Как сократ ответил на обвинения

Критические замечания

Тут важно другое. Важно то озлобление, которое вызывал в своих некритически мыслящих согражданах этот постоянный критик и разоблачитель, — озлобление, в силу которого тогдашние консерваторы предпочли разделаться с ним физически, а не отвечать на его критику, приводя какие-нибудь разумные доводы.

Далее Сократ утверждает, что он никогда не занимался общественными делами. Но тут же в полном противоречии с самим собой он неоднократно настойчиво утверждает, что всегда боролся и будет бороться с несправедливостью, выступая в защиту справедливости, а значит, его философия оказывается вовсе не невинными вопросами и ответами, но, как говорит сам Сократ, борьбой за общественное благо и за устои, государства.

Все это, равно как и проявляющиеся в других случаях логическая непоследовательность, неясность и недоговоренность, конечно, нисколько не снижают образа величавого и самоотверженного служителя истины — Сократа, каким он был фактически и каким хотел обрисовать его Платон. Жизненная мощь такого образа ломает чисто логическую аргументацию и получает огромное философское и моральное значение для всякого непредубежденного исследователя античной философии.

(3) Сократ подчеркивает, что он будет говорить безыскусственно, а не по примеру софистических риторов, скрывавших иной раз убогость мысли под тропами и фигурами изысканной речи. Известно (см. Diog. Laert. II, 40), что Сократ отказался от речи, специально написанной для него известным логографом (автором судебных речей) Лисием. — 84.

(4) Меняльные лавки, или столы менял, у которых происходил обмен всевозможных денежных знаков, были в богатом торговом городе одним из самых оживленных мест. — 84.

(5) Сократ родился в 469 г. до н. Э., следовательно, в 399 г. ему было 70 лет. — 84.

(8) …исследует все, что над землею, и все, что под землею. Здесь имеется в виду неодобрительное ходячее народное мнение о натурфилософах, пытавшихся возвести в божественное достоинство закономерности природных явлений, а также слухи о некоторых так называемых метеорософистах, как, например, о Гиппии из Элиды или Протагоре из Абдер, считавшихся знатоками астрономии и слывших шарлатанами. Им же приписывалось — как, впрочем, и всем софистам — умение выставить более слабый аргумент более сильным (ср. Cic., Brutus, VIII, 31).- 84.

(10) Как угодно богу: о некоем близком к монотеистическому божестве, часто упоминаемом платоновским Сократом (см. выше, стр. 500). — 85.

(13) Леонтинец Горгий из Сицилии (483-375 гг. до н. э.) — один из главных основателей софистической философии, был в 427 г. главой леонтинского посольства в Афинах, остался там и прославился как ритор.

Кеосец Продик (род. ок. 470 г. до н. э.) — софист, в нравоучениях которого заключен в отличие от других софистических учений большой моральный пафос (см. приписываемую ему Ксенофонтом знаменитую аллегорию о Геракле на распутье — Mem. II, 1, 21-34). Он занимался также философией языка, а именно синонимикой, что характерно для софистов, придававших огромное значение слову.

(14) …мудрец, приехавший… с Пароса — Эвен, поэт-элегик, выступающий здесь как учитель-софист не очень высокого ранга. — 86.

(15) Каллий, сын Гиппоника, — богатейший афинянин, тративший большие деньги на обучение у софистов (см. Платон. Кратил, 391с).- 86.

(16) Эвен брал за курс обучения 5 мин, т. е. Приблизительно 125-180 руб. — сумма весьма умеренная по сравнению с тем, что брали знаменитые софисты. — 86.

(18) Херефонт — Друг и последователь Сократа, один из активнейших демократов, что имеет в речи Сократа немаловажный смысл: так как Херефонт был изгнан из Афин олигархией наряду с Анитом — обвинителем Сократа, значит, его свидетельство для врагов Сократа имеет объективное значение. — 87.

(20) Брат Херефонта — Херекрат, с которым Сократ, заметив, что братья ссорятся между собой, вел назидательный разговор о братской любви (Xenoph. Mem. II, 3).- 87.

