не занимался общественными делами. Но тут же в полном противоречии с самим собой он неоднократно настойчиво утверждает, что всегда боролся и будет бороться с несправедливостью, выступая в защиту справедливости, а значит, его философия оказывается вовсе не невинными вопросами и ответами, но, как говорит сам Сократ, борьбой за общественное благо и за устои, государства.
Все это, равно как и проявляющиеся в других случаях логическая непоследовательность, неясность и недоговоренность, конечно, нисколько не снижают образа величавого и самоотверженного служителя истины — Сократа, каким он был фактически и каким хотел обрисовать его Платон. Жизненная мощь такого образа ломает чисто логическую аргументацию и получает огромное философское и моральное значение для всякого непредубежденного исследователя античной философии.
(3) Сократ подчеркивает, что он будет говорить безыскусственно, а не по примеру софистических риторов, скрывавших иной раз убогость мысли под тропами и фигурами изысканной речи. Известно (см. Diog. Laert. II, 40), что Сократ отказался от речи, специально написанной для него известным логографом (автором судебных речей) Лисием. — 84.
(4) Меняльные лавки, или столы менял, у которых происходил обмен всевозможных денежных знаков, были в богатом торговом городе одним из самых оживленных мест. — 84.
(5) Сократ родился в 469 г. до н. Э., следовательно, в 399 г. ему было 70 лет. — 84.
(8) …исследует все, что над землею, и все, что под землею. Здесь имеется в виду неодобрительное ходячее народное мнение о натурфилософах, пытавшихся возвести в божественное достоинство закономерности природных явлений, а также слухи о некоторых так называемых метеорософистах, как, например, о Гиппии из Элиды или Протагоре из Абдер, считавшихся знатоками астрономии и слывших шарлатанами. Им же приписывалось — как, впрочем, и всем софистам — умение выставить более слабый аргумент более сильным (ср. Cic., Brutus, VIII, 31).- 84.
(10) Как угодно богу: о некоем близком к монотеистическому божестве, часто упоминаемом платоновским Сократом (см. выше, стр. 500). — 85.
(13) Леонтинец Горгий из Сицилии (483-375 гг. до н. э.) — один из главных основателей софистической философии, был в 427 г. главой леонтинского посольства в Афинах, остался там и прославился как ритор.
Кеосец Продик (род. ок. 470 г. до н. э.) — софист, в нравоучениях которого заключен в отличие от других софистических учений большой моральный пафос (см. приписываемую ему Ксенофонтом знаменитую аллегорию о Геракле на распутье — Mem. II, 1, 21-34). Он занимался также философией языка, а именно синонимикой, что характерно для софистов, придававших огромное значение слову.
(14) …мудрец, приехавший… с Пароса — Эвен, поэт-элегик, выступающий здесь как учитель-софист не очень высокого ранга. — 86.
(15) Каллий, сын Гиппоника, — богатейший афинянин, тративший большие деньги на обучение у софистов (см. Платон. Кратил, 391с).- 86.
(16) Эвен брал за курс обучения 5 мин, т. е. Приблизительно 125-180 руб. — сумма весьма умеренная по сравнению с тем, что брали знаменитые софисты. — 86.
(18) Херефонт — Друг и последователь Сократа, один из активнейших демократов, что имеет в речи Сократа немаловажный смысл: так как Херефонт был изгнан из Афин олигархией наряду с Анитом — обвинителем Сократа, значит, его свидетельство для врагов Сократа имеет объективное значение. — 87.
(20) Брат Херефонта — Херекрат, с которым Сократ, заметив, что братья ссорятся между собой, вел назидательный разговор о братской любви (Xenoph. Mem. II, 3).- 87.
(23) …дошел до крайней бедности. Сократ сам оценивал свое имущество в 5 мин (см. Xenoph. Oecon. II, 3. Русск, перев, в изд.: Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. Домострой. М., 1935).- 90.
(24) …Мелета… любящего наш город. Явная ирония Сократа, так как Мелет во время правления Тридцати тиранов участвовал в преследовании демократов, например, по свидетельству оратора Андокида (см. Andoc. De mysteriis, 94), в казни Леонта Саламинского. — 91.
(27) Гера — богиня греческого Олимпа, супруга Зевса, покровительница семьи и брака. — 92.
(29) Орхестра. Это место понимается двояко. Заплативши за вход в театр, можно было почерпнуть любые ходячие идеи у трагиков и комиков, хор которых исполнял свои партии на орхестре, т. е. круглой площадке перед просцениумом, где играли актеры. Но вместе с тем Орхестрой именовалась известная афинская книжная лавка. Дешевые театральные места стоили 2 обола (ок. 4 коп.), а дорогие -1 драхму (ок. 36 коп.) — 95.
Гектор (гомер.) — сын троянского царя Приама.
Патрокл (гомер.) — друг Ахилла. — 97.
(31) Сократ участвовал в Пелопоннесской войне — при Потидее (432г.до н.э.), Делии (424 г.) и Амфиподе (422 г.), где вел себя мужественно и достойно (см. Платон, Пир, 219d — 221d, где Алкивиад восхищается выносливостью Сократа, ходившего босиком по льду, его присутствием духа при отступлении войск и вспоминает о том, как Сократ спас Алкивиада, отказавшись при этом от награды за храбрость). — 97.
