В порядке надзора могут быть пересмотрены

СТ 391.1 ГПК РФ

1. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

2. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

3) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

5) определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;

6) определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.

3. Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в части второй настоящей статьи, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Комментарий к Статье 391.1 Гражданского процессуального кодекса

Комментируемой статьей определены вступившие в законную силу судебные постановления, которые могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации могут быть обжалованы следующие судебные постановления:

— вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

— вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

— вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

— определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

— определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;

— определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке (ч. 2).

Правом на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют также Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители (ч. 3).

Европейский суд по правам человека в решении от 12 мая 2015 г. «По вопросу приемлемости жалобы N 38951/13 «Роберт Михайлович Абрамян (Robert Mikhaylovich Abramyan) против Российской Федерации», жалобы N 59611/13 «Сергей Владимирович Якубовский (Sergey Vladimirovich Yakubovskiy) и Алексей Владимирович Якубовский (Aleksey Vladimirovich Yakubovskiy) против Российской Федерации» указал следующее: «В отличие от ранее существовавшего надзорного производства, как оно описано в упоминавшемся выше решении Европейского суда по делу «Мартынец против Российской Федерации», в котором обращение с жалобой к Председателю Верховного Суда Российской Федерации рассматривалось как неотъемлемый этап, сейчас подобная жалоба является одним из чрезвычайных средств правовой защиты, которое проигравшая сторона может использовать после того, как кассационное производство завершается отклонением кассационной жалобы одним судьей Верховного Суда Российской Федерации. Эта сторона может либо жаловаться Председателю Верховного Суда Российской Федерации на отклонение ее кассационной жалобы судьей единолично указанного суда, либо просить того же Председателя подать надзорную жалобу от ее имени (см. § 45 настоящего Постановления). При данных обстоятельствах Европейский суд считает, что эта жалоба теперь может рассматриваться как отдельное средство правовой защиты, отличающееся от кассационного производства как такового, и не может более учитываться при оценке последнего, а также для целей статьи 35 Конвенции.

Европейский суд вновь подтверждает свою обширную прецедентную практику по вопросу о том, что средства правовой защиты, использование которых зависит от дискреционных полномочий государственных должностных лиц и которые, как следствие, не являются непосредственно доступными заявителям, не могут рассматриваться в качестве эффективного средства правовой защиты для целей пункта 1 статьи 35 Конвенции (см. решение Европейского суда по делу «Кучеренко против Украины» (Kucherenko v. Ukraine) от 4 мая 1999 г., жалоба N 41974/98). Европейский суд не видит причин, чтобы прийти к иному выводу в настоящем деле, поскольку решение инициировать надзорное производство остается в пределах полного усмотрения Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя (см. упоминавшееся выше решение Европейского суда по делу «Бабаев против Азербайджана»). В этом контексте тот факт, что Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместитель действует по жалобе одной из сторон в деле или в установленные сроки, не меняет вывод Европейского суда о том, что такая жалоба является по сути непрямым чрезвычайным средством правовой защиты, которое остается за пределами нормальной структуры внутригосударственных средств правовой защиты в соответствии с общепризнанными нормами международного права» .
———————————
Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2015. N 12(162).

Читайте также:  Дорожный надзор что это

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 28 мая 2013 г. N 733-О «сокращение федеральным законодателем числа надзорных инстанций посредством исключения возможности обращения заинтересованных лиц с надзорной жалобой к председателю верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда не может расцениваться как недопустимое ограничение права на обращение в суд надзорной инстанции, влекущее нарушение конституционного права на судебную защиту. Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу. В случае же, если гражданин не согласен с определением судьи об отказе в передаче его кассационной жалобы на принятые по делу, подсудному районному суду, военному гарнизонному суду, судебные постановления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, он не лишен возможности обратиться с жалобой к Председателю Верховного Суда Российской Федерации или заместителю Председателя Верховного Суда Российской Федерации о внесении в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представления о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора в соответствии с правилами, установленными статьей 391.11 ГПК Российской Федерации» .
———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 28 мая 2013 г. N 733-О.

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу [10, с.523].

Как и любая другая стадия, пересмотр, вступивших в законную силу судебных решений имеет свои специфические черты, отличающие ее от других стадий процесса, в том числе от производства в суде кассационной инстанции.

Пересмотр судебных решений в порядке надзора возможен только на основании определения судьи о передаче дела для рассмотрения жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Специфичен и субъектный состав правоотношений. Пересмотр, вступивших в законную силу решений могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной инстанции, которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции.