Читайте также:  В чем обвиняют эрика давидовича

(23) …дошел до крайней бедности. Сократ сам оценивал свое имущество в 5 мин (см. Xenoph. Oecon. II, 3. Русск, перев, в изд.: Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. Домострой. М., 1935).- 90.

(24) …Мелета… любящего наш город. Явная ирония Сократа, так как Мелет во время правления Тридцати тиранов участвовал в преследовании демократов, например, по свидетельству оратора Андокида (см. Andoc. De mysteriis, 94), в казни Леонта Саламинского. — 91.

(27) Гера — богиня греческого Олимпа, супруга Зевса, покровительница семьи и брака. — 92.

(29) Орхестра. Это место понимается двояко. Заплативши за вход в театр, можно было почерпнуть любые ходячие идеи у трагиков и комиков, хор которых исполнял свои партии на орхестре, т. е. круглой площадке перед просцениумом, где играли актеры. Но вместе с тем Орхестрой именовалась известная афинская книжная лавка. Дешевые театральные места стоили 2 обола (ок. 4 коп.), а дорогие -1 драхму (ок. 36 коп.) — 95.

Гектор (гомер.) — сын троянского царя Приама.

Патрокл (гомер.) — друг Ахилла. — 97.

(31) Сократ участвовал в Пелопоннесской войне — при Потидее (432г.до н.э.), Делии (424 г.) и Амфиподе (422 г.), где вел себя мужественно и достойно (см. Платон, Пир, 219d — 221d, где Алкивиад восхищается выносливостью Сократа, ходившего босиком по льду, его присутствием духа при отступлении войск и вспоминает о том, как Сократ спас Алкивиада, отказавшись при этом от награды за храбрость). — 97.

(32) Аид — подземное царство мертвых, бог смерти и сама смерть. — 98.

(36) Мужественно и независимо держал себя Сократ и в правление Тридцати тиранов (404 г.), исполняя опять-таки должность притана и отказавшись — один из пятерых — участвовать в казни Леонта Саламинского.

(37) Сократ имеет здесь в виду слушавших его Алкивиада и Крития, одного из Тридцати тиранов, склонных к политическим авантюрам. — 102.

(39) Здесь имеются в виду слова Пенелопы (Гомер. Одиссея, XIX, 162), обращенные ею к Одиссею, скрывавшемуся под рубищем нищего, чтобы узнать, откуда он родом, У Сократа было три сына: старший Лампрокл и младшие Софрониск и Менексен. — 104.

(40) Сократа называли, как известно, мудрецом, мудрейшим из людей. — 104.

(42) По афинским законам обвинитель, не собравший 1/5 голосов, должен был заплатить штраф в 1000 драхм (т. е. около 250 руб.) и лишался в дальнейшем права подавать в суд жалобы сходного рода. Только наличие кроме Мелета еще двух обвинителей (Анита и Ликона) обеспечило ему необходимое количество голосов. — 106.

(43) Обед на общественный счет в Пританее был чрезвычайно, почетен. Им пользовались, например, победители на Олимпийских играх. — 106.

(44) Намек на судопроизводство спартанцев (ср. Фукидид, I, 132). — 107.

(45) Одиннадцать: над тюрьмами надзирали ежегодно выбиравшиеся 11 архонтов (начальников). — 107.

(47) Сократ предлагает 1 мину в качестве штрафа за себя, т. е. около 25-30 руб., а друзья его (Критон, Критобул, Аполлодор) готовы поручиться и дать в залог 30 мин, т. е. 750-800 руб. — 108.

(48) Следствием предложения Сократа о даровом обеде в Пританее явилось увеличение голосов, поданных против него. Их было уже на 80 больше (Диоген Лаэртский, II, 42). — 109.

(50) Архонты — см. прим. 45. — 110.

(51) Великий царь — обычное наименование персидских царей, жизнь и богатства которых считались символом высшего человеческого счастья. — 111.

