Кто вправе вносить надзорное представление вправе

Производство в суде надзорной инстанции осуществляется в соответствии с гл. 48.1 УПК. Статьей 412.1 предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные решения могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом ВС РФ, в том числе по представлениям Генпрокурора РФ и его заместителей.

Суд надзорной инстанции проверяет по надзорным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда. В Президиум ВС РФ обжалуются вступившие в законную силу: 1) судебные решения верховных судов республик, краевых или областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ; 2) судебные решения окружных военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ; 3) судебные решения Апелляционной коллегии ВС РФ, Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ и Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;4) определения Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в кассационном порядке;

Согласно ст. 412.2 УПК надзорное представление подается непосредственно в ВС РФ. Перечисленные выше судебные решения могут быть обжалованы в порядке надзора в течение одного года со дня их вступления в законную силу. В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине прокурор, имеющий право подать представление, может ходатайствовать перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока. Пункт 27 № 465 предписывает при решении вопроса о принесении надзорного представления выяснять, пересматривались ли соответствующие судебные решения в надзорном порядке по жалобам иных участников уголовного процесса.

Форма и содержание надзорного представления прокурора.

Надзорное представление в соответствии со ст. 412.3 УПК должно содержать: 1) наименование суда, в который оно подаются; 2) данные о лице, подавшем представление, с указанием его процессуального положения; 3) указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений; 4) указание на судебные решения, которые обжалуются; 5) указание на предусмотренные законом основания пересмотра судебного решения в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований; 6) просьбу лица, подавшего представление.

Надзорное представление должно быть подписано Генпрокурором РФ или его заместителем. К представлению прилагаются заверенные судами, рассматривавшими уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, копии судебных решений, принятых по делу.

В силу ст. 412.4 УПК надзорное представление возвращается без рассмотрения по существу, если: 1) оно не отвечает требованиям, предусмотренным ст. 412.3; 2) оно подано лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции; 3) пропущен срок обжалования судебного решения в порядке надзора; 4) поступила просьба о его отзыве; 5) оно подано с нарушением правил, установленных ч. 3 ст. 412.1. Представление должно быть возвращены в течение 10 дней со дня его поступления в суд надзорной инстанции.

По результатам изучения надзорного представления судья ВС РФ выносит постановление: 1) об отказе в передаче надзорного представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ; 2) о передаче надзорного представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ. Председатель ВС РФ или его заместитель вправе не согласиться с постановлением судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорного представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести постановление об отмене указанного постановления и о передаче надзорного представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Надзорное представление рассматривается в ВС РФ в течение одного месяца со дня его поступления, если уголовное дело не было истребовано, или в течение двух месяцев со дня его поступления, если уголовное дело было истребовано, за исключением периода со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

Дата добавления: 2016-07-29 ; просмотров: 692 | Нарушение авторских прав

В УПК существенно изменен порядок надзорного производства по сравнению с УПК РСФСР. По УПК РСФСР не был ограничен круг лиц, которые могли обратиться с заявлением, жалобой, письмом к соответствующим должностным лицам в прокуратуре или суде, которым было предоставлено право вынесения протестов. Поскольку опротестование вступивших в законную силу судебных решений зависело от усмотрения лиц, которым было предоставлено право принесения надзорных протестов, граждане — участники процесса не имели права непосредственного обращения в суд с жалобой на приговор или иное судебное решение. Свои жалобы или обращения они адресовали должностным лицам, имевшим право принесения протеста.

Читайте также:  Какое по форме решение выносится надзорной инстанцией

Жалоба осужденного, оправданного или других участников процесса по УПК РСФСР не связывала ответ заявителю какими-либо процессуальными правилами и формой. Поэтому все производство по надзорной жалобе (или сообщению лиц, не являвшихся участниками процесса) не носило процессуального характера до момента принесения уполномоченными на то лицами протеста и рассмотрения этого протеста соответствующим судом. В судебное заседание участники процесса, подавшие жалобу или возражение на протест, вызывались, только если суд усматривал в этом необходимость, что имело место крайне редко.

