Сколько длятся надзорные каникулы для малого бизнеса

Karuka / Depositphotos.com

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, в соответствии с которым мораторий на плановые проверки малого бизнеса будет действовать еще два года и завершится 31 декабря 2020 года (Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»). Хотя надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса должны были завершиться 31 декабря текущего года (ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Вместе с тем плановые проверки будут проводиться, в частности, в сферах, где введен риск-ориентированный подход, и объекты проверки отнесли к классу опасности/категории риска, а также в отношении юрлиц и ИП, у которых в предыдущие три года уже отбирали или приостанавливали лицензию, кого наказывали по КоАП дисквалификацией либо приостановлением, или же за совершение грубого нарушения.

Напоминаем, что с 25 июля 2015 года изменился один из критериев для отнесения потребительского кооператива и коммерческой организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), крестьянского (фермерского) хозяйства, а также индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства – предельное значение выручки.

Начиная с 25 июля 2015 года, действуют следующие предельные значения выручки:

микропредприятия – 120 млн руб.;

малые предприятия – 800 млн руб.;

средние предприятия – 2 млрд руб.

Под действие закона не попадают субъекты малого предпринимательства, осуществляющие виды деятельности, перечень которых установлен Правительством РФ 1 ) . В частности, это деятельность в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Кроме того, согласно части 2 статьи 26.1 Закона № 246-ФЗ, контролирующие органы вправе включить в ежегодный план проведения плановых проверок субъекты малого предпринимательства, которые ранее привлекались к административной ответственности за грубые нарушения или в отношении которых было приостановлено и (или) аннулировано действие лицензии, и с даты проведения проверки, на основании которой было вынесено соответствующее решение (постановление), прошло менее трех лет.

Обращаем Ваше внимание, что нормами Закона № 246-ФЗ закрепляется право юридического лица или индивидуального предпринимателя подать в контрольный (надзорный) орган заявление об исключении его из ежегодного плана проверок, если данное лицо или предприниматель полагает, что проверка по нему включена в ежегодный план проверок в нарушение положений Закона № 246-ФЗ.

Другие виды контроля (надзора), на которые не распространяется мораторий на проведение плановых проверок субъектов малого предпринимательства, прямо поименованы статье 6 Закона № 246-ФЗ. В частности, это относится к проверкам в рамках:

федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности,

Читайте также:  Что такое надзор в тюрьме

федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности,

федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности.

В течение трех ближайших лет субъект малого предпринимательства может на законном основании быть освобожден от плановых проверок со стороны, к примеру, трудовой инспекции, ФМС, Роспотребнадзора и т.п., если субъект малого предпринимательства:

не входит в список исключений, для которых Правительством РФ предусмотрен особый порядок проведения контрольных мероприятий;

в рамках своей деятельности не эксплуатирует объекты повышенной опасности и не представляет угрозы окружающей среде;

не привлекался к административной ответственности и не подвергался приостановке (аннулированию) лицензии в течение трех последних лет.

Вместе с тем Закон № 246-ФЗ не избавит субъекты малого предпринимательства от всех существующих видов государственного контроля. В частности, в указанный трехлетний период налоговые органы, органы ФСС, ФФОМС, ПФР, прокуратура и др. вправе назначить плановую проверку субъекта малого предпринимательства.

Обращаем Ваше внимание, что послабляющие меры, вводимые для стимулирования развития малого бизнеса Законом № 246-ФЗ, касаются только освобождения от плановых проверок. Что касается внеплановых проверок, то для инициирования такой проверки достаточно, в частности, обращения в контролирующий орган любого гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица в случаях:

возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Напоминаем, что основания для назначения внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и процедура ее проведения регулируются нормами части 10 Закона № 294-ФЗ.

В реестре сведения о внеплановых проверках публикуются не позднее трех рабочих дней после издания приказа о назначении проверки, за исключением проверок, инициированных жалобами потребителями или угрозами причинения вреда жизни и здоровью. В таком случае сведения о проверках появляются в реестре уже после их начала.

В заключение хотим отметить, что организациям и индивидуальным предпринимателям, которые в соответствии с нормами Закона № 246-ФЗ попадают под освобождение от плановых проверок, не нужно документально подтверждать, что они относятся к субъектам малого предпринимательства. В соответствии с частью 4 статьи 26.1 Закона № 246-ФЗ, при планировании контрольных мероприятий контролирующие органы обязаны самостоятельно проверить, относятся ли включенные в план проверок лица к субъектам малого предпринимательства.

Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ были продлены надзорные каникулы для субъектов малого бизнеса с незапятнанной репутацией. Согласно данному документу мораторий продолжит действовать в 2019 и 2020 году. Рассмотрим, что же такое надзорные каникулы, для чего их продлевать и какие предприниматели имеют право на отдых.

Читайте также:  Чем занимается служба жилищного надзора

С чего все началось

Впервые о надзорных каникулах заговорили в 2015 году. Инициатором идеи стал Президент РФ Владимир Путин. Именно он в своем декабрьском послании Федеральному Собранию РФ предложил ввести мораторий на проведение в секторе малого предпринимательства плановых проверок со стороны:

  • инспекции труда;
  • пожарной охраны;
  • Роспотребнадзора;
  • санитарно-эпидемиологической службы и ряда других проверяющих организаций.

Изначально срок надзорных каникул был определен с начала 2016 до 31 декабря 2018 года. Но впоследствии их решили продлить еще на два года – до 31 декабря 2020 г.

