Кто может внести надзорное представление или жалобу

1. Надзорные жалоба или представление, составленные в соответствии с требованиями статей 375 и 405 настоящего Кодекса, направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса пересматривать обжалуемое судебное решение.

(в ред. Федерального закона от 14.03.2009 N 39-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. К надзорным жалобе или представлению прилагаются:

1) копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;

2) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;

3) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении.

Комментарий к статье 404

1. В комментируемой статье законодатель прямо указывает на то, что в отличие от апелляционного или кассационного порядка проверки судебных решений (гл. 43 — 45 УПК) надзорные жалоба или представление подаются (по правилу инстанционности) непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в силу закона к надзорной проверке (контролю) обжалуемого решения. Во многом это вызвано исключительной (экстраординарной) формой проверки судебных решений, вступивших в законную силу, где именно судья надзорной инстанции обязан, в силу закона, проверить как (надлежащую) процессуальную форму названной жалобы, так и обоснованность притязаний заинтересованных частных или должностных лиц на возбуждение (собственно) надзорного производства (см. коммент. к ст. 406) и пересмотр приговора (иного судебного решения) по существу.

2. В соответствии с новой концепцией производства в надзорной инстанции, исходящей из абсолютного запрета поворота к худшему в положении осужденного (оправданного), законодатель правомерно не устанавливает ограничительных сроков внесения самих надзорных жалоб (надзорного представления прокурора), так как они изначально направлены лишь в сторону улучшения положения осужденного и, соответственно, сроками внесения жалобы не ограничены.

3. Существенно и то, что, предъявляя к названным жалобам (представлению) те же (формально определенные) требования, что и к кассационному (либо апелляционному) отзыву (см. коммент. к ст. 375), законодатель строго указывает на то, что ходатайство о возбуждении надзорного производства не может быть голословным и требует приведения как конкретных нарушений (материального или процессуального) закона, так и конкретного основания к отмене (изменению) приговора (иного судебного решения).

3.1. Поскольку по смыслу закона судья, правомочный к предварительной проверке внесенного ходатайства, вправе принять решение по жалобе, не истребуя для изучения уголовное дело (см. коммент. к ст. 406), не менее обязательной (для заинтересованных в разрешении спора частных и должностных лиц) является исчерпывающая аргументация их доводов, указывающих на (возможную) неправосудность вынесенного приговора (или иного судебного решения), в том числе и в дополнительных материалах (процессуальных документах), прилагаемых к жалобе.

4. Значимо и то, что уже не в доктринальных позициях, а в конкретной норме закона (см. ч. 5 ст. 408 УПК) законодатель признает, что указанное ходатайство является лишь поводом к началу надзорного пересмотра, не влекущим обязательного возбуждения самого надзорного производства.

4.1. Правда, в контексте ч. ч. 1 и 2 ст. 410 УПК именно названный термин приобретает знаковый смысл для определения действительной сути надзорного производства, поскольку в силу ревизионного начала проверки как надзорная жалоба (представление), так и требования сторон, изложенные в ней, в случае (публичной) необходимости служат лишь поводом для того, чтобы в публично-правовых интересах проверить дело в полном объеме и в отношении всех осужденных, в том числе тех, которые жалоб не подавали (см. коммент. к ст. 410).

5. Нормативно решен законодателем и достаточно дискуссионный вопрос о правовой природе названных жалоб. Установив процедуру и сроки их рассмотрения (ст. ст. 404, 406 УПК), законодатель снял с обсуждения высказанные в юридической литературе суждения о том, что процессуальными документами они не являются. Косвенным подтверждением их процессуальной природы служит и ч. 5 ст. 408 УПК, требующая обязательного приобщения названной жалобы (с остальным надзорным производством) к уголовному делу, хранящемуся в суде первой инстанции.

6. В качестве дополнительных процессуальных документов, которые могут быть приложены (сторонами) к надзорной жалобе (представлению), следует понимать те документы, которые не требуют их непосредственной проверки судом по правилам судебного следствия (характеристика на осужденного, справка о наличии (отсутствии) судимости, копии предыдущих приговоров или определений суда и т.п.).