Пленум Верховного Суда РФ в указанном постановлении расширил круг лиц, имеющих право подачи жалобы в порядке надзора, включив в их перечень подозреваемого и обвиняемого. Это объясняется тем, что Пленум предоставил подозреваемому и обвиняемому право обжалования в порядке надзора вступивших в законную силу постановления судьи об избрании подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ) и о продлении им срока содержания под стражей (ч. 8 ст. 109 УПК РФ), а также определения (постановления) суда о продлении срока содержания подсудимого под стражей (ч. 3 ст. 255 УПК РФ).

В УПК РФ право на принесение надзорного представления и надзорной жалобы принадлежит сторонам обвинения и защиты, если они считают решение, вступившее в законную силу незаконным, необоснованным и несправедливым.

Правом принесения представления в соответствии с ч. 1 ст. 402 УПК РФ обладает прокурор, а не государственный обвинитель. Это означает, что представление в суд надзорной инстанции может вносить и прокурор, который не участвовал в рассмотрении данного уголовного дела в качестве обвинителя суде первой и второй инстанций. Это правило обусловлено единством и централизацией прокуратуры, что дает возможность вышестоящему прокурору представлять сторону обвинения в соответствующей надзорной инстанции.

В УПК РФ изменилось положение прокурора в этой стадии процесса, поскольку он приносит не протест, а представление, которое не имеет каких-либо преимуществ перед жалобами других участников процесса. Судья должен решить, может ли представление (как и жалоба) быть поводом к возбуждению надзорного производства или в этом следует отказать.

Отказ в возбуждении надзорного производства требует решения судьи, выносимого в форме постановления. Это постановление может быть обжаловано председателю суда.

Надзорные жалобы в порядке надзора вправе приносить: подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, его представитель.

Подозреваемый может обжаловать решение кассационной, а для мировых судов — апелляционной инстанции, которая, например, отклонила его жалобу на избрание или отмену меры пресечения.

В соответствии с Конституцией РФ, что подтверждено, в частности, постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 г. № 1-П заинтересованным лицам предоставляется право обжалования, в том числе в надзорном порядке, постановления о возбуждении уголовного дела[161].

В числе лиц, имеющих право на обжалование в порядке надзора, не указаны гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Считаем, что в надзорном производстве гражданскому истцу и гражданскому ответчику, так же как и в кассационном производстве, должно быть предоставлено право обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска. Поэтому, на наш взгляд, гражданский истец должен иметь право обжаловать приговор в той части, где суд неправильно применил закон к решению по иску, а суд надзорной инстанции может изменить решение суда первой инстанции, признав его неправильным.

Кроме того, по мнению Н.Г. Муратовой действующее уголовно-процессуальное законодательство необоснованно не включает Уполномоченного по правам человека в перечень лиц, имеющих право ознакомиться с уголовным делом и обратиться с надзорной жалобой в интересах заявителя[162].

Надзорная жалоба или представление должны соответствовать требованиям, предъявляемым к кассационной жалобе и кассационному представлению. В надзорной жалобе или представлении должны быть приведены доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований к отмене или изменению приговора или иного обжалуемого решения, предусмотренных ст. 379 УПК РФ. Требования, предъявляемые к жалобе, делают более предметной проверку приговора или иного решения, а также обязывают привести в решении надзорной инстанции основания, по которым отвергнуты доводы жалобы или представления.

Жалобы направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный пересматривать обжалуемое судебное решение (ч. 1 ст. 404 УПК РФ). В ч. 2 ст. 404 УПК РФ указывается, какие документы обязательно должны быть приложены к жалобе или представлению: копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются; копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу; в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении. В том случае, когда жалоба не отвечает требованиям, указанным в ст. 375 УПК РФ, судья возвращает жалобу или представление для пересоставления (п. 2 ст. 363 УПК РФ).

Читайте также:  Общий надзор что это

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

В любом деле общественной значимости необходимо соблюдать, прежде всего, законность выполняемых действий. Это касается непосредственно и уголовного процесса, так как именно в этот период очень легко нарушить права и свободы человека не только того, кто привлекается за преступление, но и того, кто является свидетелем или потерпевшим.

За исполнением законности каждого действия сотрудников следственного отдела полиции или отдела дознания наблюдает прокурор.

Функции прокурора

Прокурор, согласно УПК РФ, может только давать письменные или устные указания на осуществление каких-либо действий, а также имеет право беспрепятственно проверять материалы дела, соответствие проводимых действий сотрудниками следствия или дознания, нормам уголовно-процессуального кодекса.