Суть моратория и его значение для малого бизнеса

Основной целью надзорных каникул является уменьшение количества проверок в сфере малого бизнеса. Снижение административного давления на малые предприятия позволяет последним больше сил и времени уделять развитию бизнеса, его расширению. Конечным результатом моратория должно стать увеличение доли малого предпринимательства в ВВП страны и укрепление экономики государства.

Кому положены надзорные каникулы

Согласно законодательству, право на освобождение от ряда проверок могут получить не все предприятия. Для того чтобы попасть в сферу действия моратория, необходимо соответствовать ряду критериев.

  • требований безопасности в промышленной сфере;
  • норм и правил по использованию атомной энергии;
  • условий, указанных в лицензии на деятельность в сфере защиты информации;
  • в отношении производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции;
  • трудового законодательства.

Также учитываются нарушения, связанные с транспортной деятельностью (за исключением автомобильного и городского электротранспорта), организацией/проведением азартных игр и распространением оружия.

Согласно этому документу, малыми считаются организации различных форм собственности, хозяйственные товарищества и партнерства, производственные и потребительские кооперативы, фермерские хозяйства и ИП при соблюдении некоторых условий:

  1. ООО относятся к СМП при условии, что:
    1. Участниками общества являются государство или субъекты РФ, общественные или религиозные организации, различные фонды (за исключением инвестиционных). При этом доля этих участников (суммарно) в уставном или складочном капитале не превышает 25% либо они владеют не более чем ¼ акций организации.
    2. Одновременно участники общества из числа иностранных организаций и юридических лиц, не относящихся к СМП, владеют не более чем 49% акций или доли в уставном/складчатом капитале.

    Помимо юридических критериев, для того чтобы попасть в перечень СМП, организация должна соответствовать определенным требованиям по размеру доходов и численности работников.Согласно законодательству, малым предприятие может считаться при условии, что его коллектив состоит не более чем из 100 человек, а годовой доход не превышает 800 млн. рублей. Последний составляется из суммы всех видов доходов, полученных предприятием с учетом всех видов деятельности и применяемых налоговых режимов.

    Так, мораторий распространяется только на плановые неналоговые проверки. Плановая проверка – мероприятие, целью которого является оценка соответствия деятельности предприятия/организации требованиям нормативных актов государства. Плановые проверки организуют уполномоченные на это госорганы с периодичностью 1 раз в 3 года.

    К неналоговым проверкам, в свою очередь, относят надзорные мероприятия, проводимые со стороны санитарно-эпидемиологических организаций, пожарных, инспекций по труду, органами самоуправления и другими контролирующими органами.

    Исключения, когда мораторий не действует

    Независимо от списочного состава работающего персонала и годового оборота, от проверок не освобождаются предприятия/организации, работающие в отраслях:

    • здравоохранения;
    • образования;
    • теплоснабжения;
    • электроэнергетики.

    Также не распространяется действие надзорных каникул на тех, кто занят в сфере экологической безопасности и промышленности.

    1. Проводимых в рамках надзорных мероприятий, по которым установлены категории риска или классы опасности. Также не отменяются обязательные проверки в отношении организаций или ИП, относящихся к определенной категории риска либо определенному классу опасности (при условии, что опасным является само производство либо используемые в процессе работы объекты).
    2. Проводимых по видам деятельности, подлежащим лицензированию.
    3. Организуемых в рамках федерального госнадзора в области обеспечения радиационной безопасности, обеспечения защиты гостайны, в области использования атомной энергии, федерального государственного пробирного надзора.

    Также мораторий не распространяется на проверки по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций.

    Также, несмотря на надзорные каникулы, на малых предприятиях может осуществляться плановый валютный, таможенный, портовый контроль, банковский и страховой надзор, а также государственный контроль деятельности, связанной с госзакупками.

    Кроме того, с января 2019 года в законодательстве появилась оговорка, согласно которой при освобождении от проверок будет действовать риск-ориентированный подход. Это значит, что количество проверок будет сокращаться там, где риск нарушений минимален, и увеличиваться в зонах повышенного риска.

    В каких случаях мораторий может быть снят

    Мораторий на проведение плановых проверок вовсе не означает, что предприниматели могут безнаказанно нарушать нормативные акты или совершенно расслабиться, забыв о некоторых пунктах своих обязательств. Необходимо помнить, что запрет на проведение проверки может быть снят при:

    • нарушение прав одного из партнеров (заказчиков);
    • угрозе жизни и здоровью окружающих или сотрудников;
    • потенциальной угрозе окружающей среде или культурному наследию.

    При возникновении любой из этих ситуаций проверки могут быть инициированы налоговой службой или прокуратурой. Также действие моратория может быть снято по жалобе одного из клиентов организации, если тот заметит какие-либо нарушения по отношению к себе.

    Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 577-03-71
    (Москва)

    +7 (812) 425-60-36
    (Санкт-Петербург)

    8 (800) 350-84-13 доб 680
    Для всех регионов!

    Это быстро и бесплатно!

    При этом мораторий на проверки – это вовсе не повод для малых предприятий расслабляться, ведь любое нарушение может привести не только к снятию моратория, но и к усилению контроля, к административной и даже уголовной ответственности.

    Источники:
    http://spmag.ru/articles/nadzornye-kanikuly-dlya-malogo-biznesa
    http://vesbiz.ru/svoj-biznes/nadzornye-kanikuly.html

Читайте также:
Adblock
detector