Разъясняет начальник управления по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета Российской Федерации прокуратуры г. Москвы Олег Викторович Левченко
Когда человек становится жертвой преступления он, как правило, обращается в правоохранительные органы с заявлением о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших в отношении него преступные деяния. И иногда складывается такая ситуация, что уполномоченные должностные лица заявление от потерпевшего приняли, но возбудить уголовное дело по каким то причинам не торопятся. Дни идут, а заявитель не ставится в известность о том, какие приняты меры по его заявлению о преступлении. Наконец он получает уведомление о том, что по его заявлению проведена проверка и вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Иногда копию этого постановления следователь или дознаватель высылает одновременно с уведомлением.
Порой происходит и обратное — человек никакого преступления не совершал, а его привлекают к уголовной ответственности. Производят в его доме обыск, задерживают по подозрению в совершении преступления.
Что делать в таких случаях? Куда пойти, кому пожаловаться?
Поэтому жалоба в порядке ст.ст. 124, 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации может быть принесена не только на процессуальное решение сотрудника органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора, оформленная в виде письменного акта, но и на бездействие указанных должностных лиц.
Важно иметь в виду и то, что указанные нормы закона регламентируют порядок рассмотрения жалоб только в рамках уголовного производства. Конечно, должностные лица правоохранительных органов нередко совершают действия, затрагивающие интересы граждан, не только при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях или расследовании уголовных дел, но и при осуществлении других полномочий, представленных им законов. Но, если, например, сотрудники Госавтоинспекции отказали вам в регистрации транспортного средства или подразделение лицензионно- разрешительной системы отказало в выдаче разрешения на приобретение охотничьего ружья или газового пистолета, порядок обжалования этих решений не подпадает в сферу действия ст.ст. 124, 125 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку сотрудники органов внутренних дел в приведенных примерах осуществляет административные функции,’ а не функции уголовного преследования.
Ст. 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает для прокуроров и руководителей следственных органов трехсуточный срок рассмотрения жалобы. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы или принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем заявитель должен быть извещен. В соответствии со ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора не позднее чем через 5 суток, со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом.
Подача жалобы в суд в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и ее рассмотрение судом государственной пошлиной не облагается.
Иногда возникает вопрос — в какой орган или какому должностному лицу более целесообразно обращаться с жалобой на действия (бездействие) и решение дознавателя, органа дознания, прокурора и суда. Руководитель следственных органов не вправе рассматривать жалобу на действия (бездействие) и решения прокурора (такого рода жалобу может рассматривать только вышестоящий прокурор). Прокурор же, как должностное лицо, уполномоченное осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, имеет право и обязан рассмотреть (в пределах компетенции) жалобу на руководителя следственного органа. В свою очередь, ни в компетенцию руководителя следственного органа, ни прокурора не входит рассмотрение жалоб на действия и решения суда, а судья вправе рассмотреть жалобу как на руководителя следственного органа, так и на прокурора. Отказ в удовлетворении жалобы руководителем следственного органа не препятствует заявителю обратиться с той же жалобой к прокурору, который может принять прямо противоположное решение — об удовлетворении жалобы.
В каждом конкретном случае заявитель должен сам определить к кому из перечисленных должностных лиц ему наиболее оптимально обратиться с жалобой.
Например, обвиняемый обжалует действия следователя при наложении ареста на его имущество. Необходимо отметить, что, согласно ч.7 ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор и судья. В силу должностного положения следователь находится в подчинении у руководителя следственного органа и, если последний признает жалобу обоснованной, он может безотлагательно дать указание следователю о прекращении действий по наложению ареста на имущество заявителя или вовсе об отмене постановления о наложении ареста. Прокурор, который также уполномочен рассматривать жалобу аналогичного рода, даже если признает действия следователя незаконными, не вправе давать следователю указаний о прекращении обжалуемых действий.
Вместе с тем, прокурор имеет полномочия в порядке ст. 37 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации требовать от руководителей поднадзорных органов предварительного следствия устранить допущенные нарушения законности и в определенных случаях может поставить перед руководством вышестоящего следственного органа вопрос о привлечении к ответственности как следователя, совершившего незаконные действия по
наложению ареста на имущество заявителя, так и руководителя следственного органа, не обеспечившего должного контроля за законностью действий следователя. Суд в силу характера и установленного законом порядка вынесения решений по существу жалобы также не может сразу же прекратить незаконные, по мнению заявителя, действия следователя, но он вправе признать эти действия незаконными и обязать руководителя следственного органа устранить допущенные нарушения. По общему правилу (ст. 356 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) решение суда вступает в силу через 10 суток (если не будет обжаловано прокуратурой).
В ряде случаев должностные лица правоохранительных органов имеют одинаковые процессуальные полномочия. Например, отменить постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного следствия и о прекращении уголовного дела вправе как руководитель следственного органа, так и прокурор. Заинтересованное лицо может, по своему усмотрению, обратиться в порядке ст. 124 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации с жалобой на процессуальные решения вышеперечисленной категории по своему выбору, как к руководителю следственного органа, так и к прокурору.
Если заявитель посчитает необходимым, он на любой стадии досудебного производства может обратиться за юридической помощью к адвокату, который поможет грамотно составить жалобу в порядке ст.ст. 124, 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а затем обосновать ее доводы в ходе участия в судебном заседании при рассмотрении жалобы судом.
Источники: