Найдено 2 определения термина ОБЩИЙ НАДЗОР
Осуществление О. н. за точным исполнением законов имеет целью: установление единообразного понимания и применения советских законов по всему Советскому Союзу; дальнейшее укрепление советской за-коиности в деятельности министерств и других центральных ведомств СССР, республиканских и местных органов гос. управления, подчиненных им учреждений и предприятий, местных органов власти, а также кооперативных и общественных организаций; точное соблюдение законов гражданами СССР и охрану их прав, гарантированных Конституцией СССР. Органы прокуратуры обязаны реагировать на все факты нарушения законности и бездействия в исполнении требований законов. Роль и значение О. н. неизмеримо повышается в связи с задачами дальнейшего укрепления государственной дисциплины и законности, поставленными XIX съездом нашей партии.
Основное внимание органы прокуратуры сосредоточивают на надзоре за точным исполнением законов об охране социалистической собственности, за строгим соблюдением Устава сельскохозяйственной артели, за безусловным выполнением законов о труде; за соответствием законам и постановлениям Правительства СССР приказов, инструкций, решений и распоряжений, издаваемых министерствами и другими центральными ведомствами СССР, республиканскими и местными органами гос. управления, а также местными органами власти. О. н. требует своевременного выявления и устранения как нарушений законов, так и причин, способствующих этим нарушениям.
Основными методами работы прокуратуры по установлению нарушений законности являются: получение от министерств и других центральных ведомств СССР, подчиненных им учреждений, республиканских и местных органов гос. управления издаваемых ими правовых актов и проверка их законности; участие в заседаниях республиканских и местных органов гос. управления и местных органов власти; проверка, при наличии к тому оснований, непосредственно в организациях, учреждениях, предприятиях и колхозах соблюдения законов; требование от соответствующих учреждений и организаций производства обследований подчиненных или подконтрольных им учреждений или организаций, когда это необходимо для полного выявления нарушения закона; получение от должностных лиц и учреждений необходимых материалов, а также объяснений по поводу допущенных нарушений или проявленного бездействия в исполнении требований закона.
Основными формами реагирования на выявленные в порядке О. н. нарушения законности, являются:
а) протест на акт, изданный с нарушением закона;
б) представление о мерах, которые необходимо принять для устранения и предупреждения нарушений закона, причин и условий, способствующих этим нарушениям; в) привлечение к ответственности виновных в нарушении закона или в бездействии в исполнении требований закона.
Одним из основных методов О. н. является проверка соблюдения законов. При помощи проверки соблюдения законов прокуратура устанавливает нарушения законов, их распространенность, причины и условия, способствующие нарушениям. Эти причины могут выражаться не только в прямом нарушении закона и в бездействии должностных лиц в исполнении требований закона, но и в попустительстве и укрывательстве ими от наказания виновных в нарушении законности.
Органы прокуратуры, проверяя соблюдение законов, не должны обследовать работу учреждений и организаций и затрагивать вопросы их оперативно-хозяйственной деятельности. Эти проверки касаются лишь вопросов, имеющих правовой характер, и производятся путем ознакомления с постановлениями, решениями, приказами, распоряжениями, инструкциями, жалобами и другими документами, характеризующими состояние законности, с целью установления законности действий проверяемых учреждений и организаций, а также законности принимаемых ими мер по устранению нарушений и причин, им способствующих.
ОБЩИЙ НАДЗОР — см. Прокуратура … Юридический словарь
общий надзор — см. прокуратура … Большой юридический словарь
Надзор — одна из форм деятельности государственных органов по соблюдению законности. Генеральный прокурор и система прокуратуры осуществляют свои надзорные функции путём надзора за точным исполнением законов учреждениями, организациями, должностными… … Политология. Словарь.
НАДЗОР ПРОКУРОРСКИЙ — главное направление деятельности прокуратуры. Его основное содержание заключается в выявлении нарушений предписаний Конституции РФ и законов, действующих на территории Российской Федерации, и принятии предусмотренных законом мер по устранению… … Энциклопедический словарь конституционного права
Надзор — это способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти, который заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий
Надзор — (юридический) в СССР одна из форм деятельности государственных органов по соблюдению социалистической законности. Прокурорский Н. заключается в осуществлении прокуратурой высшего Н. за точным исполнением законов всеми министерствами,… … Большая советская энциклопедия
САНИТАРНЫЙ НАДЗОР — САНИТАРНЫЙ НАДЗОР, одна из основных форм практической деятельности сан. органов. Поддержание определенного сан. уровня жизни тех или других групп населения и его постепенное улучшение, с одной стороны, и защита от вредных моментов, с другой… … Большая медицинская энциклопедия
Железные дороги — I I. История развития железных дорог. Ж. дорога, в том виде, в каком она существует теперь, изобретена не сразу. Три элемента, ее составляющие, рельсовый путь, перевозочные средства и двигательная сила прошли каждый отдельную стадию развития,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Национальный банк Украины — (National Bank of Ukraine) Сведения о Национальном банке Украины, история создания банка Сведения о Национальном банке Украины, история создания банка, функции и задачи банка Содержание Содержание 1. История создания Украины 2. Организационно… … Энциклопедия инвестора
Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора
а) надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
б) надзор за соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
в) надзор за исполнением законов администрациями органов к учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В настоящее время эти учреждения находятся в ведении Министерства юстиции РФ.
Названные виды прокурорского надзора обычно называют общим надзором.
При осуществлении общего надзора прокуроры вправе требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов представления необходимых документов и материалов; проводить проверки по поступающим в прокуратуру материалам и обращениям; вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушений закона; возбуждать производство по делам об административных правонарушениях; вносить представления об устранении нарушений закона; освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию; опротестовывать противоречащие закону правовые акты; обращаться в арбитражные суды с требованием о признании противоречащих закону правовых актов недействительными.
В порядке надзора за соблюдением прав и свобод граждан прокуроры рассматривают и проверяют заявления, жалобы о их нарушении, разъясняют гражданам порядок защиты их прав и свобод, принимают меры по предупреждению и пресечению подобных нарушений, по привлечению к ответственности виновных и возмещению причиненного гражданам ущерба.
Правовыми формами общенадзорной деятельности органов прокуратуры являются протесты, представления и постановления.
Протест прокурора имеет своим объектом противоречащий закону акт исполнительного органа (должностного лица). Он приносится прокурором в орган (должностному лицу), издавший такой правовой акт. Он может вместо принесения протеста, обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста должен быть дан незамедлительный письменный ответ. О дне рассмотрения протеста коллегиальным исполнительным органом сообщается прокурору. Прокурор вправе участвовать в рассмотрении внесенных им протестов и в других случаях.
В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции страны Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ.
Представление прокурора вносится в исполнительный орган (должностному лицу), который полномочен устранить допущенные нарушения. Как правило, представление имеет предупредительный характер и направлено на устранение причин и условий, способствующих нарушениям законности. В течение месяца со дня его внесения адресатом должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Постановление прокурора в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом имеет своим содержанием возбуждение уголовного дела или производства об административном правонарушении.
При осуществлении надзора за соблюдением прав задержанных и заключенных под стражу прокурор вправе, помимо внесения протестов и представлений, возбуждения дел об ответственности лиц администрации исправительных учреждений, отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, освобождать их из штрафного изолятора, карцера, немедленно освобождать содержащихся под стражей.
Источники:
http://soviet_legal.academic.ru/1127/%D0%9E%D0%91%D0%A9%D0%98%D0%99_%D0%9D%D0%90%D0%94%D0%97%D0%9E%D0%A0
http://www.bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-2/78.htm