(32) Аид — подземное царство мертвых, бог смерти и сама смерть. — 98.
(36) Мужественно и независимо держал себя Сократ и в правление Тридцати тиранов (404 г.), исполняя опять-таки должность притана и отказавшись — один из пятерых — участвовать в казни Леонта Саламинского.
(37) Сократ имеет здесь в виду слушавших его Алкивиада и Крития, одного из Тридцати тиранов, склонных к политическим авантюрам. — 102.
(39) Здесь имеются в виду слова Пенелопы (Гомер. Одиссея, XIX, 162), обращенные ею к Одиссею, скрывавшемуся под рубищем нищего, чтобы узнать, откуда он родом, У Сократа было три сына: старший Лампрокл и младшие Софрониск и Менексен. — 104.
(40) Сократа называли, как известно, мудрецом, мудрейшим из людей. — 104.
(42) По афинским законам обвинитель, не собравший 1/5 голосов, должен был заплатить штраф в 1000 драхм (т. е. около 250 руб.) и лишался в дальнейшем права подавать в суд жалобы сходного рода. Только наличие кроме Мелета еще двух обвинителей (Анита и Ликона) обеспечило ему необходимое количество голосов. — 106.
(43) Обед на общественный счет в Пританее был чрезвычайно, почетен. Им пользовались, например, победители на Олимпийских играх. — 106.
(44) Намек на судопроизводство спартанцев (ср. Фукидид, I, 132). — 107.
(45) Одиннадцать: над тюрьмами надзирали ежегодно выбиравшиеся 11 архонтов (начальников). — 107.
(47) Сократ предлагает 1 мину в качестве штрафа за себя, т. е. около 25-30 руб., а друзья его (Критон, Критобул, Аполлодор) готовы поручиться и дать в залог 30 мин, т. е. 750-800 руб. — 108.
(48) Следствием предложения Сократа о даровом обеде в Пританее явилось увеличение голосов, поданных против него. Их было уже на 80 больше (Диоген Лаэртский, II, 42). — 109.
(50) Архонты — см. прим. 45. — 110.
(51) Великий царь — обычное наименование персидских царей, жизнь и богатства которых считались символом высшего человеческого счастья. — 111.
(52) Минос, Радамант, Эак, Триптолем — мифологические цари и герои, здесь — судьи в загробном мире. Однако Триптелем обычно (см. Гомер. Гимн Деметре, 153) судит людей на земле. Эак из всех греческих авторов только у Платона является судьей в царстве мертвых, хотя римляне всегда считали его именно таковым. Несомненна связь Миноса и Радаманта с критскими и орфическими мистериями, Триптолема — с элевсинскими таинствами, Эака — с орфическим культом героев на о-ве Эгина (Paus. II, 30, 4. Русск, перев. С. Л. Кондратьева: Павсаний. Описание Эллады, т. I. М., 1938). — 111.
(52а) Орфей, Мусей — мифические певцы, стоящие здесь в одном ряду с поэтами Гесиодом и Гомером. — 111.
(53) Паламед (гомер.) — один из героев Троянской войны, был убит по ложному доносу Одиссея греками.
Аякс (или Аянт), сын Теламона (гомер.), — один из ахейских вождей под Троей, убил себя в припадке безумия, которое на него наслала богиня Афина. Он — тоже жертва несправедливого суда, присудившего доспехи погибшего Ахилла Одиссею, а не Аяксу, самому мужественному из ахейцев. — 111.
(54) …того, кто привел великую рать под Трою. Речь идет о царе Аргоса и Микен Агамемноне.
Одиссей (гомер.) — герой Троянской войны, царь Итаки, славившийся умом и хитростью.
Сисиф (миф.) — царь Коринфа, обманувший Смерть. — 112.
Голос из толпы: Сократа несправедливо обвиняют в том, что он портит нравы юношей. Однако он не учит ничему плохому. Он не учил их изнеженности, тщеславию, жадности. Ведь он сам, как вы знаете, беднее всякого нищего. Я сам слышал, как он на рынке приговаривал: «Как приятно, что есть столько вещей, без которых я могу обойтись».
В 406 году до н. э. Сократ продемонстрировал гражданское мужество, отказавшись дать свое согласие на то, чтобы восемь командиров, которых обвиняли в преступной халатности во время битвы при Аргинусе, предстали перед судом совместно, а не поодиночке, что противоречило закону и было задумано для того, чтобы вынести более суровый приговор. В то время он был членом комитета сената. Ему пришлось еще раз продемонстрировать свое мужество в 403 году до н. э., когда он отказался принять участие в аресте Леона Саламинского, которого олигархи хотели убить, а имущество конфисковать. Зная, что наступит день, когда жители Афин сведут с ними счеты, те старались сделать соучастниками своих преступлений как можно больше выдающихся жителей города. Сократ, однако, просто-напросто отказался принимать в них участие и, вероятно, заплатил бы за этот отказ жизнью, если бы тридцать олигархов не лишились своей власти.
