Надзорные мероприятия что это

Мероприятия по контролю (надзору) — совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверок и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю (надзору).

В соответствии с положениями ст. 9 и 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов в сфере здравоохранения.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов в сфере здравоохранения, выполнение предписаний Росздравнадзора, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки для Росздравнадзора является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

К числу основных нормативных правовых актов, регулирующих порядок обращения граждан, относится Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В нем законодательно закрепляется понятие «обращение граждан», приводится порядок совершения этого юридического действия, определяется порядок рассмотрения обращений.

Следует отметить, что проверка юридического лица или индивидуального предпринимателя по заявлениям и жалобам граждан имеет свои особенности.

В том случае, если заявитель является потерпевшим по делу, и результатами проверки по данному заявлению подтверждается факт совершения правонарушения, руководство юридического лица или индивидуального предпринимателя может требовать предоставления сведений о заявителе и эти сведения ему обязаны предоставить.

Если же проверка производится по заявлению гражданина, которому стали известны факты нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, должностные лица Росздравнадзора не имеют права предоставлять сведения об этом гражданине, если он не заявляет о себе как о потерпевшем и настаивает на неразглашении сведений о себе.

Заявления и жалобы граждан, опубликованные в средствах массовой информации, а также выступления и опубликованные в печати материалы, связанные с заявлениями и жалобами граждан, рассматриваются Росздравнадзором в том же порядке, что и заявления и жалобы, направленные непосредственно в эти органы.

Статьями 11 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ определены предмет и порядок осуществления документарных и выездных проверок.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований в сфере здравоохранения, исполнением предписаний и постановлений Росздравнадзора.

Документарная проверка проводится по месту нахождения Росздравнадзора/территориального органа.

В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Росздравнадзора в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении Росздравнадзора, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этого юридического лица или индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора).

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Росздравнадзора, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере здравоохранения должностное лицо Росздравнадзора, осуществляющее проверку, направляет в адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

При проведении документарной проверки проверяющие должностное лицо Росздравнадзора не вправе требовать у проверяемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

С 1 января 2011 года проверяющим должностным лицам Росздравнадзора также запрещено требовать у проверяемого лица сведения и документы, которые могут быть получены Росздравнадзором от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Читайте также:  Что такое превентивный надзор

Мотивированный запрос о представлении для проведения документарной проверки необходимых документов подписывается:

— руководителем Росздравнадзора или его заместителем;

— руководителем территориального органа Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации или его заместителем.

В тексте данного мотивированного запроса следует указать предупреждение об административной ответственности, предусмотренной статьей 19.4.5 КоАП Российской Федерации.

К мотивированному запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о проведении проверки.

Согласно требованиям ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в Росздравнадзор указанные в запросе документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и, соответственно, подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или уполномоченного представителя юридического лица.

Нарушение данного требования является основанием для привлечения виновных к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.4.5 КоАП Российской Федерации.

В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных проверяемым лицом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Росздравнадзора документах и (или) полученных в ходе осуществления государственного контроля (надзора), информация об этом направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель представляющие в Росздравнадзор пояснения относительно выявленных ошибок — и (или) противоречий в представленных документах, вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Должностное лицо Росздравнадзора, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или уполномоченным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Росздравнадзор установит признаки нарушения обязательных требований в сфере здравоохранения, должностные лица Росздравнадзора, указанные в распоряжении о проведении проверки, вправе провести выездную проверку.

Представляем последовательность проведения выездной проверки на примере проведения плановой выездной проверки юридического лица (исполнение нескольких государственных функций должностными лицами Росздравнадзора).

Должностное лицо Росздравнадзора, ответственное за проведение контрольного мероприятия, учитывая, что плановые проверки проводятся на основании и в соответствии с планами, утвержденными руководителями контрольно-надзорных органов и согласованными с органами прокуратуры, проводит сверку наличия в Ежегодном плане юридического лица, в отношении которого планируется проведение проверки, уточняется срок проведения проверки, указанный в Ежегодном плане, размещенным в открытом доступе на официальном сайте органа прокуратуры и Росздравнадзора.

Должностное лицо Росздравнадзора готовит проект приказа (распоряжения) на проведение контрольного мероприятия в соответствии с п. 8. «Документы, подтверждающие право на проведение проверки».

До проведения проверки должностное лицо Росздравнадзора обязано провести предварительные мероприятия по ознакомлению с документами юридического лица (индивидуального предпринимателя), имеющимися в распоряжении Росздравнадзора, в том числе:

— с лицензионным делом;

— с информацией средств массовой информации о деятельности юридического лица/индивидуального предпринимателя;

— с заявленными юридическим лицом /индивидуальным предпринимателем квалифицированными специалистами для осуществления деятельности;

— с жалобами, обращениями по вопросам деятельности юридического лица/индивидуального предпринимателя;

— с результатами предыдущих контрольных мероприятий, в том числе проведенных другими контролирующими органами;

— с мерами административного реагирования принятые ранее в отношении юридического лица/индивидуального предпринимателя;

— с оплатой административных штрафов юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем.