Различны и сроки обжалования. Постановления суда могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу, в суды апелляционной и кассационной инстанции в течение десяти дней после вынесения решения в окончательной форме.

Указанные особенности пересмотра судебных решений в порядке надзора по сравнению с кассационной инстанцией обусловливают определенные различия в процессуальном порядке деятельности судов надзорной инстанции.

Возбуждение деятельности суда надзорной инстанции происходит в два этапа:

принятие надзорной жалобы к производству суда;

рассмотрение надзорной жалобы на предмет возможности передачи ее в надзорную инстанцию для рассмотрения по существу.

Надзорная жалоба или представление прокурора могут быть поданы только на вступившие в законную силу решения и определения, вынесенные судом первой инстанции, определения судов кассационной инстанции и надзорной инстанции.

Право на обращение в суд надзорной инстанции имеют лица, участвующие в деле, другие лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены постановлениями судов.

Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений судов Российской Федерации, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица прокуратуры Российской Федерации — Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота). Другие должностные лица прокуратуры не имеют права на обращение в суд надзорной инстанции.

Надзорная жалоба или представление прокурора подается:

  • 1) на вступившие в законную силу решения и определения суда субъекта Российской Федерации, вынесенные ими в качестве суда первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на кассационные определения суда субъекта Российской Федерации, на апелляционные решения и определения районных судов, на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — в президиум суда субъекта Российской Федерации;
  • 2) на кассационные определения окружного (флотского) военного суда, на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;
  • 3) на определения президиумов судов субъектов Российской Федерации, на вступившие в законную силу решения и определения судов субъектов Российской Федерации, вынесенные ими в качестве судов первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации, на кассационные определения судов субъектов Российской Федерации, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, вынесенные ими в качестве судов первой инстанции, если жалобы на указанные судебные решения и определения были оставлены без удовлетворения президиумом суда субъекта Российской Федерации — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
  • 4) на определения президиумов окружных (флотских) военных судов, на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, вынесенные ими в качестве судов первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации, на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если жалобы на указанные судебные постановления были оставлены без удовлетворения президиумом соответственно окружного (флотского) военного суда, — в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;
  • 5) на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в качестве суда первой инстанции, на определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке, на определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке, — в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.
Читайте также:  Что такое контрольно надзорная деятельность

С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений судов Российской Федерации вправе обращаться: Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители — в любой суд надзорной инстанции; прокурор субъекта Российской Федерации, военного округа (флота) — соответственно в президиум суда субъекта российской Федерации, окружного (флотского) военного суда.

Требования, предъявляемые к надзорной жалобе или представлению прокурора, определены законом. Надзорная жалоба или представление прокурора должны содержать:

наименование суда, которому они адресуются;

наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

наименование других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

указание на решение, определение суда, которое обжалуется;

указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;

просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В жалобе лица, не участвовавшего в деле, должно быть указано, какие права и охраняемые законом интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу постановлением суда.

Жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. В последнем случае к жалобе прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано прокурором, который вправе обращаться с этим представлением.

К жалобе или представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии постановлений, вынесенных по делу. Жалоба или представление подается с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

Согласно ст.380 ГПК РФ надзорная жалоба или представление прокурора возвращается судьей без рассмотрения по существу в течение десяти дней с момента их поступления в суд надзорной инстанции, если:

  • 1) жалоба или представление не отвечает требованиям, предусмотренным ст.378 ГПК РФ;
  • 2) жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  • 3) пропущен срок на обжалование постановления суда в порядке надзора;
  • 4) до принятия жалобы или представления по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;
  • 5) жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ст.377 ГПК РФ.

Этот перечень оснований для возвращения надзорной жалобы или представления прокурора является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

При отсутствии предусмотренных законом оснований возвращения надзорной жалобы или представления прокурора она принимается к рассмотрению суда надзорной инстанции.

В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, жалоба или представление рассматривается в срок до месяца, а в Верховном Суде Российской Федерации — до двух месяцев.

По результатам рассмотрения жалобы или представления прокурора судьей выносится определение: 1) об истребовании дела, если имеются сомнения в законности постановления суда; 2) об отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с законом не могут повлечь за собой возможность отмены постановления суда.

В случае отказа в истребовании дела жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых постановлений остаются в суде надзорной инстанции. Председатель суда субъекта Российской Федерации, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае председатель соответствующего суда выносит свое определение об истребовании дела.

Дело, переданное для рассмотрения в суд надзорной инстанции, рассматривается:

  • — в Президиуме Верховного Суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) суда в срок до двух месяцев;
  • — в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, в Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в срок до трех месяцев;
  • — в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации в срок до четырех месяцев.

Истребованное дело тщательно изучается судьей и по результатам рассмотрения судья выносит определение, об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, либо о передаче дела для рассмотрения жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции.

Председатель суда субъекта Российской Федерации, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. В этом случае председатель соответствующего суда выносит свое определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

После этих действий судья направляет надзорную жалобу или представление прокурора вместе со своим определением и материалами дела в суд надзорной инстанции.

Все органы, пересматривающие в порядке надзора, действуют коллегиально.

В состав президиума суда субъекта Российской Федерации входят председатель, его заместители, члены суда. Состав Президиума утверждается Президентом Российской Федерации.

В судебном заседании дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание постановлений, вынесенных по делу, мотивы жалобы, представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производства.

Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу, чьи права и охраняемые законом интересы затрагиваются обжалуемым постановление суда, а также прокурор, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. При этом первым дает объяснение лицо, подавшее жалобу или представление, после чего суд надзорной инстанции принимает определение в закрытом совещании, где все вопросы решаются большинством голосов.

Определение президиума соответствующего суда подписывается его председателем, а определение судебной коллегии — судьями, рассматривающими дело в порядке надзора.

Рассмотрев дело в порядке надзора, суд своим определением или постановлением вправе:

оставить постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, а жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора — без удовлетворения;

Читайте также:  Фитосанитарный надзор что это

отменить постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

отменить постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

оставить в силе одно из вынесенных по делу судебных постановлений;

отменить либо изменить постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и вынести новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Отменяя решение и передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, надзорный суд может указать этому суду, какие процессуальные действия следует провести по делу: о необходимости вызова и допроса свидетелей, об истребовании письменных доказательств и др. Эти указания являются обязательными для суда, вновь, рассматривающего данное дело.

(основания, порядок, полномочия суда надзорной инстанции)

В порядке надзора пересматриваются решения суда как апелляционной, так и кассационной инстанции, вступившие в законную силу. После вступления апелляционного решения или кассационного определения в законную силу оно может быть обжаловано в порядке надзора в течение 1 года. Правом на принесение жалобы или представления обладают лица, участвующие в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, но считающие, что их права и законные интересы нарушены судебным постановлением. Надзорное производство отличается от кассационного и апелляционного производства тем, что жалобу могут принести в суд не только участвующие в деле лица, что имеет очень большое значение. В ст. 377 ГПК РФ установлено правило подачи надзорной жалобы или представления прокурора, а точнее, на решение какого суда и в какой суд может быть подана жалоба с соблюдением подсудности.

Надзорная жалобы или представление прокурора должны содержать (ст. 378 ГПК РФ):

1) наименование суда, в который они адресуются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его местожительство или местонахождение и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их местожительство или местонахождение;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением. В случае если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагаются доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано прокурором.

При подаче надзорной жалобы или представления суд должен принять жалобу к производству. Суд не имеет права оставить жалобу или представление без движения, отказать в принятии жалобы или представления. Суд имеет право только возвратить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу, если (ст. 380 ГПК РФ):

1) жалоба или представление не отвечают требованиям, предусмотренным ГПК РФ;

2) жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

4) до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;

5) жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности.

В суде надзорной инстанции дело рассматривается и разрешается по существу в течение 1 месяца, за исключением Верховного Суда РФ. Верховным Судом РФ дело должно быть рассмотрено в течение 2 месяцев. После рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора суд принимает решение истребовать дело, если имеются сомнения в законности судебного постановления, или отказать в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления. Основанием для пересмотра (т. е. отмены или изменения) судебных постановлений в надзорной инстанции является наличие существенных нарушений норм материального или процессуального права. После принятия надзорной жалобы или представления прокурора суд выносит определение о назначении судебного разбирательства с извещением лиц о месте и времени его проведения. При проведении судебного разбирательства судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производства.

Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе (ст. 390 ГПК РФ):

1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора – без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения, если на то имеются основания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:
http://vuzlit.ru/1115910/peresmotr_resheniy_poryadke_nadzora
http://studopedia.ru/8_144021_peresmotr-sudebnih-postanovleniy-v-poryadke-nadzora.html

Читайте также:
Adblock
detector