Читайте также:  Кому жаловаться на бездействие районной прокуратуры

7. При поступлении к прокурору жалобы заинтересованных лиц (ст. 402 УПК) с просьбой о принесении надзорного представления прокурор как сторона в уголовном процессе в стадии производства в суде надзорной инстанции более не вправе истребовать для изучения материалы уголовного дела. Поэтому при решении вопроса о принесении надзорного представления прокурор вправе использовать как имеющиеся в распоряжении прокуратуры копии процессуальных документов, так и непосредственно знакомиться с материалами дела в суде. По результатам проверки прокурор обязан либо вынести мотивированное постановление об отказе в принесении надзорного представления, либо внести надзорное представление в суд, либо подготовить проект надзорного представления (для соответствующего прокурора). О принятом решении уведомляется заявитель.

В УПК существенно изменен порядок надзорного производства по сравнению с УПК РСФСР. По УПК РСФСР не был ограничен круг лиц, которые могли обратиться с заявлением, жалобой, письмом к соответствующим должностным лицам в прокуратуре или суде, которым было предоставлено право вынесения протестов. Поскольку опротестование вступивших в законную силу судебных решений зависело от усмотрения лиц, которым было предоставлено право принесения надзорных протестов, граждане — участники процесса не имели права непосредственного обращения в суд с жалобой на приговор или иное судебное решение. Свои жалобы или обращения они адресовали должностным лицам, имевшим право принесения протеста.

Жалоба осужденного, оправданного или других участников процесса по УПК РСФСР не связывала ответ заявителю какими-либо процессуальными правилами и формой. Поэтому все производство по надзорной жалобе (или сообщению лиц, не являвшихся участниками процесса) не носило процессуального характера до момента принесения уполномоченными на то лицами протеста и рассмотрения этого протеста соответствующим судом. В судебное заседание участники процесса, подавшие жалобу или возражение на протест, вызывались, только если суд усматривал в этом необходимость, что имело место крайне редко.

Пленум Верховного Суда РФ в указанном постановлении расширил круг лиц, имеющих право подачи жалобы в порядке надзора, включив в их перечень подозреваемого и обвиняемого. Это объясняется тем, что Пленум предоставил подозреваемому и обвиняемому право обжалования в порядке надзора вступивших в законную силу постановления судьи об избрании подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ) и о продлении им срока содержания под стражей (ч. 8 ст. 109 УПК РФ), а также определения (постановления) суда о продлении срока содержания подсудимого под стражей (ч. 3 ст. 255 УПК РФ).

В УПК РФ право на принесение надзорного представления и надзорной жалобы принадлежит сторонам обвинения и защиты, если они считают решение, вступившее в законную силу незаконным, необоснованным и несправедливым.

Правом принесения представления в соответствии с ч. 1 ст. 402 УПК РФ обладает прокурор, а не государственный обвинитель. Это означает, что представление в суд надзорной инстанции может вносить и прокурор, который не участвовал в рассмотрении данного уголовного дела в качестве обвинителя суде первой и второй инстанций. Это правило обусловлено единством и централизацией прокуратуры, что дает возможность вышестоящему прокурору представлять сторону обвинения в соответствующей надзорной инстанции.

В УПК РФ изменилось положение прокурора в этой стадии процесса, поскольку он приносит не протест, а представление, которое не имеет каких-либо преимуществ перед жалобами других участников процесса. Судья должен решить, может ли представление (как и жалоба) быть поводом к возбуждению надзорного производства или в этом следует отказать.

Отказ в возбуждении надзорного производства требует решения судьи, выносимого в форме постановления. Это постановление может быть обжаловано председателю суда.

Надзорные жалобы в порядке надзора вправе приносить: подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, его представитель.

Подозреваемый может обжаловать решение кассационной, а для мировых судов — апелляционной инстанции, которая, например, отклонила его жалобу на избрание или отмену меры пресечения.

