Законодательством Российской Федерации четко расписаны и регламентированы права, обязанности и полномочия работников органов следствия. Если нарушается любой из перечисленных пунктов, каждый из них несет ответственность. В определенных ситуациях граждане имеют право подавать жалобу на следователя. Документ составляется не только в случае противоправных действий должностного лица, но и при его бездействии.
Основные положения
Составление и алгоритм подачи жалобы регулируется НПА РФ. Четкое выполнение требований закона гарантирует положительный результат для заявителя. Чтобы претензия была принята к рассмотрению, необходимо руководствоваться положениями следующих правовых текстов:
№ п/п | Закон РФ | Основные положения |
1. | УПК РФ № 174-ФЗ от 18.12.2001 г. | Описывается суть уголовного судопроизводства. Есть перечень основных законов, понятий, участников процесса, его алгоритм. |
2. | Закон № 403-ФЗ от 28.12.2010 г. | Структура СК, основные понятия, правовая основа и принципы его деятельности. |
3. | Приказ СК № 17 от 19.09.2007 г. | Документом утверждена и введена в действие Инструкция о приеме обращений и граждан в структурах Следственного комитета. |
4. | Закон № 59 от 02.05.2006 г. | Регулирует и контролирует порядок обращения граждан. |
5. | Закон № 2202-1 от 17.01.1992 г. | Структура, принципы организации, правовые основы, система прокуратуры. |
6. | Закон № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. | Направления деятельности, назначение, организация, правовые положения, права и обязанности полиции. |
Основные понятия вопроса
Чтобы правильно оперировать положениями, необходимо ознакомиться с перечнем понятий:
Понятие | Значение | НПА |
Уголовное производство или процесс | Деятельность должностных лиц, направленная на раскрытие уголовного дела в рамках закона. | Конституция РФ |
Следователь | Должностное лицо, занимающееся предварительным следствием по уголовному производству. | ст. 38 УПК РФ |
Правонарушение | Деяние или поведение, противоречащее требованиям НПА, влекущее юридическую ответственность для праводееспособных лиц. | ст. 2.1.КоАП РФ |
Жалоба | Письменная просьба, обращение или требование граждан о восстановлении или защите нарушенных интересов, прав и свобод. | Закон № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. |
Направление деятельности
Согласно законодательству следователь поводит деятельность, связанную с расследованием совершенных преступлений. На основании УПК РФ следователь:
- анализирует поступившую по делу информацию;
- управляет и координирует работу оперативных сотрудников;
- возбуждает уголовные дела, принимает их к производству, направляет в судебные инстанции на рассмотрение;
- принимает решения и дает поручения о проведении следственных мероприятий;
- имеет право обжаловать решения прокурора.
Основная задача следователя – качественно провести доследственную проверку и досудебную деятельность по возбужденному уголовному делу.
Причины претензии
Подавать жалобу граждане РФ имеют право при любом нарушении своих интересов, охраняемых законом. К таким поводам следует отнести:
- Следователь отказал в возбуждении дела (уголовного).
- Прекратил без веских оснований уголовное преследование.
- Нарушил одно или несколько правил проведения следственных мероприятий.
- Допустил оскорбление достоинства и чести заявителя.
- Нарушил алгоритм задержания.
- Вольно или невольно разгласил информацию по делу.
- Отказал в рассмотрении или принятии заявления.
- Исказил или неправильно предоставил трактовку данных или события.
- Намеренно затягивает следственный процесс.
Любое действие (бездействие) следователя, подпадающее под категорию нарушений прав и свобод граждан, может быть обжаловано
У кого есть право написать претензию
Существует 3 группы лиц, которые могут оставить претензию на следователя:
Группа | Категория | Перечень лиц |
Первая | Защита – субъекты этой стороны судопроизводства | Подозреваемый, обвиняемый, ответчик, защитник. Если в деле участвуют несовершеннолетние, то право дано их законным представителям. |
Вторая | Обвинение – субъекты судопроизводства данной стороны. | Работники следственного аппарата, прокуратуры, судебной инстанции. Потерпевший, истец, обвинитель. Могут подавать перечисленные категории лично или через представителей. |
Третья | Помощники в деле. | Эксперты, свидетели, понятые, переводчики. |
Все перечисленные категории участников имеют равные права на подачу жалобы.
Если возникла ситуация, которая подпадает под любую из причин нарушения, то написание жалобы должно происходит в полном соответствии с законом. Участники судового процесса могут самостоятельно или с помощью юриста составить и подать документ. При этом важно учитывать, что лица, не являющиеся непосредственными участниками, лишены права писать жалобу. Она не будет принята к рассмотрению.
Если выявлено явное противоправное нарушение, следует написать не жалобу, а заявление о возбуждении служебного разбирательства. Таким образом, гражданам нужно четко различать виды нарушений, чтобы решение вопроса не затягивалось и приводило к нужному результату. Полезным действием будет консультация юриста. Он подскажет, как составить претензию и кому подавать.
Учреждения для подачи
Если возникла ситуация, когда гражданин вынужден обратиться с жалобой на следователя, он может подать документ:
- вышестоящему должностному лицу следственного органа;
- прокурору в орган по месту работы следователя-нарушителя;
- судебную инстанцию в районе ведения следствия.
