Куда написать жалобу на следователя

Законодательством Российской Федерации четко расписаны и регламентированы права, обязанности и полномочия работников органов следствия. Если нарушается любой из перечисленных пунктов, каждый из них несет ответственность. В определенных ситуациях граждане имеют право подавать жалобу на следователя. Документ составляется не только в случае противоправных действий должностного лица, но и при его бездействии.

Основные положения

Составление и алгоритм подачи жалобы регулируется НПА РФ. Четкое выполнение требований закона гарантирует положительный результат для заявителя. Чтобы претензия была принята к рассмотрению, необходимо руководствоваться положениями следующих правовых текстов:

№ п/п Закон РФ Основные положения
1. УПК РФ № 174-ФЗ от 18.12.2001 г. Описывается суть уголовного судопроизводства. Есть перечень основных законов, понятий, участников процесса, его алгоритм.
2. Закон № 403-ФЗ от 28.12.2010 г. Структура СК, основные понятия, правовая основа и принципы его деятельности.
3. Приказ СК № 17 от 19.09.2007 г. Документом утверждена и введена в действие Инструкция о приеме обращений и граждан в структурах Следственного комитета.
4. Закон № 59 от 02.05.2006 г. Регулирует и контролирует порядок обращения граждан.
5. Закон № 2202-1 от 17.01.1992 г. Структура, принципы организации, правовые основы, система прокуратуры.
6. Закон № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. Направления деятельности, назначение, организация, правовые положения, права и обязанности полиции.

Основные понятия вопроса

Чтобы правильно оперировать положениями, необходимо ознакомиться с перечнем понятий:

Понятие Значение НПА
Уголовное производство или процесс Деятельность должностных лиц, направленная на раскрытие уголовного дела в рамках закона. Конституция РФ

Следователь Должностное лицо, занимающееся предварительным следствием по уголовному производству. ст. 38 УПК РФ
Правонарушение Деяние или поведение, противоречащее требованиям НПА, влекущее юридическую ответственность для праводееспособных лиц. ст. 2.1.КоАП РФ
Жалоба Письменная просьба, обращение или требование граждан о восстановлении или защите нарушенных интересов, прав и свобод. Закон № 59-ФЗ от 02.05.2006 г.

Направление деятельности

Согласно законодательству следователь поводит деятельность, связанную с расследованием совершенных преступлений. На основании УПК РФ следователь:

  • анализирует поступившую по делу информацию;
  • управляет и координирует работу оперативных сотрудников;
  • возбуждает уголовные дела, принимает их к производству, направляет в судебные инстанции на рассмотрение;
  • принимает решения и дает поручения о проведении следственных мероприятий;
  • имеет право обжаловать решения прокурора.

Основная задача следователя – качественно провести доследственную проверку и досудебную деятельность по возбужденному уголовному делу.

Причины претензии

Подавать жалобу граждане РФ имеют право при любом нарушении своих интересов, охраняемых законом. К таким поводам следует отнести:

  1. Следователь отказал в возбуждении дела (уголовного).
  2. Прекратил без веских оснований уголовное преследование.
  3. Нарушил одно или несколько правил проведения следственных мероприятий.
  4. Допустил оскорбление достоинства и чести заявителя.
  5. Нарушил алгоритм задержания.
  6. Вольно или невольно разгласил информацию по делу.
  7. Отказал в рассмотрении или принятии заявления.
  8. Исказил или неправильно предоставил трактовку данных или события.
  9. Намеренно затягивает следственный процесс.

Любое действие (бездействие) следователя, подпадающее под категорию нарушений прав и свобод граждан, может быть обжаловано

У кого есть право написать претензию

Существует 3 группы лиц, которые могут оставить претензию на следователя:

Группа Категория Перечень лиц
Первая Защита – субъекты этой стороны судопроизводства Подозреваемый, обвиняемый, ответчик, защитник. Если в деле участвуют несовершеннолетние, то право дано их законным представителям.
Вторая Обвинение – субъекты судопроизводства данной стороны. Работники следственного аппарата, прокуратуры, судебной инстанции. Потерпевший, истец, обвинитель. Могут подавать перечисленные категории лично или через представителей.
Третья Помощники в деле. Эксперты, свидетели, понятые, переводчики.

Все перечисленные категории участников имеют равные права на подачу жалобы.

Если возникла ситуация, которая подпадает под любую из причин нарушения, то написание жалобы должно происходит в полном соответствии с законом. Участники судового процесса могут самостоятельно или с помощью юриста составить и подать документ. При этом важно учитывать, что лица, не являющиеся непосредственными участниками, лишены права писать жалобу. Она не будет принята к рассмотрению.

Если выявлено явное противоправное нарушение, следует написать не жалобу, а заявление о возбуждении служебного разбирательства. Таким образом, гражданам нужно четко различать виды нарушений, чтобы решение вопроса не затягивалось и приводило к нужному результату. Полезным действием будет консультация юриста. Он подскажет, как составить претензию и кому подавать.

Учреждения для подачи

Если возникла ситуация, когда гражданин вынужден обратиться с жалобой на следователя, он может подать документ:

  • вышестоящему должностному лицу следственного органа;
  • прокурору в орган по месту работы следователя-нарушителя;
  • судебную инстанцию в районе ведения следствия.