Дело Сократа подлежало рассмотрению в одном из отделений гелиэи — афинского суда присяжных. Гелиэя состояла из 6000 членов, ежегодно избиравшихся по жребию из 10 афинских фил. Судьями могли быть лишь афиняне, достигшие 30 лет, не отягощенные государственными долгами и не лишенные гражданской чести. Из 6000 членов гелиэи 1000 гелиастов были запасными, а остальные 5000 по жребию распределялись на 10 судебных отделений по 500 человек в каждом. Чтобы избежать подкупа, пристрастности и прочих возможных нарушений правил судопроизводства, только в день слушания дела путем жребия определялось, какое именно судебное отделение будет рассматривать его. Хотя афинские суды и были завалены множеством дел, однако, по существующим правилам, в одном судебном отделении за день могли быть рассмотрены лишь четыре дела частного производства либо одно дело государственного характера.[6, c. 174]
Обвинители, несомненно, рассчитывали, что Сократ, не дожидаясь суда, отправится в добровольную ссылку, но просчитались. Он явился на суд, состоявшийся в 399 году, и сам защищал себя. [15, c.144]
Обстоятельства сложились так, что исполнение приговора было отложено, друзья предложили Сократу бежать, но он отказался. И одним из его аргументов был тот, что он не желает на несправедливый приговор суда отвечать другой несправедливостью, а именно — побегом. Таким своим действием он выступит против законов, которые действуют в Афинах, и какой в этом смысл, если он не будет верен себе до конца.
Наконец, Сократ исходит из того, что если своим бегством из тюрьмы он нарушит законы, то это явится косвенным подтверждением справедливости обвинения его в нарушении законов и совращении юношества. «Ведь губитель законов очень и очень может показаться также губителем молодежи и людей несмышленых». Говоря от имени законов, Сократ замечает, что ему, всю жизнь учившему справедливости и добродетели, не пристало противоречить себе в поступках и убежать из тюрьмы в страхе перед смертью, наподобие жалкого раба. А где ему найти новую родину, если на своей родине он стал нарушителем ее законов? Законы Отечества сказани бы ему: «Если ты теперь отойдешь, то отойдешь обиженный не нами, Законами, а людьми». Создается впечатление, что вопрос о причинах, заставивших Сократа отказаться от побега из тюрьмы, исчерпан. Но это далеко не так. Дело в том, что некоторые принципиально важные суждения Сократа и линия поведения, избранная им после суда и вынесения ему смертного приговора, разительным образом расходятся с тем, что он говорил и на чем настаивал на суде. Это обстоятельство, как и вопрос об обосновании Сократом повиновения (или неповиновения) закону стали, особенно за последние десятилетия, предметом оживленных обсуждений среди исследователей. [3, c.284]
«Сократ поинтересовался, кому и в чем он изменил. Анит заявил, что обвиняемый не раз насмехался нал афинским судом, говоря, что справедливых судей нельзя выбирать с помощью жребия. А демократию называл мелодией, которую исполняют люди, впервые взявшие в руки кифары и флейты. Сократ ничего не ответил.
— Сколько раз ты говорил, что в Афинах никто, кроме тебя, не обучает политике, — продолжал Анит.
Сократ рассеянно молчал, словно происходящее совсем его не касалось. Когда философ вновь взял слово, он обращался прямо к судьям, и голос его окреп:
Отказавшись от побега Сократ, хоть и пожертвовал своей жизнью, но поступил добросовестно, хитроумно и дальновидно. Он предрек, что позор падет на головы его судей и, в первую очередь, на его обвинителей. Плутарх сообщает, что в последствии они были побиты камнями и, не выдержав осуждения и призрения афинских граждан, повесились.
Свой последний день Сократ провел так же спокойно, как и все прочие, размышляя о смерти и о бессмертии души.
Так же, Сократ попросил принести в жертву петуха, что обычно делали в благодарность за выздоровление больного. Это красноречивая просьба символизирует, что Сократ отождествлял смерть с выздоровлением и освобождении души от бренного тела.
1. Сократ говорит о себе самом. Сократ удивлен, что выдвинутое против него обвинение поддержано столь незначительным большинством голосов.
2. Сам Сократ за то, что он совершил, назначил бы себе другое, а именно бесплатное питание в Пританее.
3. С точки зрения Сократа, его наказание не может состоять ни в тюремном заключении (ибо он не хочет быть чьим-либо рабом), ни в изгнании (ибо он не хочет быть в жалком и гонимом состоянии), ни в наложении штрафа (ибо у него нет никаких денег), ни в отдаче его на поруки состоятельным ученикам, которые внесли бы за него залог (ибо он в силу веления бога и ради человеческой пользы все равно никогда не прекратит своих исследований добродетели и наставления в ней всех людей).
4. Этого никогда не поймут его обвинители и судьи, ибо они ни в чем не верят ему. («В таком случае кто-нибудь может сказать:
Дата добавления: 2015-03-03 ; просмотров: 1204 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источники:
http://m.studwood.ru/956241/filosofiya/sudebnyy_protsess_sokratom
http://helpiks.org/2-87571.html