(52) Минос, Радамант, Эак, Триптолем — мифологические цари и герои, здесь — судьи в загробном мире. Однако Триптелем обычно (см. Гомер. Гимн Деметре, 153) судит людей на земле. Эак из всех греческих авторов только у Платона является судьей в царстве мертвых, хотя римляне всегда считали его именно таковым. Несомненна связь Миноса и Радаманта с критскими и орфическими мистериями, Триптолема — с элевсинскими таинствами, Эака — с орфическим культом героев на о-ве Эгина (Paus. II, 30, 4. Русск, перев. С. Л. Кондратьева: Павсаний. Описание Эллады, т. I. М., 1938). — 111.

Читайте также:  Кого вы обвиняете тому вы даете власть

(52а) Орфей, Мусей — мифические певцы, стоящие здесь в одном ряду с поэтами Гесиодом и Гомером. — 111.

(53) Паламед (гомер.) — один из героев Троянской войны, был убит по ложному доносу Одиссея греками.

Аякс (или Аянт), сын Теламона (гомер.), — один из ахейских вождей под Троей, убил себя в припадке безумия, которое на него наслала богиня Афина. Он — тоже жертва несправедливого суда, присудившего доспехи погибшего Ахилла Одиссею, а не Аяксу, самому мужественному из ахейцев. — 111.

(54) …того, кто привел великую рать под Трою. Речь идет о царе Аргоса и Микен Агамемноне.

Одиссей (гомер.) — герой Троянской войны, царь Итаки, славившийся умом и хитростью.

Сисиф (миф.) — царь Коринфа, обманувший Смерть. — 112.

Голос из толпы: Сократа несправедливо обвиняют в том, что он портит нравы юношей. Однако он не учит ничему плохому. Он не учил их изнеженности, тщеславию, жадности. Ведь он сам, как вы знаете, беднее всякого нищего. Я сам слышал, как он на рынке приговаривал: «Как приятно, что есть столько вещей, без которых я могу обойтись».

В 406 году до н. э. Сократ продемонстрировал гражданское мужество, отказавшись дать свое согласие на то, чтобы восемь командиров, которых обвиняли в преступной халатности во время битвы при Аргинусе, предстали перед судом совместно, а не поодиночке, что противоречило закону и было задумано для того, чтобы вынести более суровый приговор. В то время он был членом комитета сената. Ему пришлось еще раз продемонстрировать свое мужество в 403 году до н. э., когда он отказался принять участие в аресте Леона Саламинского, которого олигархи хотели убить, а имущество конфисковать. Зная, что наступит день, когда жители Афин сведут с ними счеты, те старались сделать соучастниками своих преступлений как можно больше выдающихся жителей города. Сократ, однако, просто-напросто отказался принимать в них участие и, вероятно, заплатил бы за этот отказ жизнью, если бы тридцать олигархов не лишились своей власти.

Дело Сократа подлежало рассмотрению в одном из отделений гелиэи — афинского суда присяжных. Гелиэя состояла из 6000 членов, ежегодно избиравшихся по жребию из 10 афинских фил. Судьями могли быть лишь афиняне, достигшие 30 лет, не отягощенные государственными долгами и не лишенные гражданской чести. Из 6000 членов гелиэи 1000 гелиастов были запасными, а остальные 5000 по жребию распределялись на 10 судебных отделений по 500 человек в каждом. Чтобы избежать подкупа, пристрастности и прочих возможных нарушений правил судопроизводства, только в день слушания дела путем жребия определялось, какое именно судебное отделение будет рассматривать его. Хотя афинские суды и были завалены множеством дел, однако, по существующим правилам, в одном судебном отделении за день могли быть рассмотрены лишь четыре дела частного производства либо одно дело государственного характера.[6, c. 174]

Обвинители, несомненно, рассчитывали, что Сократ, не дожидаясь суда, отправится в добровольную ссылку, но просчитались. Он явился на суд, состоявшийся в 399 году, и сам защищал себя. [15, c.144]

Обстоятельства сложились так, что исполнение приговора было отложено, друзья предложили Сократу бежать, но он отказался. И одним из его аргументов был тот, что он не желает на несправедливый приговор суда отвечать другой несправедливостью, а именно — побегом. Таким своим действием он выступит против законов, которые действуют в Афинах, и какой в этом смысл, если он не будет верен себе до конца.

Читайте также:  В чем обвиняет евгений медного всадника

Наконец, Сократ исходит из того, что если своим бегством из тюрьмы он нарушит законы, то это явится косвенным подтверждением справедливости обвинения его в нарушении законов и совращении юношества. «Ведь губитель законов очень и очень может показаться также губителем молодежи и людей несмышленых». Говоря от имени законов, Сократ замечает, что ему, всю жизнь учившему справедливости и добродетели, не пристало противоречить себе в поступках и убежать из тюрьмы в страхе перед смертью, наподобие жалкого раба. А где ему найти новую родину, если на своей родине он стал нарушителем ее законов? Законы Отечества сказани бы ему: «Если ты теперь отойдешь, то отойдешь обиженный не нами, Законами, а людьми». Создается впечатление, что вопрос о причинах, заставивших Сократа отказаться от побега из тюрьмы, исчерпан. Но это далеко не так. Дело в том, что некоторые принципиально важные суждения Сократа и линия поведения, избранная им после суда и вынесения ему смертного приговора, разительным образом расходятся с тем, что он говорил и на чем настаивал на суде. Это обстоятельство, как и вопрос об обосновании Сократом повиновения (или неповиновения) закону стали, особенно за последние десятилетия, предметом оживленных обсуждений среди исследователей. [3, c.284]

«Сократ поинтересовался, кому и в чем он изменил. Анит заявил, что обвиняемый не раз насмехался нал афинским судом, говоря, что справедливых судей нельзя выбирать с помощью жребия. А демократию называл мелодией, которую исполняют люди, впервые взявшие в руки кифары и флейты. Сократ ничего не ответил.

— Сколько раз ты говорил, что в Афинах никто, кроме тебя, не обучает политике, — продолжал Анит.

Сократ рассеянно молчал, словно происходящее совсем его не касалось. Когда философ вновь взял слово, он обращался прямо к судьям, и голос его окреп:

Отказавшись от побега Сократ, хоть и пожертвовал своей жизнью, но поступил добросовестно, хитроумно и дальновидно. Он предрек, что позор падет на головы его судей и, в первую очередь, на его обвинителей. Плутарх сообщает, что в последствии они были побиты камнями и, не выдержав осуждения и призрения афинских граждан, повесились.

Свой последний день Сократ провел так же спокойно, как и все прочие, размышляя о смерти и о бессмертии души.

Так же, Сократ попросил принести в жертву петуха, что обычно делали в благодарность за выздоровление больного. Это красноречивая просьба символизирует, что Сократ отождествлял смерть с выздоровлением и освобождении души от бренного тела.

1. Сократ говорит о себе самом. Сократ удивлен, что выдвинутое против него обвинение поддержано столь незначительным большинством голосов.

2. Сам Сократ за то, что он совершил, назначил бы себе другое, а именно бесплатное питание в Пританее.

3. С точки зрения Сократа, его наказание не может состоять ни в тюремном заключении (ибо он не хочет быть чьим-либо рабом), ни в изгнании (ибо он не хочет быть в жалком и гонимом состоянии), ни в наложении штрафа (ибо у него нет никаких денег), ни в отдаче его на поруки состоятельным ученикам, которые внесли бы за него залог (ибо он в силу веления бога и ради человеческой пользы все равно никогда не прекратит своих исследований добродетели и наставления в ней всех людей).

4. Этого никогда не поймут его обвинители и судьи, ибо они ни в чем не верят ему. («В таком случае кто-нибудь может сказать:

Дата добавления: 2015-03-03 ; просмотров: 1204 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники:
http://m.studwood.ru/956241/filosofiya/sudebnyy_protsess_sokratom
http://helpiks.org/2-87571.html

Читайте также:
Adblock
detector