Способы подачи могут быть различными. Заявитель имеет право выбрать наиболее удобный для себя. От варианта подачи алгоритм рассмотрения жалобы не меняется. Он регулируется законодательными актами.

Способы и нюансы

Любому получателю можно доставить жалобу одним из вариантов:

  1. Личным посещением руководителя следственного органа, прокуратуры или канцелярии суда.
  2. Почтовым отправлением по тем же адресам.
  3. Электронным способом через интернет-приемные госорганов.
  4. Через доверенное лицо.

Первой инстанцией является руководящее лицо.

Без его резолюции, следующие органы рассматривать документ не будут. Его вернут на рассмотрение в следственный отдел, где работает следователь-нарушитель. Если на этом уровне получен отказ, можно подавать претензию прокурору.

Важно! Гражданам разрешено в соответствующих ситуациях сразу подавать претензию в прокуратуру.

После отказа прокуратуры, заявителю остается обратиться за помощью в суд.

Важно! Если налицо ситуация, когда действия следователя имеют признаки преступления. К таким относятся угрозы подбросить оружие, вымогательство взятки, отказ подписать протокол признания. В этом случае необходимо обратиться в отделы ФСБ или МВД, на горячую линию МВД (8-800-222-74-47), телефон доверия (8-800-100-1260).

Правила составления

Грамотно составить и написать жалобу поможет использование шаблона или образца. Любая допущенная ошибка может привести к возврату документа без рассмотрения. Кроме установленных реквизитов, понадобится написать основной текст. В нем освещается суть проблемы, и указываются ссылки на нормативные акты. Получатель понимает правовую осведомленность подателя претензии и будет уверен, что изложенные обвинения не голословны. При грамотном составлении жалоба будет рассмотрена в срок, по ней примется решение, устраивающее заявителя. Основные правила для составителя:

  1. Указать все имена, даты, соблюдать хронологию событий.
  2. Точно передать информацию.
  3. Не использовать иностранный текст, кириллицу заглавными буквами, нецензурные или слишком эмоциональные выражения.
  4. Обязательно указать личную информацию о себе.
  5. Написать текст без орфографических, стилистических и пунктуационных ошибок.
  6. Перечислись перечень своих требований о признании действий следователя незаконными, а затем исправлении ситуации.
  7. Указать точное наименование получателя, его адрес, все имеющиеся сведения о деле.

Любое нарушение при составлении подобных документов приведет к отказу в рассмотрении. При подаче претензии в прокуратуру или судебную инстанцию, следует проконсультироваться с грамотным юристом. От качества написания текста, аргументированности доказательств и грамотности обоснования требований зависит решение органа. Грамотно составленная жалоба должна содержа ссылки на законодательные акты, это придает документу значительную весомость. Основной ошибкой заявителей является неграмотное, необоснованное изложение ситуации. Консультация и помощь профессионалов доступна всем категориям граждан РФ.

Аппарат СК

В центральный аппарат жалоба подается после неудовлетворительного ответа или полном отсутствии его от руководителя следственного отдела. Сделать это можно несколькими вариантами:

Записаться на личный прием к руководителю.

Принести 2 экземпляра документа в приемную аппарата, где работник обязан поставить штамп о принятии.

Отправить заказным ценным письмом с уведомлением о вручении.

Сделать заявление по телефону 8-800-100-12-60 или 8-800-100-12-70 (прямая линия председателя). Звонки бесплатные, только линия председателя работает с 14-00 до 19-00 два раза в месяц – первая и третья среда.

Обратиться через интернет-приемную, заполнив соответствующую форму. Следует зайти на сайт СК, предварительно ознакомиться с правилами подачи обращений и заполнить форму:

Требования к тексту аналогичны, как и для письменного обращения. Рассматриваются подобные жалобы в соответствии с положениями Закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. Надзор за действиями следственных органов осуществляет прокурор. При неудовлетворительном решении проблемы следующая инстанция для подачи жалобы – прокуратура.

Прокурор

При составлении текста следует придерживаться основных требований:

  1. Указать название отделения прокуратуры.
  2. Сообщить данные заявителя.
  3. Четко и грамотно описать ситуацию, которую решено обжаловать.
  4. Выразить просьбу о признании действия или бездействия следователя незаконным и об исправлении ситуации законным образом.
  5. Поставить дату, подпись.

Судебная инстанция

Заседания по подобным вопросам проводятся в открытом формате. При рассмотрении присутствие истца (его законного представителя) и ответчика (следователя-нарушителя) обязательно. Составление документа для суда требует особого внимания, любая неточность или ложная информация приведет к отказу в рассмотрении.

Сроки и варианты решений

Прокуратура рассматривает жалобы в течение 3 дней. Допускается увеличение срока до 10 дней при наличии оснований. По окончании срока может быть вынесено решение в одном из вариантов:

  1. Отказать в удовлетворении. Происходит полное отклонение просьбы заявителя, к следователю никаких санкций не принимается.
  2. Удовлетворить частично. При таком раскладе может быть смягчена мера наказания или выбран другой вариант последствий для следователя.
  3. Полностью удовлетворить. Принимается, когда требования заявителя полностью обоснованы и доказано совершение грубой ошибки следователем.

Одновременно назначаются штрафные санкции (если требуется) и направляется официальный ответ автору претензии.

Источники:

Читайте также:
Читайте также:  Куда жаловаться на бездействие полиции и прокуратуры
Adblock
detector