В соответствии с Конституцией РФ, что подтверждено, в частности, постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 г. № 1-П заинтересованным лицам предоставляется право обжалования, в том числе в надзорном порядке, постановления о возбуждении уголовного дела[161].

Читайте также:  Куда обратиться на бездействие прокуратуры областной

В числе лиц, имеющих право на обжалование в порядке надзора, не указаны гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Считаем, что в надзорном производстве гражданскому истцу и гражданскому ответчику, так же как и в кассационном производстве, должно быть предоставлено право обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска. Поэтому, на наш взгляд, гражданский истец должен иметь право обжаловать приговор в той части, где суд неправильно применил закон к решению по иску, а суд надзорной инстанции может изменить решение суда первой инстанции, признав его неправильным.

Кроме того, по мнению Н.Г. Муратовой действующее уголовно-процессуальное законодательство необоснованно не включает Уполномоченного по правам человека в перечень лиц, имеющих право ознакомиться с уголовным делом и обратиться с надзорной жалобой в интересах заявителя[162].

Надзорная жалоба или представление должны соответствовать требованиям, предъявляемым к кассационной жалобе и кассационному представлению. В надзорной жалобе или представлении должны быть приведены доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований к отмене или изменению приговора или иного обжалуемого решения, предусмотренных ст. 379 УПК РФ. Требования, предъявляемые к жалобе, делают более предметной проверку приговора или иного решения, а также обязывают привести в решении надзорной инстанции основания, по которым отвергнуты доводы жалобы или представления.

Жалобы направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный пересматривать обжалуемое судебное решение (ч. 1 ст. 404 УПК РФ). В ч. 2 ст. 404 УПК РФ указывается, какие документы обязательно должны быть приложены к жалобе или представлению: копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются; копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу; в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении. В том случае, когда жалоба не отвечает требованиям, указанным в ст. 375 УПК РФ, судья возвращает жалобу или представление для пересоставления (п. 2 ст. 363 УПК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Предметом пересмотра в порядке надзора являются судебные решения, вступившие в законную силу. Поэтому предметом пересмотра может являться одновременно приговор, решение суда, рассматривавшего дело в апелляционном, кассационном порядке и даже в порядке надзора (если дело поступает в вышестоящую надзорную инстанцию).

Надзорное производство имеет своей задачей проверить решения нижестоящих судебных инстанций и внести в них необходимые изменения или отменить их, если при рассмотрении дела в любой из нижестоящих судебных инстанций было допущено существенное нарушение уголовно-процессуального или уголовного закона, что привело к постановлению незаконного, необоснованного или несправедливого судебного решения.

Надзорная жалоба или представление должны соответствовать ст.375 УПК, т.е. тем требованиям, которым должны отвечать кассационные жалоба и представление.

В надзорной жалобе или представлении должны быть приведены доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований к отмене или изменению приговора или иного обжалуемого решения. Требования, предъявляемые к жалобе, делают более предметной проверку приговора или иного решения, а также обязывают привести в решении надзорной инстанции те основания, которыми отвергнуты эти или иные доводы жалобы или представления. Такие мотивированные ответы должны предупреждать неоднократные обращения в надзорные инстанции с ходатайством о проверке дела.

Суд надзорной инстанции должен рассмотреть жалобу или представление в течение 30 суток со дня их поступления. Судья, изучив поступившую жалобу или представление, а при необходимости и истребованное им дело, выносит постановление: об отказе в удовлетворении жалобы или представления; или о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Из текста ст.406 УПК следует, что за 30 суток со дня поступления жалобы или представления до принятия одного из возможных решений судья должен: изучить жалобу, представление или жалобу и представление, а также дополнительно представленные процессуальные и иные документы и решить, надо ли истребовать дело для принятия решения по жалобе или он может принять решение без истребования дела. При истребовании дела оно должно быть изучено судьей в течение срока, установленного для принятия решения по жалобе (представлению).