Прокурор сам не исполняет никакой процессуальной функции и не может прямо вмешиваться в дела следователей или дознавателей.

Представление

В суде прокурор является государственным обвинителем, выполняя свои основные функции – соблюдение законности. В том случае, если были существенно нарушены права сторон или законодательные нормы, и прокурор увидел это, он может вынести представление.

Представление прокурора — это акт реагирования прокурора на нарушение законодательства, вносимый в орган или должностному лицу, которое уполномочено рассматривать такие дела.

Документ состоит из нескольких частей, а именно: вводная, описательная и резолютивная.

Представление прокурора – образец того, что государственный обвинитель может не только ходатайствовать о назначении наказания, как привыкли думать многие, но и следить за соблюдением законности в любой сфере общественной жизни.

Апелляция

После того как в суде первой инстанции был вынесен приговор, прокурор имеет полномочия обжаловать решение суда, которое еще не имеет законной силы, то есть он обладает такими же правами, как и другие участники уголовного процесса.

Обжалование (апелляционное представление прокурора) может использоваться в том случае, если первоначально в суде не были представлены доказательства, относящие к делу, не были вызваны заявленные свидетели, а также отклонены значимые ходатайства. Сама суть дела при этом не имеет значения, и представление прокурора по уголовному делу содержит только лишь описание нарушенных уголовно-процессуальных норм закона.

Необходимо отметить, что доказательства или свидетели могут быть приняты только в том случае, если они были заявлены ранее в суде первой инстанции, но не были приняты. Данное правило распространяется не только на представление прокурора, но и на все жалобы в апелляционную инстанцию.

Прокурор может обжаловать приговоры судов, включая приговоры Судебной коллегии по уголовным делам, и приговоры по военным делам Верховного Суда РФ.

Сроки по апелляции

На то, чтобы вынести апелляционное представление прокурора, дается 10 суток со дня вынесения приговора в суде первой инстанции. При пропуске этого срока государственному обвинителю возвращается представление, но он может ходатайствовать о восстановлении пропущенных сроков, указав при этом те уважительные причины, из-за которых этот период был пропущен.

В течение 14 дней со дня вынесения представления орган, в который был направлен данный документ, должен принять решение. В случае положительного ответа о рассмотрении документа прокурор также участвует в процессе, заявляя ходатайства и предъявляя доказательства.

Необходимо отметить важность участия прокурора в апелляционном суде. Он должен присутствовать для того, чтобы процесс осуществлялся по закону, не ущемляя права и свободы граждан, то есть применялся принцип состязательности.

Кассация

В данном документе точно так же описываются все нарушения уголовно-процессуальных норм, если они были допущены в суде на первых этапах рассмотрения по делу. Должны быть указания, какие именно статьи были применены неправильно, что повлекло за собой нарушение прав одной из сторон, участвующих в деле.

Кроме того, апелляционное представление прокурора, так же как и кассационное, содержит в себе решение вопроса о применении кодекса в правильном варианте. Сроки подачи представления и действия при их пропуске – 10 суток со дня вынесения приговора, или ходатайство о восстановлении пропущенного периода.

Если прокурор после внесения представления решил отказаться от данного действия, он вправе отозвать документ.

Надзорное представление

В том случае, когда уже произведено заседание суда, но кассационное представление прокурора не удовлетворено, он может обжаловать решение в надзорном порядке.

По закону обжалование в надзорном порядке носит особенный процессуальный статус. Именно поэтому в законодательстве предусмотрены суды, которые имеют право рассматривать такие представления. Согласно статье 403 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, надзорные представления могут приносить прокурор субъекта или Генеральный прокурор РФ.

Читайте также:  Кем осуществляется государственный горный надзор

Ответ прокурору

Ответ на представление прокурора в надзорном порядке может быть как положительный, так и отрицательный. При положительном ответе дело рассматривается, и выносится определенное постановление, например, отменить решение суда, в котором рассматривалось дело. В этом случае материалы направляют на доследование при необходимости, или выносят оправдательный приговор.