Приказ (распоряжение) о проведении контрольного мероприятия с целью уведомления направляется в адрес юридического лица/индивидуального предпринимателя, не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, подтверждающем об уведомлении о проведении контрольного мероприятия.

Перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностное лицо Росздравнадзора, проводящее проверку, обязано ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка.

Приказом (распоряжением) определяется председатель комиссии (в случае проведения комплексной проверки), уполномоченной на проведение контрольного мероприятия.

Председатель комиссии перед проведением выездной плановой проверки обязан довести до всех членов комиссии:

— цели, задачи, предмет проверки;

— сроки проведения проверки, примерный план-график проверки, в соответствии с приказом Росздравнадзора;

— перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

— перечень документов, представление которых юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем обязательно для достижения целей и задач проведения проверки;

— обязанности и права должностных лиц Росздравнадзора при проведении выездной плановой проверки;

— меры, принимаемые должностными лицами Росздравнадзора, в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки;

— распределение полномочий между членами комиссии;

— ответственность, возникающую в случае ненадлежащего исполнения функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) должностными лицами Росздравнадзора, при проведении проверки.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за исполнением законов полицией

Выездная проверка начинается:

— с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Росздравнадзора;

— обязательного ознакомления руководителя или уполномоченного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением (приказом) о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку должностных лиц Росздравнадзора, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю (надзору), составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Согласно требованиям ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам Росздравнадзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

В случае непредставления запрошенной информации в установленные сроки, а также при препятствовании или ином противодействии со стороны представителей проверяемого лица должностным лицам Росздравнадзора при проведении проверок, невыполнении их законных требований и т.п. должностным лицам Росздравнадзора следует реализовывать имеющиеся у них полномочия по привлечению виновных к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.4.5 (Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Будучи одним из членов рабочей группы по разработке нового законопроекта, подробнее изложу задачи, которые были решены коллективом авторов законопроекта путем расширения таких норм.

При этом, сам характер отношений в сфере осуществления контроля (надзора) предполагает взаимодействие контролера и контролируемого лица, проведение в отношении контролируемых лиц неких процедур, установленных законом. Задачей ввести административные процедуры в законодательное русло и была продиктована необходимость включения в законопроект совершенно новых понятий для российского права – контрольно-надзорное производство, контрольно-надзорные мероприятия, контрольно-надзорные действия.

Пожалуй, одним из ключевых понятий проекта нового закона является контрольно-надзорное мероприятие, которое представляет собой комплекс взаимосвязанных действий, включающих контрольно-надзорные действия, предусмотренные законом, совершаемые в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Таких мероприятий предусмотрено семь: выездное обследование, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд, проверка. Контрольно-надзорные действия – это конкретные действия, совершаемые инспектором в целях сбора доказательств соблюдения или не соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Такими действиями являются: осмотр, досмотр, экспертиза, эксперимент, запрос документов и другие. Перечень как контрольно-надзорных действий, так и контрольно-надзорных мероприятий строго ограничен законодательно. При этом законом установлено, что для каждого вида контрольно-надзорного мероприятия может применяться только определенная совокупность действий. Например, при проведении выездного обследования инспектор может осуществлять только одно действие – осмотр, а при проведении проверки может осуществлять практически весь набор действий, включая экспертизу, истребование документов, получение объяснений и т.д. Сам выбор контрольно-надзорного мероприятия, которое проводится в отношении конкретного контролируемого лица в конкретное время, обусловлен закрепленной новым законом системой норм (например, это нормы, определяющие связь количества мероприятий и категории риска к которой отнесено конкретное контролируемое лицо), что само по себе является темой отдельной статьи.

Реализация контрольно-надзорных мероприятий, как формы осуществления контроля осуществляется в рамках контрольно-надзорного производства, которое представляет собой систематизированный комплекс последовательно совершаемых действий и принимаемых решений контрольно-надзорных органов, их должностных лиц по оценке соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, а также исполнению предписаний данных органов по результатам такой оценки, нацеленных на выявление и устранение нарушений обязательных требований.

В контрольно-надзорном производстве можно условно выделить несколько стадий: открытие контрольно-надзорного производства, проведение контрольно-надзорного мероприятия, оформление результатов контрольно-надзорного мероприятия, исполнение решений контрольно-надзорного органа. Отдельно выделяется совокупность норм, направленная на возможность обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа.

Еще одной важной особенностью, характерной для нового проекта закона является детальное описание всех субъектов, участвующих в процессе осуществления контроля – контролируемые лица, контрольно-надзорные органы, эксперты, представители и т.д. Установлен круг их прав и обязанностей, гарантии. Впервые подробно описывается статус инспектора как ключевой фигуры в государственном контроле (надзоре).

Вводится понятие контрольно-надзорного дела, как совокупности документов, относящихся к контрольно-надзорному мероприятию в отношении конкретного лица, которое ведется инспектором. При этом следует отметить, что законопроект направлен на расширение возможностей применения современных информационных технологий при осуществлении контрольно-надзорного производства – электронный обмен документами между участниками процесса, создание информационных ресурсов, обеспечивающих проведение мероприятий, создание электронных личных кабинетов контролируемых лиц.

При такой детализации контрольно-надзорного производства, при разработке законопроекта важно было учитывать и значительные особенности, которые присущи разным видам контроля, осуществляемых в России. Необходимо было предусмотреть возможность установления особенностей для разных видов контроля. Решением вопроса стало установление гибкой системы правового регулирования, включающей в себя, в том числе федеральные законы о видах контроля, которыми могут быть урегулированы некоторые важные особенности осуществления того или иного вида контроля (надзора), положения о видах контроля, принимаемые Правительством РФ и устанавливающие конкретное содержательное наполнение мероприятий при осуществлении каждого вида контроля, административные регламенты, регулирующие конкретные административные процедуры.

Читайте также:  Чем отличается конституционный контроль от конституционного надзора

Все указанные мною особенности проекта нового закона о государственном контроле позволяют сделать вывод о значительном шаге на пути создания полноценного кодифицированного законодательного акта, регламентирующего вопросы государственного контроля (надзора).

Данная особенность нового законопроекта – его процессуальность – четкая регламентация последовательности и порядка проведения процедур при осуществлении контроля, законодательное установление прав и обязанностей лиц, участвующих в контроле позволит, в первую очередь, осуществлять эффективную защиту интересов хозяйствующих субъектов при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий. Контрольно-надзорные органы могут действовать только в рамках установленных процедур и мероприятий. Эта особенность позволит повысить эффективность работы самих контрольно-надзорных органов за счет большей регламентации процедур.

Следует отметить, что законопроект повысит и качество правоприменения в целом. Он стал более удобным для привычного восприятия и применения для профессиональных участников этих правоотношений – инспекторов, представителей, судей. Используемый проектом закона категориально-понятийный аппарат более привычен и удобен для участников правоотношений, позволит более эффективно защищать права сторон.

Данный проект федерального закона является сложной системой процессуальных и иных норм, целостно увязанных между собой. Таким образом, при обсуждении законопроекта, хотелось бы чтобы его концепция была сохранена.

Указанные особенности законопроекта, вводя новые понятия и процедуры в данной сфере правоотношений, направлены и на дальнейшее развитие законодательства о государственном (муниципальном) контроле, говоря уже о создании полноценного кодекса контрольно-надзорного производства в будущем.

Вы здесь

С 2017 года органами контроля (надзора) отдельные контрольно-надзорные мероприятия проводятся без непосредственного участия проверяющих лиц.

Федеральным законом 294-ФЗ определены виды таких мероприятий:

– плановые (рейдовые) осмотры территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ;

– административные обследования объектов земельных отношений; измерение параметров природных объектов окружающей среды (воздуха, вод, почвы, недр);

– измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи;

– наблюдение за распространяемой рекламой;

– наблюдение за размещаемой информацией в сети интернет и средствах массовой информации;

– анализ информации о деятельности и действиях юридического лица и ИП.

Данные мероприятия будут проводится в Свердловской области при осуществлении следующих видов контроля (надзора):

– государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения;

– государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной деятельности;

– государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

– региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

– региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков местного значения;

– государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области;

– региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением установленного порядка ценообразования и применения регулируемых цен (тарифов) на территории Свердловской области;

– государственный лесной надзор (лесная охрана) и федеральный государственный пожарный надзор в лесах в лесничествах и лесопарках, находящихся на территории Свердловской области;

– федеральный государственный охотничий надзор;

– надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;

– региональный государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области;

– региональный государственный контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области;

– регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области.

Мероприятия по контролю на основании специального задания проводит уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля.

В случае выявления в ходе такой проверки нарушений обязательных требований, то, помимо применения пресекательных мер, должностное лицо направляет руководителю контрольного органа мотивированное представление для принятия решения о назначении внеплановой проверки. Данное письменное представление должностного лица является самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки.

Если орган госконтроля получит сведения о готовящихся нарушениях,
то проверяющему лицу направляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Новый формат проверочных мероприятий позволит снизить административное давление на предпринимателей Свердловской области.

Источники:
http://zakon.ru/Blogs/novyj_proekt_federalnogo_zakona_o_gosudarstvennom_kontrole_nadzore_i_municipalnom_kontrole_v_rf_prei/78663
http://economy.midural.ru/content/provedenie-kontrolno-nadzornyh-meropriyatiy-bez-uchastiya-yuridicheskogo-lica-i

Читайте также:
Adblock
detector