Читайте также:  Как писать заявление в прокуратуру на коллекторов

В результате изучения жалобы, представления, а при необходимости и истребованного уголовного дела судья выносит одно из возможных постановлений: или постановление о возбуждении надзорного судопроизводства или об отказе в удовлетворении жалобы или представления. В этом постановлении должны содержаться изложение оснований отказа в удовлетворении жалобы или представления, а именно основания признания доводов жалобы или представления неубедительными, противоречащими материалам дела или закону. Из этого постановления лицу, принесшему жалобу (представление), должны быть ясны мотивы отказа в удовлетворении жалобы (представления). Убедительные основания отказа в удовлетворении жалобы (представления) будут сдерживать заявителя от дальнейших обращений в надзорную инстанцию.

Найдя доводы жалобы (представления) убедительными либо лично усмотрев при знакомстве с делом основания для внесения дела на рассмотрение надзорной инстанции, суды выносят постановление о возбуждении надзорного производства и передаче жалобы или представления вместе с уголовным делом, если оно было истребовано на рассмотрение суда надзорной инстанции.

В этом постановлении судья только констатирует, что поступившая жалоба (представление) дает основание для возбуждения надзорного производства, но ни в коей мере не выражает своего отношения к оценке законности и обоснованности решения суда первой, апелляционной или кассационной инстанции. Если дело не было судьей истребовано, то после вынесения постановления о возбуждении надзорного производства дело будет истребовано для изучения его тем составом суда, который будет рассматривать жалобу или представление.

В ст.406 УПК не содержится указания на то, что постановление судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления рассматривается и утверждается председателем соответствующего суда. Следовательно, постановление, вынесенное судьей, направляется заявителю, который может его обжаловать, председателю этого суда или его заместителю.

В п.4 ст.406 УПК сказано о том, что председатель Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа или Председатель Верховного Суда РФ либо его заместитель вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления.

Председатель суда или его заместитель рассматривает жалобу на отказ в возбуждении надзорного производства в пределах предоставленных ему полномочий и принимает одно из решений, предусмотренных п. п.1-2 ч.3 ст.406 УПК. Ввиду необходимости соблюдения инстанционности надзорного производства, жалоба на отказ судьи в возбуждении надзорного производства должна быть рассмотрена председателем этого суда, и только после его отказа в возбуждении надзорного производства можно обратиться с надзорной жалобой или представлением в вышестоящий суд, обжалуя и предыдущие судебные решения, и отказ судьи в возбуждении надзорного производства.

Если дело истребовалось судом, то постановление, вынесенное в результате рассмотрения надзорной жалобы или представления, приобщается к делу. Если дело не истребовалось, то постановление судьи направляется для приобщения к уголовному делу по месту его нахождения. Во всяком случае, копия постановления судьи об отказе в возбуждении надзорного производства должна выдаваться лицу, принесшему жалобу (представление), и в случае его обращения в вышестоящую надзорную инстанцию, это постановление должно быть приложено к новой надзорной жалобе (представлению) (п.2 ч.2 ст.404 УПК).

Если в возбуждении надзорного производства было отказано судьей и председателем верховного суда республики, краевого, областного и соответствующего ему суда, а судьей Верховного Суда РФ жалоба удовлетворена и возбуждено надзорное производство, то постановление судьи Верховного Суда РФ вместе с уголовным делом, если оно было истребовано, направляется на рассмотрение Президиума названного выше суда. Этим сохраняется инстанционность в рассмотрении дела, так как при несогласии с решением президиума верховного суда республики, краевого, областного суда может быть принесена надзорная жалоба (представление) в Верховный Суд РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:
http://studopedia.ru/9_145875_poryadok-prineseniya-nadzornoy-zhalobi-ili-predstavleniya.html
http://studopedia.ru/6_96158_poryadok-prineseniya-i-rassmotreniya-nadzornih-zhalob-ili-predstavleniy.html

Читайте также:
Adblock
detector