Если ответ суда отрицательный, то дальнейшее обжалование происходит в следующем порядке: определения президиумов судов субъектов РФ или Судебной коллегии по уголовным делам может быть обжаловано в порядке надзора, как указано ранее. Постановления Президиума Верховного Суда РФ обжалованию не подлежат, за исключением случаев выявления новых обстоятельств.

Представление об устранении нарушений

Кроме представления, которое вносится в суд и содержит совокупность нарушенных норм, существует также представление прокурора об устранении нарушений. Предметом данного документа могут являться нарушения норм закона в различных областях общественной деятельности и содержать в себе требования привлечения какого-либо лица (или лиц) к материальной или дисциплинарной ответственности. Ответ на представление должен быть отправлен в письменном виде прокурору, который внес документ на рассмотрение компетентному органу.

Классификация представлений

Стоит также выделить, на основании вышеизложенного, что существует неузаконенная классификация для такого вида документов, как представление, внесенное прокурором. Выделяют надзорные и ненадзорные представления.

Ненадзорными документами как раз являются те, которые приносят в судебную канцелярию – апелляционное, кассационное и в порядке надзора.

Надзорные представления связаны с непосредственной функцией прокурора в осуществлении надзора и выявлении фактов нарушения законов. Это касается в первую очередь должностных лиц, занятых на государственной службе.

Жалоба на представление

На любое представление прокурора, если дело касается физических или юридических лиц, и рассматривается в суде, можно подать жалобу.

В том случае, если прокурор не соглашается с постановлением или решением суда и просит ужесточить меру наказания или увеличить штраф уже осужденному лицу, этот человек имеет право подать жалобу в тот же суд, что и прокурор – апелляционной или кассационной инстанции. В любом случае осужденный может привести возражения, которые базируются только на нормах закона, в письменном варианте, самостоятельно или при помощи третьих лиц.

Протест и представление

В действующем законодательстве протест и представление определены в разных статьях, однако все чаще используется именно второй термин, хотя функции данных документов различны. Чтобы не запутаться в многообразии процессуальных документов, которые прокурор может вносить и заявлять, необходимо точно установить значение этих терминов.

Представление, как уже было сказано ранее, это акт реагирования прокурора на нарушения. В судебных заседаниях стали применять это понятие намного чаще. Протест предусматривает решительное несогласие с чем-либо. А такой подход считался бы неуважением к суду. Поэтому термин представление — как более демократичный — стал применяться в большинстве случаев.

Однако если протест – это заявление о нарушении какой-то одной нормы закона, то представление, внесенное прокурором – комплексный документ. Его предметом являются несколько нарушений положений в законодательстве, которые необходимо устранить, или привлечь к ответственности определенных лиц.

Необходимо также отметить, что все эти документы должны рассматриваться вне зависимости от того, какое решение планируется принять. Недопустимо озвучить прокурору отказ о принятии мер по устранению нарушений, если на это нет оснований.

Содержание представления

Информация, которую должно содержать каждое представление прокурора, довольно характерна для судебного постановления. Однако необходимость внесения сведений определяется практической значимостью данного документа:

  1. Наименование суда.
  2. Наименование лица, подающего представление (прокурор) и процессуальное положение (государственный обвинитель).
  3. Указание, какое именно решение суда обжалуется или с каким не согласен прокурор.
  4. Требования прокурора.
  5. Причины, по которым обвинитель считает, что решение неверное.
  6. Список документов и доказательств, которые могут быть приложены к представлению.

Как выглядит представление прокурора (образец приведен в качестве примера) на устранение нарушений в уголовно-исполнительном законодательстве, можно посмотреть на фото, расположенном ниже.

Таким образом, прокурор, выполняя свои прямые обязанности, не только должен выявлять факты неправильного применения закона или нарушение его норм, но и обязан требовать любую информацию, относящуюся к делу, и давать указания для устранения нарушения.

С изменениями в уголовно-процессуальном кодексе, которые произошли сначала в 2007-м, а затем и в 2014 году, прокурор был несколько ограничен в своих полномочиях, однако это дало ему право занять позицию наблюдателя и стать при этом незаинтересованной стороной в любом деле.

Источники:
http://studopedia.ru/9_145875_poryadok-prineseniya-nadzornoy-zhalobi-ili-predstavleniya.html
http://businessman.ru/new-chto-takoe-predstavlenie-prokurora.html

Читайте также:
Adblock
detector