Кто осуществляет надзорную деятельность в области гоичс

2. Права и обязанности должностных лиц органов государственного надзора в области гражданской обороны

2. Права и обязанности должностных лиц органов
государственного надзора в области гражданской обороны

2.1. Должностные лица надзорных органов при осуществлении государственного надзора вправе:

осуществлять проверку выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны субъектами надзора;

проводить проверки территорий, зданий, сооружений, помещений в целях соблюдения требований и мероприятий в области гражданской обороны;

запрашивать документы, необходимые для проверки выполнения субъектами надзора требований и мероприятий в области гражданской обороны;

выдавать руководителям, иным должностным лицам или уполномоченным представителям субъектов надзора обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений в части выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны;

составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами надзорных органов.

2.2. Должностные лица надзорных органов при осуществлении государственного надзора обязаны:

исполнять своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований и невыполнения мероприятий в области гражданской обороны;

не разглашать информацию, составляющую государственную, служебную или коммерческую тайну, которая может стать им известна;

осуществлять разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о гражданской обороне;

соблюдать права и законные интересы субъектов надзора;

проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением;

проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), в необходимых случаях также копии документа о согласовании проведения проверки;

не препятствовать руководителям, иным должностным лицам или уполномоченным представителям субъектов надзора присутствовать при проведении мероприятий по надзору, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

знакомить руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей субъектов надзора с результатами мероприятий по надзору;

учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

соблюдать установленные сроки проведения проверки;

не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;

осуществлять в установленном порядке ведение документации, отражающей деятельность надзорных органов;

осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;

проводить анализ результатов работы по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны;

рассматривать обращения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также граждан по вопросам осуществления государственного надзора в области гражданской обороны;

выполнять требования законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность по организации и осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны;

осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

Хорошо и качественно


В сборник включены нормативные акты, регламентирующие проведение МЧС России государственного надзора в области гражданской обороны. В приводимых документах находит свое отражение процесс совершенствования функций государственного надзора, направленный на снижение административной нагрузки на организации и граждан-предпринимателей и на повышение качества администрирования контрольно-надзорных функций. Внедрение современного риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности устраняет сплошные проверки поднадзорных субъектов, создавая систему эффективного расходования ресурсов.
Меры по налаживанию системной профилактической работы, ориентированной на соблюдение поднадзорными объектами предъявляемых требований, а не только на наказание за совершение правонарушений, позволяют снизить издержки как надзорных органов, так и объектов надзора.
Помимо нормативных документов, в настоящий сборник включены методические рекомендации МЧС России по организации проведения проверок, которые представляют интерес в части обзора основных требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Документы приводятся по состоянию на 1 мая 2018 г. Ошибки в нумерации пунктов документов не исправлялись.

СОДЕРЖАНИЕ
Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны (постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 305)
Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска
Перечень должностных лиц МЧС России, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 26 декабря 2014 г. №732)
Административный регламент МЧС России исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 26 июня 2012 г. № 358)
I. Общие положения
Наименование государственной функции
Наименование федерального органа, исполняющего государственную функцию
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции
Предмет государственного надзора
Права и обязанности должностных лиц при исполнении государственной функции
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору
Результат исполнения государственной функции
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
Порядок информирования об исполнении государственной функции
Режим работы надзорных органов
Сведения о размере платы, взимаемой с лица, в отношении которого проводятся мероприятия по надзору
Срок исполнения государственной функции
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме
Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны
Межведомственное информационное взаимодействие надзорных органов с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления сведений, необходимых для осуществления государственной функции
Учет объектов надзора
Ведение перечней юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки в области гражданской обороны
Планирование проверок
Проведение проверок
Проведение плановых проверок
Проведение внеплановых проверок
Проведение документарных проверок
Проведение выездных проверок
Оформление результатов мероприятий по надзору
Регистрация и учет проверок
IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции
Ответственность должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции
Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений й действий (бездействия) надзорных органов, а также их должностных лиц
Информация для объектов надзора об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции
Предмет досудебного (внесудебного) обжалования
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается
Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования
Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба объекта надзора в досудебном (внесудебном) порядке
Сроки рассмотрения жалобы
Результат досудебного (внесудебного) обжалования
Приложение № 1 к Административному регламенту
Перечень органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны
Приложение № 2 к Административному регламенту
Блок-схема исполнения государственной функции
Приложение №2.1 к Административному регламенту
Журнал учета профилактической работы
Приложение № 2.2 к Административному регламенту Предостережение о недопустимости нарушения установленных требований в области гражданской обороны
Приложение № 2.3 к Административному регламенту Журнал учета предостережений о недопустимости нарушения установленных требований в области гражданской обороны
Приложение № 3 к Административному регламенту
Журнал учета объектов надзора
Приложение № 3.1 к Административному регламенту Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки в области гражданской обороны
Приложение № 3.2 к Административному регламенту
План проведения проверок органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления
Приложение № 4 к Административному регламенту План проведения проверок федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов на год
Приложение № 5 к Административному регламенту
Журнал учета проверок
Приложение №5.1 к Административному регламенту Акт о невозможности проведения проверки в области гражданской обороны
Приложение № 6 к Административному регламенту
Предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны
Приложение № 7 к Административному регламенту
Журнал учета дел об административных правонарушениях
Приложение № 8 к Административному регламенту
Учетная карточка личной консультации гражданина
Проверочный лист (список контрольных вопросов), используемый при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 27 февраля 2018 г. №78)
Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 22 марта 2018 г. № 116)
Методические рекомендации МЧС России по организации проведения проверок в области гражданской обороны в отношении субъектов надзора (утв. 10 января 2016 г., №2-4-71-2-28)
Введение
1. Общие положения
2. Права и обязанности должностных лиц органов государственного надзора в области гражданской обороны
3. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются проверки
4. Сроки проведения проверок
5. Общие требования к планированию и проведению проверок
6. Особенности проведения плановых проверок с учетом риск-ориентированного подхода
7. Особенности проведения внеплановых проверок
8. Особенности проведения документарных проверок
9. Особенности проведения выездных проверок
10. Основные требования и мероприятия в области гражданской обороны, выполнение которых субъектами надзора подлежит проверке нацзорными органами
10.1. В целях подготовки населения в области гражданской обороны
10.2. В целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
10.3. В целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы
10.4. В целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты
10.5. В целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки
10.6. В целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
10.7. В целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
10.8. В целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
10.9. В целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению
10.10. В целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий
10.11. В целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера 10.12. В целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время
10.13. В целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время
10.14. В целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
10.15. В целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны
11. Оформление результатов проверок

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за торговлей

Одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Контроль над накоплением, хранением и использованием запасов, а также организационно-методическое руководство осуществляется МЧС в соответствии с Административным регламентом № 359 [1] . В статье рассмотрен порядок проведения организаций на предмет проверок соблюдения законодательства о гражданской обороне.

В силу ст. 1, 2, 6 Федерального закона № 28-ФЗ [2] гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (СИЗ).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 28-ФЗ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяет Правительство РФ. В настоящее время они утверждены постановлениямиот 29.11.1999 № 1309, 27.04.2000 № 379.

На организации в рамках мероприятий по гражданской обороне возлагаются обязанности по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ).

На основании ст. 13 Федерального закона № 28-ФЗ, указов Президента РФ от 11.07.2004 № 868, от 30.09.2011 № 1265 контроль и надзор за соблюдением законодательства о гражданской обороне возложены на МЧС.

Что является предметом государственного надзора, осуществляемого МЧС?

Так, организация обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ) регламентирована Приказом МЧС РФ от 01.10.2014 № 543. Данный документ вступил в силу с 16.03.2015, до него действовал аналогичный – Приказ МЧС РФ от 21.12.2005 № 993. В соответствии с вышеприведенными документами обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон:

  • защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
  • возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.
Читайте также:  Сколько надзоров в прокуратуре

Приобретение СИЗ должно осуществляться посредством создания материальных резервов защитных средств. Федеральные органы исполнительной власти формируют указанный резерв для работников данных органов и организаций, находящихся в их ведении. Органы исполнительной власти субъектов РФ создают резерв СИЗ для работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении соответственно, а также неработающего населения соответствующего субъекта РФ, проживающего на территориях в пределах границ вышеперечисленных выше зон. Организации закупают СИЗ для работников названных организаций.

Накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций

В Приказе МЧС РФ № 543 приведены нормативы обеспеченности СИЗ. Так, в документе установлено, что накопление запасов (резервов) СИЗ органов дыхания осуществляется для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) противогазов фильтрующих увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных. Аналогичные нормы были регламентированы ранее действовавшим Приказом МЧС РФ № 993.

Как указали арбитры в Постановлении ФАС ЗСО от 09.08.2012 по делу № А67-4826/2011, несоблюдение данного требования является нарушением законодательства о гражданской обороне.

В отношении каких субъектов осуществляются проверки МЧС?

В качестве примера приведем Постановление Томского областного суда от 29.09.2014 № 4а-376/2014, в котором к ответственности по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ было привлечено Росимущество за несоблюдение законодательство о гражданской обороне.

Исходя из п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны [4] данные правила должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении ЧС природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны – убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

Согласно п. 3.2.1 указанных правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться:

  • требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений;
  • условия, необходимые для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Признавая Росимущество виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, суд исходил из того, что обязанность по контролю за распоряжением, использованием по назначению, сохранностью объектов гражданской обороны возложена на данное юридическое лицо. Названные объекты находятся в федеральной собственности, не передавались в оперативное управление, хозяйственное ведение или в пользование в целях сохранения объекта и имущества гражданской обороны каким-либо организациям, следовательно, Росимущество было обязано исполнять свои обязанности по их сохранности. Юридическим лицом не были обеспечены своевременное техническое обслуживание и ремонт, содержание в состоянии, пригодном к использованию по предназначению в соответствии с требованиями нормативных технических документов защитных сооружений гражданской обороны.

Доводы о том, что предметом проверки могло быть только имущество, принадлежащее Росимуществу в субъекте РФ на праве оперативного управления, и о неверном применении ст. 210 ГК РФ судом были отклонены.

На основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, являются имуществом учреждения, финансирование которого осуществляется из республиканского бюджета, и такие объекты относятся исключительно к федеральной собственности.

Какой срок установлен для проверок, проводимых МЧС?

Согласно ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ срок проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки в год не может превышать 50 часов – для малого предприятия и 15 – для микропредприятия.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц надзорных органов, проводящих плановую выездную проверку, срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен руководителем надзорного органа, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Срок проведения документарной и выездной проверок в отношении юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

Аналогичные нормы приведены в п. 20 – 22 Административного регламента № 359.

Что является предметом документарной проверки?

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется по месту нахождения территориального органа ГУ МЧС.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении МЧС, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение организацией обязательных требований в области гражданской обороны, надзорный орган направляет в адрес субъекта надзора мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения руководителя органа надзора или его заместителя о проведении проверки.

Обратите внимание

В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в надзорный орган указанные в запросе документы (п. 63 Административного регламента № 359).

Читайте также:  Каким может быть банковский надзор

В каких случаях проводится внеплановая проверка МЧС?

  • в целях предотвращения причинения вреда жизни, здоровью граждан;
  • по обеспечению безопасности государства;
  • по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Так, исходя из п. 55 Административного регламента № 359 внеплановые проверки проводятся, в частности, на основании:

  • распоряжения руководителя надзорного органа, изданного в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ;
  • требования прокурора по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В качестве примера одного из оснований для проведения внеплановой проверки рассмотрим Постановление ФАС УО от 11.11.2013 № Ф09-9787/13. Так, на рассмотрение суда был вынесен анализ результатов проведения контрольного мероприятия проводимого в администрации сельского поселения одного из субъектов РФ.

  • не создано содержание и не организована деятельность аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
  • не организованы накопление, освежение СИЗ;
  • не проведены комплексные учения (тренировки) по действиям при возникновении ЧС;
  • не обеспечены работники органа местного самоуправления и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40% от их общей численности.

Суд отметил, что администрация сельского поселения была уведомлена о проведении внеплановой выездной проверки в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ. Акт проверки вручен учреждению в день составления, что подтверждается входящей отметкой заявителя на акте. Поскольку доказательств соблюдения требований законодательства о гражданской обороне администрацией сельского поселения не было представлено, учреждение было привлечено к административной ответственности.

Каковы размеры штрафов за выявленные нарушения?

  • на должностных лиц – в размере от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

Невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ):

  • на должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 руб.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено:

  • что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;
  • что данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы о том, что у юридического лица отсутствуют денежные средства (бюджетное финансирование) для исполнения требований законодательства о гражданской обороне, не являются убедительным фактом в суде для того, чтобы избежать привлечения к административной ответственности в виде наложения штрафных санкций.

В качестве примера приведем Постановление ВС РФ от 17.10.2014 № 11-АД14-23, в котором Государственная инспекция труда по субъекту РФ (далее – инспекция) была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Вменяемое ей нарушение состояло в том, что работники инспекции не обеспечены СИЗ , медицинскими средствами индивидуальной защиты. Как уже было отмечено выше, к числу основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, относится обеспечение выдачи населению СИЗ и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.

В качестве обоснования суду было предъявлен факт того, что у учреждения не было возможности исполнить все предписания МЧС в виду отсутствия необходимого количества денежных средств на приобретение СИЗ.

При рассмотрении спора, вынесенного на рассмотрение Верховного Суда, было установлено, что Инспекция в субъекте РФ является государственным органом, находящимся в подчинении Роструда. Финансирование расходов на ее содержание осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, в соответствии с бюджетной сметой, утверждаемой Рострудом. Как следует из представленных Рострудом документов, для инспекции было выделено дополнительное финансирование на приобретение СИЗ для сотрудников учреждения. Однако в полном объеме работники инспекции такими средствами не были обеспечены. Повторных обращений по вопросу выделения денежных средств на приобретение СИЗ в Роструд со стороны инспекции не поступало.

При данных обстоятельствах судебными инстанциями обоснованно было признано, что принятые инспекцией меры не являлись исчерпывающими, в связи с чем она была привлечена к административной ответственности виде наложения штрафных санкций.

Кратко сформулируем основные выводы:

  1. Требования, установленные законодательством РФ по гражданской обороне, являются обязательными для исполнения не только государственными (муниципальными) учреждениями, но и федеральными органами исполнительной власти РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
  2. В целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций создаются и используются соответствующие материальные резервы. К таковым, в частности, относятся приобретение СИЗ для работников учреждений. Финансирование расходов, связанных с их созданием, хранением и обслуживанием, осуществляется счет средств, имеющихся у учреждения на ведения их деятельности
  3. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о гражданской обороне возложен на МЧС. Должностные лица территориальных органов ГУ МЧС вправе в пределах своих полномочий осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны как федеральных органов исполнительной власти РФ, так и обычных учреждений вне зависимости от их сферы деятельности.
  4. За невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны ст. 20.7 КоАП РФ установлена административная ответственность.

[1] Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. Приказом МЧС РФ от 26.06.2012 № 359.

[3] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309.

[4] Утверждены Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583.

Трудовые проверки становятся новыми налоговыми. Ошиблись в кадровом документе? Оштрафуют, умножив на количество сотрудников.

Станьте гуру кадрового учета. Сейчас наш мега-популярный онлайн-курс по заполнению кадровых документов со скидкой 50 %.

Куча образцов документов и советов от практиков. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат. Успейте купить (у нас еще пять курсов со скидкой).

Источники:
http://www.centrmag.ru/catalog/product/gosudarstvennyj-nadzor-v-oblasti-grazhdanskoj-oborony-sbo/
http://www.klerk.ru/buh/articles/422543/

Читайте также:
Adblock
detector