Способы подачи могут быть различными. Заявитель имеет право выбрать наиболее удобный для себя. От варианта подачи алгоритм рассмотрения жалобы не меняется. Он регулируется законодательными актами.
Способы и нюансы
Любому получателю можно доставить жалобу одним из вариантов:
- Личным посещением руководителя следственного органа, прокуратуры или канцелярии суда.
- Почтовым отправлением по тем же адресам.
- Электронным способом через интернет-приемные госорганов.
- Через доверенное лицо.
Первой инстанцией является руководящее лицо.
Без его резолюции, следующие органы рассматривать документ не будут. Его вернут на рассмотрение в следственный отдел, где работает следователь-нарушитель. Если на этом уровне получен отказ, можно подавать претензию прокурору.
Важно! Гражданам разрешено в соответствующих ситуациях сразу подавать претензию в прокуратуру.
После отказа прокуратуры, заявителю остается обратиться за помощью в суд.
Важно! Если налицо ситуация, когда действия следователя имеют признаки преступления. К таким относятся угрозы подбросить оружие, вымогательство взятки, отказ подписать протокол признания. В этом случае необходимо обратиться в отделы ФСБ или МВД, на горячую линию МВД (8-800-222-74-47), телефон доверия (8-800-100-1260).
Правила составления
Грамотно составить и написать жалобу поможет использование шаблона или образца. Любая допущенная ошибка может привести к возврату документа без рассмотрения. Кроме установленных реквизитов, понадобится написать основной текст. В нем освещается суть проблемы, и указываются ссылки на нормативные акты. Получатель понимает правовую осведомленность подателя претензии и будет уверен, что изложенные обвинения не голословны. При грамотном составлении жалоба будет рассмотрена в срок, по ней примется решение, устраивающее заявителя. Основные правила для составителя:
- Указать все имена, даты, соблюдать хронологию событий.
- Точно передать информацию.
- Не использовать иностранный текст, кириллицу заглавными буквами, нецензурные или слишком эмоциональные выражения.
- Обязательно указать личную информацию о себе.
- Написать текст без орфографических, стилистических и пунктуационных ошибок.
- Перечислись перечень своих требований о признании действий следователя незаконными, а затем исправлении ситуации.
- Указать точное наименование получателя, его адрес, все имеющиеся сведения о деле.
Любое нарушение при составлении подобных документов приведет к отказу в рассмотрении. При подаче претензии в прокуратуру или судебную инстанцию, следует проконсультироваться с грамотным юристом. От качества написания текста, аргументированности доказательств и грамотности обоснования требований зависит решение органа. Грамотно составленная жалоба должна содержа ссылки на законодательные акты, это придает документу значительную весомость. Основной ошибкой заявителей является неграмотное, необоснованное изложение ситуации. Консультация и помощь профессионалов доступна всем категориям граждан РФ.
Аппарат СК
В центральный аппарат жалоба подается после неудовлетворительного ответа или полном отсутствии его от руководителя следственного отдела. Сделать это можно несколькими вариантами:
Записаться на личный прием к руководителю.
Принести 2 экземпляра документа в приемную аппарата, где работник обязан поставить штамп о принятии.
Отправить заказным ценным письмом с уведомлением о вручении.
Сделать заявление по телефону 8-800-100-12-60 или 8-800-100-12-70 (прямая линия председателя). Звонки бесплатные, только линия председателя работает с 14-00 до 19-00 два раза в месяц – первая и третья среда.
Обратиться через интернет-приемную, заполнив соответствующую форму. Следует зайти на сайт СК, предварительно ознакомиться с правилами подачи обращений и заполнить форму:
Требования к тексту аналогичны, как и для письменного обращения. Рассматриваются подобные жалобы в соответствии с положениями Закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. Надзор за действиями следственных органов осуществляет прокурор. При неудовлетворительном решении проблемы следующая инстанция для подачи жалобы – прокуратура.
Прокурор
При составлении текста следует придерживаться основных требований:
- Указать название отделения прокуратуры.
- Сообщить данные заявителя.
- Четко и грамотно описать ситуацию, которую решено обжаловать.
- Выразить просьбу о признании действия или бездействия следователя незаконным и об исправлении ситуации законным образом.
- Поставить дату, подпись.
Судебная инстанция
Заседания по подобным вопросам проводятся в открытом формате. При рассмотрении присутствие истца (его законного представителя) и ответчика (следователя-нарушителя) обязательно. Составление документа для суда требует особого внимания, любая неточность или ложная информация приведет к отказу в рассмотрении.
Сроки и варианты решений
Прокуратура рассматривает жалобы в течение 3 дней. Допускается увеличение срока до 10 дней при наличии оснований. По окончании срока может быть вынесено решение в одном из вариантов:
- Отказать в удовлетворении. Происходит полное отклонение просьбы заявителя, к следователю никаких санкций не принимается.
- Удовлетворить частично. При таком раскладе может быть смягчена мера наказания или выбран другой вариант последствий для следователя.
- Полностью удовлетворить. Принимается, когда требования заявителя полностью обоснованы и доказано совершение грубой ошибки следователем.
Одновременно назначаются штрафные санкции (если требуется) и направляется официальный ответ автору претензии.
Источники: